Загадочные сокращения (аббревиатуры)



Воспитатель предлагает детям «расшифровать» ряд общепринятых аббревиатур (ДК – дом культуры, ТВ – телевизионное вещание, ТЦ – торговый центр, ПК – персональный компьютер) и сокращений (детсад, исполком, завхоз и т.д.). После того, как все дети вспомнили самые распространенные аббревиатуры и сокращения, начинается игра. Дети разгадывают аббревиатуры, сочиненные всеми и каждым участником занятий.

Дети выходят к доске и пишут (если умеют) или произносят свои загадочные сокращения: КВТ (Ка-Вэ-ТэКто Видел Тигра), ЗД (Зэ-ДэЗакройте Дверь), ГМР (Гэ-эМ-эРГде Моя Ручка), БП (Бэ-Пэ – Белая Пуговица), ЗР (Зэ-эРЗеленая Рубашка) и т.д. Отгадывающие собираются вокруг автора каждой из аббревиатур (возникает малая группка) и пытаются расшифровать её.

Воспитателю полезно обратить внимание, кто из участников с интересом принимает роль загадывающего, кто с азартом отгадывает, а кто остерегается включаться в работу без заранее известного способа отгадывания или не зная ответа.

Расшифровказагадочныхсокращений позволяет детям в игровой ситуации упражнять свое воображение, расширять знание окружающей реальности и активизировать интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да ещё организованные между собой в название какого-то учреждения, вида деятельности и т.п. – задача для детей не столько трудная, сколько неожиданная.

Дети легко начинают шутить и смеяться, придумывая смешные названия. При повторении этого упражнения, после того, как все ученики могут дать свою интерпретацию любой аббревиатуре, можно вводить усложнения-ограничения: это название из страны смеха, слез, зверек, звезд, деревьев и т.п.

Один из вариантов задания см.: Письмо из букв.

Заданные слова

Участники объединяются по двое или по трое. Им всем задается небольшая фразочка, которой нужно найти оправдание, то есть сконструировать ситуацию, в которой она могла бы быть произнесена. Дети выдумывают людей, участвующих в этой ситуации, выбирают поведение говорящего и поведение слушающих или не слушающих его, договариваются о характере произнесения слов.

Начинать можно с бытовых распространенных фраз. Например: «Не делай этого, никогда!». И переходить к литературным. Например, первым репликам из пьес-сказок, например, Маршака, Михалкова и др.

Возможным вариантом может быть «заданное слово» (или словосочетание), которое исполнитель должен произнести, найдя подходящую цель и мотив, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано. Например, «ОГОНЬ», «НЕТ», «ДЕНЬ ПРОШЕЛ», «ДЯДЯ СТЁПА» и т.д. Дети с удовольствием придумывают различные оправдания произнесению заданного.

Следующая ступень развития задания в том, что одному и тому же исполнителю предлагается заданное слово произнести несколькими способами. Чтобы по-разному произнести слово, ребёнку необходимо переключаться из одной ситуации в другую. И это делает задание детям подготовительной группы не только интересным, но и особо полезным.

Заданный жест

Упражнение на психологическое оправдание задаваемого жеста: «взмах руки», «сжимать и разжимать губы», «втянуть (или вытянуть) шею» и т.п. Заданный жест должен быть включен в какую-нибудь сценку-историю (то есть целостный микроэтюд). А зрители угадывают, про кого выдумал исполнитель историю: то, что он показывает, происходит с ним или каким-то персонажем (или животным)?

Потом им нужно будет рассказать исполнителю, где, по их мнению, эта сценка происходила, что она значила и т.д. Во время выполнения упражнения детей-зрителей полезно нагружать дополнительным заданием повтори или дополни (см.: Замри – запомни, повтори, «оживи»)

Замри – запомни, повтори, «оживи»

Игровое задание, смысл которого в сигнале-команде «ЗАМРИ», может раздаваться в разные моменты занятий и в самых разных ситуациях. Оно эффективно при перемещениях детей по комнате. Особо полезно подавать эту команду во время заданий на СКОРОСТЬ.

Очень важно обогащать дошкольников смелостью и умением «замирать» молниеносно, сразу же после команды. Умение остановить себя – залог организованности и дисциплины. Динамика игры-упражнения «замри» может быть представлена так:

  1. Овладение техникой «замри» в разных ситуациях: при движении, рисовании, речи, общении.
  2. Использование «замри» для переключения внимания на новый вид работы (например, для наведения порядка) или для того, чтобы во время остановки детей, кратко напомнить им ход дальнейшей работы.
  3. Обсуждение смысла и содержания дел, которыми был занят каждый из застывших.

