МЕТОДЫ И ПАРАДИГМЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ



1. МЕТОДЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ПРИРОДЫ ЭТНИЧНОСТИ И ЭТНИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

2.1. Понятие «этничность»

2.2. Примордиалистская (эссенциалистекая) парадигма

2.3. Инструменталистская парадигма

2.4. Конструктивистская парадигма

2.5. Значение теоретических парадигм этничности

и поиски полипарадигмальною синтеза

Основные понятия

Научный метод, теоретическая парадигма, этничность, этническая иден­тичность, этническая группа, этническая солидарность; примордиализм, инструментализм, конструктивизм.

 1. МЕТОДЫ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Под методами в науке понимают системы правил, которые направляют исследовательскую деятельность на какую-нибудь определенную цель. Как и любая наука, этнополитическая кон­фликтология при изучении своего предмета (этнополитическо-го конфликта) использует научную методологию, т.е. совокуп­ность способов и подходов исследования, основанных на опре­деленных исходных принципах, логических приемах и методах познания. Среди методологических оснований этнополитичес-кой конфликтологии можно выделить четыре основные группы методов и подходов, различающихся по степени общности и задачам.

Во-первых, общенаучный философский метод, который исполь­зуется во всех конкретных науках и на всех стадиях изучения. В его основе лежат так называемые общелогические методы, ко­торые относятся не к исследованию этнополитических объек­тов, а непосредственно к организации и процедуре познава­тельного процесса. Среди них индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моде­лирование, мысленный эксперимент, математические, кибер­нетические, прогностические и другие подобные методы. Все основные общенаучные исследовательские процедуры строятся в строгом соответствии с формами и законами диалектического мышления, формальной логики (тождества, противоречия, ис­ключенного третьего, достаточного основания), правилами опе­рирования понятиями, суждениями, умозаключениями. Они устанавливают порядок и последовательность выработки опре­делений, понятий, категорий, составляющих содержание любой научной теории. Без общих научных понятий и категорий сущ­ности, содержания и формы конфликта, систематики форм его проявлений и факторов, детерминирующих его развитие и транс­формацию, не могут плодотворно развиваться ни конфликтная аналитика, ни конфликтный менеджмент.

Во-вторых, частные, или специальные, методы, которые ис­пользуются для познания конкретных явлений, относящихся к сфере этнополитических конфликтов. Частные научные методы отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и ориентируют на особый подход к нему. С давних пор в общественных науках используется исторический подход, кото-

рый требует хронологической фиксации событий и фактов, их исследования во временном развитии, выявления связи настоя­щего, прошлого и будущего. Сравнительный (компаративист­ский) метод предполагает сопоставление различных конфликт­ных ситуаций, форм проявлений, моделей конфликтной дина­мики и способов регулирования конфликтов с целью выявления как их типичных черт, так и различий в специфике, что способ­ствует нахождению наиболее эффективных форм управления конфликтами и оптимальных путей решения задач по их регу­лированию и разрешению. Кроме того, применение сравнитель­ного метода расширяет кругозор исследователя, способствует плодотворному освоению опыта других стран и народов и твор­ческому (с учетом специфики страны) его использованию. Так как исследования по этнополитической конфликтологии осу­ществляются на стыке нескольких общественных наук (общая конфликтология, политология, этнология, социология, право­ведение, экономика, социальная психология, история, страно­ведение и др.), она заимствует у этих наук их специальные ме­тоды, принципы и приемы научного анализа. В совокупности эти частные методы позволяют глубже и всесторонне познать этнополитический конфликт. И в теоретической, и в приклад­ной конфликтологии сегодня преобладают многофакторные и многоуровневые подходы к анализу конфликта, и особенно к проблематике его разрешения и управления им.

В-третьих, теоретические парадигмы. Применение тех или иных теоретических парадигм играет большую роль среди методоло­гических оснований любой общественной дисциплины. Пара­дигма — это специфическая логическая, мыслительная модель, определяющая способы восприятия и интерпретации действи­тельности. Наибольший вклад в становление парадигмального каркаса современного этноконфликтологического знания вне­сли психология, социология, общая конфликтология, полито­логия и этнология.

Психологическая и социологическая парадигмы конфликта сфор­мировались еще до становления конфликтологии как самостоя­тельной научной дисциплины. Психологи рассматривают кон­фликт как естественное условие взаимодействия людей, в осно­ве которого лежат противоречия, различия между интересами и ценностями субъектов социальных связей, которые проявляют­ся на соответствующем эмоциональном фоне. В психологичес­кой парадигме конфликт трактуется в широком смысле как от­сутствие согласия, расхождение во мнениях, столкновение разных взглядов и желаний, противоположных при данных обсто­ятельствах ценностей, потребностей, интересов, мотивов и сти­лей поведения. Психологи акцентируют внимание на субъек­тивной стороне конфликта и видят его источник в диспозициях представлений и мотивов участников. Соответственно анализ конфликта осуществляется с позиции одного из оппонентов, а действия другого рассматриваются как объективный фактор, корректирующий действия субъекта, как реакция на них.

