История развития футбольного движения



Известно, что беспорядки на футбольных площадках появились давно. Так, например, у китайского народа была известна игра, под названием — «цуцзю» («толкать ногой»), которая входила в обязательную программу физической подготовки солдат. Первые упоминания о игре цуцзю относятся к II веку до нашей эры. В 2004 году ФИФА (или, перевод на русский язык с оригинального французского языка — «международная федерация футбола») признала, что данный китайский вариант игры в футбол является самым древним. Состязания были массовыми — солдаты делились на 2 команды, и пытались занести мяч в ворота.

На других же территориях, многие различные соревнования, напоминающие современный футбол, зачастую начинались прямо на рыночных площадках. В таких состязаниях, также было две команды, но уже с неограниченным числом игроков, которые пытались забросить мяч в ворота команды соперников, причём «ворота», как правило, представляли собой какое-нибудь заранее оговоренное место неподалёку от центра города. Победителем становился счастливчик, которому удавалось «внести» мяч в ворота.

Подобные игры зачастую приводили к столкновениям между собой, как участников игры, так и зрителей. Так, в 1365 году Эдуард III, король Англии, вынужден был запретить игру под названием «футбол», поскольку она влекла за собой вспышки насилия. Позже, несколько раз, футбол в Британии переходил из статуса «запрещённого вида спорта», в статус «разрешённого».

В XIX в. в Британии были созданы первые профессиональные футбольные клубы. В 1855 году был образован старейший в мире футбольный клуб — «Шеффилд», а в 1862 году был образован второй старейший в мире футбольный клуб — «Ноттс Каунти».

Были организованы первые соревнования для профессиональных команд. Так, в сезоне 1871–1872 прошёл первый розыгрыш Кубка Англии (сокращённо — «FA Cup»), в котором приняло участие 14 клубов.

Увеличению количества болельщиков способствовало решение, принятое английскими торговыми предприятиями — сделать один укороченный день в неделю (среду). В результате, у рабочих появляется больше свободного времени, и это приводит к тому, что на трибунах футбольных стадионов можно было наблюдать больше количество болельщиков.

Постепенно, за футбольными клубами начала тянутся полоса околофутбольного насилия. В качестве примера можно привести английский клуб «Тоттенхэм Хотспур». Клуб был основан в 1882 году, и с самого начала играл достаточно успешно. У него появлялось все больше и больше зрителей, между которыми стали происходить первые драки. Зачастую, в таких драках принимали участие, как зрители, так и футболисты клуба. Кроме этого, болельщики Тоттенхэма часто приходили на игры в нетрезвом состоянии, и если их команда проигрывала, то они могли, для начала, закидать поклонников команды соперников — овощами, а затем могли перейти к более активным действиям.

Одним из толчков к появлению хулиганства в Англии стали телетрансляции матчей Чемпионата мира 1962 г. из Чили. Впервые английские фанаты могли видеть, как другие болельщики поддерживают свои команды. Вскоре после Чемпионата мира фанаты в Англии стали создавать свои группировки, которые собирались в дни матча в опредёленных секторах стадиона (как правило, за воротами из-за дешевизны билетов). Эти группы считали тот или иной сектор своим.

Событием, которое повлияло на развитие футбольного фанатизма, стала отмена в 1963 г. обязательной службы в армии. Молодые британцы получили свободу, о которой раньше могли только мечтать. Свободное время было отдано футболу, который в Англии всегда был самым любимым зрелищем. Началось активное развитие авиа и железнодорожного сообщения, как на территории Британии, так и за её пределами. Футбол становиться одной из центральных тем многих СМИ, особенно на телевидении, когда начался показ футбольных матчей в прямом эфире с цветным качеством изображения.

Именно в этот период увеличилось количество футбольных хулиганов. В этом же году футбольный клуб «Эвертон» первым установил железные ограждения за воротами. В 1965 г. в газете «Таймс» появилась статья, в которой было высказано положение о том, что английским клубам следовало бы воздержаться от участия в европейских турнирах до тех пор, пока болельщики не научатся себя вести.

