Факторы психотерапевтического воздействия в групповой арт-терапии 4 страница




26   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

Наряду с врачами-психиатрами и художниками, изучением психопатологиче­ской экспрессии начиная с первых десятилетий XX в. начали заниматься психо­аналитики. В известной степени начало этому было положено культурологиче­скими исследованиями самого Фрейда, хотя он никогда не пытался интерпрети­ровать художественную продукцию своих клиентов. Наиболее продуктивной в плане изучения художественного творчества и использования его исцеляющих возможностей с психоаналитических позиций оказалась деятельность К. Юнга, Э. Криса, М. Клейн, А. Эренцвейга, М. Наумбург, И. Чампернои, Р. Пикфорда, М. Милнеридр. Некоторые из них имели художественное образование. Вовлекая своих клиентов в процесс художественного творчества и используя для анализа их продукции нсиходинамические понятия, они создали первые аналоги современной динамически-ориентированной арт-терапевтической практики.

М. Наумбург многие считают основательницей арт-терапевтического направ­ления в США. Психолог по образованю, она стала затем психоаналитиком. Наум­бург известна как автор динамически-ориентированной арт-терапии. В 1940-е гг. она начала использовать в своей психоаналитической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая свободное выражение ребенком своих переживаний в изоб­разительной деятельности в качестве инструмента для исследования его бессоз­нательных процессов. Результаты этой работы описаны ею в книге «Изучение сво­бодной художественной экспрессии детей с нарушениями поведения в качестве средства диагностики и лечения* (Naumburg, 1947), где она обращает внимание на различия между свободными рисунками детей и той формой изобразительной ра­боты, которая использовалась в качестве средства занятости пациентов. М. Наум­бург отмечает, что свободная художественная экспрессия придает пациенту уве­ренность в своих силах и вызывает у него чувство удовлетворения. В то же время эта техника, как отмечает Наумбург, может использоваться психиатром в качестве проективного инструмента диагностики. Когда пациент в результате занятий пре­одолевает неуверенность и начинает свободно выражать свои страхи, потребности и фантазии, он вступает в соприкосновение со своим бессознательным и «разгова­риваете с ним, используя «язык* символических образов.

В своих последующих работах Наумбург начинает использовать термин «арт-терапия», получающий все больше распространение с конца 1940-х гг. При этом она рассматривает арт-терапию с точки зрения психоаналитического подхода, как технику, позволяющую человеку выражать свои внутрипсихические конфликты в визуальной форме и постепенно приходить к их осознанию и вербализации (Naum­burg, 1958). В своих дальнейших публикациях (Naumburg, 1966) она развивает концепцию динамически-ориентированной арт-терапии и применяет понятие «пе-реносае, считая, что спонтанное самовыражение пациентами своих переживаний в образах ведет к укреплению психотерапевтических отношений. На деятельность и взгляды Наумбург большое влияние оказало движение за развитие детского твор­чества, набиравшее силу в США 1960-е гг. Для этого движения было характерно, в частности, признание творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке и позволяющего ему выражать свои переживания в визуальных образах.

М. Наумбург справедливо считают родоначальницей арт-терапевтического об­разования в США. В 1950-е гг. она основала первые курсы по арт-терапии и в по-


Глава 2. История арт-терапии и арт -терапевтическое образование 27

следующем стремилась превратить их в полноценную программу последипломной подготовки.

Эдит Крамер работала в те же годы, что и Наумбург, но в их взглядах и подхо­дах к использованию изобразительных приемов с психотерапевтической целью существовали глубокие различия. Эти различия были настолько принципиальны, что Крамер и Наумбург нередко называют основательницами двух течений в аме­риканской арт-терапии, находящихся в состоянии перманентной «гражданской войны».

По своему первому образованию Крамер — художественный педагог. Она была убеждена в том, что изобразительная деятельность обладает исцеляющим потен­циалом за счет предоставления человеку возможности осваивать новые формы опыта, а также заново переживать ведущие внутрипсихические конфликты и по­степенно приходить к их разрешению. В отличие от Наумбург, Крамер не обраща­лась к понятию переноса. Она считала, что арт-терапия действует главным обра­зом за счет механизмов сублимации, благодаря чему изобразительное творчество позволяет преодолевать разрушительные, агрессивные тенденции, предупреждая их непосредственное проявление в поступках.

