Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 2 страница



При проведении российской стандартизации рисуночного теста Сильвер особое внимание обращалось на изучение культурно-зависимых и культурно-незави­симых переменных графической продукции. Результаты этого исследования ука­зывают на значительные различия между рисунками респондентов разного пола, возраста и культурной принадлежности и подтверждают то, насколько важным для любого современного исследования является сохранение «постмодернистской сенсибильности», связанной с пристальным вниманием к различным системным и внесистемным феноменам.


12

В последние годы заметно активизировались контакты между представителя­ми арт-терапевтических сообществ разных стран. Осуществление международных образовательных и исследовательских проектов, интенсивный обмен информаци­ей в этой области диктуют необходимость в выработке единых принципов и стан­дартов арт-терапевтической деятельности и такой системы теоретических представлений, которая обладала бы высокой «конвертируемостью». Автор книги убежден в том, что теоретическая -«нейтральность*- системного подхода в сочета­нии с постмодернистской «интертекстуальностью в- могла бы служить основой профессиональной коммуникации и использования стратегии -шетаописаний» в современной арт-терапии.-

Данные особенности системного подхода и постмодернистской парадигмы вы­ступают в качестве предпосылки интерактивности арт-терапии, а также высокой самокритичности, мобильности и профессионализма специалистов и их способно­сти к эффективной работе в условиях современного мульти культурного общества.

В качестве самостоятельного направления в психотерапевтической работе и ви­да профессиональной деятельности арт-терапия стала развиваться сравнительно недавно. Чутко реагируя на происходящие в обществе в последние несколько де­сятилетий изменения, представители арт-терапевтического направления смогли создать не только определенную систему теоретических представлений, но и раз­витую сеть услуг, предлагаемую представителям самых разных социальных групп. На современном этапе развития арт-терапии для нее характерно признание мно­гообразия форм человеческого опыта и способов его отражения в различных мо­делях культурного и профессионального дискурса. В контексте постмодернизма ни одна из существующих ныне теорий психологии или психотерапии не может считаться достаточной и более «истинной», чем другие. А потому автор книги на­деется, что, воспользовавшись его опытом и мыслями, читатели будут искать свои ответы на вопросы, что такое арт-терапия и как ее можно было бы использовать. Признавая относительность любой системы взглядов, он также надеется на то, что его читатели смогут выходить за пределы существующих теоретических и идео­логических схем и обращаться к практике как основному средству проверки эффективности выбранных ими методов. В этом смысле позицию автора можно было бы назвать прагматичной и открытой для освоения новых представлений и форм опыта. «Самое важное в структуре — не структура, а то, что выводит за ее преде­лы... За пределы структуры как закона сообразности выходят случай, шанс, со­бытие, свобода» (Автономова, 1991). Для автора этой книги арт-терапия как раз является таким случаем, шансом, событием и свободой, и он хотел бы, чтобы она стала тем же самым для многих других — клиентов и тех специалистов, которые осваивают или уже используют арт-терапевтические методы.


Глава 1

Определение арт-терапии

 

...Коль скоро нечто важное, однако, совершается... значит, самое главное в структуре — не структура, а то, что вы­водит за се пределы.

Н. С. Авточомпва

(Постструктурализм // Современная западная философия: Словарь)

Дать исчерпывающее определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практиче­ской деятельности специалиста, от характерных для той или иной страны моде­лей арт-терапии и степени их «зрелости».

Можно привести примеры различного понимания арт-терапии представителя­ми ее различных школ и направлений. Одна из родоначальниц американской арт-терапии — Маргарет Ыаумбург — подчеркивала, что «арт-терапевтическая прак­тика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, явля­ющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем в словах... Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена спо­собность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах...» (Naumburg,1958,p.511).

М, Наумбург имела психологическое образование и прошла затем подготовку в области психоанализа. Начав использовать в своей психоаналитической работе


Глина 1, Определение арт-терапии       15

с детьми рисуночные техники, она рассматривала их главным образом в качестве инструмента исследования бессознательных процессов. Наумбург полагала, что, когда клиент в результате художественных занятий преодолевает сомнения а сво­ей способности свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии в рисун­ках, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов. Выражая содержание собственного внут­реннего мира в визуальной форме, клиент постепенно двигается к их осознанию. Развивая концепцию динамически-ориентированной арт-терапии, Наумбург (Naumburg, 1966) подчеркивает значимость отношений клиента и психотерапев­та. Достижение в ходе арт-терапии сколь-нибудь значимых и устойчивых лечеб­ных эффектов, по ее мнению, вне психотерапевтических отношений было бы вряд ли возможно.

