Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 5 страница
32 Часть 1. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
имущественно с психически больными и невротиками в психиатрических государственных лечебных учреждениях либо частным образом. Они, как правило, имеют подготовку в области классического или юнгианского анализа. Ведерсон отмечал, что позиция и той и другой группы арт-терапевтов страдает определенной ограниченностью. Так, например, психоаналитик не присутствует при рисовании пациента и обсуждает с ним уже готовое произведение, тем самым он теряет много важной информации о клиенте, которую можно получить, наблюдая за его работой, Представители другой группы арт-терапевтов, не имея сколь-либо серьезной психологической или аналитической подготовки, не понимают содержания изображения. Ведерсон выражал надежду на то, что арт-терапевты и той и другой группы смогут восполнить недостатки в своей работе с пациентами за счет того, что будут уделять одинаковое внимание и процессу создания изображения, и его содержанию. Таким образом, полнота профессиональной роли арт-терапевта, по мнению Ведерсона, предполагает способность к созданию подходящих условий для изобразительной работы пациента и наблюдения за ней, с одной стороны, и достаточную квалификацию для того, чтобы самостоятельно анализировать и понимать содержание изображения, не делегируя этой функции психологу или врачу.
|
|
Можно говорить о том, что в начале 1960-х гг., незадолго до создания профессиональных ассоциаций арт-терапевтов, в Великобритании и США сформировалось благоприятное общественное мнение относительно разнообразных возможностей арт-терапии. В этих условиях как сами арт-терапевты, так и представители различных медицинских специальностей, руководители лечебных учреждений, большие группы художников и арт-педагогов ощущали своевременность и необходимость создания специальных профессиональных объединений, способных координировать и развивать арт-терапсвтическую работу.
Первоначально арт-терапевтические ассоциации объединяли всего несколько десятков членов. Далеко не все из них были единодушны в своем понимании арт-терапии. Тем не менее воля к объединению а формированию общих основ своей деятельности явилась тем цементирующим началом, которое позволило заложить прочный фундамент будущей специальности.
Для того чтобы превратить ассоциации в действенный инструмент профессионального роста, были разработаны определенные критерии членства. Так, например, кандидаты в члены &4Д Г должны были удовлетворять следующим требованиям:
работать в лечебном учреждении или специализированной школе в качестве арт-терапевта или арт- педагога;
|
|
по возможности иметь квалификацию арт-педагога либо диплом о художественном образовании;
обладать опытом работы в области художественной педагогики, психологии или психоанализа;
иметь определенное понимание предмета и задач арт-терапевтической работы (при этом кандидат должен был изложить свои взгляды по этому пункту, с тем чтобы совет ассоциации мог оценить их; данная практика была прекращена в 1984 г. из-за опасения многих кандидатов по поводу того, что
Глава 2. Истории apm-mc.punuu u арт-терапчвтичесхое образование 33
заявленное своеобразие их позиций может повлиять на решение совета о принятии их в члены Ассосциации).
Как видно из перечисленных требований, с самого начала своей деятельности ВААТстремилась ориентироваться на достаточно высокие профессиональные стандарты. Большое внимание уделялось тому, какую работу проводили кандидаты в лечебных учреждениях. Высказывались опасения, что ряд художников, имеющих очевидные психологические проблемы, будут пытаться заниматься арт-терапевтической работой, желая таким образом поправить свое здоровье. Весьма настороженно члены ЙЛЛГотносились и к разного рода «психотерапевтами и «целителям» — представителям набиравшего в 1960-е гг. движения «за развитие человеческого потенциала» — поскольку многие из них не имели достаточной профессиональной подготовки.
|
|
Несомненно, что цели и задачи первых профессиональных объединений арт-терапевтов отражали их полиции и в определенной мере позволяли более четко обозначить содержание их деятельности. Поэтому имеет смысл их перечислить. Так, в качестве своих основных задач, утвержденных во время инаугурации в январе 1966 г., ВААТпризнала следующие (цит. по: D. Waller, 1991, р. 113-114):
всячески способствовать сохранению психического и физического здоровья граждан, используя в первую очередь изобразительное искусство и другие виды творчества в качестве психотерапевтического инструмента;
защищать интересы членов ассоциации и содействовать реализации тех инициатив, которые предлагаются ее советом;
содействовать развитию идей, касающихся здоровья граждан и арт-терапии, а также отстаивать взгляды членов ассоциации в различных государственных институтах, с которыми соприкасается арт-терапия, а также перед обществом в целом;
способствовать сотрудничеству членов ассоциации с другими общественными организациями в ее интересах;
|
|
поддерживать специалистов в их стремлении заниматься арт-терапией, разрабатывать и проводить учебные программы для таких специалистов, а также отстаивать соответствующие стандарты профессиональной компетентности в сообществе коллег и единомышленников.
