Молодежные группировки исповедующие «культ мускулов»



 Возникновение в 90-х годах в Российском обществе стихийной, деструктивной для развития молодежи, опасной по своим последствиям социальной ситуации; появление новой системы требований общества к личности, размывание и девальвация системы традиционных ценностей, сложившегося механизма социализации поколений и, как следствие, разрыв связей, преемственности между ними; усиление бездуховности, падение образовательного и культурного уровня подрастающего поколения; переоценка роли образования и явное снижение роли воспитания в его развитии, возникшее вследствие ошибочной линии идеологов «реформы»; вестернизация важнейших сфер жизни российского общества, внедрение чуждых ему духовных ценностей с целью вытеснения, и забвения отечественной культуры, истории, традиций, привели к созданию четырех основных классов социальных явлений - это спортивный культуризм, рэкет, обыкновенная шпана и, наконец, подростковые группы, использующие атрибутику люберов.

 1. Спортивный культуризм.

 В ходе перестройки произошла «легализация» культуризма, который перестал быть запрещенным видом деятельности и сделался чисто спортивным явлением. Наличие хорошей спортивной базы и почти двадцатилетняя традиция естественным образом привели к тому, что Люберцы стали ведущим в стране центром данного вида спорта.

С начала 1998 года в Люберцах устраиваются городские, общегородские, а затем и общесоюзные соревнования по культуризму, в которых могут участвовать все желающие. Определенная часть подростков, молодежи и взрослых занимаются данным видом спорта просто из любви к нему, не преследуя никаких целей. В частности, культуризмом продолжают заниматься люберецкие «старики», однако для молодых, уже не стоит задача физического самосовершенствования, спортом занимаются только тогда, когда это необходимо ради какой-то цели (спорт не цель, а средство).

Нередки случаи, когда для наращивания мышц прибегают к гормональным препаратам, что позволяет тренироваться не в полную силу. Традиция спортивного культуризма имеет тесную связь с рэкетом.

 Для тех, кто ушел в рэкет или собирается туда уйти, занятие культуризмом есть обыкновенная оплачиваемая работа. Среди культуристов есть и действительно авторитетные молодые люди, чьи имена известны далеко за пределами Люберец. Авторитет они завоевали тем, что добросовестно занимаются культуризмом и не занимаются «мелочевкой» (мелкой преступностью). Помогают молодым «встать на ноги», открывать подвалы, делятся с ними своим опытом.

2. Рэкет.

Этим термином названы организации взрослых рэкетиров-профессионалов. В эту сферу ушли многие люберецкие «старики». Они добросовестно занимаются культуризмом и никогда не называют себя люберами, считая это движение «детской игрой». Внешне ведут себя очень спокойно, ни в какие уличные драки не ввязываются и не занимаются «мелочевкой». Рэкет для них — это серьезная работа и они ведут себя соответственно этому. Основной метод их работы заключается не в применении силы, а в угрозе ее применения, благодаря чему само применение силы осуществляется относительно редко. Чем серьезнее рэкетир, тем реже он лично принимает участие в конкретных преступных акциях. Многие кооперативы сами нанимают рэкетиров для осуществления охраны. Интересно, что для люберецкого населения род занятий рэкетиров не является секретом и не вызывает осуждения. Отношение к ним скорее уважительное: «человек серьезный и умеет устраиваться в жизни».

3. «Обыкновенная» шпана.

Упадок движения люберов не означал исчезновения в Люберцах агрессивной подростковой субкультуры. Выйдя из обычной шпаны начала 70-х годов, пережив идеологический «взлет» и проследовавшее за ним крушение идеалов, люберецкая подростковая субкультура к концу 80-х годов вновь вернулась в свое исходное состояние. Нынешняя люберецкая подростковая субкультура не имеет ни своей специфичной идеологии, ни специфичной формы организации (какой отличаются, к примеру, казанские «конторы»). От прежних времен сохранилось, пожалуй, лишь чувство люберецкого единства, которое заключается в том, что внутри города агрессивные подростковые компании серьезно не конфликтуют.

