Как аналитик может помочь пациенту 24 страница



большее доверие к терапевту. На этой стадии пациенту в меньшей степени необходимо

тестировать свои убеждения так энергично, как раньше, и он может использовать свой

возросший контроль над бессознательной психической жизнью, чтобы вести себя более

адекватно с терапевтом и с другими людьми. Как только пациент прекращает энергично

тестировать свои патогенные убеждения, он приходит к разрешению невроза переноса.

 

9. ОТНОШЕНИЯ НАСТОЯЩЕЙ ТЕОРИИ К ТЕОРИИ ФРЕЙДА 1911-1915

ГОДОВ И ЕГО ПОЗДНИМ ТЕОРИЯМ

В этой главе я сравниваю теорию психики и технику, предложенные в этой книге,

с теорией Фрейда 1911-1915 годов и его поздними теориями*. Я покажу, что мои идеи

резко контрастируют с теорией 1911-1915 годов, однако хорошо соотносятся с

концепциями, развитыми Фрейдом в его поздних трудах как часть его эгопсихологии. Я

хочу подчеркнуть различие между моими взглядами и теорией 1911-1915 годов,

поскольку, несмотря на поздние теории Фрейда, его ранние теории остаются крайне

влиятельными (Lipton, 1967, Coltrera & Ross, 1967, Kanzer & Blum, 1967). Большинство

современных теорий содержат важные элементы теории 1911-1915 годов. Они

используют поздние идеи Фрейда только в той степени, в которой они находятся в

соответствии с ранними теориями, без радикального изменения последних.

Например, очень немногие терапевты соотносят свои воззрения с концепциями

бессознательного разума и бессознательного контроля, развитыми Фрейдом в его

поздних трудах. Более того, большинство современных теории, подобно теории Фрейда

1911-1915 годов, осмысливают явления в терминах мощных бессознательных мотивов

(алчность, похоть и зависть) как основные. С этой точки зрения, настоящая теория резко

контрастирует с теорией 1911-1915 годов, поскольку я утверждаю, что сильные

стремления, описанные выше, поддерживаются бессознательными (патогенными)

убеждениями.

В ранних работах Фрейд основывал свои концепции личности на том, что он

называл "гипотезой автоматического функционирования" (ГАФ). Он утверждал, что

бессознательное содержит сильные психические силы, а именно импульсы и защиты,

которые регулируются "автоматически" (Freud, 1900, р. 600; 1905, р. 266) принципом

удовольствия. Такая регуляция находится вне контроля пациента и не оказывает влияние

на его мысли, убежде-

---------------------

*Для получения более подробной информации об этом см Weiss et al (1986), глава

2

-------------------

ния и восприятие текущей реальности. Импульсы близки к инстинктам, слабо

соотносятся с реальностью и ищут немедленного удовлетворения. Защиты

противоположны по направлению импульсам. Взаимодействие между импульсами и

защитами динамично: две равные силы противоположного направления уничтожают

друг друга, большая сила преодолевает меньшую, тангенсальные силы могут достичь

компромиссного поведения, удовлетворяющего обе. Из динамического взаимодействия

импульсов и защит происходят все феномены психической жизни (Freud, 1926b, p. 265).

Развитие гипотезы высшего психического функционирования

С годами, между 1920 и 1940-м, когда Фрейд развивал свою эгопсихологию, он

изменил свои взгляды на психическое функционирование. Части его эгопсихологии

основывались на допущении, что человек может делать бессознательно многое из того,

что он делает сознательно. Это допущение, названное мной гипотезой высшего

психического функционирования (ГВПФ), является базисом теории, которой посвящена

эта книга.

ГАФ наиболее полно представлена Фрейдом в его "Толковании сновидений"

(1990), где он твердо держится этой гипотезы. Однако даже в этой книге он использует

основную идею ГВПФ, а именно - в описании бессознательной регуляции вытеснения

критерием опасности и безопасности. Согласно этой идее, человек может бессознательно

решить, безопасно ли проявить ранее вытесненный материал, и на основе этого

регулирует его доступ в сознание. Если человек может бессознательно решить,

насколько безопасен вытесненный опыт, то он может и усилить вытеснение материала,

угрожающего безопасности. Фрейд (1990) использует эту идею для объяснения

проявления в сновидениях импульсов, вытесненных в обычной жизни. Он предположил,

что цензура (в его поздних работах - Эго) регулирует проявление импульсов,

сообразуясь с критерием опасности и безопасности. Цензура может позволить себе

допустить появление вытесненного материала во сне, поскольку подвижность человека

выключена, пока он спит. Поскольку сновидец не может действовать в соответствии со

своими импульсами, он может безопасно осознать их.