Основные задачи деятельности BAAT свидетельствовали о многогранности содержания ее работы, которая охватывала и внутрипрофессиональные вопросы, и отношения арт-терапевтического сообщества с государством и общественными институтами, и создание правовой а законодательной базы для внедрения и распространения арт- терапевт и чес кой практики. Таким образом, уже с самого начала существования ВААТ могла возникнуть определенная неясность, касающаяся того, чем же она фактически является: «клубом» арт-терапевтов, ощущающих свою изоляцию из-за особого характера используемого ими подхода и стремящихся обрести поддержку в кругу коллег и единомышленников; форумом для обсуждения арт-тсрапевтических идей и координации соответствующих исследований; или «профсоюзом», призванным защищать интересы специалистов.
34 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Очевидно, что вклад арт-терапевтов в деятельность ассоциации определялся их основными мотивами при вступлении в нее. Очень многое зависело и от состава руководяших органов, от того, каких взглядов на арт-терапию придерживались ведущие члены ассоциации. Так или иначе, уже в первые годы своего существования ассоциация стала уделять наибольшее внимание вопросам оплаты труда арт-терапевтов, пропаганде достижений арт-терапевтического направления, в первую очередь в системе здравоохранения, а также созданию программ профессиональной подготовки арт-терапевтов.
В дальнейшем общественные объединения арт-терапевтов были созданы во многих странах Европы, а также в Канаде, Австалии и Японии. Их создание было тесно связано с профессионализацией арт-терапевтической деятельности и явилось одним из факторов консолидации и дальнейшего развития новой специальности. В 1996 г. такая организация была создана и в России.
Очевидно, что жизнеспособность и эффективность общественных объединений, так же как и самой арт-терапии, зависит от многих факторов. Немаловажное значение имеет то, какие цели и задачи лежат в основе деятельности этих организаций, каковы критерии членства и та политика, которая проводится их лидерами. Попытка ориентироваться на опыт тех общественных объединений арт-терапевтов, которые были созданы раньше в других странах, не принимая при этом во внимание местных условий и традиций, скорее всего, не даст желаемых результатов. В то же время этот опыт может быть очень ценен, если он подвергается всесторонней оценке и соотносится с существующими в той или иной стране реалиями.
Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения в условиях и оплате труда арт-терапевтов
Длительное время условия работы большинства арт-терапевтов вряд ли можно было назвать удовлетворительными. Зачастую из-за отсутствия специально оборудованных помещений им приходилось заниматься с пациентами в коридорах больниц, столовых, рекреациях и т. д. Оплата труда была более чем скромной. Такое положение вещей было связано со многими обстоятельствами. Во-первых, специалисты, занимающиеся арт-терапией, не имели определенного статуса, зачастую их нанимали на работу «случайно», благодаря личным знакомствам и интересу администрации больниц к исцеляющим возможностям изобразительного искусства. Во-вторых, арт-терапевты не чувствовали себя защищенными законом и соответствующими профессиональными объединениями. В-третьих, они не обладали опытом институциональных отношений. Многие из адептов арт-терапии были рады иметь даже низкооплачиваемую, но интересную работу, некоторые совмещал и ее с более высокооплачиваемой деятельностью художника, арт-педагога, частнопрактикующего аналитика и т. д. Однако по мерс роста профессионального самосознания, сплоченности арт-терапевтов и осуществления целенаправленной политики, проводимой общественными арт-терапевтическим и объединениями, им удалось добиться более достойной оплаты и улучшения условий своего труда.