 Основное занятие этих групп поездки в Москву с целью развлечься и побить «длинноволосых». Бьют обычно очень жестко. Нередко помимо «длинноволосых» жертвами ненависти становятся ни в чем не повинные прохожие, на которых отрабатываются приемы.

Групповые поездки в Москву нередко принимают чисто мародерский характер: бить тех, кто слабее, грабить тех, кто слабее (вплоть до пьяных), заманивать девушек с целью их изнасилования и грабежа (изнасилования нередко происходят в подвалах, предназначенных для занятий культуризмом). Иногда доходит до цинизма: в Москву едут, когда нужен подарок на день рожденья другу, девушке, родителям: разденут хорошо одетого человека, снимут с кого-нибудь золотые сережки - вот и подарок. Лишь немногие из этих подростков серьезно занимаются спортом. В драках верх берут преимущественно численностью. По сравнению со шпаной 60-х годов, современная люберецкая шпана стала, по-видимому, более «гедонистической», то есть агрессия с целью наживы преобладает у нее над неутилитарной и немотивированной агрессией, характерной для «классической шпаны».

4. Группы, использующие атрибутику люберов.

 Традиция специфичной люберецкой атрибутики не исчезла полностью в 1989-1990 годы. В этот период появилось множество групп, которые пытались использовать славу люберов. Они повсюду называли себя люберами, носили значок с изображением Ленина, вырабатывали характерную походку. Однако, в отличие от настоящих люберов они не «качались» и вообще не занимались спортом и не находились под покровительством каких-нибудь авторитетных лиц, как, например, мелкие рэкетиры. В такие группы обычно объединялись подростки от 13-до 15 лет (преимущественно жители города Люберцы), которые не могли утвердиться каким-нибудь другим способом. Основная их цель была, на наш взгляд,- простое подражание «старикам». На такие группы мало кто обращал внимания, а «старики» их очень не любили и иногда даже били.

Второе название таких люберов-»утюги». К концу 1990 года, по мере того как движение люберов все более предавалось забвению, такие группы практически исчезли.

Наряду с люберами основными объектами сравнения в данной работе являются: казанские группировки, московское объединение «коммунаров» и московская группа «Ждань».

Родоначальником казанских группировок была банда «Тяп-ляп», основанная в микрорайоне завода «Теплоконтроль». Возглавил банду молодой человек 24 года, которому удалось добиться огромного авторитета у подростковых компаний микрорайона и стать руководителем их деятельности. Он обладал сильным ударом, не пил, не курил, волевой, поставленные цели перед собой обязательно достигал (вплоть до грабежа и убийства. В банде «Тяп-ляп» широко использовался принцип устрашения, что давало возможность вышеупомянутому авторитету обеспечить себе «хорошую жизнь» путем грабежей, избиений, убийств, различных махинаций, в которых он сам непосредственно не участвовал. Постепенно банда стала приобретать черты преступной организации, главным принципом которой стал террор над теми категориями людей, которые по каким-либо причинам не могли обращаться за помощью в милицию. Такими людьми могли быть: преступники, спекулянты, картежники, торговые работники, оказывающие свою помощь банде. Банда «Тяп-ляп» дала толчок другим преступникам использовать несовершеннолетних в своих целях. Подростки охотно объединялись в «конторы», сначала, в основном, для защиты от более сильных банд, затем это стало средством самовыражения и социализации.

На сегодня в Казани зафиксировано 66 группировок. Общая численность составляет от 6 до 10 тысяч человек, из них две трети несовершеннолетних. Возрастной состав «конторы» от 11-12 до 22 лет и старше. Наиболее типичный состав: школьники, учащиеся СПТУ, молодые рабочие и лица без особого рода занятий. Для группировок характерна жесткая внутренняя иерархия.

 Во главе стоит физически сильный человек (авторитет, «автор»).