Рождение футбольного фанатизма большинство исследователей связывают с 1967 годом. В это время, около стадиона клуба Вест Хэм, после матча произошёл массовый погром, учинённый фанатами «Манчестер Юнайтед». Эта драка между фанатами стала самой крупной, за всю предшествующую историю.

В начале 1970-х годов начинает появляется первая фанатская мода. Как правило, её черты были переняты от субкультуры скинхедов: одежда от «Ben Sherman», джинсы «Levis» и ботинки «Dr Martens». Кроме того, у футбольных фанатов появляется стремление одеваться в цвета своей команды. Это обусловило появление магазинов и других торговых заведений, где можно было приобрести атрибутику с символикой команды.

Уже в конце 1980-х гг. фанаты старались одеваться в стильную, дорогую одежду с атрибутикой, что позволяло окружающим определить, какой клуб поддерживает тот или иной человек. Болельщики лондонского «Челси», например, отличались белыми кроссовками. Для полиции это изменение стало настоящей головной болью — фанатов и просто болельщиков клуба теперь было трудно различить. Органы правопорядка уже не могли отследить группы хулиганов, проникающих в город, что создавало лишние проблемы.

Фанатское движение в СССР зарождается в середине 1970-х гг. ХХ в. Основателями фанатского движения в СССР стали спартаковские болельщики. Начиная с середины 70-х годов, появилась их атрибутика, болельщики стали собираться вместе на определённом секторе, скандировать речёвки и т.д.

Чуть позже, в 1976 г. к спартаковскому фан-движению, начинают подтягиваться болельщики ЦСКА. В это время наметилось противостояние между поклонниками этих команд, которое в наше время стало определяющим для российского фанатизма.

Следующий бум на футбольный фанатизм произошел в 1977 году, когда «Спартак», вылетел из 1-ой во 2-ю лигу. Несмотря на это, клуб обрёл огромное количество болельщиков. Были основаны первые фанатские бригады.

Новой вехой развития футбольного фанатизма в СССР стал 1981-й год. ЦСКА обрел былую популярность, что позволило расшириться фанатскому движению этого клуба, и как следствие, эффективно противостоять болельщикам «Спартака». На спартаковских фанатов, активно поддерживающих свою команду в других городах, стали обращать внимание не только сотрудники милиции, но и местные болельщики, прежде всего в Киеве - втором центре футбола СССР. А весной 1981 года был организован первый Клуб болельщиков “Спартака” под эгидой ЦК ВЛКСМ. Но он оказался кратковременным предприятием, действовал только несколько недель, в течение которых “Спартак” сыграл пять своих матчей. В это же время, начинается создание фанатских групп других московских командах.

12 декабря 1987 года появился второй клуб — болельщиков «Спартака». Это начинание было более продуманным, его члены занимались организацией выездов болельщиков, приобретением для них билетов, составлением программок; клуб даже стал собирать деньги на строительство стадиона. Этот клуб существовал до 1990 г., последним его мероприятием был выезд «красно-белых» в Неаполь.

Следующим важным моментом в жизни футбольных фанатов С.С.С.Р., был конец 1980-х гг. В 1986 году появилась идея создать единый клуб болельщиков для разных команд, высказанная одним из авторитетных спартаковских фанатов этого времени, по прозвищу «Рифат». Подразумевалось, что в этот клуб смогут войти и представители других молодежных течений (металлисты, рокеры и т.д.). К сожалению, эта инициатива не была реализована. Клуб так и не возник. Однако это оказало положительное влияние футбольных фанатов, так как, в течение нескольких лет, когда идея создания единого клуба болельщиков считалась реальной, массовых столкновений между болельщиками команд не наблюдалось. Если и возникали мелкие драки, то только на трибунах, когда футбольные страсти били через край.

После того как стало ясно, что единый клуб болельщиков создать не удастся, конфликты между фанатми различных команд возникли вновь. Так, началось противостояние фанатов «Спартака» и киевского «Динамо». Это было вызвано тем, что в последних чемпионатах С.С.С.Р. по футболу именно киевские динамовцы являлись главным соперником спартаковской команды.

Важно отметить, что сама субкультура футбольных фанатов оказала своё влияние на развитие многих других субкультур. Помимо скинхедов, это были такие субкультуры как: киноманы, панки и др. Такое влияние было вызвано тем, что в основе многих субкультур лежит принцип конфликта с представителями других субкультур, с органами правопорядка или с культурой конкретного общества.

