На память физических действий (ПФД)



Ребёнок, вышедший на сценическую площадку (например, на середину ковра в комнате, где проходят занятия) начинает выполнять манипуляции с воображаемыми предметами, то есть действует точно так, как если бы он действовал с реальными предметами. Точность должна быть в направлении взгляда и внимания, в характере мускульной работы рук, пальцев, ног, спины, шеи и т.д.

Упражнения на память физических действий ( или ПФД; и та и другая формулировка приняты в театральной педагогике) могут занимать в работе с детьми достаточно большое место. Смысл всех упражнений в воплощении правильного (как в реальности) распределения внимания и мускульных напряжений при действии с предметами (то есть не с людьми). «Где глаза?» (куда направлен взгляд, то есть внимание?), «какая часть тела работает?» (пальцы, ладонь, плечо, спина, ноги и т.д.). Причем у каждого человека, когда он действует с разными предметами, все это происходит как-то по-особому.

Обращение детей к работе мышц и своего внимания открывает ребёнку в новом ракурсе многообразие индивидуальных и ситуационных способов поведения людей в окружающей жизни.
Начинать упражнение на ПФД лучше с того, что дети сами вспоминают предметы и выбирают действия, которые они могут выполнять по памяти (открыть сумку, одеть куклу, завести механизм игрушечной машинки, забить гвоздь и т.п.). Также упражнение удобно начинать с реальных действий детей одним и тем же настоящим предметом: щеткой-шваброй, платком, стулом, графином, портфелем.
Особо подчеркнём, важно, чтобы у детей всегда была возможность проверить свою память действием с реальным предметом. Только по действию с настоящим предметом воспитатель и зрители могут определить верность выполнения упражнения и дать советы (см. комментарий к игровому заданию-упражнению «По правде и понарошку»). Отработка становится детям интереснее, если им разрешить (подсказать) объединяться в рабочие пары и тройки.

На первом этапе сложностей можно давать довольно простые задания для индивидуального исполнения.
На втором этапе хорошо вводить парные задания (нести ведро или бревно; держать совок и веник; вытряхивать скатерть; играть в мяч; тянуть канат и т.п.). Тогда для репетиции желательно объединять две пары – когда одна будет тренироваться, другая пара будет следить за точностью и наоборот).

На третьем этапе хорошо вводить ещё и помощников, которые «озвучивают» беспредметные показы своих товарищей.
Традиционная детская игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» по существу является исходной основой упражнения на память физических действий. Чтобы эта игра не приелась желательно раз от раза (но – не спеша!) вводить уговор быть узнаваемым по достоверности, убедительности, скрупулезной точности действий и повседневной эмоциональности. Такие акценты в игре помогут детям открывать роль конкретности их восприятия творческих усилий своих сверстников (что для педагогики весьма важно).

Наиболее ценными для развития детей являются те задания на ПФД, при выполнении которых приходится собирать внимание на мелких движениях своих пальцев. При этом воспитателю важно угадать допустимую степень сложности и не форсировать переход от приблизительных манипуляций с большими предметами (например, шваброй или корзиной) к точным и сложным манипуляциям с более мелким предметами (чистить картошку или яйцо, сваренное вкрутую).

Случается, что воспитатели понимают упражнение на ПФД только как воображаемую работу с отсутствующими предметами. Тогда ребёнок сразу, без предварительной «репетиции» с реальным предметом выходит и «моет шваброй пол», «нанизывает бусы» и т.д., не тренируя при этом ни распределение своего внимания (термин театральной педагогики), ни мышечную память. А только – слепую смелость и привычку действовать приблизительно…

Горелки

У этой игры много других русских названий: «Гори ясно», «Огарыши», «Разбегиши», «Разлуки» и др. Известна игра почти у всех славянских народов, а значит является очень древней, ещё общеславянской.

Самое меньшее количество играющих – девять человек, то есть четыре пары и один «горельщик». В три пары играть уже неинтересно. Ну, а лучше всего, когда наберется от шести до двенадцати пар, то есть от 13 до 25 человек, включая горельщика больше десяти-двенадцати пар играть будет не так весело, поскольку каждой паре довольно долго придется ждать своей очереди.