Игры-упражнения, такие как Тише едешь – дальше будешь, День наступает – все оживает, Воробьи – вороны, связаны с замиранием участников. Именно с этими моментами в игре может быть связан и дополнительный уговор: запомнить позу, повторить её как можно точнее (зрителям или самому исполнителю после того, как он выйдет из «стопа» и хотя бы немного подвигается), «оживить», оправдать позу (замер во время бега, подпрыгивания, толкотни, а оправдал выдуманным новым делом, занятием).

При умелой подаче воспитателя все дети могут увлечься каждым из этих заданий, а выполнение их обращает ребёнка как к особенностям внутренней жизни (своей и других), так и к особенностям её внешних проявлений.

За себя не отвечаю

На занятии с детьми подготовительной группы выбирается водящий. Остальные усаживаются в два ряда напротив друг друга, парами.
Водящий идет между ними и задает любые вопросы кому-то из сидящих то с одной стороны, то с другой. Но отвечать на вопрос всегда должен только сидящий напротив. Название игры – «за себя не отвечаю» – содержит основное условие, которое нужно понимать буквально: на вопрос, заданный тебе, отвечает твой напарник и наоборот.

В игре вовсе не обязательно, чтобы мнение отвечающего совпадало с мнением того, за кого отвечают. Если водящий задает вопросы в достаточно быстром темпе, то рано или поздно кто-нибудь обязательно ошибётся и ответит за себя или не станет отвечать на вопрос, обращенный к его напарнику.

Тот, кто ошибётся, становится водящим.

Игра в «завершения»

Играющие встают (или садятся) вкруговую. Один из них скандирует:

Из кармана у Аркашки Вечно сыплются БУ…

Остальные по эстафете добавляют:

БУмажки, БУкашки БУлки и т.д.

Вариант:

– Расскажи, охотник, толком
Как же справился ты с волком.
– Я поймал его.
– А как?
– Забежал он в тот овраг,
Где растет трава-дурман.
Скок и прямо вмой КА…
– (КАрман, КАпкан, КАштани т.д.)

В разделе примечаний в книге «Русский детский фольклор Карелии» (сост. С. М. Лойтер) указано, что оба зачина были записаны Л.Зевахиной и Л.Приходько в 1983 г. в г. Петрозаводске от Маши Петровой девяти лет.

Добавим, что на занятии дети могут играть не только «каждый сам за себя» (см.: Кузовок), но и парами.

Клубок

Старинная подвижная игра с пением. Все стоят цепочкой, взявшись за руки. Один конец цепочки неподвижен. Вокруг него клубком плотно закручивается нить цепочки под непрерывное пение участников.

Я по (в)улку шла,
Переулку шла,
Клубок ниточек нашла.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок дале, дале, дале,
Нитка доле, доле, доле.
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась.

Чем шире размах у ведущего, тем плотнее закрутка (см.: Растеряхи (змейка)). Потом, когда все закрутились, стоящий в центре клубка пробирается под руками, вытягивая за собой нить клубка. Все распутываются, продолжая петь. Нужно, чтобы нить не обрывалась.

Испорченный телефон

Вариант известной детской игры. Вся подготовительная группа расставляют стулья в два ряда (с расстоянием одного-двух шагов между рядами). Когда они рассаживаются, то получается две команды. Задача каждой команды как можно быстрее, начиная с первого стула в ряду (или с последнего – на следующий кон), передают заданное слово: шепотом, на ухо один другому так, чтобы все в ряду-команде по цепочке получили и передали одно и то же слово.

Сначала воспитателю лучше спрашивать о передаваемом словеу тех, кто его получил в линии передачи последним. А уж потом тех детей, кто были первыми в своем ряду-команде, о том, какое же слово первоначально было занято для передачи по ряду.

При выполнении задания не следует разрешать никому ничего советовать(!). Такой уговор сдерживает тех, кому кажется, что они все понимают, могут и умеют, и активизирует тех, кому нелегко решиться действовать самостоятельно на свой страх и риск.

Для дошкольников постарше доступным становится вариант, когда функции команд разделены. Один ряд передает, другой «ловит» или «перехватывает» (и наоборот в каждомновом кону). То есть, все дети второго ряда «ловят» на слух, пытаются понять, какое слово передает первый ряд. В этом варианте важна не скорость, а внимательность и четкость артикуляции.

Важно, чтобы за передвижением слова по одному ряду следили все дети соседнего ряда, прислушиваясь, и пытаясь «поймать» передаваемое слово. Такое препятствие приводит иногда к тому, что слово (информация) произносится слишком тихо и непонятно, а отсюда последний в цепочке передачи игрок всё чаще начинает получать не то слово, с которого начинался данный кон.

Успешность работы при этом варианте «Испорченного телефона» воспитателю можно оценивать по следующим правилам-этапам:

1) дети соседней команды никаких слов, передаваемых другой командой, не обнаружили;
2) в передаче заданной информации участвовали все сидящие в ряду;
3) последний получил то же слово, которое передал первый.