В настоящее время все мы являемся свидетелями футбольного фанатизма. Так, например, многие жители города Санкт-Петербург являются болельщиками или фанатами команды «Зенит». Болельщики поддерживают свою команду разными способами (сленг, речёвки, одежда с символикой и др.). Фанаты же посещают, как домашние матчи команды, так и совершают выезды в другие города России и мира. Несмотря на мороз или другое погодное явление, жители города Санкт-Петербург остаются верными последователями своей любимой команды — «Зенит».

Литература

1.Ланфранши П., Айзенберг К., Мейсон Т., Валь А. ФИФА 100 лет. Век футбола. — М.: Махаон, 2006.

2.Шмитько С.Н. Футбол. Полная иллюстрированная энциклопедия мирового футбола (перевод с английского). — М.: РОСМЭН, 2000.

 

Лукашина М., магистрант СПГУВК 

Битники и хипстеры

В 1817 г. А.Сен-Симон в «Письме Американцу» прокричал: «Народу мало любить свободу, чтобы быть свободным, — ему прежде всего необходимо познание свободы. Старые идеи одряхлели и не могут помолодеть, нам нужны новые!» [1].

На протяжении полутора веков для каждого обывателя Старого Света существовала своя Великая Американская Утопия, в самых радужных снах являвшаяся сказочной страной неограниченных возможностей. Великая Американская Мечта будоражила фантазию американцев. Прошло полтора столетия, прежде чем старые идеи одряхлели до такой степени, что новые не могли не появиться. Великая Утопия перестала привлекать европейцев, а Великая Мечта трансформировалась до неузнаваемости, превратившись для многих в страшный сон.

 «Нужно, чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к чему... Передо мной встает грандиозное видение рюкзачной революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев путешествуют с рюкзаками за спиной, взбираются в горы, пишут стихи, которые приходят им в голову, потому, что они добры и, совершая странные поступки, они поддерживают ощущение вечной свободы у каждого, у всех живых существ...» [2]. Эти слова Джека Керуака стали лейтмотивом, гимном, руководством к действию для многих юношей и девушек.

Джек Керуак был первым писателем, сформулировавшим и провозгласившим идеи, которые были взяты на вооружение самым революционным поколением Америки ХХ столетия, «разбитым поколением», битниками.

Битничество возникло в средине 40-х гг., когда состоялась встреча молодых литераторов Джек Керуака, Уильям Берроуза и Аллен Гинзберга. В течение нескольких последующих лет шел процесс духовного освобождения, они экспериментировали с такими понятиями как «дружба», «чувство общности», «новое видение», «новое сознание». В 50-е гг. их идеи вызвали общественный резонанс, чему способствовало и освобождение слова от цензуры в 1950-55 гг. В 1955-62 гг. их творчество становится известным читателям (3). 

В статье «Происхождение разбитого поколения» Джек Керуак рассказывал: «…Как и для моего деда, моя настоящая Америка заключалась в ощущении дикой самоуверенной индивидуальности. Но к концу Второй Мировой войны, с гибелью стольких клевых парней (думаю, где-то с полдюжины только в моем собственном окружении) это чувство стало исчезать…Однако чуть позже совершенно неожиданно оно всплыло вновь снова — появились хипстеры, фланирующие по улицам, потрясая благопристойных граждан, которые с сокрушенным видом качали головой и вопили вслед: “Эй ты, псих!!!” Впервые я увидел хипстеров, слоняющихся вокруг Таймс Сквер, в 1944 году, и, честно говоря, в особый восторг они меня тогда не привели. Один из них, Хянчке из Чикаго, подошел ко мне и сказал: “Чувак, я разбитый”…Это был новый язык, слово, отражающее массу вещей» [3]. Родиной «поколения разбитых» стала Калифорния.