Желательно, чтобы каждая пара составлялась из мальчика и девочки. Ну, а если поначалу в паре окажутся, например, два мальчика, то это ненадолго, так как во время игры пары беспрестанно перемешиваются. Одному доверяют «гореть» (желательно добровольно), а все остальные берутся попарно за руки и выстраиваются друг за другом на расстоянии одного шага. Горельщик становится впереди, шага на два-три от первой пары, спиной к ним. Как только он занял свое место, ему уже не разрешается ни оглядываться назад, ни смотреть по сторонам.

Игра начинается с того, что все дружно, хором, произносят:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят!

При словах «глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят» горельщик должен смотреть на небо, делая вид, что и впрямь верит этой басенке про птичек (см. нотировку: вари вар.Б).А в это время последняя из пар уже наготове. Как только все слова сказаны, игроки этой пары разъединяют руки и стремглав бросаются бежать вперед, один справа, другой слева от стоящих парами игроков.»

«Задача бегущих состоит в том, чтобы, пробежав мимо горельщика, снова взяться за руки впереди него. Можно и не впереди, а сбоку, в этом случае одному из пары нужно ухитриться пробежать перед горельщиком и подать руку другому. Только позади него соединяться нельзя. И обратно нельзя бегать. Если бегущим удалось соединить руки, то они уже спокойно идут назад и становятся на шаг впереди первой пары.

А горельщик должен постараться поймать кого-нибудь из бегущих. Для этого ему надо не только ловить, но и мешать им сближаться, чтобы они не могли подать друг другу руки. Горельщику не обязательно по-настоящему ловить, достаточно запятнать, то есть дотронуться до бегущего рукой. Если это ему удается, он образует с пойманным новую пару, и они становятся впереди других пар.

А непойманный становится «гореть». Слова скандируют уже ему, и опять бежит пара, в этом коне оказавшаяся последней.
Но если горельщик никого не словил, то он снова занимает свое место на два-три шага впереди и пытается поймать кого-нибудь из очередной пары.
Игра может длиться сколь угодно долго, однако закончить её можно не раньше, чем пробегут все пары, хотя бы по одному разу. При выборе места для игры надо смотреть, чтобы впереди было побольше простора для беганья. Последние пары, соединившись, всегда становятся впереди, поэтому игра сама собой продвигается вперед. Если места немного, то после каждой перебежки все пары должны отступать назад.

И последнее замечание; пойманному нельзя вырываться от горельщика. Теперь они составляют пару».

 

Главное в горелках – не убежать от горельщика, а соединиться опять в пару. В общем, в этой игре много всяких возможностей и неожиданностей, этим она и интересна.

Города с небывальщиной

Участники рассаживаются по кругу и определяют (например, считалочкой), кто будет начинать. Тот произносит, например, следующее: «Я поеду в Смоленск», – и, повернувшись к соседу, спрашивает: «Зачем?». Сосед быстро отвечает, но так, чтобы ответ начинался с той же самой «буквы» (то есть звука) что и названный город (то есть с «эс»). Например: «Стрекоз ловить!» или «Стекла есть!» (Известно, что стекла нигде не едят, но для данной игры это неважно, напротив, несообразности, чепуха и небывальщина вносят в неё дополнительное веселье.)

Ответив соседу «из Астрахани», он говорит, куда поедет сам: «Я поеду в Муром!» – и тут же спрашивает соседа: «Зачем?» Тот, допустим, отвечает: «Мешки продавать!.. А я поеду в Вологду. Зачем?»
Ну и так далее.
Тот, кто ошибся – не смог назвать город или ответить на нужную «букву» – платит фант или выбывает из игры. А его сосед продолжает игровую эстафету.

Если дети полюбят эту игру, то они за один кон начинают в быстром темпе совершать по нескольку кругов …
Вариант игры «Города с небывальциной» см.: Откуда и куда (почта)

Превратился сам

Группке детей (3-4 человека) предлагается «превратиться» в кусты, деревья, цветы, игрушки, инструменты, овощи, ягоды, фрукты, хлеб и т.д. Превращения можно задавать в такой форме: «Мы входим в … (пауза, собирается внимание) …спортивный магазин. Раз… Два… Три!..». После сигнала «три» каждый изображает предмет, меняя свою обычную позу так, чтобы тело напоминало один из предметов, которые продаются в спорттоварах. В этом игровом упражнении тренируется смелость, память, фантазия, изобретательность. Ребёнок как бы «корежит» свое привычное расположение в пространстве, влезая в кожу задуманного им или ему заданного предмета. Например, чтобы изобразить гриб сморчок («Мы попали на выставку грибов»), мальчик садится на корточки, сжимается и делает мятое лицо-гримасу. С такого типа упражнений воспитательницам иногда полезно начинать свои развивающие занятия. См.: Туристы и магазин

