Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 10 страница



В целом эту технику обсуждения изобразительной продукции вряд ли можно связать с каким-то конкретным автором. Очень многие специалисты делают при­мерно то же самое, ничего не зная о работах Окландер и Боверс. Разнообразие при­влекаемых во время обсуждения изобразительной продукции ассоциаций и широ­та охвата любой имеющей к ней отношение информации имеют большое значение не только для проверки диагностических гипотез, но и для достижения психоте­рапевтического эффекта. Чем шире круг ассоциаций клиента, связанных с рабо­той и процессом ее создания, а также данных о состоянии и системе отношений, которые попадают в поле зрения специалиста и клиента в ходе обсуждения, тем вероятнее осознание клиентом содержания своей изобразительной продукции и ее связи со своим внутренним миром, отношения с психотерапевтом и другими людьми. Следует, однако, учесть, что каждому клиенту присущи индивидуальный темп работы и разная степень готовности к установлению ассоциативных связей. Вполне возможно, что они будут возникать у него постепенно, психотерапевту не следует торопить клиента, пытаясь «вытянуть* да него все новые и новые ассоци­ации и признания.

Большое значение может иметь обсуждение целой серии работ, созданных кли­ентом за определенное время. При этом стоит обратить внимание на наличие в его


Глава 3, Основные факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии  65

изобразительной продукции сквозных тем или элементов, а также на их связь с его переживаниями и теми событиями, которые происходили в его жизни за этот пери­од. Во многих случаях подобные обсуждения могут служить важным средством ин­теграции опыта и осознания произошедших в мироощущении клиента изменений, Очевидно, что при проведении обсуждений психотерапевт будет прежде всего задавать те вопросы, которые направлены на проверку имеющихся у него гипотез относительно существующих у клиента проблем или заболевания, его отношения к окружающим и самому себе и т. д. Независимо от того, будет ли психотерапевт пользоваться так называемыми динамическими формулировками, психологиче­скими или клинико-психиатрическими понятиями, уточняющие вопросы помогут ему эти гипотезы подтвердить или опровергнуть. Тем не менее нельзя не признать, что, даже пользуясь вопросами и «открытыми утверждениями?-, специалист порой может повлиять на характер ответов клиента и «навязать* ему свое видение его работы, проблем и жизненной ситуации в целом. Как отмечают А. Чепмен и М. Чеп-мен-Сантана(2001), некоторые психотерапевты, задавая пациенту вопросы и да­вая собственные оценки, показывают ему, какая информация представляет для них интерес, а какая — нет, поэтому «пациент... предпочтет впредь сообщать психоте­рапевту лишь ту информацию, которая вызовет у того наибольший интерес, хотя и не будет при этом осознавать, что определенным образом ее "фильтрует". Подоб­ная "фильтрация" начинает действовать уже в ходе третьей или четвертой сессии, тем самым лишая психотерапию проблемно-ориентированного характера и пре­вращая ее в пародию на психотерапию* (с. 33-34).

Даже если специалист вполне искренне стремится при этом «установить исти­ну» и помочь клиенту, это не значит, что он не навяжет клиенту своими вопросами И суждениями тех форм профессионального и культурного дискурса, носителем которых он является. Как признается одна из клиенток, «мне кажется, что, лишь когда я заболела, я впервые поняла, что значит быть жертвой... Я внезапно осозна­ла, что... попала ^медицинский дискурс. Я <...> увидела себя в роли пушечного мяса, перемещаемого между врачами и консультантами... Я начала видеть, каким обра­зом посредством своей профессии они конструируют свое мировоззрение и что мои потребности не имеют для них никакого значения. Я была пациенткой, с которой нужно было что-то сделать; которую нужно было "вылечить"; но при этом я для них не существовала — не существовала за пределами того образа, который сфор­мирован их дискурсивной моделью» (цит. по: Hevey, 1992, р. 120).

