Озвучивание иллюстраций, картинок, кадров из мультфильмов



Сначала для озвучивания воспитатель выбирает картинки, к которым свободно можно выдумывать произвольные тексты (на свой вкус), каждый по-своему. Затем задание «озвучить» дается нескольким небольшим группкам детей, чтобы они могли сочинить и исполнить разные партитуры. Например, шум леса, изображенного на картинке, или голос кошки, песню бабушки, вой ветра, стук колес и т.п.
Более сложными являются картинки, озвучивая которые, можно сыграть диалог из уже знакомой сказки или рассказа. Зрители в это время следят за естественностью инатуральностью речи озвучивающих.

Откуда и куда (почта)

Каждый из присутствующих громко называет какой-нибудь город или другой известный всем собравшимся населенный пункт (например, соседний поселок или хутор). Надо только, чтобы выбранные названия не совпадали у разных игроков.

Начать игру может любой, произнеся звуки почтового колокольчика: «Динь-динь-динь». Кто-нибудь тут же спрашивает: «Кто едет?» – «Почта», – «Откуда и куда?» – «Из Калуги во Внуково», – может ответить, к примеру, начавший игру, если он перед этим себе выбрал Калугу, и помнит, что один из играющих выбрал себе Внуково. Теперь уже говорит обязательно тот, кто выбрал себе Внуково:

– А что делают в Калуге?
– Все ходят с зонтиками под дождем, – может ответить «приехавший из Калуги».

Сразу все играющие, кроме приехавшего, начинают изображать, как в Калуге ходят во время дождя под зонтиками. Кто не сможет этого изобразить, с тех берутся фанты, которые после игры будут разыгрываться (см.: Выкуп фантов)

Затем игрок «из Внукова» говорит: «Динь-динь-динь!» и т.д. Иногда игру повторяют до тех пор, пока не соберут условленное перед началом «почты» число фантов.

ПРАВИЛА.

1. «Приехавший» может назвать только выбранные играющими населенные пункты и не должен искажать их названий. В противном случае он платит фант и передает право начинать «почту» другому игроку. Поэтому игроки просят названия населенных пунктов произносить в начале игры отчетливо и громко. Нерасслышавший может попросить, чтобы название было повторено.

2. Отказавшийся изображать названное действие платит фант. Но и даваться задания должны разумно. Играющие могут потребовать у дающего задание, то есть «приехавшего», чтобы он сам выполнил его, а если не сможет, то взять с него фант. Правда, в игре можно всегда найти шутливую форму выполнения. Можно даже специально отличить самое остроумное задание или способ его выполнения. Например, именно этому игроку дать право вести в конце игры разыгрывание фантов или «назначать» (затевать) по его выбору новую игру-упражнение.

Заметим, что игра может приобретать и особую познавательную функцию, если дети начнут увлекаться придумыванием заданий, соответствующих особенностям названных мест. Например: в Мурманске – ловят рыбу, в Астрахани – едят арбузы, в Вологде – делают масло и т.п. Ну а для затруднительных случаев всегда есть универсальные для играющих действия – плясать, петь, смеяться, скакать на одной ножке, «разговаривать» на иностранном (то есть тарабарском) языке и т.п.

Письмо из букв

Даже воспитатель в подготовительной группе детского сада с самых первых дней обучения грамоте для каких-то рабочих записей (например, «домашних заданий» или правил поведения в группе) может пользоваться способностью детей замечать и запоминать важные события. Воспитатель, например, пишет на доске «П.Р.», и дети помнят, что этими буквами обозначается правило «подними руку», если на занятии хочешь что-то сказать, спросить, попросить. Когда такая работа проводится воспитателем регулярно, то в конце месяца может возникнуть деловито-игровая переписка детей друг с другом по простым и нехитрым поводам своей жизни на занятиях:«З.Д.» – завтра дежурство, «Я Б.Т.» я боюсь темноты.
Разумеется, далеко не всегда каждый может понять, что написано буквами в таком письме-загадке, но главное, что написать такое письмо может каждый, хотя бы с помощью взрослого. Эта игровая переписка и письменные сообщения друг другу о себе – эффективная форма тренировки внимания ребёнка к сверстникам, к их бессловесным и словесным проявлениям (устным и письменным).

