Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 7 страница
.
Глава 3
Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии
Приводимое ниже описание различных факторов психотерапевтического воздействия в арт-терапии синтезирует взгляды представителей самых разных ее школ и направлений. Знакомясь с их работами, нельзя не обратить внимания на то, что для обозначения одних и тех же факторов порой используются разные названия, а для обоснования механизмов психотерапевтического воздействия применяются разные теории. Если, однако, абстрагироваться от концептуальных различий, все многообразие действующих в арт-терапии психотерапевтических факторов можно свести к трем наиболее важным, а именно:
фактору художественной экспрессии;
фактору психотерапевтических отношений;
фактору интерпретации и вербальной обратной связи.
Все они действуют не разрозненно, но взаимодополняя и усиливая друг друга, что и приводит к достижению психотерапевтического эффекта.
Фактор художественной экспрессии
Фактор художественной экспрессии связан с выражением чувств, потребностей и мыслей клиента посредством его работы с различными изобразительными материалами и создания художественных образов. Художественная экспрессия является не одномоментным актом, но развернутым во времени процессом, включающим несколько основных этапов. Хотя создание конкретного образа также пред-
46 Части I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
|
|
ставляет собой многоступенчатый процесс, говоря о художественной экспрессии в контексте арт-терапевтической работы, мы имеем в виду прежде всего общий процесс изменений в экспрессивном поведении клиента, охватывающий весь цикл арт-терапевтической работы. Данный процесс изменений в экспрессивном поведении клиента включает следующие основные этапы:
этап подготовки и соответствующей «настройки» па изобразительную деятельность;
этап непосредственного и наиболее примитивного отреагирования чувств и потребностей в экспрессивном поведении с минимальным оспзнаванием клиентом психологического содержания изобразительной продукции (этап «выплескивания чувств*);
этап постепенной трансформации хаотичной и малосодержательной художественной экспрессии в более сложную изобразительную продукцию (в частности, так называемые символические образы) с постепенным осознаванием клиентом ее психологического содержания.
Далеко не всегда, однако, этот процесс включает в себя все три зтапа. Клиент может «застрять» на первом или втором этапе. В этом случае арт-терапевтическая работа будет малопродуктивной.
Кроме того, можно говорить о разной скорости прохождения клиентом этих этапов, что определяется как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам можно отнести особенности институциональной среды и условия проведения арт-терапевтической работы; характер психотерапевтических отношений; наличие или отсутствие достаточного количества изобразительных, отвечающих экспрессивным потребностям клиента материалов; продолжительность арт-тераневтических сессий и их частота и др. К внутренним факторам относятся особенности темперамента и склада характера клиента; уровень мотивации к изобразительной деятельности и психотерапевтической работе; физическое и психическое состояние клиента; его ожидания от арт-терапии и результата предыдущего участия в арт-терапевтической работе; наличие или отсутствие опыта художественного творчества; пол; возраст; культурный опыт и др.
|
|
В большинстве случаев прохождение всех трех этапов художественной экспрессии предполагает как минимум несколько сессий, хотя в отдельных случаях оно может наблюдаться в рамках одной сессии и сопровождаться достижением определенного психотерапевтического эффекта.
В настоящее время представители разных арт-терапевтических школ по-разному обосновывают психотерапевтическое воздействие художественной экспрессии: представители бихевиоралыюго направления связывают его с «отвлечением» внимания клиента от болезнен пых переживаний и развитием через изобразительную деятельность более адаптивных моделей поведения; представители транспер-сокального подхода — с отреагированием (абреакцией) и катарсическим переживанием опыта перинатальных травм; представители гуманистической психотерапии — с самоактуализацией и т. д. Наиболее распространенными, однако, среди современных арт-терапевтов являются такие способы обоснования психотерапев-
|
|
Глава 3. Основные факторы психотерапевтическою воздействия в арт-терапии 47
тического воздействия художественной экспрессии, которые связаны с различными направлениями психодинамического подхода.
Так, в рамках классического психоанализа изобразительное творчество рассматривалось как частный аспект сублимации, связанной с трансформацией инстинктивного импульса в художественно-образное представление.
