Деление на команды (объединение в «малые группы»)



Через работу в постоянных и временных микрогруппах — игро­вых командах — уменьшается дистанция между детьми, которые начинают находить подходы друг к другу. В некоторых случаях они открывают в себе терпимость и видят её пользу для дела, которым занята малая группа (команда).
Если воспитатель по своему усмотрению будет формировать состав временных ко­манд, то многими детьми это может ощущаться как навязывание чужой воли. Тогда работа в такой назначенной «свыше» компании будет восприниматься некоторыми детьми даже негативно.

Чтобы избежать этого, лучше всего воспользоваться разными ва­риантами жребиев и считалок (см.: Выбор водящего (разные виды жеребьёвок)). На занятиях полезно использовать те виды жеребьёвок, которыми дети раньше пользовались во время своих игр во дворе.

Разрезанная открытка. Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходи­мые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» – книжки, рабочие альбомчики, карандаши и ручки, листы бумаги и т. п.).

Перед сдачей собранной открытки команда договаривается о своем названии и посыльный рисует символ-эмблему на доске (или первую букву из названия, если может). После того как все ком­пании выведут мелом первые буквы своих командных названий (пользоваться подсказками и заглядывать в книжки и Азбуки – можно!) или изобразят нужные эмблемы, воспитатель может приступать к рассказу о том, что командам предстоит выполнить (найти, вспомнить, сочинить, сделать).

Инструкцию о предстоящей работе полезнее давать через сменных посыльных, которых каждая команда высылает к воспитателю.
Благодаря подобной форме объединения детей в микрогруппы (игровые команды), само объединение ученики восприни­мают как абсолютно самостоятельное.

В заплатки (способ деления на две команды). Все дети парами расходятся по комнате, чтобы тайком от других договориться о «выборе». Потом каждая пара подходит к ведущему и произносит зачин:

– Мати-мати, чьи заплати? (есть и другие варианты зачина)
Ведущий отвечает: – Мои!

После этого загадывающая пара предлагает ведущему свой «выбор»: солнце-или-дождик, поезд-или-самолет, капуста-или-лук и т. п. Причем договорившимся эти слова нужно произнести не только слаженно и громко, но и сыграть «сценку-фотографию» (один одно, другой другое – по уговору; вариант см.: Превратился сам).

Ведущий, отгадывая какое из произнесенных слов кем было сыграно, забирает одного из этой пары в команду № 1 и отправляет другого в команду № 2. И так, пока вся группа не будет разделена.

На занятиях в подготовительной группе можно условится, что сегодня все будут загадывать только одушевленное или неодушевленное. Или если один загадывает что-то изодушевленного, то другой – обязательно что-то из неодушевленного.

Подобных вариантов может быть очень много: и съедобное-несъедобное, и плавает-тонет, или только цветы, а может быть и даже события (обед-или-тихий час, Новый год-или-Пасха, день рождения-или-генеральная уборка) или названия книжек, стихов, сказок и т. п.

Подобный способ деления дает возможность каждому ребёнку что-то сыграть без боязни, так как подобное игровое перевоплощение нужно не само по себе (что некоторым детям может казаться страшным), а всего лишь как вспомогательное задание для объединения в команды.
Интересен способ деления на две команды, подробно описанный в книге «Вспомним забытые игры» (см.: Ворота с «перетянушками»).

День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает

Традиционная детская игра. После того, как ведущий (воспитатель или ребёнок) произносит первую половину зачина – «День наступает – всё оживает!» – все участники движутся по комнате в хаотическом беспорядке (бегают, прыгают, танцуют, играют в догонялки и т.п.). Когда ведущий произносит вторую половину – «Ночь наступает – всё замирает!» – все застывают в причудливых позах.

Затем по выбору ведущего отдельные участники отмирают и придуманным делом оправдывают свою странную позу. Замер в прыжке, танце, беге, а для оправдания выдумал новое дело (см.: Замри – запомни, повтори, «оживи»).
Могут появляться усложнения:

1 этап – после слов «день наступает – всё оживает» участники могут использовать любые движения;
2 этап – когда наступает «день», каждый участник совершает целенаправленные движения только из истории, общей для всех. Например:
– сбор урожая (на огороде, в плодовом саду, в поле, в лесу)
– работа машин на заводе
– в муравейнике
– тренировка в бассейне
– на железной дороге

При этом в своих оправданиях участники могут по желанию объединяться попарно или даже в небольшие группки (это зависит от виртуозности в умении подхватить задумку партнера; см.: Помощь в превращении). Но оправдывать свои позы во время «замри» все и всегда должны другими, новыми занятиями.

3 этап – условие «дня» по-прежнему задается или выбирается для всей группы (железнодорожный вокзал, зоопарк, цирк, стадион). Но если на 2-ом этапе работающей группой были сразу все дети, то на 3-ем – всего лишь треть. Две же другие группы становятся зрителями-судьями. Одни судьи оценивают качество замирания и оправдания. Другие – выполнение общего для всех условия «дня» (был ли цирк, магазин, мельница и т.д.).
После кона «дня и ночи» группы-команды меняются местами и ролями. Кто был на площадке, садятся на места судей-зрителей, оценивающих «стопы» и оправдания, а та команда, которая сидела на этих местах и выполняла эту функцию, пересаживается на места, где оценивают «жизнь» в течение «дня». Те же, кто только что уступил им места и передал свою судейскую функцию, занимают освободившуюся площадк

Детские стихи по ролям

По-ученому это игровое задание можно было бы назвать диалогом в разных интерпретациях. Заключается оно в репетиции сценки (на основе, например, небольшого отрывочка с диалогом из популярных детских стишков), которые потом все группки показываются в нескольких отличных друг от друга вариантах. Например:

– Гуси, гуси! (произносит то Пинцесса, то Великан, то Винни-Пух)
– Га-га-га. (отзываются то Гуси-лебеди, то «Гадкие утенки», то «Три веселых гуся» из детской песенки)
– Есть хотите?
– Да-да-да!