К. Юнгу несомненно принадлежит большая роль в становлении тех форм пси­хотерапии, которые связаны с изобразительным творчеством пациентов. Хотя юнгианский анализ как таковой никогда не отождествлялся с арт-терапией, идеи Юнга оказали большое влияние на мышление и формы работы многих арт-тсра-певтов, особенно тех, кто практиковал в 1960-1970 гг. Принципиальное значение имело то, что Юнг рассматривал изобразительное творчество как такой вид дея­тельности, который предоставляет большие возможности для изучения личного и коллективного бессознательного. Творческая деятельность связывалась им с тем процессом, который позволяет преодолеть главенство сознания в психической жиз­ни и достичь равновесия между сознанием и бессознательным. Юнг верил в то, что, опираясь на собственный творческий потенциал, пациент способен достичь само­исцеления. При таком понимании изобразительного творчества анализу отводи­лась второстепенная роль и предполагалось, что при определенных обстоятель­ствах пациент способен к самостоятельной работе со своим бессознательным.

В Европе основателями и «крестными отцами» арт-терапевтического направ­ления нередко признают А. Хилла и Г. Рида. А. Хилл был первым, кто ввел в евро­пейский обиход понятие «арт-терапия*, обозначив им свою собственную работу (см. Hill, 1945). Он известен не только благодаря своей работе с больными в каче­стве арт-педагога в крупных госпиталях Великобритании, но и благодаря незау­рядным орагнизаторским способностям и деятельности по популяризации худо­жественной практики в учреждениях Национальной системы здравоохранения че­рез средства массовой информации. В течение многих лет он являлся президентом Британской ассоциации арт-терапевтов.

Интерес к использованию изобразительной деятельности в качестве лечебно-восстановительного средства проявился у Хилла в то время, когда он проходил курс лечения от туберкулеза в одном из специализированных санаториев. Находя свое пребывание там весьма монотонным, Хилл обратился к рисованию, позволя­ющему ему скрашивать долгие месяцы лечения. В те годы получила распростра-


2б   Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии

нение терапия занятостью, и когда А. Хилл закончил лечение, он активно вклю­чился в работу на отделении уже в качестве художника-инструктора, обучая боль­ных технике рисования, живописи и разнообразным художественным ремеслам. Благодаря своему собственному опыту занятий художественным творчеством, а также работе с больными, Хилл убедился в том, что оно способно помочь человеку в преодолении его недуга и ускорить процесс выздоровления и возвращения к нор­мальной жизни. Этот опыт послужил основой для написания им своей первой кни­ги «Изобразительное искусство против болезни» (Hill, 1945).

В 1940-1950-х гг. Хилл активно популяризирует арт-терапию в британских средствах массовой информации, получая живой отклик и поддержку аудитории. Он также занимается организаторской работой, в частности в тесном сотрудниче­стве с Обществом Красного Креста, создает художественные студии для больных, занимается подбором художников-инструкторов для работы с пациентами и ко­ординирует их работу. Разветвленная сеть арт-терапевтических студий, предна­значенных для широкого круга больных, отвечала представлениям Хилла о до­ступной для всех граждан медицинской помощи. Таким образом, благодаря дея­тельности Хилла арт-терапия впервые заявила о себе как о значимой социальной инициативе.

Параллельно с внедрением арт-терапии в клиники общесоматического и пси­хиатрического профиля, примерно с середины XX в. в Европе развивались идеи прогрессивной арт-педагогики, представленной Г. Ридом, Д. Дьюи и др. Они рас­сматривали изобразительное творчество в качестве важного инструмента в форми­ровании здоровой, гармоничной личности.

Среди пионеров арт-терапии было немало художников. В этом отношении по­казательна деятельность Э. Адамсона и Р. Саймон. В 1940-е гг., следуя примеру Хилла, Адамсон стал сотрудничать с Обществом Красного Креста и работать в раз­личных клиниках, читая больным лекции по изобразительному искусству. Затем он открыл художественную студию при психиатрической больнице и начал про­водить с пациентами практические занятия.

В истории развития арт-терапевтического направления немалую роль сыгра­ли Ирен и Джилберт Чампернон. Они известны прежде всего как руководители Уитмид-центра — уникальной клиники для больных с различными психическими расстройствами. Влияние супругов Чампернон было особенно ощутимо в 1940-1960 гг., когда деятельность центра привлекла к себе большое общественное вни­мание и сделала его местом паломничества и обучения многих художников и пси­хологов.

