Фраза (предложение) с заданными словами



Ведущий называет любой набор слов: «Лестница, человек, часы» или «Течет, шум, машина» (наборы лучше всего составлять по случайному принципу). Участникам предлагается составить фразу (единую смысловую картинку), в которой были бы все заданные слова.
Разрешается менять окончания, порядок заданных слов (а для слов, выражающих действия, – время: прошедшее, настоящее, будущее).
Сочинять фразы можно и в варианте «каждый сам за себя» и в варианте «по группкам» (когда дети играют, например, тройками), что для развития детей гораздо полезнее).

Ходить след в след

Задание заключается в подстраивании к партнеру, идущему впереди тебя. Ставить ногу можно только в освободившийся «след». Так идет вся цепочка. Для оправдания можно выдумать, что идем через болото, или по грязи, или через ручей по камням, тогда можно не просто идти, а прыгать и выбирать, куда поставить ногу.
Идущему сзади нужно не наступать на пятки впереди идущего, а дожидаться, когда «след» освободится полностью.
Упражнение лучше выполнять небольшими группками. Тогда во время показа одной группки своего достигнутого мастерства остальные группки будут следить (и обсуждать) за точностью движений.

Шумы

Дети определяют, «где это было», по тем шумам, которые издают два (или один) невидимые зрителям «звукооператоры».
Изобразить какую-то жизненную картинку, эпизод, обстоятельство только с помощью воспроизведения соответствующих звуков, увлекает многих детей. Они с энтузиазмом ломают головы (и языки) над созданием звуковых картинок. Например, таких как: утро на море; ночь в лесу; в кабинете у врача.
Дело может дойти до разыгрывания звуковых загадок (театральных этюдов). Исполнитель или несколько исполнителей играют этюд, а остальные слушают и пытаются определить, «что, где, когда».
Начинать работу с «шумами» лучше с индивидуальных этюдов-загадок. И доводить их до исполнения двумя-тремя детьми. Некоторые дети, исполняя с этюды-загадки на темы, предложенные воспитателем – «утром», «птичий двор», «в зоопарке», – постепенно начинают сами выдумывать и играть такие этюды, как: «в автобусе», «комар в спальне», «городская улица».

Эстафета

Все участники эстафеты садятся в большой круг. По сигналу воспитателя они по одному встают и садятся друг за другом в едином ритме – так, чтобы, как только сел предыдущий, встал следующий.
Порядок вставания можно менять – по двое, или через одного или одновременно по одному с каждого края (двойная эстафета). Или сначала те, у кого есть в одежде что-то красное, потом те, у кого – жёлтое, и наконец, те, у кого есть, что-то зелёное (по принципу светофора).

Главное в задании – уговор: не подталкивать, не вызывать, не вмешиваться в работу другого человека. Когда уговор нарушается, то ведущий останавливает эстафету.

В упражнении тренируется самостоятельность в определении момента своего вступления в общее дело, чувство зависимости друг от друга. Для усложнения (см., например, последний абзац в комментарии к игровому заданию Животные) вставание можно заменить передачей хлопков.

Все разновидности «эстафет» являются заданиями, в которых у каждого есть своя обязанность, выполняемая вовремя. Это «вовремя» и является основной трудностью. Причем для каждого исполнителя трудность заключается в том, чтобы верно определить момент, когда самому нужно встать или сесть. А для всех остальных – трудность заключается в том, чтобы суметь не вмешиваться в работу другого, терпеливо ждать, не торопить, не подталкивать, не останавливать.

Терпеливое отношение друг к другу в таком простеньком заданьеце оказывается совсем не простым делом для участников. Особенно полезно оно для детей эгоцентрического склада, не умеющих дослушать, уступать, дожидаться.

«Эстафета» осваивается детьми с интересом, но нелегко. И это свидетельствует о её точном попадании в зону социальных и организационных трудностей. При работе над этим игровым упражнением, например, два раз в неделю, дождаться успешного выполнения эстафеты иногда удается только через два-три месяца.

Для социо-игрового подхода задания, связанные с эстафетной цепочкой, становятся ценными тогда, когда участники самостоятельно обнаруживают, что, видя в глазу другого «соринку», в своем глазу не замечают «бревна». Часто цепочка обрывается или путается потому, что один из участников, начиная высказывать свои замечания и советы другим, не замечает, как наступает момент, когда ему нужно было самому «вступать» в работу.