Глава 2, История арт-терапии и арт-терппептическое образование 35
Одной из причин первоначально низкой оплаты труда арт-терапевтов было не вполне адекватное понимание основного содержания их деятельности со стороны работодателей, в частности администрации лечебных учреждений и руководства государственной системы здравоохранения. Администраторы еще в конце 1960-х гг. продолжали рассматривать арт-терапию как средство занятости, приравнивая ее, например, к деятельности больных в условиях специализированных цехов или студий при лечебных учреждениях. Психотерапевтический аспект деятельности арт-терапевтов, за редким исключением, игнорировался. Соответственно оплата их труда была примерно эквивалентна оплате труда низшего и среднего медицинского персонала.
Лидеры арт-терапевтического направления не могли смириться с этим. Они были убеждены в том, что между деятельностью арт-терапевта и работой медицинского инструктора по терапии занятостью существуют принципиальные различия. Они считали, что терапия занятостью не предполагает глубокого знания причин и механизмов развития заболевания и направлена главным образом на коррекцию внешних проявлений болезни и социальную поддержку пациента. По их мнению, арт-терапия во многих своих проявлениях является именно психотерапевтической деятельностью, невозможной без владения методами лечебно-коррекционной работы. Однако эти аргументы длительное время оставались недостаточно убедительными, прежде всего потому что общественность гораздо лучше была знакома с примерами более простого — «рекреационного» — использования арт-терапии.
Сказывалось и то, что терапия занятостью — и ее близкий аналог: так называемая трудотерапия — была одним из авторитетных направлений в психиатрии текущего столетия и имела широкое распространение. У подобной практики было мало общего с лечебной работой в строгом смысле слова; она во многих случаях являлась инструментом осуществления социальной политики государства. Естественно, что арт-терапевты, ориентирующиеся на индивидуальную психодинамическую работу, понимали, насколько различны принципы, лежащие в основе терапии занятости и арт-терапии психотерапевтической направленности. Так, например, если терапия занятостью имеет целью «отвлечь*- пациента от его психологических проблем и переживаний, то арт-терапия, напротив, обращает пациента к его внутреннему миру и зачастую является средством провокации весьма сложных чувств и их выражения в изобразительных образах. Если терапия занятостью ориентируется на некую «норму» социального поведения и использует определенные критерии для его оценки, то арт-терапия принимает пациента таким, какой он есть, и уважает его индивидуальность, позволяя больному свободно экспериментировать с различными материалами и средствами изобразительной работы.
В конце 1960-х — начале 1970-х гг. некоторые арт-терапевты находились под сильным влиянием антипсихиатрического движения и склонны были рассматривать арт-терапию не только как альтернативу социализирующей терапии занятостью, но и существующим в то время формам психиатрической практики в целом. Конфронтация некоторых арт-терапевтов с господствующей практикой психиатрии, а также системой образования во второй половине 1960-х — начале 1970-х гг. в немалой степени была также связана со специфической общественной атмосфе-
3(j Часть I. Основные понятия, Концепции системной apm-mnjianuu
рой тех лет на Западе, пронизанной духом социальных преобразований и активным поиском культурных альтернатив. Формировалось представление об арт-терапии как «радикальном* подходе к медицине и образованию, который может заметно повлиять на существующий порядок вещей и привести к оздоровлению различных сфер социальной жизни.
♦Радикалы*, которых оказалось немало и западной арт-терапевтической среде, были весьма в сложном положении. С одной стороны, они, как и большинство их коллег, ощущали потребность в более достойных условиях работы и в том, что* бы их деятельность была востребована обществом. С другой стороны, они опасались, что, получив признание и определенный статус в различных государственных институтах, они неизбежно должны будут поступиться своими «радикальными* принципами. Таким образом, в профессиональном сообществе арт-терапевтов на рубеже I960—1970-х гг. нарастала поляризация, связанная с различным мировоззрением и политическими взглядами его представителей.
Несмотря на это, именно тогда в некоторых западных странах (Великобритания, США) были сделаны весьма значимые шаги в направлении интеграции арт-терапии в различные учреждения здравоохранения.
Определенный вклад в интеграцию арт-терапии в государственную систему здравоохранения Великобритании внесла деятельность Британского института по изучению искусств и психотерапии, основанного в 1977 г. при активном содействии Британской ассоциации арт-терапевтов. Этот институт занимался исследованием психотерапевтических возможностей не только изобразительного искусства, но и музыки, драматического искусства, движения, танца, литературного творчества. Институт в немалой степени содействовал разработке профессиональных стандартов, связанных с использованием этих видов творчества, контролировал программы подготовки специалистов и проведение научных исследований. Консультантами Института являлись известные психиатры и психотерапевты, а среди его членов было много пионеров арт-терапевтического направления. Отличительной чертой института была и его мультидисциплинариая ориентация, что связано с тем, что он объединял специалистов разных направлений терапии творчеством, а также врачей и психологов.