И. Чампернон получила психотерапевтическое образование. Во время обуче­ния на нее произвел сильное впечатление Адлер, что повлияло на ее будущую груп­повую работу с больными в Уитмид-центре. Однако особенно большое влияние на нее оказал Юнг. Она не только получила подготовку в области аналитической пси­хологии, но и сама прошла анализ, являясь пациенткой Юнга. В 1941 г. супруги Чампернон купили имение и организовали частную психиатрическую клинику. В нескольких зданиях были созданы различные студии для занятий изобразитель­ным искусством, музыкой, гончарным ремеслом и т. д. Супруги Чампернон стре-


Глава 2. Истории apm-mepanuu u арт-терапеаттеское образование   29

мились создать в центре такую атмосферу и использовать такие формы работы, ко­торые являлись бы альтернативой большинству существующих в тот период пси­хиатрических клиник. Так, в частности, в центре отказались от непременного для психиатрических учреждений правила «закрытых дверей». Клиника представля­ла собой коммуну, где царила демократичная атмосфера, а отношения между па­циентами и персоналом характеризовались большой степенью взаимного доверия.

Идея использования изобразительного искусства в работе в Уитмид-центре исходила от И. Чампернон. Учась у Юнга и проходя анализ, она убедилась в ис­целяющих возможностях художественного творчества. Кроме того, и ее муж сам имел некоторый опыт в области изобразительного искусства и художественных ремесел и в немалой степени был вдохновлен деятельностью Хилла. И. Чампер­нон была убеждена в том, что в работе с пациентами безусловным лидером дол­жен быть психотерапевт, который может прибегать к изобразительным приемам исходя из обстоятельств. В то же время она считала, что психотерапевт, исполь­зующий изобразительные техники, должен глубоко знать природу изобразитель­ного искусства и сам им заниматься. Отличительной чертой этого подхода была юнгианская ориентация, которая предполагала предоставление пациенту высокой степени свободы в выражении им своих переживаний посредством изобразитель­ного творчества. И. Чампернон использовала недирективный подход, при котором аналитик воздерживается от интерпретаций и выступает в роли *фасилитатора», помогающего пациенту самому осмыслить бессознательные процессы, находящие отражение в его изобразительной продукции.

На 1940-1960 гг. приходится деятельность и других представителей психоди­намического направления, внесших большой вклад в развитие арт-терапии, в част­ности Р. Пикфорда, М. Милнер, Д. Винникотта и др. Их нередко называют «ин­теллектуальными лидерами» арт-терапевтического направления благодаря важ­ным теоретическим разработкам, отраженным в их многочисленных публикациях. В то же время эти ученые имели и богатую аналитическую практику. Их труды являются примером глубокого осмысления психотерапевтического процесса с пси­ходинамических позиций.

Получив в 1920-е гг. подготовку в области психоанализа, Д. Винникотт начал работать с детьми. Вскоре он убедился в том, что классический психоанализ пло­хо применим к детской психологии. Поэтому он, вслед за М. Клейн и А. Фрейд, начал использовать игровые техники в качестве средства психотерапии и особого инструмента для налаживания коммуникации с маленькими пациентами. Пред­меты игровой деятельности обозначаются Винникотом понятиями «транзитные объекты* и «транзитные феномены^. Он развивает свои взгляды в такой работе, как «Игра и реальность» (Winnicott, 1971).

М. Милнер, как и Д. Винникотт, получила психоаналитическую подготовку. Однако ее подход характеризуется большим влиянием со стороны теории объект­ных отношений, используемой в контексте изобразительной работы пациентов. Милнер написан ряд замечательных книг, заметно повлиявших на эволюцию про­фессионального мышления арт-терапевтов и на формы их работы с пациентами са­мого разного возраста.


Часть I. Основные понятия. Концепция системной арт-терапии


 


Р. Пикфорд первоначально преподавал психологию в Университете Глазго, но затем заинтересовался лечебными возможностями изобразительного искусства и начал психотерапевтическую практику. В 1967 г. вышла его книга «Исследование изобразительной продукции психически больных*, основанная на тридцатилет­нем опыте работы с психиатрическими пациентами. Пикфорд известен также как пионер арт-терапевтического образования в Великобритании и один из основате­лей Британской ассоциации арт-терапевтов.

Таким образом, к середине XX в. в Европе и Америке активизируются исследо­вания психопатологической экспрессии, растет вовлечение больных в художе­ственное творчество с целью получения важного диагностического материала и лечебных эффектов. Все шире начинает использоваться и термин «арт-терапия», первоначально имеющий весьма расплывчатый и неопределенный характер. Не­определенность его содержания была в значительной степени связана с тем, что художественное творчество в качестве средства диагностики, лечения или занято­сти использовали и врачи-психиатры, и психоаналитики, и художники, и прочие специалисты.