Согласно Фрейду, художественное творчество имеет много общего со сновидениями и фантазиями, так как, подобно им, выполняет компенсаторную роль, снимая возникающее при фрустрации инстинктивных потребностей психическое напряжение. Вместе с тем художественное творчество является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а в опосредованном виде, а потому связывается Фрейдом с незрелой психикой.
|
|
Создание в процессе изобразительного творчества символических образов трактовалось Фрейдом как проявление относительно примитивного психического механизма, поскольку символ является результатом иллюзорного совмещения предмета инстинктивной потребности со свойствами внешних объектов. Когда происходит такое совмещение, символы могут включаться как в первичные, так и во вторичные психические процессы. Если они включаются в первичные процессы, то их содержание отрывается от свойств внешних объектов и отражает либи-диозные фантазии, что характерно, например, для сновиденческих символов или фантазий невротика. Если же символы включаются во вторичные психические процессы, то их содержание так или иначе привязывается к системе внешних объектов. В этом случае символы способствуют адаптации и являются инструментом воображения.
По мнению Фрейда, служа первичным процессам, символы обеспечивают лишь кратковременное снятие психического напряжения, что характерно для примитивной психики ребенка, а также различных психических расстройств. Включение символов во вторичные психические процессы ведет к осознанию человеком своих потребностей и развитию навыков коммуникации и взаимодействия с окружающим предметным миром.
Несколько иного взгляда на природу художественного творчества и связанные с ним механизмы символообразования придерживался Юнг. Для него они были прежде всего связаны с реализацией самоисцеляющих возможностей психики (так называемой «гомеостатической функции*). Происходящий в ходе изобразительного творчества контакт с бессознательным активизирует компенсаторные процессы, направленные на развитие психического аппарата.
Юнг полагал, что изобразительное творчество является внутренней потребностью, особого рода инстинктом, который превращает человека в инструмент выражения опыта коллективного бессознательного. В связи с этим оно может приводить к конфликтам между личным и общечеловеческим. Формой же преодоления этого конфликта выступает процесс индивидуации, ведущий ко все большему взаимопроникновению личного и общечеловеческого и максимальной социальной реализации человеком своих возможностей.
В отличие от Фрейда, Юнг считал символообразивание универсальным способом психической экспрессии, используемым на самых разных этапах психического развития, включая и зрелую психику. Символообразоваиие связывалось им с
динамикой личного и коллективного бессознательного. Отражающие динамику коллективного бессознательного символы назывались им архетипическими. Именно с ними он связывал проявление так называемой «трансцендентной функции» психики, обеспечивающей психическую саморегуляцию и развитие психического аппарата.
Психоаналитические представления оказали большое влияние на мышление многих пионеров арт-терапии (М. Наумбург, Э. Крамер, И. Чампернон и др.) и послужили основой для понимания лечебного воздействия художественного творчества. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что теория Фрейда оказалась малопродуктивной для объяснения целого ряда связанных с художественным творчеством положительных эффектов. Сам Фрейд признавал, что «психоанализ не может ни прояснить природу художественного таланта, ни объяснить средства, с помощью которых художник работает» (Freud, 1925, р. 65).
Понимая это, представители психодинамического направления попытались в дальнейшем рассмотреть процесс художественной экспрессии с новых позиций. Так, Эрнст Крис (Kris, 1975) связал процесс художественной экспрессии с проявлением творческого воображения, которое предполагает ограничение сознания, эмоциональную заряженность образов и включение механизма разрешения проблем на визуальном уровне. Он отмечает, что художник способен получать доступ к материалу «Оно» и влиять на протекание первичных процессов, а также подчеркивает взаимосвязь творчества и критических способностей и более активную и динамичную роль «Я» в изобразительном процессе, в отличие от спонтанных фантазий и сновидений.
Э. Крис пишет, что «бессознательные процессы с их разрушительными эффектами преобразуются в высокоэффективный инструмент создания новых связей и форм, прогрессивных концепций и образов. Сознание и бессознательное не только взаимосвязаны, но можно говорить о том, что мышление полностью растворяется в первичных психических процессах» (Kris, 1953, р. 262).
Психоаналитические взгляды на изобразительное творчество были также развиты А. Эренцвейгом (Ehrenzweig, 1967). Анализируя взаимодействие первичных и вторичных процессов изобразительной деятельности, он отмечает высокую степень их взаимопроникновения. Если бессознательные процессы позволяют художнику охватить предмет изображения в целом, то сознание позволяет ему сфокусироваться на главном, а также деталях, приводя их в соответствие с целым. При этом сознание не навязывает бессознательному своих законов, но позволяет зафиксировать и оттенить тот -«скрытый порядок», который скрыт в бессознательном.
