Этико-правовые аспекты



 

О важности и своеобразии этических вопросов в трансплантологии свидетельствует следующий факт: когда знаменитый российский хирург С.С. Юдин произвел в 1930 г. в московском Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского первое переливание трупной крови (эксперимент был успешным), не только от реципиента, но и от персонала скрыли, кто в данном случае был донором.

Донорство крови – самая массовая медицинская практика, связанная с трансплантацией (переливанием крови), которая в настоящее время в нашей стране регулируется Законом РФ «О донорстве крови и ее компонентов», введенным в действие в 1993 г. Донором крови может быть каждый дееспособный здоровый гражданин в возрасте от 18 до 60 лет. Донорство – это добровольный акт, оно может быть безвозмездным и платным.

Недопустимо причинение вреда донору при взятии у него крови. Донор подлежит обязательному страхованию за счет государственных средств на случай нанесения ущерба его здоровью при выполнении им донорской функции. Закон предусматривает различные льготы донорам.

Практика трансплантации органов и других тканей (кроме зародышевых) в настоящее время регулируется Законом РФ «О трасплантации органов и (или) тканей», который вступил в силу тоже в 1993 г. Здесь, прежде всего, различается пересадка органов и тканей от живого донора (ex vivo) и от трупа (ex mortuo). Круг живых доноров закон ограничивает: 1) недееспособные лица и лица моложе 18 лет не могут быть донорами; 2) донор должен состоять в генетическом родстве с реципиентом. Последнее ограничение не распространяется на доноров костного мозга. В настоящее время из всех органов чаще всего пересаживается почка. Изъятие почки у здорового человека, вероятно, является самым большим отступлением от принципа «Не навреди!», что характеризует эту ситуацию как еще одну дилемму с точки зрения биомедицинской этики.

В ряду многочисленных этических вопросов, сопровождающих трансплантацию жизненно важных органов от трупов (сердца, печени, легких), первым является уже рассмотренный нами ранее вопрос о смерти мозга.

Казус 39. 3 декабря 1967 г.южноафриканский хирург Кристиан Барнард первым в мире пересадил сердце от одного человека к другому. Он спас жизнь неизлечимомо больному, но для этого изъял сердце у молодой женщины, получившей в результате автомобильной катастрофы несовместимые с жизнью травмы. Общественная реакция на это событие была настолько бурной, что в этом отношении во всей истории науки трудно найти аналогичное событие (спустя 30 лет нечто подобное произошло после успешного клонирования овцы Долли). Одни превозносили доктора Барнарда как героя, создавшего метод спасения тысяч неизлечимо больных. Другие же, напротив, обвиняли его в убийстве: ведь он изъял у пациента-донора еще бьющееся сердце! Прервал одну жизнь, чтобы спасти другую! Имел ли доктор Барнард на это право? Заметим, что клинические критерии смерти мозга были разработаны в следующем, 1968 г., и только после этого, в последующие годы, состояние смерти мозга стало и юридически признаваться как смерть человека.

Так как Инструкция по констатации смерти на основании смерти мозга приобрела законную силу в СССР только в 1984 г., пересадка сердца у нас началась (если не считать более ранней попытки в 1968 г., когда еще не была признана концепция смерти мозга и, по сути дела, Минздрав СССР пересадки сердца не разрешал) в 1986 г., а печени – в 1990 г. (такие операции в клинических условиях за рубежом начались соответственно в 1967 и 1968 гг.). Это тем более досадно, что в экспериментальном плане у отечественных ученых в области трансплантологии много приоритетных достижений. Достаточно сказать, что Кристиан Барнард за несколько лет до 1967 г. знакомился в Москве с уникальными работами В.П. Демихова по экспериментальной трансплантологии.

Вопрос о согласии на изъятие у трупов органов для последующей трансплантации (в том числе у доноров, находящихся в состоянии смерти мозга) решается так же, как и аналогичный вопрос в случаях аутопсии («презумпция согласия»): «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо или его родственники... заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту» (Закон РФ «О трансплантации органов и тканей», ст. 7).

