Разведчики (связаться глазами с партнером)



Каждый ребёнок по сигналу: «Связывается глазами!», – не сходя с места, находит того, кто смотрит именно на него и тогда они «сцепляются» друг с другом своими взглядами. Существует договоренность, что нельзя пользоваться ни жестами, ни словами – только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». Тогда возникают какие-то пары, которые затем могутвыполнять любое задание – поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть (или одному поднять обязательно правую руку, а другому – обязательно левую) т.д.
В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнере, и замечать его внимание, направленное к себе.

Сначала при выполнении задания тренируется умение быстро «связаться» взглядами (смотреть друг на друга). Например, все дети распределяются в два круга. Во внешнем (большом) все сидят на корточках. А во внутреннем (маленьком) дети стоят лицом к сидящем в круге большом. Стоящие и сидящие связываются глазами и по установленному сигналу воспитателя меняются местами.

Потом задания могут очень сильно усложняться: меняясь местами, задайте вопрос; поменяться местами со стульями без грохота и стука; взять глазами первого партнера, бросить, взять взглядом второго, поменяться местами со вторым, по пути спросив у первого, на каком этаже он живет и т.д.

Когда «разведчики» меняются местами, то те, кто вовремя не связался с партнером и скрыл это, становятся сразу видны. Видны становятся и допущенные ошибки. Два мальчика хотят занять одно место. Оказывается, что один из них, глядя на чужого разведчика (то есть на того, кто уже «занят») и не встречая его взгляда, решил, что достаточно самому смотреть на ничего не подозревающего ребёнка, пусть даже «занятого» другим, для того, чтобы считать его своим партнером.
У детей часто вызывает смех такой возглас: «А что?! Я на него смотрел, а он на меня никак не смотрит!». Дети сами начинают разъяснять, что нужно не ждать, уставившись на друга, а искать «свободные» глаза и связываться с ними.
На первых порах полезно вводить и такое облегчение: после того, как большая часть детей после сигнала «связались глазами с разведчиком» это сделала, воспитательница подает ещё одну команду-сигнал, вспомогательную: «Встали, кто без разведчика (дети встают); кто среди стоящих нашел себе разведчика, садитесь одновременно с ним (то есть парами), каждый на свое место».

Если упражнение проводится в хорошем темпе, то дети его выполняют с радостью и ждут все новых и новых усложнений. По тому, как ими выполняется задание, воспитатель может выявить детей и с плохим зрением, и с малым опытом общения в кругу сверстников.

Для развивающих занятий игра в «Разведчики» является универсальной. Её модификации можно использовать и в начале, и в середине, и в конце занятия. Особо полезно и удобно проводить «Разведчиков», когда нужно по какой-то причине поменять мизансцену.

Если мальчики предпочитают держаться отдельно от девочек, то существует много способов преодоления подобного барьера. Один из них заключается в том, чтобы всем присутствующим поменяться местами со своими «разведчиками».

После нескольких пересаживаний все ученики оказываются основательно, хотя и незаметно для себя, перемешаны друг с другом, что помогает возникновению новой деловой атмосферы в группе.

Рассказ по карточкам

Многие педагоги, знакомые с театральной педагогикой, часто используют групповое сочинение рассказа на какую-нибудь тему. Заключается оно в том, что каждый по кругу, начиная с воспитателя, говорит несколько фраз, продолжая рассказ предыдущего. В результате получается более или менее связная история.

Но частенько проведение этого задания незаметно для педагога оказывается в чем-то заорганизованным, поэтому и сочиняемый рассказ оказывается скучным или банальным. В этом случае мы предлагаем вариант группового сочинения рассказа с помощью карточек.

Дети изготавливают карточки. На каждой из них они приклеивают изображения предметов (сумка, холодильник, форточка и т.п.) и действий человека (идет, бежит, плывет, спит, говорит [по телефону] и т.д.).
Все карточки складываются в кучу (шапку), перемешиваются, и каждый играющий вытаскивает по одной или две карточке.

При групповом сочинении истории каждый участник, когда доходит очередь до него, в своем отрывке «разрабатывает», «обыгрывает» именно тот предмет или действие, которое изображено на его карточке. Чем больше случайности в чередовании слов, тем занимательнее и причудливее получается рассказ и тем легче каждому рассказчику открывать в себе резервы изобретательности, тем чаще «слушателям» удается по заслугам оценивать способности «рассказчиков».

В случае необходимости воспитатель помогает тому или иному ребёнку своими советами и подсказками, связанными с согласованием некоторых слов и словосочетаний в сочиняемом ребёнком фрагментике общего рассказа.

Рассказ-рисунок о том, что вижу

Воспитательница просит описать то, что находится у неё за спиной так, чтобы она хорошо себе представила, а затем, при проверке «своими глазами», не увидела ничего нового. Ничего из того, что не былобы названо детьми.
Если дети играют впервые, то они обычно начинают коротко перечислять предметы: «Сзади окно, шторы, цветок в горшке…» Постепенно наводящие вопросы воспитательницы помогают детям полнее выполнить это задание: «Сзади окно белого цвета с закрытой форточкой. Шторы темно-зеленого цвета … очень длинные и широкие…». Появляются сравнения, эпитеты, фразы становятся сложнее и богаче.

