Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 14 страница
В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетическую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев подобные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиденциальность арт-терапевтической работы при заключении психотерапевтического контракта и сообщая клиенту, как его изобразительная продукция будет использоваться в дальнейшем. Во избежание нежелательных последствий для клиента, связанных с ненадлежащим хранением и использованием его изобразительной продукции или ее уничтожением, правила обращения с ней специально оговариваются в этических кодексах арт-терапевтов. Так, пункт 2.4 Этического кодекса Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994) гласит: «На всей создаваемой клиентом в ходе арт-терапевтических сессий избразителыгой продукции должны указываться его фамилия, имя и дата. В ходе арт-терапии эта продукция должна храниться в надлежащем месте. В тех случаях, когда срок лечения продолжителен и в связи с хранением изобразительной продукции возникают определенные проблемы, их необходимо решать вместе с клиентом. В большинстве случаев, однако, изобразительная продукция и описания хода сессий должны сохраняться арт-терапевт ом в течение трех лет после завершения арт-терапевтического процесса». Кроме того, если по истечении трех лет после завершения арт-терапевтиче-
|
|
Глава 4. Арт-терапевтический процесс и е/о системное описание 91
ской работы у психотерапевта появляется потребность использовать изобразительную продукцию клиента для экспонирования, публикаций или научных исследований, он должен сохранять анонимность работ и не ущемлять при этом интересов клиентам (пункт 1.9).
Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:
дальнейшее развитие каналов энергоинформационной связи как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой и внешним миром, с последующим разрушением (или значительным ослаблением) каналов энергоинформационной связи, связывающих клиента и психотерапевта (что обусловлено поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимным обменом клиента и психотерапевта чувствами, мыслями, потребностями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; получением клиентом всей новой информации; «деконструированием* прежних форм репрезентации его опыта и созданием новых; его взаимодействием с созданной им изобразительной продукцией и осознанием ее смысла и, наконец, с прекращением клиентом внешних отношений с психотерапевтом и их интериоризацией, благодаря чему психотерапевт превращается в один из элементов «внутрипсихического пространствам клиента — инструмент его психологического дискурса с самим собой);
|
|
прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств (что связано с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и растущим дистанцированием от психотерапевта; развитием у него новых потребностей и форм поведения, а также интериоризацией им опыта арт-терапевтической работы);
поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующим переживанием состояния «кризиса» и утратой равновесия (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом, высокой степенью их взаимной открытости для исследования различных аспектов психической феноменологии и поведения клиента, освоением им новых форм поведения и развитием новых потребностей с последующей утратой клиентом и психотерапевтом цели и смысла дальнейшей арт-терапевтической работы);
|
|
достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).
92 Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии
Заключение
Арт-терапевтический процесс представляет собой ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии и психотерапевтических отношений.
Описание и изучение арт-терапевтического процесса требуют использования различных теоретических моделей, позволяющих отразить самые различные его аспекты, а также сохранение высокой степени открытости исследователя для того, чтобы учесть не только то, что происходит в самом «психотерапевтическом пространстве*-, но и за его пределами, и так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса.
Использование эклектического и системного подходов к описанию арт-терапевтического процесса, дополняемых стратегией постмодернистского «деконструирования», открывает новые возможности для изучения комплекса самых разнообразных феноменов, проявляющихся на разных его этапах.
|
|
Обязанности священников в день искупления И возьмет дцух козлов, и поставит пред лицем Господним... и бросит Аарон о обоих козлах Жребий: один жребий для Господа, я другой жребий для отпущения. И приведет Аарон коала, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живым пред Господом, чтобы совершить над ним очи-цение if отослать его в пустыню дли отпущения...
(Лечит 16:7-10)
Описанные в предыдущих главах факторы психотерапевтического воздействия в арт-терапии и стадии арт-терапевтического процесса относились главным образом к индивидуальной арт-терапии. В этой части книги нам предстоит рассмотреть различные формы групповой арт-терапии и связанные с ней факторы психотерапевтического воздействия. Кроме того, особое внимание будет уделено динамике групповой арт-тераневтической работы.
