Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 1 страница
А. И. Копытин
Теория
и практика
АРТ-ТЕРАПИИ
-
Санкт-Петербург
Москва ■ Харьков ■ Минск 2002
Александр Иванович Копытин Теория и практика арт-терапии
Серия «Золотой фонд психотерапии»
Главный редактор Е. Строганова
Занедушщий iicMxojiui ической редакцией Л. Винонуроп
Зам. iaa. психологической редакцией И. Карпова
Художественный редактор В. Шимкевич
Ведущий редаигюр А. Борин
Литературный редактор А. Ефремов
Художник обложки К. Радзевич Корректоры Л. Комарова, М Рошале
Верстка И. Ощютнв
ББК 53.57 УДК 615.851 Копытин А. И.
К65 Теория и практика арт-терапии — СПб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Золотой фонд психотерапии»),
ISBN 5-318-00710-4
В книге представлены основы теории арт-терапии и некоторые модели ее применения в рллшх областях психотерапевтической ирикшкн. Описываются результаты исследований по оценке эффектов использования арт-терапии в клинической сфере и проверке диагностических нэможностеЙ рисуночных меюдик. Книга КПЮЧЖ1 осповш.те положения разработанной автором концепции системной арт-терапии. Описание разнообразных мулътимодальных техник и процессов невербальной коммуникации в арт-тера-певтическом процессе. Обсуждается связь современной арт-терапии с практикой худижесшешюю яван-шрда. Книга адресована врачам, психотерапевтам, психологам, социальным работникам и другим специалистам сферы охраны психическою чдорииьн, о также студентам психологических и медицинских фа-кул ьтетоп вузов.
|
|
©А. И. Копытин, 2002
© Издательский дом «Питери, 3002
Вое права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведен в в какой бы то ни быпо форме без письменного разрешения владейьцев авторских прав.
ISBN 5-318-00710-4
ЗАО «Питер Буки. 196105, Синкт-Псггрбург, Ыи1»ди1наяуп.,д. 67.
Лицензия ИД № 01940 mOS.OU.00. Налоговая льгота - общероссийский классификатор продукции OK 0O5-93, тон 2; D53OOO - ВНП и брошюры
Падписанов печать 21.12.01. Формат 70*100'/,,. Усл. п, л, :9,б7. Тираж 5000 экз.3аказ№2449.
Отпечатано с диапозитивов в ФГУП "Печатный дяори им. А М Горького Мииисгврспш РФ пи чипам печати,
11тлер!|диовещания и средств массовых коммуникаций.
197110. Санкт-Петербург, Чкаловскнй пр., 15.
Содержание
Введение 9
Часть I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОЙ АРТ-ТЕРАПИИ
Глава1. Определение арт-терапии 14
Заключение 20
Глава 2. История арт-терапии и арт-терапевтическое образование 21
|
|
Предшественники и пионеры арт-терапии 22
Создание первых профессиональных объединений 31
Интеграция в государственную систему здравоохранения. Изменения
в условиях и оплате труда арт-терапевтов 34
Арт-терапевтическое образование 37
Заключение 43
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия
в арт-терапии 45
Фактор художественной экспрессии 45
Резюме 53
|
|
Фактор психотерапевтических отношений 54
Резюме 62
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 62
Резюме 66
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и его системное описание 67
Подготовительный этап 70
Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала
изобразительной деятельности клиента 74
Содержание
Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений
и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента 79
|
|
Завершающий этап (терминация) 87
Заключение 92
Часть П. ГРУППОВАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ
Глава 5. Формы групповой арт-терапии 96
Студийная открытая группа 98
Динамическая (аналитическая) закрытая группа 102
Тематическая группа 105
Заключение 108
Глава 6. Факторы психотерапевтического воздействия
в групповой арт-терапии 109
Фактор художественной экспрессии 109
Фактор внутригрупповых коммуникативных процессов и отношений 130
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 138
Заключение 153
Глава 7. Описание процесса групповой арт-терапии 154
Бикини, богини и Микки Рурк 155
Градаемной и небесный 163
Глава 8. Невербальная коммуникация и разные формы творческого
самовыражения в групповой арт-терапии 174
Роль невербальной коммуникации и разных форм творческого
самовыражения в арт-терапии 174
Связь невербальной коммуникации и различных форм творческой
экспрессии с групповыми процессами 177
Мультимодальный подход в арт-терапии и роль психотерапевта
в невербальной коммуникации 186
Перформанс, инсталляция, работа с объектами и лэндарт 196
Заключение 217
Часть III. ЧАСТНЫЕ ВОПРОСЫ АРТ-ТЕРАПИИ
Глава 9. Арт-терапия в работе с психиатрическими пациентами 221
Краткий обзор истории и основных подходов к использованию
