Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 8 страница



Приведенный краткий обзор литературы, посвященный обсуждению фактора художественной экспрессии, показывает большое разнообразие взглядов, которые подчас противоречат друг другу. Нельзя, например, не обратить внимания на то, как различно трактуют механизмы и роль символообразования в процессе худо­жественного творчества представители различных психодинамических направ­лений. Одни связывают с ними преимущественно инфантильные, регрессивные формы сознания (Фрейд) и видят в символ ообразовании отражение «магического мышления» (Шаверьен), другие связывают с символообразованием прогрессив­ные и творческие проявления психической жизни (Милнер, Винникотт, Эрен-цвейг и др.). Однако и те и другие признают, что художественное творчество может быть связано с проявлением различных тенденций психики и что в одних случаях на первый план выходит иллюзорно-субъективный аспект символообразования, а в других — деятелыгастно-объективный. Признания этого факта, конечно же, не­достаточно, чтобы объяснить механизмы исцеляющего воздействия художествен­ной экспрессии. Для более полного и всестороннего анализа процесса художест­венного творчества необходимо изучать не только момент создания художествен-


52   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

ного образа и тот смысл, который он несет для клиента, но и то, что происходит до и после этого, а также все те многообразные экспрессивные проявления и комму­никативные процессы, которые сопровождают художественное творчество, на что указывают, в частности, такие авторы, как Шарп, Милнер, Макнифф и др.

С учетом всего этого автор книги предлагает рассматривать художественную экспрессию как сложный, динамический процесс, включающий в себя несколько этапов. Своеобразие его протекания и уникальная комбинация различных вне­шних и внутренних факторов во многом определяют его психотерапевтические эффекты.

Современная арт-терапевтическая практика свидетельствует, что для достиже­ния лечебных эффектов, связанных с фактором художественной экспрессии, боль­шое значение имеет как то, что предшествует созданию художественных образов, так и то, что за этим следует. Без прохождения клиентом этих этапов достижение лечебных эффектов арт-терапии было бы вряд ли возможным. Более того, в опре­деленных условиях и при работе с некоторыми клиентами изобразительная дея­тельность может быть совсем не связана с символообразованием и созданием фи­гуративных образов, что не исключает ее психотерапевтических эффектов. В этих случаях художественная экспрессия может быть связана с сенсорной стимуляци­ей, развитием моторики, достижением седативного эффекта за счет выхода «сы­рых аффектов» или развитием навыков психической саморегуляции за счет до­стижения контроля над материалами изобразительной деятельности.

Наблюдения за клиентом в ходе арт-терапевтического процесса позволяют уви­деть, что еще до создания художественных образов клиент использует изобрази­тельные материалы главным образом для непосредственного отреагирования сво­их чувств, потребностей и внутрипсихических конфликтов и достижения большей степени контроля над материалами, что позволяет ему в той или иной мере орга­низовать свои психические процессы и структурировать поведение. Во многих слу­чаях большая роль при этом принадлежит психотерапевту, который не только фа-силитирует эмоциональную экспрессию клиента, но и организует его действия. Простое манипулирование с материалами и создание «нечленораздельной изо­бразительной формы» (по выражению Р. Саймон) способствуют удерживанию энергии аффектов и создают предпосылки для постепенной трансформации «сы­рого» психического материала в более высокоорганизованные формы психической деятельности. Большое значение имеет и то, что фокусировка на изобразительной работе и различных видах манипуляций с материалами является одним из средств психологической защиты клиента.

Кроме того, наблюдения за арт-терапевтическим процессом указывают на то, что работа клиента с изобразительными материалами даже в отсутствие символо-образования и создания завершенных художественных образов является основой для его взаимодействия с психотерапевтом и установления с ним эмоционального резонанса (раппорта), а также поддержки клиента со стороны психотерапевта.

Важная роль принадлежит при этом игровым элементам художественной экс­прессии, связанным с разными этапами процесса психического развития и видами игровой деятельности (так называемыми «сенсомоторными», «символическими» играми и играми «с правилами», Piaget, 1951). Несомненно, что проявление дан-


Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии  53

пых игровых элементов художественной экспрессии так или иначе сопряжено с разнообразными телесными реакциями, использованием клиентом драматизации, ролевой игры и диалогов, в ходе которых он -«общается* с материалом и образами, а через них — с разными аспектами своего внутреннего мира.