Совсем иной подход, предполагающий обязательность согласия, существует в США, однако там же имеется немало противников такого подхода. Они считают, что, если бы в их стране изъятие пригодных для трансплантации органов у трупов осуществлялось на основании «презумпции согласия», это позволило бы ежегодно дополнительно спасать тысячи смертельно больных людей. В связи с повсеместным дефицитом донорских органов существует очень болезненная этическая проблема критериев отбора реципиентов, которую можно назвать проблемой «права на орган». В некоторых странах подобные вопросы решают больничные этические комитеты.

Конфессиональный аспект современной трансплантологии. В католической Хартии работников здравоохранения современная трансплантология названа «служением жизни», оправдываемым принципом солидарности («приношение части себя, своей крови и плоти, дабы продолжали жить другие»). Донорство трактуется как «жертвенный акт» и допускается только на основе добровольного согласия. Еще раз подтверждается, что смерть мозга признается смертью человеческого индивида и использование в таких случаях органов для целей трансплантации (для спасения жизни другого человека) – это нравственный акт. Должны быть исключены из практики трансплантации головной мозг и половые железы. Допускается ксенотрансплантация (человеку от особей других биологических видов), например роговицы, но недопустима ксенотрансплантация половых желез [24, с. 77-79].

Позиция Русской Православной Церкви отражена в принятых ею в 2000 г. Основах социальной концепции: «Современная трансплантология... позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были обречены на неизбежную смерть... Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека... Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти... Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объекты купли-продажи...» [25]. Как видим, и католики, и православные считают морально оправданной лишь юридическую модель «презумпции несогласия».

Другие этические проблемы клинической трансплантологии мы только назовем: этические и социальные аспекты проблемы компенсации живому донору, пожертвовавшему свой орган; высокая стоимость операций по трансплантации органов и проблема социальной справедливости в здравоохранении и т.д. [3].

Большинство международных биоэтических документов, регулирующих клиническую трансплантологию, строжайшим образом запрещают торговлю донорскими органами. Приведем извлечения из некоторых таких документов.

Положение о торговле живыми органами (ВМА, 1985): «Всемирная медицинская ассоциация осуждает приобретение и продажу человеческих органов для трансплантации. Всемирная медицинская ассоциация призывает правительства всех стран предпринять эффективные шаги для предотвращения коммерческого использования человеческих органов». Конвенция по биоэтике (Совет Европы, 1996): «Ст. 21. Тело человека и его части не должны в качестве таковых являться источником получения финансовой выгоды».

Несмотря на это в печать все чаще «просачивается» информация о преступном бизнесе с донорскими органами. Первое упоминание об импорте человеческих органов в Западную Европу относится к 1987 г.: правоохранительные органы Гватемалы обнаружили 30 детей, используемых в таком бизнесе. Первым, кого арестовали в 1996 г. за такой бизнес, был египтянин: он покупал у бедняков почку за 12 тыс. американских долларов. С начала XXI в. появилось много свидетельств о массовой торговле донорскими органами заключенных в Китае. По осторожным оценкам, в 2001-2005 гг. число насильственных изъятий донорских органов в Китае составило 42 тыс. Раньше представители китайских властей упорно отрицали такие факты, но в ноябре 2008 г. заместитель министра здравоохранения Хуан Цзефу, выступая на национальном медицинском академическом форуме, сообщил, что у трех китайских клиник отозвали лицензии за незаконную продажу человеческих органов иностранцам («Завтра», 2009. – № 11).

Ст. 15 закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей» гласит: «Учреждению здравоохранения, которому разрешено производить операции по забору и заготовке органов и (или) тканей у трупа, запрещается осуществлять их продажу».

Тестовые вопросы

1. Каков вклад отечественной науки в развитие клинической трансплантологии?

2. Каково отношение к клиническая трансплантологии в свете религиозной морали?

3. Каковы причины отставания внедрения достижений клинической трансплантологии в нашей стране?

4. Каково содержание этических и правовых проблем донорства и переливания крови?

5. Каково этико-правовое содержание «презумпция согласия» и «презумпция несогласия»?

6. Каковы этико-правовые нормы пересадки органов и тканей от живого донора?

7. Каковы этико-правовые нормы пересадки органов и тканей от мертвого донора.

8. Каковы особенности проблемы справедливости в клинической трансплантологии?

 

 


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!