Несколько иного взгляда на арт-терапию и связанные с ней факторы лечебно­го воздействия придерживалась соотечественница М. Наумбург — Эдит Крамер. Она считала возможным достижение положительных эффектов арт-терапии прежде всего за счет «исцеляющих* возможностей самого процесса художествен­ного творчества, дающего возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты. Она отмечает, в частности, что «художественное творчество является средством обогащения субъективного опыта за счет того, что оно способно быть его эквивалентом. Благодаря этому человек может выбирать, варьировать и вос­производить заново по своему желанию разные виды опыта. В процессе творче­ского акта внутренние конфликты переживаются вновь и в конечном счете разре­шаются» (Kramer, 1958).

В отличие от М. Наумбург, Э. Крамер не придает большого значения связан­ному с психотерапевтическими отношениями переносу и считает, что художест­венный образ сам по себе обладает достаточными возможностями для «удержива­ния» переживаний клиента и трансформации характерных для него деструктив­ных проявлений в более сложные чувства.

Весьма показательно то, как трактует лечебное воздействие художественного творчества другой пионер арт-терапевтического направления — британец Адриан Хилл. Он первым в Европе стал использовать термин «арт-терапия» в своих пуб­ликациях, однако, в отличие от Наумбург и Крамер, связывал исцеляющие воз­можности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлече­ния пациента от «болезненных переживаний». «Побуждая больного человека вы­ражать свои переживания в визуальной форме, можно "вылечить" его душевные, связанные с патологической интроспекцией раны. В других случаях это приводит к снижению тревоги и напряжения и формированию более оптимистического взгляда на мир. Благодаря созданию новых образов и целой серии художествен­ных работ человек <...> отвлекается от своих физических недостатков и концент­рирует внимание на том, что помогает ему освободиться от страданий» (Hill, 1945, р. 33).

Хотелось бы также процитировать соотечественницу Хилла — Ирену Чампер-нон, позиция которой существенно отличается от позиции Хилла. Ее деятельность оказала заметное влияние на развитие британской арт-терапии и становление но­вых форм работы с психиатрическими пациентами. В отличие от художника


16   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

А. Хилла, И. Чампернон получила психоаналитическое образование, и, хотя во время обучения на нее сильное впечатление произвел Адлер, влияние Юнга ока­залось наиболее значимым. Учась у Юнга и проходя личный анализ, она убедилась в значительных психотерапевтических возможностях художественного творче­ства. Для подхода Чампернон характерно сочетание аналитических процедур с со­зданием условий для самостоятельных занятий пациентов художественным твор­чеством, что было реализовано ею на базе частной клиники под названием Уит-мид-центр. В своей статье «Арт-терапия в Уитмид-центре» она, в частности, пишет:

«Более 25 лет назад я пришла к осознанию того факта, что слова, в особенности проза­ическая речь, являются слишком сложным инструментом для передачи наиболее глу­боких наших переживаний. Для меня стало ясно, что наш внутренний мир наполнен ви­зуальными, ауральными и телесными образами, являющимися наиболее подходящи­ми вместилищами для тех чувств и представлений, которые было бы невозможно выразить иначе. Эти образы являются не только средством коммуникации между людь­ми, хотя в нашей деятельности это проявляется весьма наглядно, но и средством ком­муникации между бессознательным и сознанием» (Champernowne, 1963, р. 97).

Можно было бы привести еще немало примеров различного понимания арт-те­рапии и механизмов ее лечебного воздействия, однако приведенные цитаты из ра­бот основоположников арт-терапевтического направления на Западе свидетель­ствуют о том, что одни из них делали акцент на том, что художественное твор­чество помогает психотерапевту установить с клиентом более тесный контакт и получить доступ к его переживаниям, другие — на том, что оно само по себе спо­собно сублимировать его чувства и давать выход деструктивным тенденциям, тре­тьи — на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от «патологической интроспекции» и созда­нию положительного настроя. Несмотря на различие позиций, все они так или ина­че сочетаются в современном определении арт-терапии.