Кроме того, большое значение имеет все то, что происходит в ходе арт-терапев-тической работы, после того как клиент завершает создание образа. Неслучайно некоторые арт-терапевты обращают внимание на различные виды манипуляций клиентов с созданной ими изобразительной продукцией (Schaverien, 1992). Мно­гие специалисты рассматривают те или иные виды последующей работы клиента с созданной им изобразительной продукцией, очень важной для достижения пси­хотерапевтических эффектов. К этим видам работы относятся художественные описания, драматическая импровизация на основе созданных изобразительных об­разов, перформансы или ритуалы, передача образа через движение и танец, работа с голосом, музыка и т. д. (см., в частности, MacNiff, 1992). Хотя все эти виды твор­ческой экспрессии традиционно связываются с музыкальной терапией, драмате-рапией и терапией движением и танцем, в настоящее время становится все более очевидным то, что они могут быть органически связаны с художественной экс­прессией и представляют собой различные грани единого процесса. С учетом всего этого было бы ошибочно рассматривать фактор художественной экспрессии в от­рыве от всего комплекса поведенческих проявлений и переживаний клиента и са­мого психотерапевта, а также тех сложных коммуникативных процессов, которые осуществляются как между разными элементами внутренней реальности клиен­та, так и между ним, изобразительными материалами/продукцией, психотерапев­том и окружающим их «интертекстуальным пространством». Поэтому использо­вание системного описания художественной экспрессии представляется наиболее оправданным. Попытка такого описания будет сделана в следующей главе, посвя­щенной анализу динамики арт-терапевтического процесса.

Резюме

Становление и развитие арт-терапии свидетельствуют о наличии разных точек зрения на природу и механизмы художественного творчества. Для ранних арт-терапевтических подходов характерно преимущественное внимание к созданию символических образов и связанным с ними феноменам сублимации (Фрейд), «трансцендентной функции» психики (Юнг) и «носстановления утраченного объекта» (Клейн). Дальнейшее развитие психодинамического подхода и других направлений психологии и психотерапии позволило значительно расширить диапазон различных видов теоретического обоснования психотерапевтического воздействия художественной экспрессии.

Развитие арт-терапии связано с постепенным включением в поле зрения специалистов всего комплекса поведенческих проявлений и переживаний клиента и психотерапевта и связанных с художественной экспрессией разнообразных коммуникативных процессов, протекающих между клиентом, изобразительными материалами (продукцией), психотерапевтом и «интертекстуальным пространством». В число этих коммуникативных процессов


54   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

входят и те, которые протекают до и после самого создания художественного образа.

•      Накопленные за последние годы и основанные на наблюдениях за арт-терапевтической работой данные свидетельствуют, что художественная экспрессия в арт-терапии представляет собой сложный, динамический, состоящий из ряда этапов процесс, на течение которого влияют различные внутренние и внешние факторы. С учетом всего этого использование системного подхода для описания процесса художественной экспрессии представляется наиболее обоснованным.

Фактор психотерапевтических отношений

Как следует из приведенного в первой главе определения арт-терапии,


работа клиента с изобразительными материалами в арт-терапевтическом процессе протекает в присутствии соответствующим образом подготовленного специалиста, способного выступать в качестве посредника в диалоге» клиента со своей изобразительной продукцией. Таким образом, психотерапевт вступает с клиентом в определенные, опосредованные изобразительной деятельностью клиента отношения. История развития арт-терапии свидетельствует о постепенном признании той роли, которую играют эти отношения в арт-терапевтическом процессе, и стремлением их обосновать с тех или иных позиций. Первоначально это делалось главным образом с использованием психоаналитических представлений; в дальнейшем с этой целью стали применяться иные теоретические модели, связанные с гуманистической психологией и психотерапией, групповой динамической и семейной психотерапией, социальные теории и т. д.

В настоящее время фактор психотерапевтических отношений рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов психотерапевтического воздействия, независимо от конкретной модели или формы психотерапии (Фицдже-ральд,2001).

Применительно к арт-терапевтической работе фактор психотерапевтических отношений связан прежде всего со следующими функциями психотерапевта:

созданием атмосферы высокой терпимости и безопасности, необходимой для свободного выражения клиентом содержаний своего внутреннего мира — как в художественной работе, так и иных формах экспрессивного поведения;

структурированием и организацией деятельности клиента, достигаемых за счет формирования определенной системы правил его поведения, фокусировки его внимания на изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом материалов, его обучения определен


Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии  55

для «диалога* с клиентом, осуществляемого как напрямую — с использо­ванием вербальных и невербальных средств коммуникации, так и опосре­дованно изобразительными материалами и продукцией;

• использованием психотерапевтом различных интервенций, призванных оказать клиенту эмоциональную поддержку, фасилитировать выражение им своих чувств и мыслей и помочь ему в осознании содержания изобрази­тельной продукции и ее связи с особенностями его личности, проблемами и системой отношений.