Фрейд никогда не отрекался от идеи автоматического регулирования в

соответствии с принципом удовольствия. Однако, развивая эгопсихологию (Freud, 1923,

1926а, 1940а), он все больше и больше ограничивал роль бессознательной

автоматической регуляции. Он описал бессознательные мотивы, которые не ищут

удовольствия, которые направлены на перспективные цели в большей мере, чем на

немедленные, и которые не регулируются автоматически принципом удовольствия, но

управляются высшими психическими функциями.

Фрейд основывал эти изменения в теории на клинических данных. Он изменил

свою раннюю точку зрения на важность поиска удовольствия в бессознательной

психической жизни, когда обнаружил, что пациенты бессознательно повторяют как в

снах, так и во взаимодействии с аналитиком травматический опыт, который не является

и никогда не был приятным (120, р. 24); он изменил свою точку зрения, когда понял,

какую большую роль играют чувство вины и мазохизм в психической жизни (1937, р.

242).

На изменение ранних взглядов Фрейда о бессознательном автоматическом

функционировании повлиял также рост убежденности в важности роли кастрационного

комплекса в психологии мужчин. Кастрационная тревога приятной не является, и она

возникает не автоматически, но из убеждения, которое рождается из опыта в результате

нормальных мыслительных процессов как вывод (1940Ь, р. 277). Она не возникает из

фантазии в том смысле, как Фрейд определил ее; фантазия согласно Фрейду является

исполнением желаний и освобождена от соотнесения с реальностью (1911, р. 222). Но

вера в возможность кастрации - не желаема, и она не уводит от реальности, а скорее

находится рядом с ней (1926а, р. 108). Фрейд многократно описывал кастрационную

тревогу не как продукт фантазии, но как следствие убеждений (см. 1960Ь, р. 277).

Идея, что человек может быть движим бессознательно глубокого вытесненными

убеждениями, заставила Фрейда постулировать особую компоненту личности, Эго, часть

которого может быть глубоко вытеснена. Фрейд представил Эго в "Я и Оно" (1923). В

этой же работе он описал и другую компоненту - Супер-Эго (часть Эго*), которая

может быть глубоко вытеснена и которая опериру-

----------------------------

*Это весьма своеобразное прочтение Фрейда автором Обычно считается, что

структурная модель психики, предложенная Фрейдом, трехчастна и состоит из Ид. Эго и

Супер-Чго. или Оно, Я и сверх-Я. Более того. в "Я и Оно" Фрейд явно пишет об

отделении сверх-Я от индивидуального и родового развития Я как о важном моменте

человека. - Прим. научного редактора.

--------------------------

ет высшими психическими функциями. Более того, Супер-Эго может порождать

мотивы, не преследующие удовольствие, мотивы, которые могут быть очень

болезненны.

В книге "Подавления, симптомы и тревога" (1926а) Фрейд ясно высказался о том,

что Эго может бессознательно управлять поведением при помощи мыслей (а не в

результате автоматических процессов). Он продолжал развивать эти идеи в "Новых

лекциях по введению в психоанализ" (1933, pp. 89-90) и в "Основах психоанализа"

(1940а, р. 199). В последней из этих работ сказано.

"Конструктивная функция Эго состоит в интерполяции; между требованиями

инстинкта и действиями, удовлетворяющими его, имеет место мыслительная активность,

которая на основе оценки настоящего и прошлого опыта и посредством пробных

действий пытается предсказать последствия исполнения предложенных действий. Так

Эго приходит к решению, стоит ли довести до конца попытку получить удовольствие

или приостановить, или необходимо требования инстинкта подавить вовсе как опасные.

(Здесь мы сталкиваемся с принципом реальности). Тогда как Ид направлено

исключительно на получение удовольствия, Эго движимо соображениями безопасности.

Эго ставит перед собой целью самосохранение, которым пренебрегает Ид".

В этом пассаже Фрейд утверждает, что человек бессознательно сильно

мотивирован для того, чтобы оценивать реальность. Он пытается определить реальную

степень опасности, для того чтобы решить, доводить ли до конца предложенные

действия, прервать ли их исполнение или подавить их. Человек (или его Эго), принимая

решения, бессознательно думает о предложенных действиях. Он рассматривает

настоящую ситуацию и сравнивает ее с прошлым опытом, чтобы оценить последствия

предпринимаемых действий. Он также бессознательно использует "пробные действия"

- ("тестирует" окружение) как часть усилии, направленных на определение степени

безопасности предпринимаемых действий.