Разнообразие форм групповой арт-терапии и их продолжающееся развитие требуют, с одной стороны, их методологического обоснования и, с другой стороны, всестороннего исследования процесса групповой арт-терапии и различных связанных с ним внутриличностных, межличностных и обшегрупповых феноменов. Эволюция методов групповой арт-терапии связана с их проникновением в различные области их практического применения и созданием таких ее форм, которые в наибольшей степени отвечали бы особенностям тех или иных групп клиентов, условиям и задачам работы и являлись бы наиболее эффективными. Все это тесно связано с продолжающимся интенсивным развитием теории и практики групповой вербальной психотерапии и стремлением арт-терапевтов активнее использовать ее достижения. Несмотря на появившиеся в последние годы многочисленные публикации, посвященные описанию различных форм групповой арт-терапии (Adamson, 1984; Case &. Dalley, 1992; McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991,1993; MacNiff, 1995; Malciriodi, 1995), эти работы в целом достаточно противоречивы: одни авторы, такие, например, как Адамсон (Adamson, 1984), Лидьят (Lydiatt, 1971), Мак-лаган (MacLagan, 1985), ставят во главу угла создание образов и интимный характер творчества, почти полностью игнорируя нри этом групповую динамику. Другие, напротив, подчеркивают важность группового взаимодействия и феноменов переноса (McNeilly, 1987; Skaife, 1990; Waller, 1991,1993) и нивелируют значение художественной продукции (Liebmann, 1987; Silverstone, 1997). Имеется весьма ограниченное количество работ, посвященных подробному феноменологическому описанию процесса групповой арт-терапии, и, даже когда авторы все же описывают этот процесс, они обращают преимущественное внимание лишь на те феноме-
Часть II. Групповая арт-терапия 95
ны, которые в наибольшей степени согласуются с их системой взглядов, С учетом всего этого можно заключить, что на сегодняшний день имеется большая потребность в использовании таких моделей исследования групповой арт-терапевтиче-ской работы, которые учитывали бы:
многообразие действующих в ней факторов психотерапевтической) воздействия;
комплексный характер проявляющихся в ходе групповой арт-тералевтической работы феноменов внутриличностного, межличностного и общегруппового уровня;
институциональные и иные контекстуальные факторы;
не вписывающиеся в рамки существующей теории феномены.
Как было нами показано в предыдущих главах книги, все это имеет большое значение и для развития индивидуальной арт-терапии, поэтому можно говорить о необходимости использования новых моделей исследования и форм описания процесса как индивидуальной, так и групповой арт-терапии. Автор книги считает наиболее перспективным использование с этой целью эклектического и системного
подходов.
При написании данной части книги автор стремился решить следующие основные задачи:
дать краткую характеристику основным формам групповой арт-терапии;
охарактеризовать основные факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии;
использовать новые модели комплексного описания процессов групповой арт-терапии.
Глава 5
Формы групповой арт-терапии
Различные формы групповой арт-терапии широко используются в настоящее время, что связано с их «экономичностью», возможностью проведения работы со значительно более широким, чем в индивидуальной арт-терапии, кругом клиентов, а также наличием целого ряда дополнительных, действующих лишь в условиях группы механизмов лечебно-коррекционных воздействий. М. Либманн (Liebmann, 1987), например, подчеркивает следующие достоинства групповой арт-терапии:
она развивает ценные социальные навыки;
учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем;
дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих;
повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
развивает навыки принятия решений.
Основные отличия групповой арт-терапии от индивидуальной заключаются в том, что она:
• предполагает особую, «демократичную» атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников группы, а также их меньшей зависимости от психотерапевта;
Глава 5. Формы вдлшмм) арт-терапии 97
в большинстве случаев требует определенных коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам;
характеризуется, с одной стороны, наличием периодов погружения членов группы в свой внутренний мир, связанный с их индивидуальной изобразительной работой и, с другой стороны, периодов их тесного взаимодействия друг с другом.
Все вышеперечисленные достоинства групповой арт-терапии свойственны также большинству форм вербальной групповой психотерапии. Основные же различия между групповой арт-терапией и вербальной групповой психотерапией заключаются в том, что первая предполагает не только взаимодействие с другими участниками группы, но и самостоятельную изобразительную работу, а также использование иных, отсутствующих в групповой вербальной психотерапии способов коммуникации и форм экспрессивного поведения. Групповая арт-терапия позволяет, с одной стороны, учитывать потребности членов группы к слиянию с ней и сохранению групповой идентичности и, с другой стороны, удовлетворить их потребность в независимости. Групповая арт-терапия предполагает как прямое, так и опосредованное художественной экспрессией и изобразительной продукцией взаимодействие между членами группы, что делает ее чрезвычайно богатой по своим возможностям. Она опирается на использование как методов и теории групповой вербальной психотерапии, так и тех представлений и приемов работы, которые характерны для индивидуальной арт-терапии. Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии, так и индивидуальной арт-терапии.
На сегодняшний день используются три основные формы групповой арт-терапии:
студийная открытая группа;
динамическая (аналитическая) группа;
тематическая группа.
Существуют также такие виды групповой арт-терапии, которые сочетают в себе признаки разных основных ее форм. Так, например, студийная работа может иногда дополняться проведением обсуждений изобразительной продукции, а работа тематической группы на определенных этапах может предполагать использование элементов динамического подхода. Одним из критериев, позволяющих дифференцировать разные формы групповой арт-терапии, является степень их структурированности. С учетом разной структурированности арт-терапевтических групп М. Либманн (Liebmann, 1987) приводит следующую их классификацию (см. табл. 1).
По мнению М. Либманн, члены неструктурированной группы, находясь в общем помещении, работают в основном самостоятельно. Им не предлагается ни каких-либо тем, ни инструкций по выполнению работы. Структурирование, по определению Либманн, предполагает наличие определенных инструкций или правил, которые придают изобразительной работе членов группы определенную направленность. Инструкции или правила могут различаться по степени своей «жесткости». В одних случаях они могут сводиться к требованию изображать что хочется, но пользоваться при этом каким-то конкретным материалом (например, глиной).