«Если говорить просто, — пишет Т. Делли, — то арт-терапия связана с использованием изобразительного творчества и иных форм визуальной экспрессии с психотерапев­тической или лечебной целью. Однако если учесть, что визуальная экспрессия может быть представлена и каракулями маленького ребенка, и глиняными поделками инва­лида, и графическими работами переживающей депрессию женщины, станет очевидно, что понятие арт-терапии является комплексным и многогранным. Вопрос заключается в том, всегда ли мы можем назвать визуальную экспрессию изобразительным искусст­вом, а также в какой мере оно является эффективным и почему» (Dallcy, 1984, р. XII).

Анализируя различные точки зрения на арт-терапию и используя при этом со­циологические представления, Д. Уэллер (Waller, 1991) предлагает использовать так называемую «процессуальную» модель профессии, в соответствии с которой эти точки зрения и конфликты внутри сообщества использующих арт-терапевтиче­ские методы специалистов являются факторами осознания ими «социальной мис­сии» арт-терапии и того, что ее становление и развитие представляют собой слож­ный эволюционный процесс, тесно связанный с протекающими в обществе поли­тическими, экономическими и культурными процессами. Процессуальная модель арт-терапии, по мнению Д. Уэллер, позволяет учитывать тот факт, что представи-


Глава 1, Определение арт-терапии 17

тели арт-терапевтического сообщества могут придерживаться различных взгля­дов, но именно благодаря этому в русле общего арт-терапевтического направле­ния могут формироваться новые школы, методы и сегменты. ■? Различные сегменты (профессиональные сообщества арт-терапевтов) могут обладать разной идентич­ностью и разным пониманием прошлого и целей дальнейшей работы, включаясь в то же время в разные виды организованной деятельности, помогающие им отстаи­вать свои институциональные позиции и реализовывать свою социальную миссию. Соревнование и конфликт между разными сегментами профессионального сооб­щества приводят к изменению профессиональных позиций. Благодаря исполь­зованию этой модели можно было бы показать, как конфликты в арт-терапевти­ческом движении, часто воспринимаемые как потенциально разрушительные, в конце концов могут быть разрешены, обусловливая переход профессионального сообщества на новый уровень его развития» (Waller, 1991, p. XIV-XV).

Процессуальная модель, предполагающая интеграцию самых разных точек зре­ния на арт-терапию и рассмотрение арт-терапевтического сообщества в качестве открытой динамической системы, в полной мере соответствует позиции автора книги, который в своем предисловии к книге А. Чепмена и М. Чепмен-Сантана (2001) писал, что «существование множества форм и направлений современной психотерапии с характерными для них и далеко не всегда согласующимися друг с другом системами представлений является вполне естественным и отвечающим культурным, социальным, экономическим и политическим реалиям современно­го общества* (Копытин, 2001).

В связи с этим было бы уместно процитировать Т. Слунеко, который в своей статье о различных направлениях современной психотерапии пишет: «Вплоть до настоящего времени немало говорится о существовании проблемы гетерогенно­сти психотерапевтических школ, которая рассматривается лишь как негативное явление, как отражение того парадоксального состояния, которое необходимо пре­одолеть. Однако можно привести веские эпистемологические и социологические аргументы в пользу того, что гетерогенность и определенные разногласия между отдельными школами являются необходимым условием существования и разви­тия психотерапии» (Slunecko, 1999, р. 133).

