Сочинение историй-сценок с костюмами



Называется или выбирается два-три персонажа-костюма, дети выдумывают историю, объединяющую их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилось. Важно, чтобы сценка игралась с минимумом слов, весь упор – на происходящее действование каждого из исполнителей.

Карнавальные костюмы позволяют развернуть работу по сочинению сюжетов-историй. Какая история-сюжет могла случиться между тигренком и колокольчиком? Какая – междумушкетером и снежинкой? и т.п.

Костюм дает толчок фантазии, а столкновение двух костюмов в одной сценке-истории направляет развитие фантазии по определенному руслу, в результате чего часто возникают яркие интересные сюжеты. Детям удается играть довольно протяженные сценки, импровизируя текст в предлагаемых обстоятельствах сюжета и характера.

Первоначально в подобных заданиях воспитателям достаточно ожидать обозначения сюжетов, потом – и расширения сюжета, которое возникает при включении большого числа «костюмов» и усложнения, развития истории.

Но возможны подходы и прямо противоположные. Сначала пары или тройки тянут билетики с первыми буквами имён персонажей (или изображениями этих персонажей, созданных воспитателем или самими детьми), а потом подбирают костюмы из имеющихся деталей одежды.

Иногда полезно всем группкам предложить единое событие. Например: нашли клад; подружились; построили дом; помогли друг другу. Единое событие может не только разбудить фантазию исполнителей и помочь детям сравнивать работу разных группок, но и увидеть в заданном событии обобщение разнообразного и разнохарактерного поведения совершенно различных персонажей. (Сначала дети видят, как строят дом медведь, снежинка и Буратино; потом заяц, Карабас-Барабас и Василиса Премудрая; потом – Дядя Стёпа, Серый Волк и Баба Яга).

Отметим, что девочки часто совершенно спокойно берутся за исполнение «мужских» ролей, а мальчики –«женских», и следует признать, что этюд-сценка от этого, как правило, только выигрывает. Но если мальчику не захочется готовиться к роли Василисы Премудрой, то, конечно, ему следует вытянуть ещё один билетик.
Число подобных билетиков нужно к занятию приготовить с запасом.

Спецы и небывальщина

Задание является вариантом усложнения совместного сочинения рассказа (см. «Рассказ по карточкам»). Играющие садятся в круг. Каждый выбирает себе специальность: шофер, учитель, швея, художник, врач, аптекарь, космонавт, балерина и т.д. – и объявляет её.

Потом воспитательница начинает рассказывать какую-либо историю, попеременно обращаясь то к одному, то к другому из играющих. Так, например, она произносит: «Жил у нас в городе один человек, которого звали…» – и обращается к «портнихе», которая вставляет любое слово из запаса тех, которые относятся к её профессии, например: ИГОЛКА.

Воспитательница продолжает: «И вот решил он пойти купить…» – обращается к «шоферу», который добавляет РУЛЬ. – «Достала Иголка кошелек, а в нем…» – «космонавт», к которому обращается рассказчица, добавляет: ЗВЕЗДА.

«Спецы», не нашедшие новых слов, соответствующих своей «профессии», пересаживаются со стула на пол (а если игра начиналась на полу, то проштрафившиеся могут подниматься на одно колено, затем на другое), а потом и вовсе выбывают из круга, то есть из игры. Но правильный ответ позволяет играющему занять предыдущее положение.

Первый выбывший из игры может поменяться с рассказчицей ролями, а та берет себе «трудную» профессию выбывшего.

 

Чем неожиданнее обращается ведущий к тому или иному «спецу» и чем труднее подобрать подходящее слово – тем интереснее и веселее проходит игра.

Спор предлогами

Игры в предлоги – у, с, к, в, о, за, под и т.д. – всегда вызывают у детей активный интерес и удовольствие.
Об одной картинке между 2-3 группками разыгрывается «спор»:

1-ая группка (дружным хором) – девочка в пальто;
2-ая группка – девочка в сапогах;
3-я – девочка в лесу;
1-ая – деревья в лесу;
2-ая – сапоги в грязи;
3-я – у девочки волосы заплетены в косы и т.д.