Автору этой книги, многие годы проработавшему в системе психиатрического обслуживания, справедливость этих слов очевидна. Ни один, даже самый квали­фицированный и искренне исполняющий свой профессиональный долг специа­лист не застрахован от «навешивания* на своих клиентов тех образов и диагно­зов, которые связаны с используемыми им формами профессионального дискурса. Единственной возможностью избежать этого является его способность к «декон-струированиюв- этих форм профессионального дискурса и выход за их пределы. Для этого он должен использовать контекстуальный анализ и множество ракур­сов рассмотрения всего происходящего в арт-терапевтическом процессе и пытать­ся осмыслить культурные, социально-экономические, правовые, политические и институциональные основы своей деятельности, а также свои собственные взгля­ды, ценности и установки.


       Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

Важная роль при проведении обсуждений может принадлежать также оценке тех дискурсивных моделей, носителем которых является сам клиент, поскольку они в значительной мере определяют способы концептуализации им своего опыта и образа «Я», иными словами, то, как он формулирует в общении с психотерапев­том свои мысли и описывает свои проблемы и переживания. Следует учесть, что дискурс связан не только с вербальной коммуникацией, но и с визуальными обра-зами, а потому имеется высокая степень соответствия между созданным клиентом в арт-терапевтическом процессе визуальным рядом и тем, как он его интерпрети­рует и описывает. Это так или иначе связано с его социальным и культурным опы­том, в том числе опытом предшествующей психотерапевтической работы и обще­ния с разными специалистами, а также с его расовой и этнической принадлежно­стью, образованием и профессией, возрастом, полом, сексуальной идентичностью и т. д. Как утверждает С. Хоган (Hogan, 1997), «дискурсивные модели определя­ют различные формы репрезентаций и, следовательно, опыта людей и понимания ими окружающего мира; они влияют на то, каким образом представители разных социальных групп воспринимают себя и представителей других групп, и то, как они выражают свои взгляды в различных способах вербальной и визуальной ком­муникации» (р. 3). Все это позволяет считать, что используемые в арт-терапевти­ческом процессе способы интерпретации и вербальной обратной связи не могут быть независимы от социальных и политических отношений — прежде всего от­ношений господства и подчинения, которые так или иначе преломляются в диало­ге клиента и психотерапевта и ролевых моделях их взаимодействия. Многие спе­циалисты этот факт попросту не осознают в силу того, что отношения господства и подчинения ими интериоризованы и являются частью усвоенного ими социаль­ного и культурного опыта. Не осознавая этого, в своих отношениях с клиентом они воспроизводят культурные стереотипы и различные формы социального, тендер­ного, расового, этнического и иного неравноправия и так или иначе служат инте­ресам господствующей идеологии и тех или иных социальных институтов, но от­нюдь не интересам клиентов, предлагая им под видом психотерапии различные виды «утешительного нонсенса*.

Резюме

Интерпретация и вербальная обратная связь являются третьим важнейшим фактором психотерапевтического воздействия в арт-терапии. Независимо от конкретных форм обсуждения изобразительной продукции и других аспектов арт-терапевтического процесса их основная задача заключается в том, чтобы помочь клиенту в осознании различных содержаний своего внутреннего мира и их связи со своими проблемами и системой отношений.

Несмотря на длительную практику использования различных видов обсуждения в арт-терапии, лишь в последнее время, главным образом благодаря применению контекстуального анализа, социальной теории, теории культуры и различных приемов постмодернистского «деконструирования*. специалисты в этой области начинают осознавать то, что любые интерпретации и иные виды вербальной обратной связи так или иначе отражают господствующие в обществе отношения неравноправия и тесно связанные с ними формы культурного и профессионального дискурса.