арт-терапии в работе с психиатрическими пациентами 221
Основные проблемы использования арт-терапии в работе
с психиатрическими пациентами 223
Исследование эффектов применения арт-терапии в работе
с психиатрическими пациентами: основные задачи 230
Выбор моделей арт-терапии 231
Оборудование арт-терапевтического кабинета; периодичность,
структура и содержание сессий .;, 233
Состав групп и порядок направления на арт-терапию 235
Содержание
Задачи арт-терапевтической работы 237
Регистрация хода сессий и методы динамической оценки арт-терапевтической работы и ее результатов 238
Клиническое описание групповой арт-терапевтической работы 240
Пример! 240
Пример 2 261
Механизмы и процессы, связанные с достижением положительных эффектов применения арт-терапии в работе с психиатрическими
пациентами 268
Фактор художественной экспрессии 270
Фактор психотерапевтических и внутри групповых
коммуникативных процессов и отношений 274
Фактор интерпретации и вербальной обратной связи 279
Условия поддержания положительных эффектов применения арт-терапии во времени 282
Заключение 287
Глава 10. Интеркультуральные исследования в арт-терапии и российская
стандартизация рисуночного теста Сильвер 289
Цели и задачи исследования 291
Краткое описание рисуночного теста Сильвер 292
Когнитивный аспект 293
Задание на прогнозирование 293
Задание на рисование с натуры 293
Задание на воображение 293
Эмоциональный аспект 294
Шкала оценки эмоционального содержания рисунков 295
Шкала оценки образа «Я» 296
Характеристика респондентов 296
Результаты и их обсуждение 299
Выводы 310
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 312
Приложение 1. АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ВЕБ-РЕСУРСЫ 316
Приложение 2. ЦЕНТРЫ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 319
Бельгия 319
Университет Леувен, совместно с Институтом Лемменса 319
Великобритания 321
Университет Англия Политехникум 321
Центральная школа речи и драмы Л 323
Колледж Южного Девона 324
Университет Хертфордш ира 326
Колледж Гольдсмита, Университет Лондона 332
Университет Шеффилда 335
Университет Королевы Маргариты, Эдинбург 337
Германия 338
Школа искусств Дрездена 338
Университет Мюнстера 339
Школа арт-терапии Нуртингена 340
Нидерланды 340
Университет профессионального образования Арнхема
и Ниймегена 340
Институт профессионального образования Северных Нидерландов .. 344
Университет профессионального образования Эншеде 346
Университет профессионального образования Лимбурга 347
Университет профессионального образования Утрехта 349
Финляндия 351
Университет изобразительного искусства и дизайна Хельсинки 351
Политехникум Северной Карелии 352
Академия Сибелиуса 353
Франция 353
Университет Рене Декарта, Париж 353
Швеция 357
Университет Умеа 357
ЛИТЕРАТУРА 359
Введение
Последние годы стали в нашей стране временем бурного развития психотерапии и активного освоения ее новых форм и моделей. Большой интерес специалистов и потенциальных клиентов вызывает арт-терапия — метод лечения, основанный на использовании художественного творчества. Впрочем, вплоть до последнего времени в России об этом чрезвычайно интересном и перспективном направлении было известно явно недостаточно, что и стало причиной самых причудливых его толкований. Появилось немало людей, которые без всяких на то оснований именуют себя арт-терапевтами.
Уровень информированности об этом направлении психотерапии даже в академических кругах, увы, пока еще оставляет желать лучшего. Несмотря на стремление составителей «Психотерапевтической энциклопедии* (Карвасарский, 2000) «с максимальной полнотой и объективностью* представить «все основные сведения о психотерапии и ее методах» (с. 9), приводимую в ней информацию об арт-терапии вряд ли можно назвать полной и объективной. Большая ее часть почерпнута из зарубежных изданий 25-30-летней давности. При описании же отечественных достижений в этой области ничего не говорится о существовании в нашей стране арт-терапевтической ассоциации, издаваемом ею журнале «Исцеляющее искусство», о проведении курсов базовой арт-терапевтической подготовки и существовании весьма интересных практических центров, использующих методы арт-терапии.
Не упомянуты и появившиеся в последние годы книги по арт-терапии на русском языке (Копытин, 1999; Копытин, 2000), благодаря которым многие впервые узнали о реальной арт-терапии. Их, конечно же, явно недостаточно, и существует настоятельная потребность в ознакомлении отечественных читателей с историей
10 Введение
развития, теоретическими основами и методами арт-терапии в рамках ее всестороннего, системного описания.