На современном этапе своего развития арт-терапия является одним из психо­терапевтических направлений, оформившись в то же время в некоторых странах (США, Великобритания) в самостоятельную «парамедицинскую» специальность. Будучи органично связанной с разными течениями внутри самой психотерапии и с другими дисциплинами и сферами деятельности — в первую очередь с художественной практикой и арт-педагогикой, историей и теорией культуры и т. д., — арт-терапия представляет собой весьма сложное и внутренне противоречивое явление. Вместе с тем автор книги считает существование множества точек зрения на то, что представляет собой арт-терапия, вполне естественным и отвечающим плюралистическому контексту психотерапии, а в более широком смысле — и постмодернистскому контексту современного общества, который является основой для диалога и синтеза самых различных систем взглядов. Это вполне отвечает тем принципам, которые обозначены в СтрасбургскоЙ декларации, где психотерапия рассматривается в качестве научной дисциплины (глава 1 Декларации), включа-


Часть I. Основные понятия. Концепция системной ирт-терипии

ющсй в себя многообразие форм и методов, — глава 3 (European Association for Psychotherapy, 1999).

Многообразие точек зрения на арт-терапию и существование ее разнообразных форм и направлений сочетаются в то же время с наметившейся в последние годы тенденцией к выработке единой платформы арт-терапевтического образования и практики, о чем и свидетельствуют создание Европейского консорциума арт-те-рапевтического образования (ЕСАгТЕ) и деятельность национальных арт-тсрапев-тических ассоциаций. Как указано в справочнике ЕСАгТЕ (1999), эта организация является «средством развития и сохранения общих стандартов» в области арт-те­рапевтического образования для всех учебных заведений в рамках Европейского Сообщества, где существуют программы подготовки в области арт-терапии.

Выступая на одной из последних конференций ЕСАгТЕ, прошедшей в 1997 г. в Лондоне, ее председатель Лин Коссолапов подчеркнула, что «аккумуляция на­циональных, этнических и культурных ингредиентов является альтернативой кон­формизму и источником дивергентного мышления и поведения в сфере профес­сионалов... Каждая страна и каждый регион имеют свои собственные арт-тера-певтические традиции. Эти местные традиции являются основой европейской арт-терапии как целостного феномена» (Kossolapow, 1999).

Несмотря на разнообразие форм и сегментов внутри арт-терапевтического на­правления, на сегодняшний день оно представляет собой достаточно четко очер­ченную область деятельности, предполагающую использование комплекса профессиональных умений и определенной системы базисных теоретических представлений, без которых она превратилась бы в дилетантские забавы или, в лучшем случае, в одно из амплуа врача, психолога, художника или социального работника.

Нередко приходится сталкиваться с тем, что под вывеской «арт-терапевти-ческой деятельности» скрывается посещение инвалидами музеев или концертов, занятия больных рукоделием, лечебной гимнастикой, надомным рисованием или «художественной самодеятельностью». Все это может быть составной частью арт-терапевтической работы, однако ни один из этих видов деятельности или досуга пациентов сам по себе арт-терапией, конечно же, не является. Чтобы разобраться, какие условия необходимы для отнесения того или иного вида деятельности к арт-терапии, хотелось бы привести цитату из Информационной брошюры Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994).

Что такое арт-терапия?

Арт-терапевты создают для клиента' безопасную среду, какояой могут являться каби­нет или студия, и обеспечивают ее различными изобразительными материалами — красками, глиной и т. д., находясь рядом с ним в процессе его изобразительной работы. Клиенты могут использовать предоставленные им материалы по своему желанию, стре­мясь в присутствии арт-терапевта выразить в изобразительной работе свои мысли и чувства... Арт-терапевт побуждает клиента к взаимодействию с изобразительными ма­териалами и продукцией, благодаря чему арт-терапевтичеекий прогресс представляет собой одну из форм диалога.

1 Слово «клиент» в данном случае обозначает любого участвующего в арт-терапии человека.


Глава 1. Определение арт-терапии 19

Несколько более развернутое и весьма точное определение арт-терапии содер­жится еще в одном документе Британской ассоциации арт-терапевтов, озаглавлен­ном «Художник и арт-терапевт: краткое обсуждение их ролей в больницах, специ­альных школах и социальной сфере».

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает вза­имодействие между автором художественной работы (пациентом), самой художествен­ной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, так же как и любой иной вид психо­терапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор.

Арт-терапевты глубоко понимают особенности процесса изобразительного творчества, обладают профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремятся создавать для пациента такую среду для работы, в которой он мог бы чув­ствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания, Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействии являются выражение и конденсация неосознава­емого психического материала посредством художественной экспрессии (ВААТ, 1989, цит. no: Waller, 1991).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!