Арт-культуры в современном обществе



Субкультура — это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отличающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, то есть ее доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, одеждой, какими-либо обычаями; различия могут быть очень сильными, но, прежде всего, субкультура не противостоит культуре нации. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее, в отличие от контркультур, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Существует немалое количество различных типов субкультур, которые формируются исходя из национальных, географических, профессиональных и некоторых других особенностей. В отдельную категорию можно выделить группу субкультур молодежных.

Самыми распространенными являются, пожалуй, различные музыкальные и спортивные субкультуры. Ко второй группе можно отнести даже футбольных фанатов или байкеров, в характеристике музыкальных предпочтений тоже сложно ошибиться. Рассмотрим более подробно некоторые особенности арт-субкультур, и в частности — ролевиков и реконструкторов.

Ролевая игра является в какой-то степени одним из видов театрального искусства; ее участники действуют в соответствии с выбранными ими ролями, моделируют определенную ситуацию, воссоздают быт, нравы, речь, события, произошедшие в других мира, выдуманных ими же или описанных кем-то. К примеру, известные многим толкиенисты играют по законам Вселенной, созданной автором «Властелина Колец», живут жизнью эльфов и других несуществующих персонажей, учат свой, особый язык…

Ролевики (или фэнтезийцы) обыгрывают сценарии битв в так называемых «боевках», организовывают собственные конвенты, учатся фехтовать или стрелять из лука — это только один из вариантов игры.

Реконструкторы — те, кто считает себя «повыше рангом» и, по сути, не причисляет себя к ролевикам. Историческая реконструкция - воссоздание материальной и духовной культуры какой-либо исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и других источников. Одной из самых известных реконструкций считается, например, реконструкция Куликовской битвы. Участники не просто стараются подражать выбранным персонажам, они полностью воссоздают доспехи, оружие и одежду, устраивают вполне реалистичные бои, постановочные — для зрителей, или же спортивные — для тренировки. Воссоздают и повседневный быт жителей определенной эпохи какой-либо территории; соответствовать должны и элементы одежды, и рецепты блюд… Со стороны это, возможно, выглядит не столь эффектно, как турнир, но позволяет полноценно окунуться в настроение воссоздаваемого времени.

Кстати, к арт-субкультурам относятся и отаку, они же анимешники — поклонники японской анимации; некоторые из них ограничиваются просмотром аниме, некоторые — подражают персонажам (в этом сходство с принципами организации ролевых игр) либо рисуют и пишут рассказы по любимым произведениям.

В любом случае, для участников данных движений смысл увлечения заключается в самом процессе игры, в погружении на время в альтернативную Вселенную со своими особенностями и законами.

В России распространено мнение о том, что такие неформальные объединения являются «вредными» социальными группами, провоцирующими рост преступности, наркомании и прочее. Человек с атрибутикой какой-либо субкультуры становится объектом повышенного и, увы, редко положительного внимания со стороны окружающих.

Но современные субкультуры в большинстве случаев — это не форма борьбы, как было принято считать раньше, не протест, а «кружок по интересам»; это люди, которые знают, чем хотят заниматься. Они хотят, чтобы их «не трогали и чтобы им разрешили играть в свои игры». В известной степени растущая приверженность молодежи субкультурным течениям и, в частности арт-субкультурам ролевиков и реконструкторов выступает в качестве романтической компенсации рутины повседневной жизни.

Литература

1. Левикова С.И. Динамическая модель молодежной субкультуры. Неформальная молодежная субкультура как модель и элемент ценностно-смыслового расслоения грядущего постиндустриального общества. — М., 2004.

2. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования. 2002, №10.

3. Мамбетова Я. Игровая площадка (о молодежных субкультурах) // Знамя. 2009, № 7. Материалы клуба исторической реконструкции «Берн» за 2004-2007 гг.

 

Cмородина В.А., кандидат филологических наук, доцент СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!