Усложнение может быть в том, чтобы в описании одного предмета спор разыгрывался с помощью разных предлогов:

1-ая группка – книга лежит на столе;
2-ая – книга лежит под лампой;
3-я книга у стопки тетрадей;
1-ая книга над полом;
2-ая – книга в комнате;
3-я – книга перед глазами и т.д.

Если некоторые дети уже читают (хотя бы по складам), то группки могут пользоваться таблицами, нарисованными воспитательницей, или шпаргалками их собственного изготовления.

Свои высказывания дети могут произносить не только всей командой, но и по одному в заданном порядке по правилу эстафеты.

Желательно, чтобы «в споре» каждое высказывание было связано с предыдущим либо интонацией оспаривания, либо интонацией подтверждения.

 

 

Тумба, тумба, где ключи

Все игроки делают себе «домики» — очерчивают мелком кружок или кладут на ковровое покрытие детский гимнастический обруч. Когда игрок занимает домик, то он становится тумбой. Водящий перебегает от одного домика к другому с вопросом: «Тумба, тумба, где ключи?».

Ему отвечают: «Вон там», — и отсылают в другое место игрового поля. В то время как водящий задает свой вопрос одной «тумбе», остальные тумбы стремятся поменяться «домиками», а водящий — занять чей-нибудь временно пустующий домик, опередив замешкавшуюся «тумбу». Тот кто теряет свой домик, становится ведущим.

Так как игра весьма подвижна, то она требует расположения детей на расстоянии хотя бы двух-трех шагов друг от друга. Смысл упражнения в конкуренции двух целей у водящих:

1) в ответ на вопрос получить новый адрес ( «вон там») и направиться туда;

2) не упустить свободное место, занять его первым, обогнав «тумбу»-игрока, бегущего в этот же домик.

Игра проходит всегда весело и азартно, способствуя развитию у детей ловкости, смелости, смекалки и навыков общения со сверстниками. Некоторые игроки долго держатся за свои места (стоят в своих обручах) и не начинают меняться, потому что боятся потерять «домик». Потом, в ходе игры, они обнаруживают в себе эту боязнь и открывают интерес в её преодолении. Дети даже начинают бравировать своей смелостью: перед самым носом у ведущего они бесстрашно покидают свои домики для взаимного обмена.

Некоторые дети даже специально играют в поддавки для того, чтобы побыть в роли ведущего, вроли, которой уже никто не боится.

Тише едешь — дальше будешь

Традиционная детская игра, в которой все участники отходят от ведущего к противоположной стене и встают за черту. Ведущий отворачивается от них и произносит: «Тише едешь — дальше будешь. Раз, два, три…». Участники торопятся подбежать к ведущему и дотронуться до его плеча (осалить), но замирают после команды ведущего: «…замри».

Ведущий поворачивается к участникам лицом и всех, кто не успел вовремя замереть или замер, но начал шевелиться, отсылает за черту, на исходное место. Потом опять отворачивается, и все повторяется. Кто первым дотронется до его плеча, тот становится новым ведущим.

Во время игры важно, чтобы ведущий в разных темпах и ритмах произносил слова «раз, два, три…» перед своим поворотом к игрокам. То очень быстро, то медленно; то равномерно, то меняя темп по ходу счета, чтобы дети согласовывали с ним скорость своего движения — бежали, шли или делали всего один небольшой шажок.

Причем зависимость здесь обратная; когда ведущий говорит медленно, надо бежать быстро, а когда говорит быстро — двигаться медленно. Эта противоположность между произнесением и движением очень полезна.

Воспитателю важно участвовать в игре не только в качестве ведущего, но и рядового, уходя, как и все, за черту и замирая после соответствующей команды.

 

 

Туристы и магазин

В подготовительной группе дети сначала делятся на две командыспособом, который является своеобразной разминкой-подготовкой к игре. К ведущему (воспитателю) подходит парочка детей со словами: «Мати-мати, чьи заплати?».

Ведущий: «Мои».

Пара детей (опять хором): «Ракета или самолет?».

При этом один ученик «превращается» в ракету (стоя вытягивается, сложив руки острым треугольником над головой), а другой — в самолет (руки в стороны).