А. Эренцвейг сформулировал весьма интересную модель, позволяющую описать процесс художественной экспрессии. По его мнению, этот процесс включает три основные фазы. Первая фаза, называемая им «шизоидной», связана с проекцией фрагментированных частей «Я» художника на материал изображения. Вторая фаза — «маниакальная» — предполагает активизацию процесса «бессознательного сканирования», с помощью которого обнаруживается «скрытый порядок» изображения, который существует в переживаниях художника и его бессознательном, что ведет к взаимопроникновению художественного образа и личности творца. При этом преодолевается фрагментированность внешней, поверхностной струк-
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия а арт-терапии 49
туры изображения, а произведение приобретает завершенность и способность к «независимому существованию». Третья стадия — «депрессивная» — связана с вторичным пересмотром и переоценкой произведения, его частной реинтеграцией в более поверхностный слой личности художника. Изобразительный процесс в целом представляется А. Эренцвейгу совокупностью переходов от состояния «океанической недифференцированное™»■ и регресса к состоянию фокусированного сознания, позволяющего сформировать эстетический гештальт.
Большое значение для понимания фактора художественной экспрессии с психодинамических позиций имеет также теория объектных отношений. Она, в частности, сыграла важную роль в развитии британской школы арт-терапии и в значительной мере повлияла на мышление арт-терапевтов в этой стране. Это относится прежде всего кработам М. Клейн (Klein, 1948), Э. Шарп (Sharpe, 1950а, б), М. Мил-нер (Milner, 1950,1955,1969) и Д. Винникотта (Winnicott, 1980, 1988).
Являясь художницей-новатором и в то же время арт-терапевтом, М. Милнер смогла успешно реализовать возможности психоаналитической теории применительно к художественному творчеству. Если М. Клейн рассматривала творчество с точки зрения динамики «восстановления утраченного объекта», то для М. Милнер «восстановление» является вторичной функцией творчества. Его первичная функция — сотворение нового и обретение иного мироощущения через взаимодействие сознания и бессознательного. Она полагает, что изобразительное творчество ведет к психической трансформации и освоению новых форм психического опыта. В отличие от многих других авторов, пытавшихся рассматривать изобразительное творчество с психоаналитических позиций, М. Милнер придавала большое значение взаимодействию тела и сознания в творческом процессе. По ее мнению, лишь такое взаимодействие позволяет соединить фантазию и действие и запускает спонтанные процессы психической саморегуляции.
М. Милнер (Milner, 1989) рассматривает изобразительное творчество взрослого человека как один из способов воссоздания тех состояний, которые связаны с детским опытом. Эти состояния предполагают ослабление сознательного контроля, что позволяет взрослому в его отношениях с окружающим миром проявить большую степень свободы и творческого начала.
В контексте обсуждения фактора художественной экспрессии работы Д. Винникотта интересны прежде всего тем, что позволяют осмыслить те формы психического опыта, которые появляются на стыке внутренней и внешней реальности и имеют большое значение для развития креативности и разных видов игровой деятельности.
Большое значение имеет то, что Винникотт в числе первых указал: изобразительное творчество является одним из видов игровой деятельности, и ввел понятия «транзитных объектов» и «транзитных феноменов», «первичной материнской заботы» и «фасилитирующей среды», позволяющие лучше понять природу игровой деятельности и ее развитие на разных этапах жизни ребенка.
Винникотт проводит четкую грань между фантазиями и игрой. Если первые являются чисто иллюзорным способом удовлетворения потребностей, то игровая деятельность предполагает активное взаимодействие как с внутренней, субъективной, так и с внешней — объективной — реальностью.
50 Часть I, Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
При рассмотрении фактора художественной экспрессии в арт-терапии, конечно же, нельзя не упомянуть о привлекающих к себе в последнее время большое внимание работах Д. Шаверьен (Schaverien, 1989,1992) и Ш. Макниффа (MacNiff, 1992).
В своей работе «Образ откровения* (Schaverien, 1992), базируясь на философских построениях Э. Кассирера и собственных клинических наблюдениях, Шаверьен пытается объяснить исцеляющие эффекты изобразительного творчества с точки зрения представления о символическом мышлении. Для нее символообра-зование является основным механизмом, с помощью которого субъект может общаться с самим собой и окружающими. Хотя художественные символы отличаются от «научных символических систем*, они также способны опосредовать процессы познания, обеспечивая связь внутренней и внешней — объективной — реальности. Шаверьен, в частности, утверждает, что образ в арт-терапии является «не просто результатом проекции, но тем средством, которое опосредует взаимодействие субъективного и объективного опыта пациента» (Schaverien, 1992,р. 11).