В своей эгопсихологии Фрейд описал два дополнительных бессознательных

процесса, противоречащих ГАФ, и имеющих прямое отношение к предмету настоящей

книги. Первый процесс, который Фрейд впервые представил в книге "По ту сторону

принципа удовольствия" (1920), - бессознательное желание власти. Фрейд

предположил, что пациент неосознанно возвращается к травматическому опыту не для

удовлетворения, а для того, чтобы овладеть им, подобно тому как дети повторяют в

играх травматические события, чтобы овладеть ими (р. 35). В "Анализе конечном и

бесконечном" (1937) Фрейд продолжил развитие этой концепции, убежденно полагая,

что пациент бессознательно работает вместе с аналитиком для разрешения своих

проблем. Он написал, что "аналитическая ситуация включает в себя наше

сотрудничество с Эго пациента с целью подчинить неконтролируемые части его Ид, или,

говоря иначе, включить их в синтез его Эго" (р. 235). В "Основах" (1940а), Фрейд еще

сильнее развил эту концепцию, предписывая Эго "задачу самосохранения" (р. 199) и

полагая, что Эго выполняет эту задачу, беря на себя управления требованиями

инстинктов (р. 146), регулируя поведение на основе критерия опасности и безопасности

(р. 199).

Другой бессознательный процесс, который Фрейд ввел в свою эгопсихологию и

который идет вразрез с ГАФ, - это процесс бессознательной идентификации (1923, pp.

29-30). Идентификация, как писал Фрейд, важна для развития как Эго, так и Супер-Эго.

Концепция идентификации противоречит ГАФ, поскольку предполагает важность опыта

в развитии мотивации. Более того, как замечено выше, концепция Супер-Эго уделяет

внимание значению мотивов, которые не являются импульсами, ищущими немедленного

удовлетворения, которые скорее устойчивы и могут быть болезненными.

В каждой из идеи эгопсихологии, очерченных выше, Фрейд постулировал

существование бессознательных психических процессов, которые похожи на знакомые

сознательные процессы. Согласно этим идеям, личность может бессознательно думать,

решать и планировать. Планируя что-либо, личность может соотноситься с

бессознательными представлениями о реальности и морали. Человек может

бессознательно оценивать текущую реальность. Он может обучаться, идентифицируясь с

другими Он может быть сильно заинтересован бессознательно в разрешении своих

проблем, и в терапии он может для этого работать вместе с терапевтом.

 

Поздняя теория Фрейда привела к новым объяснениям клинических феноменов

Поздняя теория Фрейда с ее идеями о бессознательном мышлении, интересах Это,

тревоге, вине, восстановлении и идентификации привела к новым объяснениям

клинических феноменов. Она позволила клиницистам по-разному относиться к

различным типам поведения, в каждом из которых ранняя теория видела выражение

первичных импульсов. Таким образом, поведение, являющееся выражением первичных

импульсов для ранней теории, может возникать в Эго и Супер-Эго, согласно поздней

теории.

Например, поведение, зарождающееся в Супер-Эго, может быть объяснено не как

погоня за удовольствием, но как стремление к искуплению, жертвоприношению,

наказанию. Так, сексуальное влечение пациента к объекту любви, в котором ранняя

теория видела проявление первичных импульсов, ищущих удовлетворения, согласно

поздней теории, может быть понято как желание загладить чувство вины по отношению

к объекту любви. Например, пациент, который страдает от преувеличенного чувства

ответственности за терапевта, полагающий, что причиняет боль терапевту, может

попытаться с помощью любви к нему загладить свою вину. Такой пациент ищет не

удовлетворения, но искупления вины. Более того, такое поведение регулируется не

автоматически, но посредством убеждений, посредством его убежденности в

ответственности за терапевта и посредством убеждения в том, что его любовь может

искупить вину. В этом случае любовь пациента к терапевту, с точки зрения ранней

теории, не является защитой. В отличии от защит ранней теории, она не регулируется

автоматически принципом удовольствия и не является попыткой удовлетворить

инфантильные стремления. Скорее, это попытка загладить вину d уменьшить

беспокойство.

Другой пример поведения, имеющего корни в Супер-Эго, - это

саморазрушительные действия пациента, пытающегося избежать эдиповой вины.