Следует отметить, что психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют свою динамику и особенности, что связано с тем, что они опосредуются изобра­зительной деятельностью клиента. С учетом этого можно говорить о стадийном характере этих отношений, тесно связанном со стадийным характером процесса художественной экспрессии, но в ТО же время отражающем ту динамику измене­ния и развития отношений клиента и специалиста, которая характерна для других форм психотерапии.

На психотерапевтические отношения оказывают влияние разные факторы — особенности личности и мировоззрения клиента и психотерапевта; их установки и взаимные ожидания от совместной работы; их пол, возраст, культурный ипыт; ха­рактер заболевания клиента и его проблем; наличие у него опыта предыдущей пси­хотерапевтической работы а общения с другими специалистами; взаимоотношения в семье клиента; институциональная динамика, продолжительность и условия про­ведения арт-терапии; частота и продолжительность сессий и используемые специ­алистом конкретные методы арт-терапии и формы интервенций; а также социаль­ный, политический, правовой и культурный контексты работы и иные факторы.

Большое значение имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, делающие его внутренне готовым к установлению с клиентом психотерапевтических отношений. В связи с этим хотелось бы проци­тировать Д. Фицджсральда, который отмечает, что «психотерапевты, обладающие достаточной эмпатией, заинтересованностью в судьбе своих пациентов, способные пробудить в них чувство уважения к себе и веру в благоприятный исход лечения, способны установить с ним психотерапевтический альянс, при котором здоровое и разумное начало, заключенное в личности пациента, сможет лишь укрепляться... Мы являемся экспертами в своем деле, но при этом не стремимся опекать других и признаем, что пациенты знают о многих вещах больше, чем мы сами* (Фицдже-ральд,2001,с. 78)

Многие современные арт-терапевты опираются в своей работе на представле­ния психодинамического подхода для обоснования психотерапевтического воз­действия их отношений с клиентом, пользуются понятиями переноса и контрпе­реноса. Понятия переноса и контрперепоса, как известно, обозначают как неосо­знаваемые, так и частично осознаваемые реакции клиента, возникающие у него в присутствии психотерапевта, а также аналогичные реакции психотерапевта, воз­никающие у него в присутствии клиента. В отличие от ранних психоаналитических представлений, в соответствии с которыми перенос и контрперенос рассматрива­лись в основном как неосознаваемые реакции, значительная часть современных ав-


56   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

торов придерживается более широкого их толкования, считая, что перенос и контр­перенос затрагивают самые разные формы и уровни психического реагирования клиента и психотерапевта. Широкое толкование понятий переноса и контрпере­носа подчеркивает то, что отношения клиента и психотерапевта являются живым диалогом двух личностей, в котором проявляется все многообразие их челове­ческих качеств. Перенос и контрперенос представляют собой взаимосвязанные реакции, разворачивающиеся во времени с определенной последовательностью, определяемой глубиной коммуникативного взаимодействия клиента и психоте­рапевта. Особенностью переноса и контрпереноса в арт-терапентической работе является то, что:

перенос проявляется не только в эмоциональных реакциях, фантазиях, особенностях поведения и высказываний клиента, но и в его изобразительной деятельности и характеристиках создаваемых им образов;

контрперепос вызывается как особенностями поведения и высказываний клиента, так и стилем и особенностями его изобразительной деятельности и характером создаваемых им образов (Копытин А„ 1999).

Таким образом, изобразительные материалы и создаваемая Клиентом художе­ственная продукция, являясь основной частью «психотерапевтического простран­ства* — той системы, в которой формируются и развиваются психотерапевтиче­ские отношения, — приобретают особую значимость как дополнительный фактор переноса и контр перенос а. Они становятся также специфическим объектом для проекции переживаний клиента, с одной стороны, и проективной идентификации психотерапевта с переживаниями клиента — с другой.