Детям полезно работать над скороговорками. Один из способов увлечь их этой работой заключается в «запускании» скороговорки по эстафете, а возможно ещё и на скорость между группками (рядами) учеников. Трудностью, которая состоит в быстром произнесении скороговорки, когда каждый участник эстафеты произносит только одно слово или отдельное словосочетание из текста, дети увлекаются охотно.

Например:

1-ый – У Сени,
2-ой – и Сани,
3-й – в сетях,
4-ый – сом с усами и т.п.

Ребёнок в эстафете может тогда хорошо выполнить свою задачу, если он, дожидаясь своей очереди, внутренне произносит все предыдущие слова вместе с другими говорящими в цепочке. В этом варианте задания облегчается артикуляция и усложняется координационная работ

Эхо

Присутствующие отвечают на звуки ведущего (воспитателя или одного из детей) дружным эхом. Например, на хлопок взрослого детям удается ответить дружным хлопком в том случае, если все присутствующие не замкнуты на себе, а открыты для работы с другими. Тогда действительно в ответ на хлопок ведущего раздается упругий, без рикошета хлопок всей группы.

Часто единого хлопка не получается потому, что часть детей настроены только на взрослого. Они стараются одновременно или почти одновременно с воспитателем хлопнуть в ладоши и забывают о том, что эхо должно быть дружным, то есть всем присутствующим нужно воспроизводить звук одновременно.

Усложнениями в задании могут быть: отбивание ведущим серии хлопков (3-6) в определенном (сложном) ритме; замена хлопков постукиванием по стулу, стене, коленям или притопыванием.
Например, группа научилась дружно отхлопывать заданный ритм и делает это с явным удовольствием. Тогда ведущий, видя, что задание «эхо» становится слишком легким (что – напомним – грозит в недалеком будущем потерей у играющих интереса), он неожиданно подходит к стене и хлопает по ней ладонью два раза. У дошколят замешательство. Кто-то уже подбежал к той же стене и успел хлопнуть по ней два раза. Кто-то хлопнул ещё раньше, но по стене, которая была у него за спиной. А кто-то все ещё растерянно стоит и не понимает, почему его не подождали…

Дружное эхо рассыпалось. Достаточно было повернуться и сделать один-два шага, как прежний навык открытости и готовности со всеми вместе дружно работать развеивается, как мираж. Участники понимают это и, восстанавливая исчезнувшую сплоченность, надеются на больший запас прочности своей внутренней установки. А у надежды, рождающейся в игровой деятельности и подкрепляемой ею, шансы стать реальностью увеличиваются.
Подчеркнём, что одновременность – высокий показатель согласованности действий в группе. Социо-игровой подход помогает ребёнку научиться и тому, как быть самостоятельным, и тому, как работать сообща, подчиняясь общему ритму.Разные варианты упражнений на «одновременность» тренируют подчинение общему ритму, движению. Научиться делать что-то одновременно с другими – важный навык для ребёнка.

Тренировка в одновременности, на первый взгляд, подавляет смелость быть самостоятельным, но в реальности такая тренировка как раз и подготавливает подлинную смелость и самобытность. Поэтому упражнения на «одновременность» важно и нужно делать на всех этапах занятий. Но продолжительность их не должна быть большой, иначе игровой характер незаметно для воспитателя, но заметно для детей будет переходить в свою противоположность – педагогическую муштру.

Когда дети вслух тренируются читать, варианты «эха» можно использовать для того, чтобы помочь читающему услышать свои ошибки. Например, выполняется такое игровое задание: в центре полукруга стоит столик и стульчик; туда выходит читатель и вместе с ним небольшая компания слушателей, которые будут его эхом (они устраиваются прямо на ковре). Каждое слово, произнесенное чтецом, повторяется эхом: чуть приглушенно, но точно так же, как оно было произнесено автором звучания. Таким образом говорящий может «услышать себя» в звучании эха.

Когда ребёнок начинает читать в сопровождении «эха», он особенно тщательно прочитывает слова. Группа же «эха» в книгу не смотрит, только слушает и точь-в-точь повторяет.
Потом все – и зрители, и читатель, и его эхо – меняются ролями (и соответственно своими местами).


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 203; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!