98 Часть II. Групповая арт-терапии
Таблица 1 Классификация арт-терапевтических групп и их признаки
Л | Всегда структурирована | Имеется четко определенная цель работы |
и | Обычно структурирована | Аналогична А, по иногда члены группы работают самостоятельно |
с | Всегда ^структурирована | Аналогична Д по иногда в процессе работы возникают общие темы |
D | Обычно ^структурирована | Участники группы находятся в одном « п ростра] гстве», но каждый работает самостоятельно, имея собственную цель |
В других случаях изначально определяется тема. Причем она может предполагать разную свободу выбора тех или иных образов.
Несмотря на то что предлагаемый Либманн критерий дифференциации арт-терапевтических групп по степени их структурированности достаточно корректен применительно к тематическим и студийным группам, он не может применяться в отношении аналитической группы. Это связано с тем, что Либмапн не учитывает динамических характеристик группы и наличия в ней как явных, так и скрытых мотиваций (Bion, 1960). Участники аналитических групп, например, могут работать и совместно, но в то же время их деятельность не будет структурирована ни какой-либо темой, ни способами художественной экспрессии. При атом их деятельность все же будет носить взаимосвязанный характер и подчиняться определенным закономерностям групповой динамики в связи с общими для всех членов группы базисными потребностями.
Студийная открытая группа
Слово «открытая» в названии этой группы означает, что она, как правило, не имеет постоянного состава. На любом этапе работы к группе могут присоединяться новые участники. Кроме того, участники такой группы могут в любое время прекратить свои посещения. «Студийной* такая группа называется потому, что изобразительная работа ее участников напоминает работу в художественной студии. Студийную группу можно определить как «неструктурированную».
Занятия с открытой студийной группой проводятся в специально оборудованных кабинетах-студиях, в которых имеется определенное количество мест для художественной работы с индивидуальными наборами материалов. Кабинет-студия также обычно имеет зону отдыха с креслами и столом для чая и кофе, где посетители студии могут проводить время, не мешая другим, если им необходимо сделать перерыв в работе.
Перед началом работы группы психотерапевт (или иной работающий с такой группой специалист) объясняет общие правила поведения и задачи группы. Поскольку глубокая психотерапевтическая работа при использовании студийного подхода не проводится, заключение контракта не предусматривается. Вместе с тем
Глава 5, Формы /рупппвоп арт-терапии 99
психотерапевт может в некоторых случаях подчеркнуть отличия этой работы от деятельности традиционных художественных студий, указав, в частности, на то, что обшей целью работы будет «свободное творческое самовыражение» и проявление членами группы в ходе изобразительной деятельности своих чувств, мыслей и фантазий.
Кроме того, в некоторых случаях, особенно когда психотерапевт предполагает установление с членами группы индивидуального раппорта и использование определенных интервенций и вербальной обратной связи, в том числе в форме групповых обсуждений, он может подчеркнуть «психотерапевтическую направленность» деятельности группы, то есть то, что занятия посетителей студии изобразительным творчеством и выражение ими своих чувств, мыслей и фантазий в художественной форме будут способствовать достижению лечебного эффекта или способствовать решению имеющихся у членов группы психологических проблем и стабилизации их эмоционального состояния.
Объясняя общие правила поведения членов группы, психотерапевт подчеркивает необходимость соблюдения тишины и уважения «личного пространства» других. Это означает, что они не должны вмешиваться в процесс художественного творчества других, находящихся рядом с ними людей и не пытаться давать свои оценки их работам, если, конечно же, не будут организованы групповые обсуждения. Психотерапевт также может сказать о том, что он будет находиться рядом с членами группы и оказывать им в случае необходимости ту или иную помощь.
После этого он приглашает посетителей студии к работе. Поскольку они работают в разном темпе и отличаются разной степенью готовности к «свободному художественному самовыражению», психотерапевт должен проявлять достаточную гибкость, оказывая в случае необходимости членам группы индивидуальную по-мошь, которая может выражаться в структурировании их действий, фасилитации эмоциональной экспрессии, эмоциональной поддержке и т. д. Все это помогает членам группы ощутить себя в безопасности, справиться с тревогой и неуверенностью и перейти к изобразительной работе. С учетом особых показаний для отбора клиентов в данную группу, задач и условий ее деятельности и правил поведения ее участников подготовительный этап работы по сравнению с индивидуальной арт-терапией бывает менее продолжительным, а непосредственное отреагирование членами группы своих чувств, потребностей и фантазий в поведении проявляется в значительно меньшей степени. Психотерапевт контролирует поведение членов группы и при наличии у кого-либо из них слишком ярких, мешающих работе других эмоциональных проявлений, делает этому человеку замечание либо даже удаляет из группы.
Во всем остальном студийная работа предполагает свободную, демократичную атмосферу и использование психотерапевтом недирективного подхода. Он, в частности, не стремится слишком настойчиво побуждать членов группы к изобразительной работе, понимая, что для некоторых из них может быть полезным и приятным даже простое пребывание в атмосфере студии с минимальным включением в изобразительную деятельность. Несмотря на то что вербальный контакт между членами группы в ходе изобразительной работы минимален, а группа является открытой, через некоторое время в ней формируется определенная культура. Это
Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!