По алфавиту

Когда в подготовительной группе все дети знают имена друг друга и многие из них знакомы с буквами или даже уже читают по складам, на доску вывешивается большая таблица с алфавитом. Все дети объединяются в две команды. По сигналу воспитателя каждой команде предлагается выстроиться в ряд по алфавиту первых букв своих имен. Кто быстрее?
Совещаться с соседями, подходить к таблице и водить по ней пальчиком, для выяснения, какая буква стоит раньше, а какая позже – разумеется можно!
Другой вариант (более сложный) заключается в том, что задание нужно выполнять молча (то есть все дети в группе должны уже хорошо разбираться в буквах и знать, что такое алфавит). Такой вариант игры-соревнования очень сложен для дошкольников, так как никакие разговоры, пререкания, споры (словами или жестами) не допускаются. Каждая команда должна перемещаться молча, пока каждый не займет своего нужного места в ряду.
Для социо-игрового подхода важен настрой каждого ребёнка на совместную, коллективную работу. Этот настрой будет весьма часто востребоваться, когда эти дети переступят порог первого класса.
Строиться можно не только по алфавиту, но и по любому другому «правилу». Например, по числу букв в имени.
После построения можно перейти к другим игровым заданиям (см.: Живая буква).

Помощь в превращении

Сначала подчеркнём, что все варианты игровых упражнений, связанных с превращениями, самодостаточны (см.: Превращение предмета). Но любое из них к тому же может стать и групповым, если перед детьми поставить задачу «дополнить» превращение соседей.

Если стул кто-то из детей превращает в мотор автобуса, то те, кто рядом могут стать пассажирами, кондуктором или слесарями в автопарке и т.п. Или если один догадался, например, «превратить» перевернутый ножками вверх детский стульчик, например, в кастрюлю с горячими щами, то каждый зритель, поняв во что превратился стул, где и когда может происходить соответствующее «действие» начинает выдумать какое-то «дело» (какую-то роль) и для себя, чтобы превращение, задуманное первым исполнителем, стало более понятным и интересным.

Когда любой из детей без боязни начинает включаться в помощь, то воспитатель может оценивать их работу отдельно, руководствуясь особыми параметрами. Хорошо работает такой помощник, который:

во-первых, не мешает главному исполнителю;

во-вторых, нашел себе неожиданное дело;

в-третьих, выполнил его по правде;

в-четвертых, его работа помогла исполнению и расширила эффект «превращения».

По правде и понарошку

Игровое задание рассчитано на детей подготовительной группы. Заключается оно в том, что сначала выполняется реальное дело – например, искать спрятанную в комнате ленточку или небольшую игрушку. Затем всё это делается «понарошку», то есть выполняющий, зная, что предмет не спрятан, всё же пытается его искать так же, как искал по правде.

В качестве реальных дел могут быть самые разные занятия: кидать в цель мячик, мыть стены, поливать цветы, подметать пол, тренироваться в жонглировании, – все сначала по правде, потом понарошку.

Сравнение и сопоставление детьми того, как они «играют» ситуацию, с тем, как она происходит на самом деле – развивает у них наблюдательность и способность находить объяснение-оправдание всем особенностям поведения человека, занятого каким-то своим делом.

Превращение комнаты

Игровое задание превратить комнату во что-то другое выполняется за счет правдивого исполнения соответствующих действий. Ребёнок что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а, например, лес или вокзал и т.д.

Этапы упражнения могут быть такими:

– начальные пробы;
– обсуждение получившегося, пожелания для более совершенных превращений;
– составление плана-заказа-задумки с перечнем (загибая пальцы) необходимых дел и участников;
– осуществление одного из замыслов всей группой;
– вычленение сценаристов, режиссера с помощниками, актеров, зрителей.

На двух последних этапах возникает новый уровень игры в превращения, так как «помощь» требует сохранения в игре единого замысла и согласованности действий (ср. с заданием«Помощь в превращении»).Один исполнитель может успешно справиться с превращением классав болото, в музей, в лес. Но в каждом случае можно представить себе и коллективное осуществление этой же задачи: один бродит по лесу, другой пугает его, прячась за деревьями, третий встречает его и спрашивает дорогу, четвертый играет зайца, пятый – птицу и т.п.