В зависимости от возраста объединены в иерархические ступени, каждая из которых имеет свое название: с 11 до 13 лет «шелуха», с 14 до 15 лет «супера», 17-18 лет «молодые», 19 лет и старше «старики». В зависимости от степени влиятельности из состава группировки выделяются лидеры и авторитеты. Основная задача каждой авторитетной группировки заключается в установлении контроля над той или иной территорией, реализации принципа устрашения людей не признающих их влияния или идущих с ними на конфликт. Группировки стремятся охватить и вовлечь в свой состав максимально большее число подростков, проживающих на их территории путем заманивания, устрашения и физического воздействия. Налажен процесс «воспитания» будущих «конторщиков» с начальных классов школы, когда ученики берутся под защиту одной из «контор» и практически отнимаются у родителей.

 «Растят» группировщика со второго, а то и с первого класса.  

 Как сказал один из «авторитетов», растят на примерах взаимопомощи и взаимовыручки. Самый маленький в «конторе» знает: только позови, группировка встанет за него горой. Этим она и привлекательна для мальчишек». Такое воспитание молодого поколения - большое завоевание «контор», так как новая смена приходит к ним идеологически подготовленной, неспособной сломать традицию, что обеспечивает «конторам» стабильность. Важная черта казанских группировок сохранившаяся до сегодняшнего дня — это их интернациональность. Как известно, в Казани проживают две основные национальности с различными культурами и вероисповеданием (русские и татары), однако ни одной стычки между молодежными субкультурами на национальной основе зафиксировано не было. Национальный состав «контор» является смешанным и практически идентичен национальному составу всего населения Казани. Рядовые члены одеваются в скромную просторную одежду (широкие штаны, свитеры, зимой телогрейки).

 Носят короткую стрижку, либо стригутся наголо. «Старики» могут себе позволить носить спортивную одежду фирмы «Адидас», что является их отличительной чертой. В тоже время существует неприязнь к джинсам, как западной форме одежды, носить которые считается «западло».

 Одно время каждый член группировки обязан был заниматься каким- нибудь силовым видом спорта. Сейчас это необязательно. Но для тех, кто занимается в секциях карате, самбо, дзюдо, боксом, тяжелой атлетикой, существует своеобразная система льгот: они могут быть освобождены от некоторых всеобщих повинностей (дежурств, денежных взносов). На сегодняшний день идет срастание группировок с преступным миром. Нередко его выходцы узурпируют власть в «конторах». Намечается тенденция перерастания «моталок» в организованную преступность.

Осваиваются такие формы преступной деятельности, как рэкет, «торговля девочками», содержание притонов. Идет процесс вооружения «стариков» и лидеров группировок. Авторитетными теперь считаются те группировки, которые обладают наибольшим количеством всевозможного оружия (от самопала и нагана до автомата), а также собственными средствами передвижения (от легковых машин до грузовиков).

Московское объединение «коммунаров» ( общая численность членов этой группировки составляет от 100 до 150 человек) представляет из себя нечто между субкультурой и группой. Объединение было создано в середине 80-х годов частным лицом, работником милиции, который по собственной инициативе (но, вероятно, с одобрения начальства) решил использовать агрессию подростков в практических целях для наведения порядка в районе. Лидер и организатор группировки помимо работы в милиции является профессиональным спортсменом, имеет звание мастера спорта по борьбе. Создавая группировку, он организовал полуподпольную секцию, где стал обучать членов своей группы малоизвестным приемам борьбы.

В объединение «Коммунары» может вступить каждый желающий, достигший определенного возраста (примерно 13–14 лет). Должности распределяются в зависимости от возраста и заслуг. Организатор и руководитель объединения называется «королем». Кроме «короля» и его доверенных лиц существуют должности «коммисаров» и «лейтенантов», в обязанности которых входит: следить за порядком, отвечать за организационные мероприятия, обучать приемам борьбы, которым уже научились сами, проводить политику короля и его доверенных лиц. Остальной состав активных членов — исполнители, функции которых зависят от приказа высшего по званию.