Особо подчеркнём, что и в первом варианте (на скорость), и во втором (на внимательность) четкость передачи зависит от сложности и неожиданности передаваемой информации.

Ступени усложнения:

I – небольшое знакомое слово
II – трудное слово (например, электричество)
III – словосочетание (например, грибной дождичек)
IV – имя, фамилия писателя (Корней Чуковский, Ханс Кристиан Андерсен и др.)
V – поговорка, коротенькая считалка, правило поведения (например, перед едой мыть руки)
VI – слово или словосочетание на иностранном языке (например, goodmorning)

Воспитателям не следует бояться ситуаций, когда какая-то из команд проигрывает. Напоминаем, что детские игры без проигрышей быстро выдыхаются и перестают быть интересными. Тогда как в игровых проигрышах дети получают естественную дозу необходимой профилактической закалки, вырабатывая иммунитет и устойчивость своей психики к мелким невзгодам, то и дело случающихся в их бытовой повседневности.

Костюм-превращение

Детям предлагается «нарядиться». Детали для ряженья могут быть и реальными, и частично воображаемыми (в театральной педагогике сказали бы – «на память физических действий»). В результате к своим обычным костюмам дети добавляют различные «дополнения» (плащи, шляпы, кринолины, шлейфы, пиратские косынки на головах или батистовые платочки в руках, большие не по размеру ботинки и т.д.).

Нарядившись, дети начинают двигаться, говорить, одним словом вести себя сообразно костюму. Зрители-судьи угадывают, что за костюм на исполнителе, где и когда он живет.

Связь одежды, «театрального» костюма или его элементов с особенностями поведения может осваиваться на занятиях с двух противоположных концов: от поведения к костюму и от костюма к поведению. Для детей явно предпочтительнее – второй, так как «поведение» не сразу ими осваивается как область своих поисков и творческих находок.

Костюм – одна из знакомых детям деталей игры, и даже частенько её главная основа. Обыграть костюм, найти поведение, уместное для необычной одежды, можно по-разному, на что и опирается данное игровое упражнение.

Хорошо начинать с полного комплекта настоящего костюма (верхняя одежда, головной убор, обувь) или максимально выразительных и ярких его элементов (таких как комбинезон, болотные сапоги, шляпка, плащ-накидка, тулуп).

Следующий этап усложнений будет связан с появлением особого поведения, возникающего от деталей мелких или самых обычных – шлепанцы, полотенце на голове, полевой планшет, сумочка, фигурный воротничок, брошь, медаль.

Подобные игровые задания формируют в детях поведенческую чуткость к бытовым предметам, развивают их фантазию, искренность, юмор, желание увидеть (или выполнить) что-то чрезвычайное, необычное.

Можно (и даже следует) использовать костюмы карнавальные (новогодние) и театральные(из ранее инсценированных сказок). Но лучше всего – старенькую вычищенную одежду собственных родителей.

Желательно, чтобы в каждой группе детского сада стоял небольшой «волшебный сундук» с костюмами и деталями одежды для превращений.

Известны й итальянский детский писатель Джанни Родари, автор и «Чиполлино», и «Джельсомино», и многих других интересных книг, писал об этом в книге для воспитателей и родителей «Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй)» (см.: Сочинение историй-сценок с костюмами, а также Детские стихи по ролям).

Кувшинчик

В эту народную игру хорошо играется на свежем воздухе. Записана она была фольклористами в Смоленской области.
Один из участников игры – водящий. Он берет мяч – «кувшинчик» – и, ударяя им о землю, скандирует:

Я кувшинчик уронил
И о пол его разбил.
Раз, два, три,
Его, Ваня, лови!

Сразу же по окончании текста водящий сильно ударяет мячом о землю, а участник, имя которого было названо, бросается ловить скачущий «кувшинчик».Как только он его поймает, все замирают на месте и поднимают руки, образуя над головой «круг-колесо», и хором произносят:

Мы знаем все подряд,
Что ребята говорят:
Оля, Коля, дуб зеленый,
Ландыш белый, зайка серый,
Брось!

Поймавший «кувшинчик» отвечает:

Я знаю все подряд,
Что ребята говорят:
Дуб зеленый, ландыш, мак,
Я бросаю мяч – вот так!

и бросает мяч, стараясь попасть кому-нибудь из детей в сцепленные над головой руки. Кому попадет мячом в «круг-колесо», тот водит.

Возможно, что некоторые воспитатели знают очень похожую игру «Штандер», весьма популярную в пятидесятые и шестидесятые годы. Тем, кто хотел бы научить современных детей этой увлекательной игре, но недостаточно помнит её правила, мы рекомендуем найти своих сверстников и сообща припомнить подробности игровых уговоров (а заодно и различные считалки, заклички, другие игры), чтобы передать их «по эстафете поколений» современным детишкам.