Тот, кого ведущий «отгадал», уходит в одну из команд, а тот, кто показал свое превращение не очень удачно, тот ищет нового напарника и заново договаривается с ним о новом превращении. Если пара, пришедшая на «мати-мати», не дружно (то есть не хором) произносит текст зачина или путается в названиях предметов, в которые решено превратиться (например, один из учеников свой предмет знает, но забыл, во что решил превратиться его напарник — в результате дружного произнесения не получается), то ведущий отсылает такую пару «потренироваться».

Если же оба напарника хорошо показали превращение, то они оба попадают в команды, только один а правую, а другой в левую. (Удивительно смотреть на то, как некоторые капризные дети желают объединяться в пары для деления в «мати-мати» только с кем-то одним. Когда же пара по условию «мати-мати» разбивается и напарники идут в разные команды, то это уже воспринимается ими как нечто естественное и не вызывает капризов. Поэтому в следующий раз уже с самого начала капризов будет гораздо меньше или не будет вообще — к глубокому удовлетворению самого ребёнка.)

При «превращении», разумеется, учитывается точность и оригинальность, которые сами дети хорошо улавливают и перенимают. Достаточно одному, превращаясь в самолет и вспомнив о звуковом оформлении, голосом изобразить работу моторов, как его напарник подхватывает его находку и озвучивает работу своих ракетных двигателей.

Когда все дети разделились на две команды, одна — делает из стульев автобус, другая оборудует прилавок в магазине.

Воспитатель предлагает магазин «Галантерея» (рассказывая, если нужно, что продают в таких магазинах). Вторая команда, во время отгораживания «прилавка», договаривается, кто каким будет товаром. Тому, кого команда выберетпродавцом, каждый рассказывает, во что он превратится (например, в коробочку для пуговиц) и как этой коробочкой пользоваться (например, в какую сторону открывается крышка).

Через две минутки вторая команда занимает своё место на витрине-прилавке и застывают (по хлопку продавца или воспитателя), превратившись в товары. К магазину «подъезжает» автобус. Из него «выходят» туристы и входят в магазин. Для того, чтобы туристу купить товар, нужно отгадать, как он называется.

Перед покупкой можно попросить продавца показать, как тем или иным предметом пользуются. Когда все товары на прилавке раскуплены, магазин закрывается, а туристы садятся в автобус и «уезжают».

После первой части игры-упражнения команды меняются ролями.Бывшие туристы за две минутки готовят из автобуса прилавок хозяйственного магазина, выдумывая хозтовары и договариваясь кто во что «превратится», а бывшая«Галантерея» в другом конце комнаты составляют из стульев свой автобус. Как правило, делают они это достаточно быстро, поэтому в оставшееся время они даже успевают, например, переодеться (поменявшись деталями одежды) для того, чтобы их туристы выглядели более «настоящими».

Угадайка

Ведущий загадывает или какой-нибудь всем известный предмет, или географическое название, или фамилию знаменитого человека. Остальные пытаются угадать задуманное, задавая вопросы, на которые угадавший отвечает лишь «да» или «нет». Если загадавший не может ответить «да» или «нет», а говорит «не знаю» – то он проигрывает.
Ход игры может быть, например, таким:
Предмет живой? – Да.
Это животное? – Нет.
Это растение? – Нет.
Это человек? – Да.
Мужчина? – Нет.
Женщина? – Да.
Живет в нашем городе? – Да.
Живет вместе с тобой? – Да.
Это твоя сестра? – Нет
Мама? – Да
Вариант игры-задания: ребёнок (один или с помощником)
выходит из комнаты. Остальные загадывают любой, но известный всем предмет. Возвратившись, «угадайка» (с помощником) задает вопросы, на которые теперь уже ученики отвечают только «да» или «нет», пока предмет не будет отгадан.
Затем «угадайкой» становится тот, кому был задан последний вопрос (и он может себе выбрать нового помощника). Если же кто-нибудь из играющих сбился и вместо «да» ответил «нет» (или наоборот), то он тотчас же и сменяет «угадайку».


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!