Вклад выдающихся российских врачей в развитие



медицинской этики
В настоящее время этические проблемы медицины все чаще привлекают общественные моменты, в связи с чем необходимо сказать о том огромном вкладе, который внесли отечественные врачи в развитие медицинской этики, во многом предваряя постановку биоэтических проблем конца XX – начала XXI века, таких как: врачебная тайна, информированное согласие, человеческое достоинства пациента независимо от его социального статуса, проблема коммерциализации медицины и т. д. 

Говоря о конкретных именах в истории отечественной медицинской этики, стоит начать с Матвея Яковлевича Мудрова (1776-1831). М.Я. Мудров был известным врачом, деканом медицинского факультета Московского университета, а также одним из первых переводчиков этических работ Гиппократа. М.Я. Мудров выступал за соблюдение врачебной тайны и призывал врачей сохранять человеческое и профессиональное достоинство при лечении пациентов, независимо от социального слоя. Также Мудров затрагивал тему информирования неизлечимых больных, которая и в современной биоэтике заслуживает особого внимания: «Обещать исцеление при болезни неизлечимой есть знак или незнающего или бесчестного врача» [1].

Также немалый вклад в развитие медицинской этики нашей страны внес Федор Петрович Гааз (наст имя Фридрих Иосиф, 1780-1853), немецкий врач, почти полвека проработавший в России. Стал поистине легендой в последние 25 лет своей жизни, будучи Главным врачом московских тюрем. Гааз разработал клинические и этические стандарты оказания медицинской помощи заключенным, в которых отстаивал права и достоинство этих же заключенных как пациентов, считал, что качество оказываемых медицинских услуг должно быть также высоко, как и в отношении других пациентов.

Говоря о дореволюционной медицинской этике, невозможно не упомянуть Вячеслава Авксентьевича Манассеин (1841-1901), врача-клинициста, основателя еженедельной газеты «Врач», которая была известна своими неординарными острыми публикациями; обсуждались этические вопросы медицинских экспериментов над больными, профессиональных ошибок в медицине, профессионального долг, коммерциализации медицины и т д. Манассеин имел принципиальную точку зрения по отношению к врачебной тайне, которая должна быть именно тайной между врачом и пациентом, во что бы то ни стало. 

В 1901 году Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945) публикует книгу «Записки врача», ставшую исключительной в истории медицинской этики. В своем произведении Вересаев собрал огромный материал печатного материала начиная всего мира с 1835 года, который рассказывает об этических нарушениях при проведении медицинских экспериментов на людях.

1917 год — революция вносит коренные изменения в жизнь страны, государство стремится к тотальному контролю над всеми аспектами жизни людей, включая здоровье. «О каких же нормах общечеловеческих ценностей можно говорить, если Ленин - главный идеолог того времени заявил, что - «для нас нравственность, взятая вне человеческого общества, не существует, это обман. Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата»« [1].

В 1918 году наркомом здравоохранения становится Семашко Николай Александрович (1874-1949), которые в последствии станет одним из основоположников системы здравоохранения в СССР, лично руководил вскрытием тела Ленина. Под руководством Семашко проводилась работа по борьбе с эпидемиями, заложены основы советского здравоохранения, созданы системы охраны материнства и младенчества, охраны здоровья детей и подростков, сеть научно-исследовательских медицинских институтов. Но, будучи убежденным большевиком, он проводил все реформы в здравоохранение с высоты марксистско-ленинской идеологии. А соответственно и медицинская этика никак не укладывалась в революционый строй. 1925 год — Семашко объявляет «врачебную тайну» пережитком старой «кастовой» врачебной практики. Он провозгласил, что - «...советское здравоохранение держит твердый курс на уничтожение «врачебной тайны», как пережитка буржуазной медицины, который должен отмереть по мере строительства социализма». Более того, Семашко искренне убежден, что не только понятие «врачебной тайны», но и сама болезнь является пережитком прошлого, неправильного государственного строя. «Следовательно, при коммунизме их не будет. Коммунистическое общество — есть общество здоровых людей. Улучшением условий труда и быта, развитием гигиены, как науки о чистоте, полноценным питанием, физкультурой можно решить в советском обществе все медицинские проблемы! Из этой внешне простой концепции с железной логической последовательностью вытекало представление о болезни, как преступлении (в широком, конечно, смысле) перед обществом. Больной же становился в один ряд с преступниками» [3].