Глава 4

Арт-терапевтический

процесс и его системное описание

В современной арт-терапевтической литературе понятие арт-терапевтического процесса обозначает разнообразные изменения в поведении, состоянии и отноше­ниях клиента и психотерапевта в ходе их совместной работы, приводящие в конеч­ном счете к достижению определенных психотерапевтических результатов. Пред­полагается, чтп, как и любая психотерапевтическая работа, арт-терапевтический процесс также имеет начало, середину, совпадающую с моментом наиболее значи­мых для успеха психотерапии изменений, и завершение (терминацию). Признает­ся также, что на динамику арт-терапевтического процесса оказывают влияние са­мые разные факторы, в связи с чем в одних случаях она может быть наиболее вы­раженной, а в других — минимальной.

Имея много общего с любым процессом психотерапии, арт-терапевтический процесс обладает своими особенностями. Они в значительной степени связаны с тем, что отношения клиента и психотерапевта опосредуются изобразительной де­ятельностью клиента и отражают процесс художественной экспрессии. Посколь­ку этот процесс, как было отмечено в первой главе, имеет стадийный характер, это так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса. В свою очередь отношения клиента и психотерапевта и их изменения в арт-терапевтическом про­цессе отражаются на художественной экспрессии клиента.

В истории арт-терапии имели место попытки описания происходящих в арт-те­рапевтическом процессе изменений с использованием тех или иных подходов, од­нако они трактовались при этом весьма противоречивым образом, что было связа­но со стремлением исследователей следовать достаточно жесткой системе пред-


 

68   Часть I, Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

ставлений и рассматривать эти изменения в рамках какой-либо одной теории. Вме­сте с тем, как отмечает Б. Болл (2001), «имеется явный дефицит системных иссле­дований тех моментов арт-терапевтического процесса, которые связаны с реаль­ными изменениями в состоянии и взаимоотношениях пациента и арт-терапевта. Именно такие исследования могли бы помочь нам приблизиться к пониманию за­гадочных механизмов лечебного воздействия арт-терапии. В прошлом необходи­мость в наблюдениях за изменениями в ходе арт-терапевтического процесса, как правило, игнорировалась. При этом для его описания автоматически применялись определенные теоретические представления. Между наблюдениями за реальным арт-терапевтическим процессом и его теоретическим обоснованием существует тесная диалектическая связь... Наблюдения <...> обусловлены личным и профес­сиональным опытом специалиста, а также его теоретическими представлениями... В то же время он должен сохранить высокую степень восприимчивости к тому, что происходит в ходе сессий между психотерапевтом и клиентом, а также в их внут­реннем опыте» (с. 14-15).

Новые подходы к исследованию арт-терапевтического процесса, таким обра­зом, могли бы предполагать:

во-первых, наблюдение за самыми различными проявлениями в поведении и состоянии его участников;

во-вторых, осторожность в использовании тех или иных теоретических моделей, необходимую для того, чтобы сохранить высокую степень открытости исследователя к изучению новых явлений и того, что он не может объяснить в рамках существующей теории.

В данной главе делается попытка системного описания арт-терапевтического процесса. При этом наряду с эклектическим использованием элементов разных теоретических подходов нами применяются некоторые положения общей теории систем, дополняемые стратегией постмодернистского «деконструироваиия», ко­торое можно рассматривать в качестве одного из метаметодов современного науч­ного познания. Несмотря на то что использование обшей теории систем не мо­жет являться «исчерпывающим*, одно из ее несом ценных достоинств, по мнению Д. Фримена (2001), «заключается в том, что она дает достаточно широкую и де­тально разработанную теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с дру­гом разные теории и сформировать целостную картину разного уровня сложно­сти» (с. 57). Он также отмечает, что «одним из достижений системного подхода является то, что он позволил определить системный характер поведения, не стре­мясь при этом к уточнению преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход, подчеркивая таким образом общность системных принципов поведения, отличается теоретической "нейтральностью"* (там же, с. 58).

На сегодняшний день системный подход с успехом реализуется, в частности, в системной семейной психотерапии (Mimichin & Fishman, 1981; Haley, 1971; Фримен, 2001), а также в некоторых направлениях групповой динамической пси­хотерапии (см., например, McKenzie, 1997). Системный подход также реализу­ется в контексте новых микроаналитических качественных исследований психо­терапевтического процесса (Rhodes & Greenberg, 1994; Safran & Muran, 1994).