Забавные варианты возникают за счет использования разных замыслов, задумок и разных приёмов исполнения (голос: низкий, высокий; интонация: веселая, грустная; костюмы; элементы «декораций»).

В это время дети могут открывать для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, задумкой и приёмами исполнения. Если играть так, то замысел получается одним, а если по-другому – то в результате и общий замысел меняется. Выбрав же какой-то третий замысел, исполнители вынуждены искать новые приёмы, так как прежние не выражают облюбованный группкой замысел.
Для работы удобны диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса.
Например, текст:

– Заказное для Житкова.
– Извините, нет такого.
– Где же этот гражданин?
– Улетел вчера в Берлин.

Участники одной из группок произносят одни и те же слова (возможно под суфлера) то разными голосами, то в разных костюмах (допустим: крокодил хотел напасть на Житкова и прикинулся почтальоном; или в дверь стучится Белоснежка и спрашивает у соседей; или отвечающий почтальону сосед – это Карабас-Барабас и т.д. – см.: Костюм-превращение),и в разных декорациях (в квартире, на лестничной клетке, в лесу, на почте, на чердаке и т.д.). В результате с одним и тем же текстом получаются разные сценки-истории, в которых детям интересно как участвовать, так и разбираться, глядя на игровую площадку-сцену в качестве сопереживающего зрителя.

Для инициативного использования предложенных костюмов, декораций, разных приёмов исполнения детям лучше всего предложить «шапку вопросов» (см. соответствующую статью-комментарий), для которой билетики с тем или иным заданием будут сочиняться самими детьми на одном из предыдущих занятий. Об изготовлении картонных билетиков – а именно рисовать, подбирать изображения, вырезать и наклеивать и возможно даже «подписывать» печатными буквами (например, первой буквой) – см.: Бытовые механизмы.

Живая буква (строим букву)

Группка детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зарисовывают, записывают и отгадывают её.
По желанию детей «живые буквы»–загадки могут стать короткими «живыми словами»–загадками, выбираемыми детьми самостоятельно, например: кот, яд, ау, хор.

Животные

Группа детей, выбирает, в каких животных (домашних или диких) она «превратится». Потом они дружно произносят игровой зачин:

– Кем (или где) мы были, мы не скажем,
А что делали – покажем.

После этих слов дети начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано. (Варианты игрового зачина могут различаться).Играть животных – одна из самых традиционных форм детской драматизации. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность – вот слагаемые превращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки домашних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке. Одних животных они видели или хорошо знают по мультфильмам, о других им известно понаслышке, поэтому изображать их приходится по воображению.Готовиться к «превращению» в животных можно по одному, по два, по три человека, а потом и большой группой, которая договаривается о месте действия (например: лес, поляна,река, зоопарк, живой уголок, птицеферма и т.д. – см.: Превращение комнаты). Но и в этом случае должны быть зрители-отгадчики. Их присутствие ставит ребёнка перед необходимостью быть понятным, поэтому он совершает свои игровые действия точнее и ответственнее.
Усложнения требований к работе может быть поэтапным:

на 1-ом – смелость и выдумка;
на 2-ом – искренность и цепкость наблюдений;
на 3-ем – умение держать общие условия и находить себе место среди других.Напоминаем, что любые усложнения следует предлагать участникам не раньше, чем у педагога возникнет впечатление, что игра-упражнение начинает приедаться. Когда дети наиграются упражнением вволю в его первоначальном варианте, и оно начнет казаться им слишком простым, только тогда разного рода усложнения будут желанны, полезны и эффективны.

Заводные человечки

Воспитатель на глазах детей рисует схему и объясняет, что это заводные человечки, которые делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Дети, гладя на схему, несколько раз повторяют позы под диктовку воспитателя (ведущего) номеров, их обозначающих.
Потом воспитатель может называть числа в обратном порядке или в разбивку. Дети, которые оказались «невнимательными» и поймали себя на ошибке, как правило, смеются громче всех.
Когда детям запомнилась последовательность поз, можно внести следующее усложнение – словесный счет заменить хлопками ведущего.

Хлопок – это сигнал для смены позы, а на какую именно – вспоминает каждый из участвующих сам.
Темп хлопков воспитатель или учитель может то убыстрять, то замедлять. Очень быстрый темп упражнения является явно трудным для большинства детей, а очень медленный – скучным.

Наиболее трудным, но увлекательным усовершенствованием этого игрового задания является его выполнение упражнения каноном. Дети делятся на группы по шеренгам, рядам или, если стулья стоят полукругом, на четные и нечетные. Каждая группа с каждым хлопком ведущего выполняет очередной элемент заданной цепочки поз.

Но первая группа первый элемент выполняет по первому хлопку, вторая же группа начинает его выполнять только по второму, а третья вступает с третьим хлопком. Таким образом, на очередной хлопок дети каждой из групп делают своё движение, отличное от движений других групп. Канон удается выполнить без сбоев, только когда каждая группа и каждый ребёнок сосредоточены на своей линии поведения и никто не отвлекается для того, чтобы без конца делать другим замечания.

Дети обычно очень любят разные варианты Заводных человечков. И воспитатели могут использовать их на занятиях в качестве разминок.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!