Горшки

Выбирается один ведущий (покупатель), остальные делятся по парам. «Горшки» (на схеме обозначены кружками) сидят на корточках в центре; хозяева(обозначены квадратами) стоят рядом и зазывают покупателя, расхваливая товар. Ведущий обходит товары разных продавцов, торгуется.

1-й хозяин: Подходи, покупай. Смотри, какой красивый горшок. Большой!
Ведущий: А для чего у тебя горшок?
1-й хозяин: Как, для чего? Для щей!
Ведущий: Нет, он у тебя какой-то кособокий.
2-й хозяин: Ко мне иди! Вот то, что тебе нужно!
Ведущий: А он без трещин?
2-й хозяин: Давай постучим. Слышишь, какой звонкий!
Ведущий: А почем горшок?
2-й хозяин: По денюжке!
Ведущий: По какой?
2-й хозяин: Сто рублей (полтинник, три тысячи и т.д.). Видишь, какой горшок ладный. Сто рублей и ни копейки меньше.
Ведущий: Дорого!
2-й хозяин: А сколько дашь?
Ведущий: (называет свою цену).

Договорившись, ведущий-покупатель и «хозяин»-продавец соединяют правые руки и трясут ими в такт речитатива, который хором произносится всеми играющими:

Чин-чары, чин-чары,
Собирайтесь, гончары
С пакосту, с панасту,
С полебедю горазду – Вон!

С концом речитатива (см. нотировку напева)руки разрываются, и ведущий и «хозяин» бегут по внешней стороне круга в разных направлениях к «проданному» горшку. Кто успел, тот становится «хозяином». Опоздавший становится покупателем, который приценивается к другим горшкам и торгуется с «хозяевами».

Иногда перед началом школьники договариваются, что «горшки» и «хозяева» каждый новый кон меняются ролями.
См. : Придуманные разговоры.

«Да» и «нет» не говорите

От четырех до двенадцати человек рассаживаются полукругом. Выбирают ведущего из самых опытных в этой игре, имеющих для неё большой запас вопросов.
Ведущий начинает с традиционных слов:

Вам барыня прислала
Сто копеек, сто рублей
И коробочку соплей.
Что хотите, то купите,
Да и нет не говорите,
Черный с белым не берите.
Не смеяться, не улыбаться,
Губы бантиком не держать,
Свои ответы не повторять.
Вы поедете на бал?

(Существуют и другие варианты игрового зачина).
Если играющий, к которому обратился ведущий, ответит «да» или «нет», то он проиграл, а значит, отдает фант.

Ответ: Конечно.
Ведущий: В черной или белой карете?

Если прозвучит ответ с одним из запрещённых слов или в повторной формулировке, то отвечающий опять отдает фант (или вместо сбора фантов игра всякий раз начинается сначала).

Ведущий: Вы,конечно, знаете, какого цвета трава?
Ответ: Знаю. (Находчивый игрок радуется, что «не попался на удочку». Но радоваться рано, так как вопросы сыплются непрерывно.)
Ведущий: А какого цвета снег?
Ответ: Белый… ой! Я хотел сказать – как мел!
Но уже поздно и приходится платить фант. А ведущий подходит к любому другому игроку (каждый из них до начала игры имеет по нескольку фантов).
Ведущий: А какой хлеб вы больше любите: черный или белый?

Ответ: Мягкий.
Ведущий: Какой, какой?
Ответ: Мягкий… ой! Я хотел сказать – всякий!

Играющий дважды повторил один и тот же ответ. А спохватился поздно.

Некоторых играющих ведущий долго засыпает разными провокационными вопросами, а некоторых оставляет в покое после двух-трех вопросиков, переходя к другому, для того чтобы внезапно вернуться и застать врасплох.

Если ведущему никак не удается выиграть ни одного фанта, то его заменяют (отобрав у него самого один фант) или назначают ему помощника (который подбрасывает внезапные вопросы играющим), или меняют способ игры, например, затевая «Летает – не летает».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 986; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!