Например, пациент может поддерживать свои инфантильные вспышки гнева, чтобы нс

позволить себе превзойти своего отца, которому его вспышки гнева не позволили быть

счастливым в браке. В данном примере гнев не является непосредственным проявлением

первичного аффекта или импульса и не регулируется автоматически. Напротив, он

регулируется убеждением пациента в том, что если он превзойдет своего отца, позволив

себе быть счастливым в браке, то рискует нанести отцу вред или понести от него

наказание.

Поведение, которое ранняя фрейдовская теория объясняла проявлением

первичных садистских импульсов, может в поздней теории объясняться как

возникающее в Эго, такое поведение может оыть проявлением защиты Эго путем

идентификации с агрессором (A. Freud, 1936). Например, пациент может испытывать

садистские наклонности по отношению к терапевту так же, как это де-чал его отец по

отношению к нему. Такая концепция более развита, чем ранняя теория, утверждающая,

что защиты просто препятствуют импульсам, ищущим удовлетворения. Защита путем

идентификации с агрессором направлена не против импульсов, ищущих удовлетворения,

но против посттравматического страха или унижения.

Другой пример - пациент, который использует фетиш для сексуального

возбуждения. В ранней теории такое поведение объяснялось как проявление первичного

влечения пациента к фетишу. В поздней теории это может быть объяснено попыткой

справиться с боязнью кастрации, происходящей из убеждения, что кастрация - это

наказание. Здесь также поведение пациента формируется не автоматически принципом

удовольствия, но в соответствии с убеждениями, сформированными детскими травмами.

Также, согласно поздней теории, человек может действовать вне интересов Эго, и

не просто исходя из защит, импульсов или компромиссов между ними. Он может

бессознательно выбрать цель, прислушиваясь к различным импульсам, к своей совести и

оценивая свои возможности. И когда цель поставлена, он может пойти по пути ее

достижения.

Некоторые технические приложения поздней теории Фрейда

Как было замечено многими аналитиками, эгопсихология не сильно повлияла на

психоаналитическую теорию техники (Li pton. 1967; Coltera & Ross, 1967, Kanzer &

Blum, 1967), потому что теория техники была разработана Фрейдом до создания

эгопсихо-логии, то есть в большой мере внутри очертаний ГАФ. Представления Фрейда

остаются базисом для большинства психоаналитических мнений о технике вплоть до

настоящего времени.

Большинство современных версий психоаналитической теории техники

сохраняют многие фундаментальные черты теории 1911- 1915 годов. Технические

идеи, основанные на ГВПФ, были добавлены в существующую теорию без каких-либо

органических изменений в ней. Но и сами технические приложения ГВПФ не были

систематически изложены. В противоположность большинству современных версий

психоаналитической теории техники, теория, изложенная в этой книге, целиком

построена на фундаменте ГВПФ.

Хотя психоаналитическая теория техники в целом выдержала натиск

эгопсихологии, в чем-то все-таки она изменилась. Так, современные психоаналитические

теории иначе, чем теория 1911- 1915 годов, отвечают на вопросы. "Каковы задачи

пациента?", ''Как пациент работает в терапии?" и "Как аналитик помогает пациенту?".

 

Задачи пациента

Задачи пациента, как их впервые сформулировал Фрейд, состоят в том, чтобы

освободиться от фиксации на определенных инфантильных целях и объектах и

направить освободившуюся энергию на более зрелые цели и новые объекты. В

изначальной фрейдовской концепции предполагалось, что выполнить эту задачу

(теоретически, но не практически) можно сравнительно просто и прямо, аналитик

своими интерпретациями помогает пациенту осознать инфантильные импульсы,

овладеть ими и направить либидо, содержащееся в них, на более зрелые цели. Однако, по

мере того, как психоаналитическая теория техники ассимилировала некоторые поздние

фрейдовские идеи, задачи пациента стали рассматриваться как более сложные, чем

постулировалось изначально. Оказалось, что пациенту необходимо решить множество

вспомогательных задач, ни одной из которых не было в ранней теории.

Например, новая концепция бессознательной идентификации натолкнула

аналитиков на методическую идею о том, что пациент для того, чтобы достичь своей

цели, иногда должен пройти через некоторое количество патологических

идентификации. Другой пример, новая концепция о Супер-Эго, развитая Фрейдом в "Я и

Оно" (1923), породила методическую идею о том, что пациенту может быть необходимо

сформулировать более мягкое Супер-Эго.

Аналогичным образом, новая фрейдовская концепция о боязни кастрации и ее

роли в психопатологии (1926а) породила технические идеи о том, что пациенту может

быть необходимо изменить убеждения (веру в возможность кастрации) и преодолеть


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!