Летает – не летает

Традиционная детская игра на внимание. В.И.Далем был записан такой старинный вариант этой игры: Полетушки. Все дети садятся вокруг стола и кладут по пальцу на стол. Вожак начинает игру. Называет птицу либо летучее насекомое, а назвав его, подымает палец вверх и быстро опускает его на стол. Дети должны делать то же. Если же кто прозевает лететь, тo есть поднять или опустить валец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя нелетучую тварь или вещь, то дает залог. Залоги после разыгрываются.

Вот пример. Вожак, подымая палец, говорит:

– Сова летит, летит! – Дети подымают и опускают пальцы.
– Петушок летит, кочеток летит! – Пальцы подымаются и опускаются.
– Козелок летит! – говорит вожак, подымая и опуская палец.

Кто из детей полетел с козелком, тот дает залог.
В современных образовательных учереждениях эта игра выглядит иначе: взрослый-ведущий называет разные слова, а ученики выполняют заранее установленные движения. Например, на летающий предмет хлопают в ладоши (или встают, или машут руками), на нелетающий – ничего не делают или прижимают руки к сиденью стула или вдоль тела. Кто ошибается, то выходит из игры. Менять в игре можно не только набор движений. Само условие «летает – не летает» можно заменить, например, на «одушевленное – неодушевленное», «плавает – тонет» и т.д.

В простом варианте игра-упражнение требует свободы для широкого движения рук. Взрослый «машет крыльями» на каждое произносимое им слово, дети же отвечают имитациейполета только при назывании летающего предмета.
Воспитателю следует заранее приготовить разнообразный перечень то го, что летает, чтобы дети при желании (и это стоит поощрять) могли имитировать разные способы полета:муха, орёл, самолет, журавль, комар, ракета, вертолет и т.п. На «не летающие» слова рук не поднимать, не повторять движения учителя Кроме летающих и нелетающих можно ввести третью категорию – «и так и этак»; например, парашютист, страус, акробат, тополиный пух и т.п., – договориться о том, как обозначать слова этой категории (например, сесть на стул, поджав ноги, или сесть на пол, спрятавшись за стул).

Для занятий в подготовительной группе можно предложить и другие посильные варианты этого задания: «растет и не растет», «двигается – не двигается», «больше или меньше», «живое – не живое». Движения при этом следует выбирать разные.

Например, летает – машем руками;
живое – делаем локтями дыхательные движения;
ходит – пантомимическая походка «скольжением ног» и т.п.
не растет – садимся на корточки и обхватываем свои колени двумя руками;

Очень важно, чтобы при произнесении слов воспитатель сам постоянно проделывал бы оговоренное движение, а дети делали бы его только в нужный момент.
Ведущим может быть один из вызвавшихся детей.
Для усложнения игры можно совместить сразу несколько заданий: летает – растет – живое. Тогда ученики сталкиваются с тем, что правильных ответов может быть несколько. Например, синица и летает, и растет, и живая. Дети будут делать разные движения, но при этом ответы их будут верными.
Особенно трудно будет тем детям, которые на слово «синица» не станут махать руками, как воспитатель, а решат показать движение «дышит» или «растет». На слово же «бревно» эти движения никто делать, кажется (?!), не должен.

Ловить зверюшку

Исполнители по очереди «тянут» билетики, в которых изображено (схематично «от руки», или с помощью вырезанной из какого-нибудь глянцевого журнала красочной фотографии или рисунка профессионального художника), кого они должны ловить – кузнечика, курочку, бабочку, кошку, щенка, вылетевшего волнистого попугайчика, козу, корову, поросенкаит.д. Исполнитель до тех пор должен выполнять задание, пока большинство зрителей не встанет со своих мест в знак того, что для них превращение произошло, то есть они увидели, кого ловит исполнитель.

Тогда воспитатель просит зрителей назвать «отгаданную» зверюшку, а исполнителя – произнести вслух изображенное в билетике. При совпадении заданного с тем, что увидели зрители, ведущий соглашается с успешностью работы.
Для детей в ходе этого игрового упражнения наглядно выявляется значение особенностей и деталей в поведении человека. Нагибаются и тогда, когда ловят кузнечика, и тогда, когда ловят курицу. Но нагибаются по-разному. И в том, и а другом случае руки выставляют вперед, но совершенно по-разному. Чтобы стало понятным, кого ловит ребёнок, ему нужно соблюдать характерные особенности действий, вытекающих из смысла ситуации.

Конечно, дети могут выполнить это упражнение очень приблизительно, одни лучше, другие – хуже, вспоминая и воспроизводя особенности того, что они хотя и не однажды делали в жизни, но все же достаточно давно и без специального запоминания подробностей. Но даже такое приблизительное исполнение позволяет детям задуматься над проблемой детализации.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 559; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!