Описывать картину за окном, которое находится за спиной воспитателя, можно несколько раз. Роль воспитателя может быть поручена по жребию любому ребёнку, от которого требуется запомнить все, что ему расскажут…

Возможный вариант: к окну выходят двое детей и встают визави так, чтоб один был спиной к окну. Первый, глядя в окно, рассказывает второму, который стоит к окну спиной, что можно увидеть сейчас на улице, и рассказывает до тех пор, пока, по его мнению не опишет всего. Слушающий может задавать уточняющие вопросы (пока не не истечёт отведённая минутка, отмеряемая воспитательницей строго по секундной стрелке своих часов).

Затем слушавший отчитывается в том, что он себе представил по рассказу первого ученика. После такого отчета ему разрешается повернуться, посмотреть и рассказать так, как это сделал бы он сам. Но перед этим все дети, глядя в окно, могут сами задавать разнообразные проверочные вопросы тому, кто слушал рассказ, стоя спиной к окну.

Слушавший, опираясь на образ, сложившийся из рассказа своего напарника, отвечает на вопросы группы, восполняя собственной находчивостью неизбежные пробелы в рассказе (например, дети спрашивают: «На окне какого этажа сидела кошка?». Ребёнок помнит, что его напарник отметил, что в одном из окон была видна кошка, но напарник не сказал, на каком этаже, а сам слушающий не догадался спросить). В это время первый ребёнок вместе со всеми смотрит в окно и начинает обнаруживать то, о чем он не рассказал. Но теперь ему уже нельзя подсказывать.

Репродукция художественной картины, вывешенная на занятии, также может выступать в роли «вида из окна» или «что вижу за спиной». После двух-трех конов детям эта репродукция так запомнится, что все они смогут обходиться уже и без рассказов своих напарников (что сделает данное задание бессмысленным).

Растеряхи (змейка)

Играть в змейку можно только на большой и ровной площадке, земляной или песчаной, а ещё лучше – на траве. На асфальте старайтесь не играть, так как при падении можно ушибиться. И ещё одно условие – чтобы возраст играющих был примерно одинаков. Нельзя в одну змейку из ребят, которые постарше, принимать и совсем маленьких. Малыши могут водить свою змейку.

Теперь о самой игре. Все становятся друг за другом, и каждый дает одну руку, например правую, переднему, а левую заднему игроку, так, чтобы все были лицом в одну сторону. Образуется длинная вереница ребят.
Впереди, в голову змейки, становится кто захочет, но он должен быть из тех, кто посильнее, так как ему придется тащить за собой всю змейку. Держаться за руки надо покрепче. Вожак спрашивает: «Готовы?» – «Готовы!» – отвечают ему. «Ну, держитесь!» – говорит вожак и идет вперед. Сначала тихо, а потом все быстрее, увлекая за собой змейку.

На ходу он заворачивает то в одну, то в другую сторону, то бежит зигзагом, в общем, крутит змейку как хочет. Может даже ходить по кругу или резко поворачивать назад.
Совсем интересно получается, когда вожак, замедлив ход и поворотив назад, нагибается и проходит под руками кого-то из середины змейки, которые для этого должны поднять руки, конечно, не расцепляя их. За вожаком в эти ворота проходит вся змейка, включая и того, кто сам был за этими воротами. Но для этого ему придется вывернуться, опять же, не разнимая рук с соседями.

Вот ещё одна любопытная фигура: вожак, двигаясь по большому кругу, начинает по спирали все уменьшать круги. А дойдя до центра, поворачивает назад и идет между витками спирали обратно. Только расстояние между витками он должен делать достаточным, чтобы можно было выйти, никого не задевая. Да мало ли чего ещё можно напридумывать! Если в голове змейки умелый и изобретательный игрок, то со стороны все это выглядит очень красиво…

Проделывая всякие замысловатые фигуры и переплетения со змейкой, вожак не должен забывать о том, что в конце ему же и придется их расплетать. Если он так запутает змейку, что не сможет расплести, ему придется уступить место другому игроку, и игра начинается сначала. В этом случае вожака в наказание ставят в самый конец змейки. Со мной однажды такое случилось, – продолжает С. Я. Якуб свое повествование, – когда я попробовал поворачиваться на одном месте. Ну, змейка и закрутилась в сплошную кучу. Смеху потом было, пока не распутались!..»

Если оторвался последний, он выбывает из игры. А если змейка разорвалась в другом месте, то выбывает из игры первый из оторвавшейся части, который не удержался и расцепился. Остальной хвост догоняет змейку и снова прицепляется, а вожак опять продолжает крутить змейку, пытаясь разорвать её.

Бывает, что кто-нибудь в змейке упадет на крутом повороте, но не расцепится. Тот, кто шел перед ним, должен сразу отпустить руку, чтобы упавший не тащился по земле. Разумеется, упавший выбывает из игры. Чтобы такого не случалось, игроки должны быть порезвее и не отставать от вожака.

Когда вожак устанет и почувствует, что в змейке остались крепкие игроки и расцепить их ему не удастся, он останавливается и заканчивает игру. А новым вожаком становится кто-нибудь из оставшихся в змейке игроков. К нему прицепляются все остальные, и игра начинается снова.

Самое безопасное место змейки – это в её голове, поближе к вожаку, потому что отрывается обычно хвост. Но если в конце змейки стоит сильный игрок, который крепко держится, то он может и не оторваться. Тогда змейка будет разрываться в других местах, игроки будут выбывать из игры, а последний будет все приближаться к вожаку и сможет доиграть до конца.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!