Признание арт-терапии в качестве самостоятельной специальности и ее интеграция в Национальную систему здравоохранения в некоторых странах явились важными событиями. Они укрепили правовую базу деятельности арт-терапевтов, выступили одним из гарантов их социальной востребованности, а также повысили ответственность арт-терапевтов перед обществом. В то же время интеграция арт-терапии в государственную систему здравоохранения и ее признание в качестве самостоятельной специальности не могли решить многих проблем, с которыми связана деятельность арт-терапевтов. Так, например, они отнюдь не застрахованы от того, что в случае изменений в социальной политике государства и финансировании системы здравоохранения они не окажутся вынуждены искать себе применения за пределами общественного здравоохранения и находить иные источники поддержания своего существования. В условиях либеральной социально-экономической системы * выживание» арт-терапевтов и степень их реального участия в деятельности различных служб и общественных институтов зависят от мно-
Глава 2. Истории ttpm-mtpanuu u арт-терапевтическое образование 37
жсства факторов. Это требует от арт-терапевтов проявления инициативы и гибкости, сочетающихся со знанием экономического, правового и институционального контекстов, что позволяет им не только лучше адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, но и с наилучшим для себя и своих клиентов аффектом использовать текущие социально-экономические тенденции и имеющиеся ресурсы.
Для разных стран характерны свои варианты развития арт-терапии. Очень трудно однозначно сказать, какой из них является оптимальным. Профессионализация деятельности арт-терапевтов отнюдь не является абсолютным гарантом ее эффективности.
Это заставляет арт-терапевтов разных стран критически оценивать используемые ими подходы, сложившуюся систему арт-терапевтического образования и практики, понимая при этом, что при незыблемости фундаментальных ценностей и прав ни одна система взглядов не является исчерпывающей и единственно верной.
Арт-терапевтическое образование
Важным фактором в становлении н развитии арт-терапевтической специальности является подготовка арт-терапевтов. Имеются существенные различия в формах преподавания арт-терапии в разных странах. Там, где арт-терапия признана в качестве самостоятельной специальности, существуют соответствующие курсы в рамках высшего и последипломного образования. Их введение и совершенствование осуществлялось в течение многих лет, параллельно с развитием арт-терапевтической теории и практики. В странах, где арт-терапевтический подход не выделился в самостоятельную специальность и является частным рабочим инструментом в руках врача, психолога или педагога, арт-терапия не занимает значительного места, профессиональной подготовке этих специалистов. Те из них, кто желает освоить это направление, изучают арт-терапию в рамках краткосрочных последипломных курсов. В этом случае вряд ли можно говорить о глубоком овладении методологией и навыками арт-терапевтической работы. Существенным представляется и то, что курсы, как правило, не требуют от слушателей наличия опыта художественной работы и знания законов изобразительного искусства. По мнению автора, отсутствие подобного опыта существенно обедняет возможности арт-терапии. Ее история свидетельствует о том, что изобразител ьные приемы первоначально использовались в лечебно-реабилитационной и педагогической практике в качестве сугубо эмпирических методик, не предполагавших наличия развитой теоретической базы и всесторонней подготовки специалистов. Мы видим немало примеров, когда первыми «арт-терапевтами» становились художники и арт-педагоги, которые, работая, например, с психически больными, не имели никакого представления ни об основах психопатологии, ни о правилах этики и поведения медицинских работников. Они не владели навыками психотерапевтической работы и техникой построения отношений с пациентом (хотя можно привести и другие примеры, когда изобразительные техники использовались квалифицированными врачами и психотерапевтами).
Когда в 1960-е гг. арт-терапевтическое направление набрало силу и возникли первые профессиональные объединения арт-терапевтов, стало очевидно, что ни о
оо Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
каком признании арт-терапии в качестве сколь-либо значимого направления лечебно-коррекцио иной деятельности не может идти речи до тех пор, пока подготовка арт-терапевтов не будет удовлетворять определенным стандартам качества.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 164; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!