Социологи, напротив, основное внимание уделяют объектив­ной стороне конфликта и социальным отношениям. Конфликт характеризуется более узко, прежде всего как предельное обо­стрение противоречий, столкновение и противоборство, вызы­ваемые противоположностью, несовместимостью интересов и позиций личностей, групп, социальных слоев, государств. С точки зрения социологической парадигмы источником конф­ликта выступает объективное состояние социума, и как бы ни реагировали на него субъекты, их действия и их результаты в конечном счете детерминированы объективно существующи­ми возможностями и ресурсами. Уровень соответствия/не­соответствия цели, средств, стратегии и тактики действия объ­ективным обстоятельствам определяет результат действий субъектов. Таким образом, конфликт из психологического и субъективного состояния превращается в объективное состоя­ние, но уже не самого по себе субъекта, а системы межсубъект­ных отношений.

Современная общеконфликтологическая парадигма появилась в середине XX в. в работах ряда социологов (Л. Козер, К. Боул-динг, Р. Дарендорф). Ее основное содержание определяется ря­дом исходных положений. Они включают признание конфлик­та в качестве необходимого и естественного явления обществен­ной жизни и движущей силы любого процесса социальных и политических изменений, позитивной роли конфликтов в об­щественном развитии, а также подчеркивание принципиальной возможности разработки и применения конструктивных спосо­бов регулирования конфликта и предотвращения или миними­зации его деструктивных проявлений. В целом конфликтологи­ческая парадигма утверждает предпочтительность управления конфликтами перед их немедленным разрешением и необходи­мость поиска ненасильственных методов при урегулировании конфликтных ситуаций.

Специфика политологической парадигмы связана с трактов­кой самого феномена политики как присущей любому челове­ческому обществу деятельности, направленной на примирение

несовместимых интересов в контексте политической системы. Она воспринимает политику как управление конфликтом, что означает поиск путей установления консенсуса через институци-онализацию конструктивных методов урегулирования конфлик­тов на основе соответствующих норм, которые были бы приняты обществом. Как отмечается в литературе, исторические корни важнейших политико-конфликтологических парадигм восходят к одному из трех идеологических течений, обозначившихся в политической мысли еще на рубеже XIX—XX вв. — либераль­ному, социалистическому и авторитарно-консервативному. Ли­беральные теоретики оспаривали метафизику государства как политической общности и фикцию единой власти, указывая, что государство представляет собой лишь сумму проживающих в нем групп и интересов. На этой основе возникла модель кон­фликта, в которой его субъектами выступают группы по интере­сам. Социалистические теоретики исходили из противопостав­ления государства и общества, утверждая, что на смену государ­ству в перспективе придет саморегулирующееся общество. Отсюда их конфликтологический подход базировался на моде­ли классового конфликта. Авторитарно-консервативные мыс­лители критиковали либеральную парламентскую демократию и исходили из модели конфликта по линии «элиты—массы». Следует учитывать, что эти три подхода не сводились к строго политическим разграничениям. Теории групп по интересам раз­рабатывались не только либералами, классовый анализ пред­принимали не только марксисты, а исследования элит осуще­ствлялись не только консерваторами. Подходы взаимно допол­няли друг друга и влияли на значение понятий (295, 194—195; 31, 71-72).

Наконец, на выработку парадигм этнополитической кон­фликтологии огромное влияние оказали сформировавшиеся в рамках этнических исследований три основные этнологичес­кие парадигмы, в рамках которых ученые подходят к анализу природы этничности — примордиализм, инструментализм и конструктивизм. Они подробно рассмотрены ниже, в § 2 этой главы.

В-четвертых, к особой группе методологических средств эт­нополитической конфликтологии относятся методы эмпириче­ских исследований, используемые для получения первичной ин­формации о связанных с этническим конфликтом политических фактах. Следует заметить, что в основном они заимствованы из конкретной социологии, социальной психологии, этнологии.

кибернетики, теории информации, теории игр и некоторых дру­гих наук. К этим методам относятся использование статистики; контент-анализ документов (законодательства, политических программ и заявлений, прессы и других СМИ, книг, кинофиль­мов, лозунгов и др.); наблюдение как в открытой форме (кон­статация фактов, отслеживание конкретных событий и послед­ствий принятых решений), так и в виде «включенного наблю­дения» (когда исследователь на определенное время либо находится внутри изучаемой группы, либо «включается» в кон­кретную ситуацию межэтнического взаимодействия, например в проведение переговоров по урегулированию конфликта); ан­кетные опросы и глубинные интервью (членов групп, непос­редственных участников событий, экспертов), «биографичес­кий» (устно-исторический) метод; лабораторные эксперимен­ты; деловые игры и семинары; моделирование процессов; картографирование и т.д.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!