Неактивные члены — это посетители, разделяющие политику группы, но имеющие право не принимать активного участия в ее жизни. Такими членами могут, например, быть девочки и малолетки. «Платформа» объединения практически сведена к следующему:

1)»коммунары» стремятся воспитать в себе физически хорошо развитую личность, готовую к труду и обороне. Фактически оборона является главной;

2) очистить свой район, а в дальнейшем город и всю страну от тех, кто мешает нам нормально развиваться, позорят и портят лицо фирмы» (спекулянтов, фарцовщиков, рэкетиров, неформалов, в том числе политических, рецидивистов;

3) помочь трудным подросткам, путем вовлечения их в группу, исправиться и подготовиться к службе в армии.

 Активные члены группы должны систематически посещать тренировки. На тренировках, кроме физических занятий, идут обучения различным приемам борьбы. Члены объединения обязаны участвовать в акциях, в назначенное время заступать на дежурства в подшефных микрорайонах. Они должны беспрекословно подчиняться приказам старшим по званию. В противном случае, при неоднократном нарушении данных требований, продвижение по должности невозможно.

Участие в объединении является добровольным и каждый его член имеет право свободного выхода из его состава. Акции «коммунары» проводят исключительно по искоренению тех, «кто мешает нам нормально развиваться». Периодически все члены группы собираются и едут в те места своего района, где наиболее часто можно встретить представителей альтернативных молодежных субкультур («металлистов», «хиппи», «панков»). Их жестоко избивают, отнимают у них вещи, всячески над ними издеваются. В объединении распространено мнение, что «всю эту мразь на месте расстреливать надо». Дежурства, в отличие от акций происходят практически ежедневно. Проводятся они следующим образом: члены группы разбиваются на небольшие отряды и направляются на «подшефные пункты» (рестораны, гостиницы, универмаги). Там они следят за порядком и высматривают фарцовщиков, спекулянтов, проституток. У фарцовщиков и спекулянтов «изымаются вещи», которые затем сдаются под опись в отделение милиции». Проституток избивают и насилуют. Объединением созданы специальные дежурные телефоны, по которым могут звонить жители района и сообщать о беспорядках. По каждому телефонному звонку на место происшествия высылается отряд. По телефону могут также звонить женщины и девушки, которые поздно возвращаются домой и нуждаются в защитнике. В этом им никогда не отказывают. Такими дежурствами группа заслуживает признание и поддержку у жителей района. Группа оказывает посильную помощь милиции в поимке и задержке правонарушителей.

Московская группировка «Ждань» получила свое название от станции метро «Ждановская» (теперь «Выхино»). Численность членов «Ждани» — несколько сот человек. Группировка формировалась из обычной шпаны под организующим влиянием лидеров из уголовного мира. К середине 70-х годов выходцы из колоний и других мест заключения стали организовывать подростковые группы, прививая им уголовные традиции. «Ждань» состоит из множества отдельных команд, объединенных в одну группировку и осознающих свое единство.

 Каждая команда насчитывает примерно до двадцати и более человек. Основной возрастной состав от 13 до 18 лет. Единого централизованного руководства нет, поэтому данное социальное образование может быть названо субкультурой в точном смысле этого слова. Существует жесткая иерархия, во главе которой стоит « король»

(как правило, человек, который побывал в местах заключения).                Проводниками его воли являются доверенные лица и лидеры (наиболее сильные ребята). Существует возрастная иерархия, набор поощрений и тяжелых наказаний (моральных и физических). Основные правила поведения внутри групп - беспрекословное подчинение старшим.

 Из поведенческих принципов, можно выделить следующие:

1) принцип защемить прежде всего слабых, малочисленных, беззащитных; 2) «Зоны не бойся, бойся стать бакланом или предателем».

«Ждань», как «любера» и «коммунары» никого в свои команды не втягивает силой. Но, если подросток попадает по каким-либо причинам в эту группу, выйти из нее он может, только через службу в армии или переезде в другой район. Основное время провождение членов группы — дежурство на точках. Каждая команда размещается на закрепленной за ней территории. Высматриваются «чужаки» (подростки не проживающие на данной территории), которых избивают и грабят. Спасти «чужака» может только хорошее знакомство с кем-либо из лидеров группировки (как правило, имена лидеров всех команд, входивших в «Ждань», знает каждый входящий в данную «ассоциацию» группировщик).

