Неформальные объединения молодежи и СМИ



Последние несколько десятков лет теме неформальных объединений молодежи и особенностям молодежной субкультуры уделяется много внимания. В отличие от отечественной научной практики, западная терминология оперирует понятием peer group. Этот термин возник в американской социологии и означает больше, чем просто однородная группа. В переводе слово peer значит равный. Данное равенство относится не обязательно к возрасту, но и также к социальному статусу, взглядам, ценностям, нормам поведения людей, представляющих группу.

Неформальные молодежные объединения отличаются друг от друга в зависимости от характера социальной направленности поведения, по типу групповых ценностей и по типу проведения досуга.

В нашей стране наиболее популярными представителями неформальной среды являются поклонники различных музыкальных групп, музыкальных направлений, а также различных видов спорта (футбольные болельщики, культуристы). По подсчетам социологов, эти направления составляют около 80% всех неформальных течений.

Менее популярны группы, занятые общественно-полезной деятельностью, — охраной памятников культуры, защитой окружающей среды и т.д. — не более 4%.К неформальным течениям, на наш взгляд, несколько ошибочно относят тех, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное или даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие (9%).

К основным чертам неформальной культуры можно отнести следующие:

1) приверженность социальному творчеству;

2) стремление к демократизму и самоуправлению;

3) отсутствие жестких ограничений на сотрудничество с властью (в отличие от политических диссидентов). Хотя отношение к инструментам власти и представителям официальной идеологии может быть отрицательным;

4) отсутствие четких идеологических «рамок»

5) стремление создавать локально социально-ориентированные проекты, тесно связанные с идеями, господствующими в группе.

На сегодняшний день существуют различные классификации неформальных молодежных объединений.

Приведем одну из наиболее общих:

1) Музыкальные неформальные молодежные организации (металлисты, брейкеры, битломаны и т.п.).

2) Неформальные организации в спорте (футбольные фанаты).

3) Философствующие неформальные организации (например, хиппи).

4) Политические неформальные организации (панки, пацифисты).

5) Неофашисты (скинхеды).

Для психологии неформальности характерны такие черты как стремление быть собой (без особых социальных навыков), стремление к подражанию и социальному единству, последнее очень часто представляет собой стадный инстинкт. Важнейшие причины вступления в группу: чувство принадлежнности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность.

Неформальные молодежные объединения и группы касаются большей части молодежи. Это происходит потому, что спектр направлений этих группировок очень широк. Кроме того, эта среда формирует наиболее значимые и массовые процессы в молодежной культуре. Эти явления могут носить как негативную, так и позитивную окраску, и влияют как на становление молодого человека, так и на развитие общества. В отличие от формальных объединений, члены которых находятся на виду у общественности и государственных структур, неформальные группы действуют в своеобразной тени, их деятельность часто скрыта от широких слоев общества. Неформальные группы часто более жизнеустойчивы, более сплочены, их связывает общая идеология, иногда совместное противостояние всему остальному социуму.

В последние месяцы особенно часто стали говорить о движении футбольных фанатов. Первые фанатские группировки появились в СССР в 70-х гг. ХХ века, когда болельщики московского «Спартака» стали организованно посещать выездные матчи. Чуть позже фанатское движение возникло у клубов «Зенит» и «Динамо» (Киев).
Далее появились так называемые «фирмы» — организованные радикально настроенные фанатские группировки. Главной целью этих объединений стало выяснение отношений с болельщиками других команд.

Состав серьезной «фирмы» насчитывает 40-50 человек (при этом «боевой актив» каждого крупного клуба составляет до 500 человек). Как правило, связь между членами данной организации очень хорошо налажена, и в случае экстренного вызова группировка собирается в течение максимально короткого промежутка времени. Возраст участников «фирм» обычно не превышает 25 лет.

Несмотря на то, что «фирмы» стараются держаться отдельно, в последнее время все чаще происходят объединения фанатов. Так, главная фанатская группировка московского «Спартака» - Fratria была создана в 2005 году и включила в себя группы: Flint's crew, UNION, Gladiators и др. Следом по численности идут фанаты ЦСКА (Red-Blue Warriors, «Ярославка», Gallants Steeds), затем «Зенит» («Коалиция», Z-44, Snake City Firm), московское «Динамо» (Blue white dynamite, Patriots, Capitals) и «Локомотив» (Red green vikings, Mad dobermans).

