Педагогическое значение игрушки в воспитании и развитии ребенка. Классификация игрушек, современные требования к ним.



Игрушка  - специально изготовленный предмет для игр.

Цель игрушки – служит разностороннему развитию ребенка.

Главная особенность игрушки - в ней, в обобщенном виде,  представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок играя, воспроизводит те или иные действия.

Благодаря игрушке, ее разнообразию (по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению) решается широкий круг воспитательных задач. Учат доброте, сопереживанию, хорошо оформленная игрушка будит в ребенке эстетические переживания, прививает художественный вкус.

Игрушка – своеобразное окно в мир, она расширяет кругозор ребенка, пробуждает любознательность, помогает решать проблемные задачи, учит самостоятельно мыслить, экспериментировать. 

С помощью игрушки ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Е.А. Флерина – «игрушка учит ребенка жить и действовать».

Виды игрушек:

сюжетные или образные (кукла, собака, кот) – по своему назначению – во многом определяют сюжет игры. Развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт;

дидактические – предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей (матрешки, пирамидки, разноцветные шары, мозаика, настольные и печатные игры)

игрушки-забавы – предназначены для развлечения, представляют собой смешные фигурки людей (клоун кувыркается на вертикальной лестнице) или животных (клюющая курочка);

спортивные – предназначены для реализации задач физического воспитания и способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики;

музыкальные – предназначены для развития музыкального слуха. Игрушки имитирующие по форме и звучанию музыкальные инструменты (музыкальные шкатулки, дудки, гармошки и др.);

театрализованные – служат для разыгрывания сценок (куклы-бибабо, куклы-марионетки, наборы сюжетных фигурок, маски);

технические – вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов, с характерными для них действиями (управляемые машинки);

строительные и конструктивные – наборы строительных материалов, ЛЕГО; игрушки-самоделки – сделаны самими детьми и их родителями.

 

Понятие детского творчества. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.

Понятие детского творчества. Флерина – дала понятие «детское изобразительное творчество», определив его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения (Саккулина), на отображении своих впечатлений, полученных через слово, картинку и др. виды искусства. Ребенок перерабатывает окружающее в связи с накопленным опытом и отношением к изображенному.

Комарова («Эстетическая среда» новое определение) – создание ребенком субъективно нового, т.е. значимого для ребенка нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, полученного в виде психического развития ребенка и результата творческой деятельности.

Творчество дошкольника – особый вид.

Развитие творческих способностей детей.

С конца 19 в. существует три направления развития детского творчества:

1 направление – творчеству научить нельзя, оно определено биологически (Богушевский «Творчество внутри ребенка, через обучение созерцанию оно раскрывается»)»

2 направление – творчество развивается, если создать определенные условия для его развития (Бланко Джеферсон говорила, что творчество это придумывание своих тем, реализация их своими средствами и создание своими силами – педагог лишь наблюдатель);

3 направление (приоритетное) – творчество развивается под влиянием обучения.

Психологи: Рубинштейн, Венгер, Понамарев, Ковалев; педагоги: Флерина , Саккулина, Комарова, Хализова определили:

Условия для развития творчества:

1) определенный уровень развития познавательных психических процессов (восприятия, воображения, мышления, памяти);

2) создание положительной атмосферы в группе, изостудии (целенаправленное развитие детского творчества, основной компонент – целесообразность и эстетичность), игровой комнате, минимузее разного направления;

3) формирование «ручной умелости»:

а) обучение детей технике рисования (умению владеть карандашом и кисточкой, технические навыки рисования округлой и прямоугольной формы и т.д.) – направлено на создание формы;

б) формообразующие движения, с помощью которых передается форма предмета – направлено на создание формы;

в) регуляция рисовальных движений по силе, размаху, скорости (направлены на выразительность образа);

4) создание развивающей эстетической среды в ДОУ, в группе: уголок детского творчества (карандаши, краски, бумага, книги-раскраски, иллюстрации картин). Следует привлекать детей к созданию эстетической среды (оформление праздников, досугов, интерьеров и т.д.).

Художественно-творческие способности – это индивидуальные психологические особенности ребенка, необходимые для осуществления той или иной деятельности.

Ковалев (психолог) выделил структуру способностей, которая включает в себя:

опорные свойства – природная чувствительность коры больших полушарий; зрительного анализатора (чувство цвета, ритма, пропорции, линии и т.д.); высокоразвитая память и сенсомоторные качества руки художника;

ведущее свойство – творческое воображение;

вспомогательные средства – эмоционально-положительное отношение к деятельности.

Сакулина в структуру способностей включила:

- восприятие и связанное с ним представление;

- обучение детей графическому изображению;

- технику рисунка.

Комарова выделила следующую группу способностей:

1 – восприятие и связанное с ним представление;

2 – формирование «ручной умелости»;

3 – образное мышление;

4 – воображение;

5 – создание эмоционально-положительного настроя на занятии.


Дата добавления: 2018-11-24; просмотров: 423; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!