Команды ловят, насилуют и грабят девушек, как чужих, так и своих.

 Таким образом, при рассмотрении различных идеологий с различными субкультурами можно разделить на «правые» и «левые».

 Для правых идеологий, основная цель заключается в реализации идеи порядка, основа в силе и военной дисциплине (московское объединение «коммунары»). Экстремистские идеологии левого типа провозглашают своей целью, насильственное ниспровержение социального строя и построения на его обломках (свободного анархического общества «люберецкая» группировка, «казанская» и московская «Ждань».

Поэтому, основа причин распада субкультуры группировок было обесценивание самим государством официальной идеологии, которую субкультура брала за основу. Лишенная стимула быть опорой государства, она распалась на множество отдельных элементов. Теоретически возможно, что при каком-нибудь новом стечении обстоятельств командам будет привита некая новая идеология, вокруг которой они объединятся, создав варианты нового идеологического взлета. Агрессивные молодежные группы в настоящее время крайне деиделогизованы, циничны и ориентированы на потребление жизненных удовольствий, средства для которых добывают преступным путем. Еще более важно то, что среди активного взрослого населения отсутствует какая-либо позитивная идеология, на основе которой могло бы сформироваться общественное движение.

Гораздо более вероятной тенденцией, действие которой будет продолжаться, является растущая интеграция молодежных групп с профессиональной преступностью. В соответствии с этой тенденцией значительная часть субкультуры будет, очевидно, поглощена преступным миром и станет развиваться вместе с ним. Уже сейчас основное внимание привлекают к себе рэкет и мафия. Такова в настоящее время доминирующая тенденция, и практически всем агрессивным молодежным субкультура. Воспитание молодежи очень сложный и комплексный процесс. В последние годы поиск основополагающих подходов к новой стратегии воспитания молодежи стал более многосторонним и интенсивным. К этой работе все более активно подключаются философы, социологи, психологи, юристы, физиологи, медики. В центре их внимания находится круг проблем, связанных с условиями, особенностями, механизмами развития личности. В современном понимании ценности воспитания представляют собой человеческие мысли, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни, межпоколенного взаимодействия в воспитательных отношениях, в педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения.

 В соответствии с этим, современная воспитательная стратегия должна строиться на формировании и развитии у молодежи прежде всего духовно-нравственных ценностей, гуманизма, свободы, демократии, трудолюбия, справедливости, и возрождение национального самосознания России, реализация созданного многими поколениями духовно-нравственного и педагогического потенциала нашего общества, к возможно более полному восстановлению исторической преемственности, прерванной в двадцатом веке серией разрушительных военных столкновений и мощных социальных катаклизмов. Поэтому, необходимо у молодежи воспитывать правило морали и нравственности, учить выполнять законы поведения в семье, обществе, так как духовно-нравственный потенциал важен для самого человека, его окружения и среды обитания. А так как молодежь по разному реагирует на различные изменения и стрессоры, то наиболее приоритетными становятся задачи изучения и разработки системы улучшения этой способности с целью оказания эффективного воздействия на ее развитие, в том числе и средствами физической культуры.

Поэтому преподавателями физического воспитания необходим поиск таких методов организации занятий по физической культуре, способов воздействия, которые наиболее действенно могли бы обеспечить формирование положительной направленности личности. В основе физической подготовки - всестороннее физическое развитие.

 Это база для совершенствования всех жизненно важных функций организма, необходимых двигательных качеств, умений, навыков.

 Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизовать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы, в здоровом и продуктивном стиле жизни, в построении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательным стандартом вуза.

 Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации современной молодежи которые позволяют ей развиться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством; трудом и отдыхом, физическим и духовным.

Достижение субкультурой молодежи такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

 В своей основе, физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность современной молодежи. Физическую культуру следует рассматривать как особый вид культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное и общекультурное значение.

 

Богданова Е.А., к.п.н., доцент СПГУВК


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 459; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!