У фанатов есть свои СМИ (они их называют «фанзины» — производное от «fanat» и английского «magazine» — журнал). Фанзины (fanzines) — журналы, посвященные отдельным аспектам популярной культуры, издающиеся на фотокопировальных устройствах или мелких издательствах фанами для фанов и распространяющиеся главным образом альтернативными средствами, а не через основные коммерческие каналы.

Спартаковские фаны издают журналы «Ультра Ньюс», «Гладиатор». ЦСКА — «Русский Фан-вестник». Московское «Динамо» — «Вайлд вест стори» («Летопись дикого Запада»). Печать, оформление, тексты футбольного самиздата достаточно примитивны, содержание часто агрессивно.

Помимо самиздата, сегодня наиболее востребованными в неформальной среде становятся интерактивные СМИ. Общение и обмен мнениями можно осуществлять через в интернете через социальные сети ВКонтакте, Твиттер. Кроме того, существует множество сайтов. Среди сайтов футбольной тематики: http://russian-ultras.com, http://fanstyle.ru/ — общий сайт фанатов. Сайт фанатов «Зенита» http:// www.landscrona.ru/, http://zenitbol.ru/, http://zenitzone.ru/, http://www.ofsite.ru/page/1

Сайты фанатов «Спартака» http://www.redwhite.ru/, http://fratria.ru/, http://fanat1k.ru/, http://www.spartak-fanat.ru/.

Практически, у каждого футбольного клуба существуют официальные сайты с форумами, где также есть возможность высказываться. Отличие официальных интернет ресурсов от неформальных интернет сообществ футбольного тематики — цензура и соблюдение определенного этикета.

Взаимоотношения неформальных объединений со СМИ представляют собой достаточно сложное явление. С одной стороны, официальные СМИ дают мало информации о современных молодежных течениях, часто такая информация носит только негативный характер. С другой стороны, возникают и развиваются альтернативные источники информации, которые представляют собой не только площадки для обмена мнений, но и являются важным организующим звеном неформальных группировок.

 

Тимофеева Т.А, студент СПбГУКиТ

 «Йерф!» — «Разрешите представиться!»

Следуя теории Дарвина, мы говорим: «человек произошел от обезьяны». Мол, у нас только хвост за ненадобностью отпал, а все остальное то же самое.

А вот о тех людях, про которых я вам расскажу, такого сказать нельзя: хвосты у них есть, а сами они вовсе не обезьяны. Скорее, лисы. Или волки. Или кошки. Или другие животные с мехом. Это субкультура под названием «Фурри».

Фурри — объединение людей, так или иначе интересующихся антропоморфными животными. Практически все участники такого сообщества не просто интересуются ими, а придумывают себе персонаж с человеческими чертами и как бы существуют в отдельном мире — мире говорящих животных. В реальном мире тоже появляются, но в костюме своего персонажа — конечно, сделанного с любовью своими руками.

 Антропоморфизм — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Фуррей много, а вот четкой информации о них мало, по крайней мере, о русских. Эту субкультуру почти никто, кроме их самих, не изучал. Мне кажется, здесь есть две причины: во-первых, они появились не так давно, и ещё не очень распространены, а во-вторых, люди, как мне кажется, не оценивают их серьезно как отдельное направление, считают скорее маскарадом, чем слоем общества. Удивительное дело, но даже мои сверстники почти ничего о них не знают! Внешне видели, а разобраться, кто такие, не захотели.

В своём исследовании я немного расскажу о самих фуррях, но по большой части затрону их язык и речь — ведь, как говорил поэт Самюэль Джонсон «язык — это одежда мыслей».

Непонятки начинаются уже с самого названия субкультуры — «фурри». Оно пришло к нам из английского языка, от слова «furry», что переводится как «пушистый, меховой». Правильное произношение — [`fз:ri] — гласит «фёрри», и соответственно, читать и писать нужно через «ё», а не через «у». Но русское сообщество пушистых начинало свою жизнь в Интернете, где существовал только буквенный вариант, и для произношения нужно было заглянуть в словарную транскрипцию, что, конечно, никто не делал. Так и прижилось — «как пишем, так и слышим»: фурри.

Сами по себе поклонники антропоморфного искусства появились одновременно с комиксами и анимацией, где главными героями были антропоморфные животные. Понятие фурри, которое выделило фанатов в единое фурри-сообщество, появилось в начале 1990-х годов в США, благодаря Интернету. Стало возможным найти таких же, как ты, чудаков, перевоплощающихся в лис, тигров, медведей. После этого анимация перестала быть основным объединяющим фактором, так как деятели сообщества начали сами рисовать фуррей и выкладывать своё творчество в сеть, где могли почитать отзывы «собратьев», а тем самым, и познакомиться.