Особое внимание Шаверьен обращает на те отношения, которые устанавливаются между художником/клиентом и создаваемым им художественным образом. По ее мнению, эти отношения характеризуются теми или иными проявлениями переноса на предмет изобразительного творчества, причем во многих случаях, в особенности если речь идет об арт-терапии, этот перенос имеет отрицательный характер. Благодаря этому художественный образ становится «средством воплощения аффектов» и приобретает особую силу воздействия на клиента, заставляя его совершать с образом «определенные значимые манипуляции» (там же, р. 39). Эти манипуляции зачастую приобретают ритуальный характер и во многом напоминают действия первобытных людей, в которых проявляются особенности магического мышления.
В некоторых случаях благодаря совершению с предметом изобразительной деятельности неких «значимых манипуляций» клиент превращает его в «талисман». Отличие талисмана от знака (каковым также может выступать изобразительная продукция), по мнению Шаверьен, заключается в том, что если знак является лишь условным обозначением определенного опыта, то талисман обладает в глазах своего создателя некими магическими свойствами. В этом смысле изобразительная работа может выступать в качестве -s вместилища» опасных для клиента и окружающих его людей переживаний, на которые можно в определенной мере воздействовать и достигать над ними определенного контроля.
Шаверьен разделяет создаваемые в процессе арт-терапии образы на две основные группы. Первую группу составляют так называемые «диаграмматические образы», являющиеся результатом деятельности сознания и представляющие собой в основном фигуративные изображения. «Диаграмматические образы, — пишет Шаверьен, — могут являться иллюстрацией или описанием чувств, но никогда их сами по себе не воплощают» (там же, р. 86). Диаграмматические образы являются знаками. Вторую группу составляют «воплощенные образы», заключающие в себе аффекты и их энергию и обладающие особой способностью воздействия на авторов этих изображений. Данные изображения как раз и являются «талисманами*. «Такие рисунки, даже в тех случаях, когда они эстетически несовершенны, явля-
Глава 3. Основные факторы психотерапевтического ооздейатвыя в арт-терапии 51
ются наиболее аутентичными и связаны с эмоциональной реальностью художника» (там же, р. 2). Приводя затем клинические описания, Шаверьсн указывает на то, что в ряде случаев «воплощенный» образ может выступать в роли «козла отпущения» и использоваться клиентом таким образом, который очень напоминает ритуал жертвоприношения.
Во многом взглядам Шаверьен весьма близки идеи Ш. Макниффа (MacNiff, 1986,1989, 1992), развивающего представления об арт-терапии как о шаманской практике особого рода и использующего для обоснования своих идей работы пост-юнгианца Д. Хиллмана (Hillman, 1991). Макнифф, ь частности, обращает внимание на акциокальный аспект арт-терапевтической работы и те формы поведения клиента и участников арт-терапевтической группы, которые носят спонтанный характер и напоминают исцеляющий ритуал. Он подчеркивает комплексный характер поведенческих проявлений клиента в арт-терапевтическом процессе и тесную связь подобных ритуалов с телесным опытом и использованием «языка чувств». Так же как и Шаверьен, Макнифф полагает, что исцеляющее воздействие художественной экспрессии может быть связано с тем, что изображения представляются некими «одухотворенными сущностями*, которые способны направлять своих авторов, «наблюдать за ними и сопровождать их», так же как и тех, кто находится с ними рядом. Лечебное воздействие этих изображений обусловлено их -яинако-стью», позволяющей им воздействовать на тех, «кто открывается для этого воздействия в надежде получить от "иного" помощь» (MacNiff, 1992, р. I). Он также указывает на то, что «диалог» автора со своей работой не представляет собой лишь двухстороннюю коммуникацию, поскольку в ходе художественного творчества «Я» автора представлено множеством разных «голосов». «Входя в мир изобразительного творчества, — пишет Макнифф, — мы осознаем то, что через нас начинает "говорить" многое — не только различные, изображаемые нами персонажи, — но и разные аспекты нашего мышления. Артикуляция мыслей всех этих "личностей" является еще одной гранью нашего диалога с художественными образами» (там же, р. 2).
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 308; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!