При переходе к совместным работам полезно обращать внимание дошкольников на разнообразие возможной помощи. Чтобы на глазах у всех произошло превращение комнаты, допустим, влес, можно помочь, изобразив соответствующий шум, можно – элементы декораций (стать деревьями, кустами, пеньками), можно «заселить» лес животными, наконец, превратиться в дедушку, брата, сестру, маму, друга, недруга главного действующего лица, исполнитель которого и задумал «превращение» комнаты в лес.

Обычно участники предлагают друг другу такие виды «помощи в превращении»: буду делать шумы (шумовое оформление); буду изображать деревья (кусты, дома – то есть декорации); буду в этом же месте тоже что-то делать (гулять в лесу, пробираться через болото); буду противником (медведем, директором музея…); буду дедушкой, который учит искать грибы (или мамой, которая в музее показывает и объясняет картины и т.д. – то есть прямым помощником-партнером). Все эти типы и виды «помощи» направлены на то, чтобы создать сверстникам условия для работы.

Превратить комнату в лес и превратить себя в дедушку – задания аналогичные, их связь легко усваивается, и отсюда легко создается представление о театральном искусстве перевоплощения.
После каждого показа группкой ребят своего превращения воспитателю полезно отмечать разнообразие в поведении, когда, превращая комнату в лес, один из показывающей группы собирал ягоды, другой пытался разжечь костер, третий искал сучья для костра и т.д. Особенно полезно это делать даже после не совсем удачного, однообразного показа.

В качестве дополнительного усложнения игрового превращения комнаты (в бульвар) может задаваться возраст определенных персонажей, профессии, события, время (зима, ночь, праздник, война). Опыт выполнения таких заданий помогает учащимся обращать внимание на особую, необычную, интересную целесообразность поведения людей в жизни.

Следует учитывать, что в ходе занятия собственные «открытия» происходят прежде всего у тех участников, которые, подготовив показ и дожидаясь своей очереди, работают в упражнении в качестве зрителей-судей.
Напоминаем, что любые усложнения следует предлагать детям не раньше, чем у воспитателя возникнет впечатление, что игровое задание начинает приедаться. Иными словами, когда дети вволю наиграются упражнением в его первоначальном варианте.

Когда задание начнет казаться детям слишком простым, тогда разного рода усложнения будут не только желанны, но полезны и эффективны.

Превращение предмета

Воспитатель спрашивает у расположившихся на полу детей, показывая карандаш:

– Что это такое?
– А теперь? – произносит он, стряхивая карандаш, как медицинский градусник.
– Кто ещё может превратить этот карандаш в какой-нибудь предмет?

«Превращая» карандаш, дети начинают завинчивать шурупы, подпиливать ногти, пускать мыльные пузыри и т.д.
Мальчик: «А как мне быть, я придумал, а показать не могу?».
Воспитательница: «Попробуй придумать то, во что ты сможешь превратить».
Девочка: «Я выдумала, а это уже показали».
Воспитательница: «Выдумай другое или, если то же самое ты будешь показывать по-другому, то обязательно покажи!».

«Превращения» тренируют смелость и будят фантазию, развивают сообразительность.
Хотя без разговоров при развитии фантазии не обойтись, желательно стремиться к тому, чтобы разговоры, по возможности, сводились к минимуму. Для социо-игрового подхода гораздо полезнее, когда у ребёнка проблемы возникают и решаются в ходе реальных проб.

Любой предмет из обихода развивающих занятий полезно «превратить» в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия). Например, линейку – в расческу (причесываться), в эскимо (есть мороженное), в зубную щетку (выдавливать пасту и чистить зубы) и т.п. Кроме карандаша и линейки, может быть использована тетрадь, книга, пенал, ножницы, стакан, стул.

Воспитателю следует помнить, что превращение может быть непонятным в двух случаях: если ребёнок неточен в выполнении действий и если он кривляется. В обоих случаях воспитателю следует помочь исполнителю ненавязчивым советом. Тогда «превращения» будут развивать детское воображение и фантазию.
Игровые усложнения могут подчиняться такой динамике:

I этап – превращение-загадка и его разгадка (словесное определение);
II этап – продолжение превращения до момента, когда все смогут его отгадать.
III этап – превращение предмета с дополнительным заданием (ночью, в жару, в дождь и т.д.).

Варианты «Превращения предмета» см. в комментариях к игровому заданию «Помощь в превращении» .


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!