Глава 4. Арт-терапевтический процесс и ею системное описание   69

В последние годы стали появляться и отдельные публикации, посвященные сис­темным исследованиям в арт-терапии (Ball, 2000; Болл, 2001). Вместе с тем этих работ явно недостаточно.

При системном описании арт-терапевтического процесса автор исходил из сле­дующих основных представлений.

1.    Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента, психотерапевта и изобразительный материал/продукцию и обладающую разными системными характеристиками (открытость, наличие информационных каналов, связывающих составляющие ее элементы друг с другом и с внешней средой, способностью к целеполаганию)1.

В качестве иллюстрации данного представления предлагаем воспользо­ваться рис. 1.

Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные, функциональные и генетические характеристики. Ее структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психотерапевта и ролевыми аспектами их взаимодействия. К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояния клиента и психотерапевта в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессией клиента интеракции, направленной в конечном счете на достижение психотерапевтического результата. К генетическим характеристикам данной системы относится изменение характера психотерапевтических отношений, а также поведения и состояния клиента и психотерапевта на разных этапах психотерапевтического процесса.

Различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт-терапевтическом процессе интервенции могут рассматриваться в качестве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов, что связано с прогрессивной дифференциацией данной системы и проявлением механизма динамического равновесия.

Связанная с арт-терапевтическим процессом прогрессивная дифференциация данной системы проявляется в формировании каналов энергоинформационной связи с окружающей средой; распределении функций между ее элементами; совершенствовании механизмов обратной связи; повышении степени структурности и т. д. Происходящие на разных этапах арт-терапев-

Признавая психотерапевтические отношения и арт-терапии открытой системой, мы тем не менее допускаем разную степень ее открытости. При определенных обстоятельствах, в частности в усло­виях жесткого институционального или идеологического давления, при использовании психоте­рапевтом догматической системы взглядов, его чрезмерной директивное™, при наличии у клиен­та определенных психических расстройств и т. д., психотерапевтические отношения становится закрытой системой, что отражается на динамике арт-терапевтического Процесса. — Примеч. пит.


70   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

тического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях — внутриличностном (изменения в состоянии, установ­ках, способах психического реагирования клиента и психотерапевта); меж­личностном (изменения в отношениях клиента и психотерапевта); социаль­ном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).

5. С учетом того, что изобразительные материалы/продукция являются тре­тьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии, опосредующим взаимодействие клиента и специалиста и в то же время вы­ступающим в качестве одного из механизмов их связи друг с другом и с вне­шним миром, художественная экспрессия клиента и создаваемая им изо­бразительная продукция в значительной мере отражают происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения разно­го уровня (внутриличностного, межличностного, социального). Более того, художественная экспрессия и продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений.

На основе наблюдений за реальным арт-терапевтическим процессом можно го­ворить о его следующих основных этапах:

подготовительном этане;

этапе формирования отношений и начала изобразительной деятельности клиента;

этапе укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента;

завершающем этапе (терминации).

Подготовительный этап

Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает:

первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;

разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;

заключение психотерапевтического контракта, регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий и другие моменты;

создание «безопасного пространствам.

Несмотря на то что арт-терапия может использоваться максимально широким кругом клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целе­сообразным может быть ее использование с тем или иным клиентом. Показания для применения арт-терапии определяются характером проблем или заболевания клиента, степенью имеющихся у него психических или физических ограничений,


Глава 4. Арт-терапеатический процесс и etu системное описание   71

возрастом, его коммуникативными возможностями, уровнем мотивации к арт-те-рапевтической работе, ожиданиями от нее и рядом других факторов. Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психотерапии (например, олигофрены, лица с тяжелыми психическими заболева­ниями или речевыми нарушениями, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно зани­маться с арт-тсрапевтом индивидуально или в группе. Это связано с тем, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выра­жать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, развития невербального мыш­ления и других функций.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!