На наш взгляд, такое системное описание должно было бы включать: характеристику арт-терапии в качестве самостоятельного психотерапевтического направления, органически связанного с социальным, культурным, политическим и институциональным контекстами;
представление об арт-терапии как о профессиональном движении, связанном с сообществом специалистов, объединенных на основе определенной системы теоретических взглядов и эмпирически наработанных приемов;
анализ разнообразных лечебно-коррекционных факторов арт-терапии;
описание арт-терапевтического процесса как ряда закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии, поведения клиента и его отношений с психотерапевтом;
характеристику особенностей групповой арт-терапии и арт-терапевтической группы.
Данная книга представляет собой попытку подобного системного описания арт-терапии. Поскольку оно включает в себя несколько аспектов системного анализа, было бы ошибочно рассматривать используемое нами понятие «системная арт-терапия*- в качестве прямого аналога системной семейной психотерапии. Стремясь к наиболее полному и всестороннему анализу арт-терапии как метода с характерными для него факторами лечебно-коррекционного воздействия и динамикой разнообразных происходящих в процессе работы изменений, автор использовал различные теоретические модели. Поэтому его подход можно было бы также назвать эклектическим. Автор считает использование этого подхода наиболее оправданным, с учетом как особенностей самого метода, появившегося на стыке различных дисциплин и форм праксиса, так и современного этапа развития арт-терапии.
В последние годы активно разрабатываются новые оригинальные концепции арт-терапии, которые дополняют традиционные психодинамические, бихевио-ральные и гуманистические представления о природе и механизмах исцеляющего воздействия занятий художественным творчеством. При их разработке широко привлекаются элементы общей теории систем, социальных теорий и теории культуры. Так, например, в значительной мере благодаря использованию представлений общей теории систем и постмодернистских концепций в арт-терпевтической среде растет осознание ограниченности любых «зонтичных» теорий ортодоксальной психологии и психиатрии с их стремлением объяснять человеческое поведение и опыт в рамках какой-либо одной теоретической модели. Методологический плюрализм при анализе проблем современного человека и определении подходов к их решению оказывается более адекватным существующим реалиям жизни и способствует развитию таких форм арт-терапии, которые учитывают пол и возраст, расовую и этническую принадлежность, культурный и социальный опыт и иные особенности пациентов. Эта тенденция связана с пересмотром традиционных понятий здоровья и болезни и признанием того, что содержание этих понятий в значительной мере определяется социальными институтами, дискурсивными моделями культуры, системой ценностей и установок представителей различных
Введшие 11
профессиональных групп. Современная арт-терапевтическая теория, а также эффективное использование методов практической работы и исследований невозможны без критического изучения социальных структур и принятых в обществе способов репрезентации психического опыта. Это, в свою очередь, требует освоения арт-терапевтами тех «территорий*, которые традиционно занимали социологи и теоретики культуры, а также всестороннего анализа языковых и невербальных (в частности, визуальных) дискурсивных моделей.
Большое внимание уделяется в последнее время изучению невербальной коммуникации, в связи с чем в поле зрения специалистов включаются различные формы творческой экспрессии участников арт-терапевтического процесса. Есть веские основания считать, что более глубокое понимание ими механизмов невербальной коммуникации и разных форм творческого самовыражения позволит сделать арт-терапевтическую работу более эффективной. Этому может способствовать освоение арт-терапевтами некоторых форм и стратегий современного искусства, в частности таких как инсталляция, перформанс, работа с объектами и др. К сожалению, в современной арт-терапевтической литературе всем этим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. С учетом этого одна из глав книги целиком посвящена их обсуждению и содержит многочисленные примеры, иллюстрирующие особенности невербальной коммуникации в арт-терапии и использование инновационных форм работы мультимодального характера.
Книга отражает теоретические взгляды, клинический и исследовательский опыт автора. В первых двух ее частях изложены исходные арт-терапевтические представления и авторская концепция арт-терапии, а третья часть посвящена результатам клинического применения этой концепции и исследованию по стандартизации рисуночного теста Сильвер. В главе 9 приводится описание арт-тера-певтической работы в клинических условиях, начиная с этапа ее планирования и заканчивая оценкой достигнутых результатов и выработкой рекомендаций по дальнейшему совершенствованию избранных форм арт-терапевтической работы, а также расширению ее клинической и социальной базы. Этот материал отражает проделанную автором книги работу по практической реализации системного подхода и связанных с ним моделей научных исследований в арт-терапии. Так, например, при изучении эффектов применения арт-терапии в работе с душевнобольными автор стремился учесть особенности институциональной культуры и политики государственного психиатрического учреждения, систему отношений и опыт пациентов, имеющиеся в их распоряжении культурные, социальные/микросоциальные и экономические ресурсы, а также множество других факторов контекстуального характера.
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!