В 1953 г. начинающий поэт Лоуренс Ферлингетти начал издавать небольшой журнальчик под названием «City Lights» (по одноименному фильму Чарли Чаплина), а через два года на Коламбус, центральной улице Сан-Франциско при издательстве был открыт одноименный книжный магазин, где и стали продаваться первые книги битников, самые знаменитые из которых — сборник прозаических фрагментов, эссе, новелл и медитаций Джека Керуака «На дороге» (1957) и поэма Аллена Гинзберга «Вопль» (1955), своеобразный манифест движения, запрещенный вскоре к продаже.

Название романа Керуака безусловно имеет символическое значение — «На дороге». Дорога — это бесконечный и бессмысленный побег от благополучия буржуазного быта, от пуританства и ханжества «общественной морали», от традиций цивилизации потребления, побег куда угодно, только не назад, побег в никуда.

C самого начала битничество оформилось не столько как литературное или художественное течение, а как довольно агрессивно настроенная идеологическая группировка, питавшая известные — только входившие снова в моду — симпатии к марксизму, русскому анархизму, русской Октябрьской революции и троцкизму одновременно. Если к этому прибавить протест против американской внешней политики, американского «общественного мнения» и «общественной морали», а также против американского образа жизни, то можно представить, как заманчиво выглядела эта идеологическая мешанина в глазах интеллектуальной молодежи. Объясняя массовый успех битников, Джон Чиарди в статье «Эпитафия разбитым» писал, что молодежь бунтует против американского самодовольства, так как ее не прельщает стандартный образ жизни: каждый день вставать в половине седьмого, в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой и смотреть купленный в рассрочку телевизор.

 Молодого человека 50-х прельстил бунт. Конформизм послевоенной Америки, обострившиеся классовые противоречия, экономический прессинг, привели к тому, что битники «сами взяли себя за шиворот и выкинули из общества». Их «пафос отрицания» достиг грандиозных масшабов: «Долой вашу власть, долой вашу религию, долой вашу любовь!». Сексуальный бунт стал самой радикальной формой протеста против «общественной морали», «нетрадиционная» сексуальная ориентация становилась модной в кругах интеллектуалов. Не случаен был и выбор культовых фигур битников: Уолт Уитмен, Томас Вулф, Генри Миллер.

Герой Керуака говорит: «Я люблю сумасшедших, таких, которые бешено хотят жить, бешено хотят говорить, бешено хотят спастись, котрые хотят иметь всё сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а всегда горят, горят, горят». Ален В своих воспоминаниях А.Гинзберг отмечал, что поиск открытого, исследование его границ шел разным путем: буддизм, практика медитации, психоделики, открытые формы стиха, эксперименты с морфием и марихуаной.

Романтика Керуака была с восторгом принята первыми хиппи, которые действительно прошли по дорогам с рюкзаками за спиной, написали килограммы стихов, принесли в мир много разной любви, совершали массу странных и неожиданных поступков.

Все традиционные атрибуты хиппи — длинные волосы, бороды, два пальца вверх — уже были у поколения битников: только те еще не сбивались в коммуны и еще не слушали стадионный рок. Наркотики в их среде не возбранялись, но и не слишком воспевались, хотя все любимые музыканты битников крепко сидели на них.

По многочисленным источникам, можно составить следующий образ. Битники — это неформалы, которые делают то, что им нравится, ищут настоящую жизнь, бросая все, убегая от реальности. У битников был свой сленг — собственно, весь последующий сленг просто заимствовался у битников и, так или иначе, обогащался. В частности, именно битники ответственны за вездесущее слово «cool»: оно было джазовым словом, но распространение получило именно через битнические круги. Битники позаимствовали из джаза еще несколько понятий, таких как cat, то есть «чувак», dig, то есть «врубаться», и многие еще. Существует даже целый словарь битников с заданиями тем, кто с ним ознакомился, перевести на битнический язык общеупотребительные фразы, причем так, чтобы из предложения с пятнадцатью словами сделать предложение в четыре.

