Вступление в молодежные субкультуры



Любой подросток стремится каким-то образом заявить о своей уникальности, неповторимости, личностном своеобразии, в некотором роде противопоставляя себя окружающим. Именно так он пытается утвердить себя — не похожего, особенного.

Иногда этот протест принимает крайние формы и тогда для утверждения своей индивидуальности молодой человек стремится выделиться внешним видом, либо особым способом поведения, например, следованием определенным групповым субкультурам.

Кроме стремления к независимости каждый подросток нуждается в том, чтобы быть понятым, принятым и позитивно оцененным другими людьми. В субкультурной группе молодой человек обретает то, что искал — определенный статус, чувство собственного достоинства, уникальность и одновременно чувство принадлежности.

Невероятная популярность молодежных субкультур, не обходящих стороной даже глухие провинции, объясняется несколькими причинами:

- в переходный период между детством и взрослой жизнью подросткам крайне необходим новый вид социума, который временно соединял бы в себе черты детского и взрослого миров. Таким миром и становится субкультура: от детства в ней остается эмоциональная вовлеченность и противопоставление себя взрослым; от взрослого — независимость и необходимость оценивать себя и свои поступки глазами других сверстников. Именно сообщество равных по возрасту и положению людей делает молодежную субкультуру идеальным местом, где молодой человек учится взаимодействовать с миром, пусть в рамках ограниченного коллектива;

— возможности познать себя и свои устремления, определить границы своих вкусов и пристрастий, отношение к основополагающим вопросам бытия. Зачастую, когда самоидентификация подростка завершается, он покидает субкультуру, естественным образом перерастая жесткие границы поведения, атрибутики, образа мыслей. Встав на устойчивую почку собственного «я», бывший тинэйджер начинает осваивать новые горизонты жизненного пространства — профессиональный, политический,

Много можно спорить о положительных и негативных сторонах вовлечения подростка в то или иное субкультурное движение, однако очевидно, что распространенность этого явления говорит о том, что подобный социальный механизм просто необходим для нормального функционирования общества. Возникновение и смена различных субкультур как социальное явление неизбежны. И так же вечны те психологические причины, которые подталкивают молодых людей к тому, чтобы разделить ценности того или иного движения.

 

Касьянова О.Н, магистрант, СПГУВК,

Пантелеева Н.В., студент СПГУВК

«Но мы-то…» Субкультура стиляг

 

До конца 2008 г. слово «стиляги» не вызывало никаких ассоциаций у молодежи современной России. После выхода в прокат фильма Валерия Тодоровского с одноименным названием в стране началась откровенная «стилягомания» — девушки формировали свой образ по примеру героинь фильма, стали проводиться тематические вечеринки, дресс-код на которых обозначался как «60-е», на улице можно было встретить представителей молодежи, одетых как стиляги из кинофильма В.Тодоровского.

Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х — 1950-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Одной из главных причин появления «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после нее. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. Кроме того, вернувшиеся из Европы, победители привезли с собой трофейную одежду, обувь, украшения и модные журналы. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами. В СССР показывались трофейные фильмы, и несоответствие реальности и красочного кино — мира вызывало у молодых людей состояние дискомфорта .

Для молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет.

В фильме В.Тодоровского, важен ответ главного героя на слова друга, вернувшегося из Америки: — «Стиляг там нет! — Но мы-то есть!». Молодежь, представители которой и стали позднее стилягами, на уровне формирования собственного мировосприятия нуждалась в появлении игрового модного поля. А поскольку оно не появлялось в ходе эволюционного развития моды в стране, его представлялось возможным лишь создать самим. 

Установить, когда возник термин «стиляги» невозможно, однако, существует мнение, что он пришел из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — «стиляга».

В первые годы существования данного феномена, облик стиляги был, скорее, карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях». Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились знаменитые брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на микроскопический узел, зонтик — тросточка.

Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты». В качестве обуви в среде стиляг приветствовались ботинки на высокой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском    стиле». Таким образом, образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности.
    Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). Особым шиком считались узкие юбки, обтягивающие бёдра. Советский стиляга был образцом аляповатости и определенной несуразности в одежде.

Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг: С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку. В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах.

Как было отмечено ранее среди танцев в конце 1940-х был актуален буги-вуги. В России стиляги изобретали собственные вариации на тему модного танца.

Своим существованием стиляги демонстрировали неподконтрольность повседневной жизни, невозможность исключения полистилизма существования человека в советском пространстве.

В пуританской хрущевско-брежневской стране нужно было обладать немалой смелостью, чтобы выглядеть и вести себя как стиляга. Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры в журнале «крокодил», статьи в прессе высмеивали стиляг, их называли «плесенью» на теле советского общества, их показывали как потенциальных врагов Советской Власти.

 Желание общества «переделать» (а по-существу, сломать) нонконформистов, выливалось в бесчисленные обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если это не помогало, то непокорных могли исключить из рядов ВЛКСМ и отчислить из вуза.

На стиляг устраивали охоту дружинники, а в провинциальных городах расправа со стильно одетыми молодыми людьми и иногда выходила за рамки цивилизованной «борьбы с недостатками». Их задерживали, стригли под под полубокс, а узкие штаны распарывали.

Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения западной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.

В фильме В. Тодоровского герои фильма представлены как циничные, жестокие молодые люди, дистанцирующие себя от общества.

Следует обратить внимание на то, что к стилягам относилась главным образом «золотая» и частично рабочая молодежь крупных городов , (Москвы , Ленинграда, Баку), где у стиляг были свои «бродвеи» для «хиляния».

В небольших городах, особенно в деревне образ стиляги был коррелирован с образом хулигана.

В начале 1960-х, прессинг в отношении стиляг прекратился. Это было обусловлено рядом причин: легализацией запретных ранее вещей вроде джаза, естественным взрослением поколения стиляг, появлением новых, более массовых молодежных течений:»битломании» и хиппи ; изменением позиций власти по отношению к феномену моды. Кконцу 70-х годов субкультура стиляг исчезла.

Стиляги были ограничены географически и социально: они перенимали не ценности и идеологию западного общества, а образ жизни. Как только в стране произошло закономерное повышение интереса к моде, стиляги перестали быть востребованы обществом. Я рассматриваю стиляг как позитивное образование в обществе.

Не все ограничивалось лишь эксцентричностью поведения и нарушением норм общепринятой морали, интересами вокруг секса, «тусовок», музыки и наркотиков. Молодежные культуры — не всегда контркультуры, иногда это простое желание что-то изменить в повседневной жизни.

        

Литература

1. Лунева И.В, «Стиляги — субкультура или течение?». //Советская культура: эволюция идей и ценностей: Материалы научной конференции.-СПб., 2010 с. 40-42

2. Микова О.С, «Мы втихушку все равно подглядывали за ними…»(отношение к стилягам в провинции).// Советская культура: эволюция идей и ценностей: Материалы научной конференции.-СПб.,2010 с. 48-49

 

Колчин Д.Д., магистрант СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!