В 1944 году основоположник отечественной онкологии Николай Николаевич Петров совершает, пожалуй ключевое событие, повлиявшее коренным образом на дальнейшее развитие медицинской этики в нашей стране, он публикует книгу «Вопросы хирургической деонтологии». Петров описывает деонтологию, как область, охватывающую подготовку врачей, рационализации и организации труда в больнице и медицинскую этику, а также Петров обосновывает право медицинской деонтологии на существование как самостоятельной науки и учебной дисциплины при подготовке медицинского персонала. По мнению Б.Г. Юдина, в публикации Петрова «был фактически сформулирован принцип информированного согласия», который является ведущим в современной биоэтике. Т е Петров писал о необходимости донести до больного информацию о его болезни, ее нужно изложить в понятной и доступной для пациента форме, независимо от его образованности и компетентности в медицине, более того именно Николай Николаевич Петров дает «этический алгоритм» для всей советской медицины, применяемый и по сей день, при информировании онкологических больных, лучше избегать терминов «рак», «саркома», а вместо них использовать «опухоль», «язва», «сужение» [4]. И в 1968 году выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», в котором было сказано о том, что «выполнение задач по охране здоровья нашего народа налагает большую ответственность на медицинских работников и предъявляет к ним высокие требования в последовательном проведении в жизнь принципов коммунистической морали, норм этики и беззаветного служения своему долгу».

Борис Васильевич Петровский (1908-2004) вносит огромный вклад в развитие медицинской этики и деонтологии, инициатор первых всесоюзных конференций по деонтологии (70-е годы XX века). В своем выступлении на Первой Всесоюзной конференции по проблемам медицинской деонтологии (Москва, 1969) Б.В. Петровский говорил: «Для отечественных врачей характерна деонтология, проявляющаяся не столько в высказываниях и декларациях, сколько в поступках, в поведении. Подвиг, самопожертвование рассматривались и раньше, и теперь как норма поведения врача» [5]. Он считал, что профессиональным долгом медиков является непрерывное повышение уровня своих знаний и навыков, развитие исследовательских способностей, а также работа по предупреждению заболеваний. В то же время в своем выступлении Б.В. Петровский отметил, что результаты и материалы данной конференции «должны с большой осторожностью освещаться в общей прессе…Больной может превратно понимать наши врачебные, научные рассуждения. …Только очень хорошо отредактированные материалы могут быть опубликованы» [5]. В этом отразилась общая этико-социальная концепция советской медицины, в которой сообщество медицинских работников представляло большую социальную группу, члены которой обладали «закрытой» для широких масс населения информацией (информация «для служебного пользования»), но обязанные в силу своего особо значимого для общества положения честно и беззаветно трудиться на благо народа. 1971 — разработан и принят текст «Присяги врача Советского Союза»

В 1947 году появляется Всемирная Медицинская Ассоциация, независимое профессиональное общество врачей, направлено на разработка этических норм, более десятка нормативных документов. Отечественные врачи вошли в ВМА только в начале 21 в.

Литература

1. Слово о способе учить и учиться медицине практической. – Хрестоматия по истории медицины. - М.: Медицина, 1968.

2.Бобров О. Е., «Врачебная тайна - прошлое и настоящее», 2003.

3. Основы социальной медицины: учебное пособие. Издательство дальневосточного университета, 2004.

4. Петров Н.Н. Вопросы хирургической деонтологии. Изд. 5-е, М.: Медгиз, 1956.

5. Петровский Б.В. Вступит. слово при открытии конф. / Первая Всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии. Москва 28-29 января 1969 г. – М., Изд-во «Медицина», 1970.

 


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 4471; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!