Одним из основных атрибутов битника считался чёрный свитер (обязательно с высоким горлом на манер «водолазки») и берет, допускались также белые майки без рисунка. Не редкостью было ношение двух барабанов бонго — в качестве символа культуры чернокожего населения. Определенной прически битник не имел, но волосы были преимущественно длинные (примерно до плеч и почти всегда прямые), в одежде преобладал чёрный цвет. Зачастую битник носил тёмные непроницаемые очки. Помимо чёрного цвета для обоих полов характерной была одежда в полоску и сутаны с капюшоном. Для мужчин одним из атрибутов также была «козлиная бородка». Самой распространенной обувью были обычные кожаные сапоги. В статье «История Бит-движения» Кристал Хильнер отмечал, что стиль битников был заимствован и вдохновлен манерой одежды известного джазового музыканта Диззи Гиллеспи, также одевавшегося в черные штаны, свитера с горлом и носившего непроницаемые очки [4]. Примечательно, что выработанный битниками стиль оказал большое влияние на формирования гардероба готов.

Этот стиль оказался актуален в 2008 г. Американский дизайнер Марк Джейкобс (бренд «Marc Jacobs») представил осеннюю коллекцию одежды, вдохновленную модой 50-х и 60-х. До Джейкобса популяризированием образа битников занимался не менее известный французский модельер Ив Сен-Лоран (бренд «Yves Saint Laurent»).

Поскольку изначально движение битников возникло среди людей образованных, у него были свои общекультурные иконы. Одним из своих «героев» они называли Артюра Рембо. Битники утверждали, что Рембо «сгорел»: и эта идеология была предтечей знаменитой фразы Курта Кобейна «Лучше сгореть сразу, чем долго чадить» и прочих ей подобных фраз, предтечей знаменитого рок-н-ролльного live fast die young и других романтических штампов.

Битники заложили основы современного уличного языка: без них было бы трудно выразить массу нюансов уличной жизни. Своим именем хиппи обязаны именно битникам. Битническая философия называлась емким словом hip. Если ты был битником, ты должен был думать hip, поступать hip, видеть мир hip. Человек, носящий hip-философию, получал имя hipster.

Битники были и в России, хотя, по замечанию А.Рыбкина, они не были битниками в традиционном значении этого слова. Это было что-то среднее между классическим типом битника и ранним панком. Они имели свою атрибутику свои обряды и обычаи. Все действия, как бытовые, так и ритуальные, отличались замечательной простотой и динамикой. При встрече битники сжимали пальцы таким образом, что кисть руки превращалась в подобие крючка, и они зацеплялись этими крючками друг за друга. При этом издавался горловой звук ыаррггххррр — вот и все приветствие — коротко и ясно. Для особенно торжественных случаев была разработана «поза битника» — ноги чуть согнуты в коленях, корпус наклонен вперед чуть прогнувшись в спине, прямые руки отведены назад и вверх пальцы рук (желательно и ног) сжаты в кулаки, глаза сверкают - поза демонстрирует мощь и решительность [4].

Следует подчеркнуть, что у Д. Керуака речь идет о «разбитом» послевоенном поколении, травмированном войной, изменившей их сознание. Восстанавливающееся послевоенное общество стремилось забыть о войне, сделать жизнь комфортной, «правильной». Молодежь уже не могла вернуться к прежним стандартам и образцам поведения. Этим объясняется ее потерянность и нонконформизм. 

Битники в России появились позже американских и в другой ситуации. Битничество проявилось скорее поверхностно, вобрав в себя от американского движения атрибутику и дух свободы. Радикальных форм оно в России не приобрело, так как настоящий бунт рождается из настоящих, а не вымышленных, потрясений. Российской молодежи ближе оказались романтичные хиппи с любовью ко всему человечеству, миру, с их стремлением уйти в другую реальность посредством художественного самовыражения: живописи, музыки.

    Литература

1. Утопический социализм: Хрестоматия /Под общ.ред. Володина А.И.

2. Керуак Д. Бродяги Дхармы //Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова.URL: http:// INPROZ /KERUAK /dharma. txt

3. Керуак.Д. Разбитое поколение //сhebakka.com: Веб журнал о философии и искусстве постмодернизма. URL: http://www. сhebakka.com/brains/beat/

4. Christal Hillner Histori of the Beat movement // helium com where knowledgу rules URL: http://www. helium com/items/848765-history-of-the-beat-movement

5. Рыбин А.В. «Кино» с намого начала и до конца (часть1)// Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова.URL: http://CULTURE/ MUSIC/ RUBIN /kino. tхt

 

Мамедов Э.М., студент СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 260; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!