Брейк-данс как молодежная субкультура



В рамках молодежной культуры существуют неформальные молодежные движения или объединения. Условия жизни в больших городах создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, в рамках которых формируется коллективное сознание, общие представления о социально-культурных ценностях, коллективная ответственность. Одной из таких молодёжных субкультур является хип-хоп культура. 

Хип-хоп возник в конце 70-х гг. в США, в черных (афро-американских) городских кварталах. Понятия «хип-хоп» и «рэп» часто смешивают, хотя первое относится к музыке и культуре в целом, а второе обозначает вокальный речитатив. Изобретателями хип-хопа были черные диск-жокеи (ди-джеи), уставшие от навязчивости и однообразности диско-продукции.

 Построенное на основе афро-американской музыки, диско существенно обеднило важную ритмическую составляющую. Движимые желанием проигрывать музыку ритмически более интересную, нежели монотонные диско-макси-синглы, ди-джеи начали экспериментировать с пластинками, проигрывая их на свой лад. Одним из первых экспериментаторов был выходец с Ямайки Кул Ди-Джей Херк (Cool DJ Herc), живший в Нью-Йорке. Следует отметить, что в 60-х гг. на Ямайке возник особый способ воспроизведения музыки: множество самостоятельных ди-джеев со своей аппаратурой («звуковыми системами» — sound systems) проигрывали музыку на улицах городов и селений. Они оказали влияние на хип-хоп и современную электронную музыку. Их технические изобретения и исполнительские приемы в 80-х гг. вошли в арсенал американских хип-хопперов.  Хип-хоп стал музыкой, наиболее полно и воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры.  

 За прошедшие десятилетия сформировалась мода, коренным образом отличающаяся от моды белого населения. Для нее характерны свой жаргон, манера произношения, танцевальные стили, графическое искусство — «граффити» (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными баллончиками или специальными маркерами с краской), кино, сюжетно берущее темы из негритянской среды (« Парикмахерская », « Не грози Южному Централу, попивая сок у себя в квартале» , «Пятница», «8 миля»). Рэперы все чаще начинают становиться киноактёрами. Таким образом, провести чёткую границу между собственно хип-хопом и негритянской субкультурой становится сложно. Хип-хоп стал основным средством самовыражения черных американцев.
  Приверженцы хип-хопа предпочитают носить свободную одежду спортивного стиля, кроссовки, бейсболки с прямыми козырьками, футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, лыжные шапки, надвинутые на брови, мешковатые штаны («трубы»), приспущенные широкие шорты. У рэпперов пользуются популярностью массивные украшения (цепи, медальоны и пр.). Причёски короткие, хотя популярны короткие африканские косички.

В рамках хип-хопа развивается множество направлений, среди них пять основных: к музыкальному направлению относятся рэп, DJ'инг, битбокс; к изобразительному направлению — граффити; к танцевальному — брейк-данс.

Принято считать, что брейк-данс зародился в США в конце 60-х годов в эпоху расцвета электронной музыки, отражавшей дух городской технократичной культуры. Уже тогда были люди, которые своеобразно двигались под музыку и вращались на земле, называя свой танец «good foot». Термины «breakdance» и «b-boy» («break-boy») впервые ввёл Кул Херк из Южного Бронкса, которому пришла в голову идея объединить не связанные между собой американский джаз, бразильскую борьбу капоэйру, корейское кунг-фу, акробатику и твист.

В 70-80-е гг. брейк-данс становится одной из составных частей хип-хоп-культуры обитателей чёрных гетто американских мегаполисов. Его популяризатором был легендарный Afrika Bambaata, основатель известной в те времена тусовки Zulu Nation. Именно он предложил нью-йоркским гопникам бить друг друга не битами, а танцами на куске картона. Спонтанно в Южном Бронске возникали всё новые и новые брейк-команды (Rock Steady Crew, Bronx Boys, Bronx River Organization), снимались фильмы («Warriors», «Beat Street»).

В начале 80-х годов о брейк-дансе узнали в Европе, где постепенно он получил не менее широкое распространение, чем в США. В европейских странах брейку учили по телевидению, подробно рассказывая о том, как правильно выполнять тот или иной элемент. В некоторых продвинутых школах уроками брейк-данса заменяли уроки физической культуры.

К концу 80-х гг. брейк-данс становится самостоятельным видом искусства. Именно искусства, а не спорта, поскольку даже на престижных международных состязаниях по брейк-дансу судьи в первую очередь обращают внимание не на техничность исполнения трюков и элементов, а на чувство ритма танцора и его самовыражение в танце.

В настоящее время брейк-данс широко распространён в США, на Востоке (Корея, Япония), в меньшей степени в Европе. Однако, именно в Германии более 10-ти лет проводится крупнейший международный чемпионат планеты по брейк-дансу «The Battle of the Year» («Битва года). Этот чемпионат точно передаёт дух брейк-данса - the battle («сражение»). На сегодняшний день лучшими в мире командами по брейк-дансу являются «Havikoro» (США), «Visual Shock» (Южная Корея), «Rockin'Attack» (Германия), «Team Ohh» (Япония) и «Wanted» (Франция).

В начале 80-х гг. началось развитие брейк-данса в России. В этот период среди молодежи крупных городов приобрел популярность термин трэйд. В переводе с английского это понятие означало обмен или торговля. Возникновение понятия было обусловлено тем, что в крупные исторические города России приезжали иностранные туристы, которым было интересно общаться на улицах с местными жителями, для того, чтобы составить объективное представление о стране советов. Трейдерами называли людей, приобретающих у иностранных туристов валюту, вещи. Чиновники, должностные лица органов охраны правопорядка называли трейдеров спекулянтами, валютчиками, лицами, продающими страну за тряпки и иностранную валюту.

На обыденном языке трейдеров в Москве называли утюгами, а вЛенинграде мажерами. Частью молодежи они воспринимались как смелые люди, идущие против системы, которые одевались в самые стильные и модные прикиды (одежду), хорошо знали иностранный язык, свободно общались на любые темы с иностранцами. Именно через них поступала в молодежную среду неотредактированная КГБ информация о новых течениях и событиях в мировой культуре. 

В Россию брейк-данс проник в начале 80-х гг, причем развитие получил преимущественно «верхний брейк». С начала 90-х гг. становится популярным «нижний брейк». Признанными российскими брейк-командами считаются «Da Boogie Crew» (лидер России 1999 г.) и «Top Nine» (чемпион России 2001 г.), которые вошли в пятёрку лидеров на германском «The Battle of the Year».

К началу XXI в. субкультурный бум в нашей стране угас, но это не означает, что неформальные молодежные объединения исчезли. В современной России продолжают развиваться старые формы молодежных субкультур и даже возникают новые. Брейк-данс занял прочную нишу среди молодёжных субкультур.

    Литература

1.Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология: программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.

2. Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. ХХ век: Энциклопедия, СПб, 1998, Т.2.

3. Керви А. Молодежные субкультуры США и Великобритании с конца 40-х по наши дни. М.: Наука, 2005.

4. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

5. Матвеев Г. История Брейк данса, М., «Хип-хоп инфо №5», 1998.

6. Меньшиков А. История развития хип-хопа №1, М., «Хип-хоп инфо №6», 1999.

7. Ямпольский М. Россия: культура и субкультура // Общественные науки и современность. 1993. №3.

 

Казачкова Л.В., студентка, СПБГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 1059; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!