Указывая на то, что рисунки клиента иногда могут отражать перенос. Д. Ша-верьен в то же время полагает, что в разных рисунках это происходит по-разному. Если «диаграмматические» образы всего лишь обозначают связанные с переносом чувства пациента, то «воплощенные образы* их непосредственно отражают и ак­кумулируют: «Когда рисунок "воплощает" чувства и пациент начинает активно взаимодействовать с образом, становятся возможными психические изменения по­средством самого рисунка. Это напоминает перенос на психотерапевта, но в дан­ном случае в фокусе переноса находится уже сам рисунок* (Schaverien, 1987, р. 80).

Можно предполагать, что художественные образы способны «аккумулиро­вать» и «удерживать» в себе связанные с переносом и контрпереносом чувства, по* степенно делая их более доступными для интерпретации и осознания. Проекция соответствующих чувств клиента и психотерапевта на изобразительные материа­лы и продукцию является отличительным свойством арт-терапии. Как отмечает С. Лангер, «проекция чувств на внешние объекты — это первый шаг к символиза­ции и признанию этих чувств» (Langcr, 1953, р. 390). Хотя неосознаваемая проек­ция чувств клиента иногда является предпосылкой символизации и последующе­го инсайта, решающая роль псе же принадлежит интерпретации переноса с учас­тием психотерапевта.

Кроме этого, психотерапевт должен постоянно анализировать свои чувства, возникающие в ходе общения с клиентом и вызванные в том числе создаваемой им изобразительной продукцией. В последние годы при описании механизма возник-


Глава 3. Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии  57

новения этих чувств в арт-терапевтической литературе используется понятие «проективная идентификация». Оно относится прежде всего к тем чувствам пси­хотерапевта, которые отражают содержание переживаний клиента. «Психоте­рапевт, — пишет Боллас, — как бы осваивает внутренний объектный мир своего пациента, выражая для него те же внутренние объекты, которые связаны с каче­ствами его родителей. При этом психотерапевт может на какое-то время отражать ту позицию, которую ранее занимал пациент* (Bollas, 1987, р. 5). Б контексте арт-терапевтической работы понятие проективной идентификации приобретает осо­бый смысл, поскольку чаще всего обозначает перенос на создаваемый клиентом об­раз (Mann, 1989).

Для понимания переноса и контрпереноса в арт-терапевтической работе боль­шое значение имеет представление о ролевых отношениях клиента и психоте­рапевта. Представители психодинамического направления в арт-терапии чаще всего основываются на представлении о том, что отношения клиента и психотера­певта отражают отношения матери и ребенка, поскольку арт-терапевтическая си­туация во многом воссоздает среду «первичной материнской заботы», в которой изобразительные материалы выступают в качестве «транзитных объектов». Учи­тывается и то, что коммуникация между клиентом и психотерапевтом в арт-тера­певтическом процессе осуществляется в значительной степени на невербальном уровне (по крайней мере, на некоторых его этапах). В то же время было бы оши­бочно сводить ролевые отношения клиента и психотерапевта к отношениям мате­ри и ребенка. Очевидно, что их отношения заключают в себе неограниченные роле­вые возможности, что позволяет, например, психотерапевту использовать контр­перенос как индикатор оценки состояния и потребностей клиента, а перенос — как предпосылку лечебно-коррекционного воздействия на клиента.

Несмотря на то что многие арт-терапевты в настоящее время признают боль­шое значение переноса и контрперсноса в достижении психотерапеитических эф­фектов и то, что эти феномены в значительной мере опосредуются изобразитель­ными материалами и продукцией, современныйуровень теоретического осмысле­ния и научного изучения психотерапевтических отношений в арт-терапии остается все еше довольно низким, что связано со следующими основными причинами:

с недостаточным использованием новых моделей исследований в арт-терапии;

преимущественно с внутриличностной ориентацией неиходинамического подхода и ограниченностью его возможностей в объяснении разнообразных аспектов психотерапевтических отношений.

Новые модели исследования психотерапевтических отношений в арт-терапии могли бы быть связаны, в частности, с включением в арт-терапевтический процесс «вовлеченного независимого наблюдателя* (Чепмеи и Чепмен-Сантана, 2001). Как отмечает Б. Болл, «наблюдатель имеет уникальную возможность сосредото­чить свое внимание на том, насколько арт-терапевт и пациент вовлечены в твор­ческий процесс и какое влияние они друг на друга оказывают. Наблюдатель мо­жет хорошо видеть взаимодействие между арт-терапевтом, пациентом и изобра­зительным материалом или продукцией» (Болл, 2001, с. 18). По мнению Б. Болл,


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 442; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!