Хотя уже существовали первые аналоги современной арт-терапии, в тот пери­од она представляла еще весьма «рыхлое* явление, связанное с использованием изобразительного творчества в разных формах и с различной целью. Представи­тели формирующегося арт-терапевтического направления в те годы нередко по-разному понимали содержание своей деятельности. В этом отношении представ­ляют интерес результаты анкетирования, проведенного первым Арт-тсрапевтиче-ским комитетом, который был создан в Великобритании в 1949 г. и возглавлялся А. Хиллом. Данное анкетирование осуществлялось среди персонала различных ле­чебных учреждений Юго-Западного округа Великобритании; при этом респонден­там предлагалось привести примеры использования арт-терапии. Анализ анкет по­зволил выявить три наиболее распространенные в тот период ее разновидности:

использование арт-терапии в санаториях и стационарах длительного пребывания, главным образом, для того чтобы занять пациентов;

использование изобразительной продукции пациентов в психиатрических больницах с целью постановки диагноза и оценки изменений в состоянии больных;

использование изобразительной продукции пациентов в больницах соматического профиля преимущественно для украшения палат (Waller, 1991).

Ответы респондентов свидетельствуют, что арт-терапия все еще рассматривалась большинством медиков либо как одна из форм терапии занятостью, либо как один из инструментов диагностики, используемый врачом или клиническим пси­хологом. И хотя уже существовали формы психотерапии, связанные с ее исполь­зованием в качестве основного или вспомогательного инструмента лечения, они были еще малоизвестны либо использовались за пределами медицинских учреж­дений (главным образом в частной психоаналитической практике). Те, кто приме­нял арт-терапию с этой целью, стремились подчеркнуть отличия арт-терапевти­ческой работы такого рода от терапии занятостью. Так, И. Чампернон отмечала, что если терапия занятостью связана с тем, чтобы упорядочить поведение пациен-


Глава 2. История apm-mepanuu и орт-терапевтические образование 31

тов и привить им социально полезные навыки, то арт-терапия как средство лечеб­ного воздействия ориентирована на внутренний мир пациентов и связана с анали­зом их переживаний. Она настаивала на том, чтобы арт-терапия рассматривалась преимущественно как инструмент индивидуальной психотерапевтической рабо­ты, предполагающей достаточный уровень подготовки специалиста в рамках пси­ходинамического подхода.

В то же время к началу 1950-х гг. все более заметным становится стремление представителей различных сегментов формирующегося арт-терапевтического сообщества к объединению и осознанию того, что их отличает от представителей других профессиональных групп. Начальные этапы формирования новых специ­альностей, как правило, характеризуются стремлением их представителей более четко обозначить содержание своей деятельности и достичь над ней определенной степени контроля. История арт-терапии подтверждает данную закономерность, о чем красноречиво свидетельствует ее дальнейшее развитие в 1960-1990-е гг.

Различная степень «зрелости* и многообразие форм арт-терапии, существую­щих в разных странах, указывают на влияние как объективных, так и субъектив­ных факторов на процесс ее развития. Помимо социально-экономических, поли­тических, культурных и правовых предпосылок, для успешного развития арт-те­рапии необходима определенная «массам специалистов, обладающих достаточной «политической» волей, для того чтобы добиться ее институционализации, знани­ями и талантом — для того чтобы сформировать ее теоретическую базу, а также способностью эффективно и последовательно реализовать избранные ими моде­ли профессиональной деятельности. История развития арт-терапии в разных стра­нах может быть в этом отношении весьма поучительной.

Создание первых профессиональных объединений

В начале 1960-х гг. в ряде стран были созданы первые профессиональные объеди­нения арт-терапевтов. Раньше всего — в 1963 г. — появилась Британская ассоциа­ция арт-терапевтов {ВААТ). Вскоре последовало образование Американской арт-терапевтической ассоциации. Создание арт-терапевтических ассоциаций было тесно связано с профессиональной идентификацией специалистов в этой области. Весьма покачательной является статья А. Ведсрсона (ставшего впоследствии пред­седателем ВААТ), опубликованная в журнале «Новое общество». Она отражает стремление арт-терапевтов к поиску некой компромиссной дефиниции, способной объединить различные аспекты своей деятельности.

Ведерсон пишет о двух основных группах арт-терапевтов. Одна из них пред­ставлена теми, кто склонен рассматривать арт-терапию в качестве разновидности терапии занятостью. Они чаще всего находят себе применение в лечебно-реаби­литационных учреждениях соматического профиля и, наряду с художественным опытом, имеют подготовку инструкторов по терапии занятостью. Другая группа арт-терапевтов представлена теми, кто использует изобразительную работу паци­ентов для изменения их психического состояния. Эти специалисты работают пре-


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 383; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!