На улице их легко отличить по карнавальным ушам на ободке, больших перчатках, изображающих лапы и, главное, по искусственному хвосту. Так могут их узнать «простые люди». А сами представители этой субкультуры могут «почуять своего» не видя атрибутики, потому что у них есть свой язык. Даже два! Это Фоксиш и Праймел.

Название языка Фоксиш - «Foxish» - образованно от английского «fox» — лиса. Напомню, что как субкультура фуркультура изначально возникла в англоязычных странах, поэтому очень многое будет иметь английские истоки. В частности суффикс «ish» — «English», «Polish», «Finnish». То есть Фоксиш буквально можно перевести как «лисий». Да и создал этот язык лис — точнее, простите, человек, идентифицирующий себя с антропоморфным животным лисом.

Язык лисов и лисиц совсем маленький, как по количеству слов, так и по количеству букв в словах. В общем-то, и смысла в нём мало — я приведу его полностью, и вы поймёте, почему:

 

Слово\звук Русское произношение Значение слова\звука.
Yiff Йифф Невероятно счастливый. Сильно окрашенное эмоциями «Да!». Используется так же как приветствие.
Yip йип Счастливый. Тоже используется как приветствие, но более сдержанное.
Yerf Йерф Положительный. Иногда используется как спокойное приветствие.
Yaff Йяфф Нейтральное «Да».
Yarf Йярф Нейтральное «Нет».
growf Гроуф Недовольный. Сильно окрашенное эмоциями «Нет!».
growlf Гроулф Несчастный.
murph Мурф Удовлетворенный.

 

Приведенные выше слова — это звукоподражание, или, если говорить научным языком, ономатопея лисьей речи. Ономатопея — в лингвистике слово, образованное из звукоподражания. Примеры ономатопеи: ку-ку, тик-так, гав, ой, мяу. Приведенный словарный запас выражает только степень счастья, от полноценного йифф до нулевого гроулф. Однако, среди фуррей Фоксиш считается полноценным языком, поскольку восемь слов вместе с интонационной окраской могут выразить весь спектр человеческих чувств, и в идеале — по их мнению — эмоций должно хватать для общения. Но идеала, как мы знаем, не существует, поэтому Фоксиш стал своеобразным дополнением к нормальному человеческому молодежному языку. Между прочим, Фоксишом пользуются и русские фурри тоже!

Конечно, включение лисьих звуков это не единственная особенность речи пушистых. Фурри часто коверкают привычные нам слова на звериный манер — вместо «перчатки» «фурчатки», вместо «замечательно» «замурррчательно», вместо «привет» «приффет» и так далее. Кроме того, речь представителя такой субкультуры изобилует переделанными понятиями: руки и ноги — лапы, лицо — мордочка, девушки и парни — самки и самцы. А само общество — стая!

Но если всё выше изложенное базируется на общепринятом человеческом языке и является только «фурприправой» в речи, то второй язык — Праймел — самостоятелен. Его создала художница, фотограф и разработчик компьютерных игр Трикстер («Trickster» — её Интернет имя). Она разработала письменный и разговорный язык с его собственным уникальным алфавитом и структурой предложения. Полноценный и самостоятельный он дошёл до нас в двух видах — печатное издание, словарь «Primal. The furry language» и электронная обучаловка языку — несколько страниц на личном сайте автора — trickster.wereanimal.net/primal.

Правда, хотя данный язык функционирует, нам, русским, постигнуть его трудно: автор англоязычный, словарь так же. Базой являются буквы английского языка, каждая имеет новое «праймеловское» написание. Так что русские пушистые этим языком не пользуются, большинство даже не знает о его существовании.

Так же отмечаются пристрастия фурриков к французскому, гавайскому, суахили языкам. Как настоящий толкиенист желает прочитать творения своего кумира в оригинале, так и настоящий фуррь учит языки ради объекта фанатизма. Французский интересен им из-за серии мультфильмов «Looney Tunes: Quick and funnies», гавайский из-за «Lilo & Stitch», суахили из-за «The Lion King».

Как мне кажется, сама субкультура фурри и их отличительные черты — в моём случае, язык и речь — необычна, оригинальна. Но назвать её «стилем жизни» или связать со словом «навсегда», по-моему, все-таки нельзя. Это период жизни, свойство юности принадлежать какому-то направлению. Люди, объединенные одним увлечением, безусловно, могут создать своё сообщество (со своими «повадками» и даже со своим языком!), значит, они не одиноки. Это радует. А изучать их — радует вдвойне!

 

Ткачева Н., студент СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 313; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!