Глава 7. Медицинская тайна 2 страница



Почему однако честь создания самостоятельной сестринской профессии принадлежит англичанке Ф. Найтингейл (1820-1910)? На закате своей долгой жизни она сказала: «Как мало я сделала, но Господь вразумил меня наладить подготовку сестринских кадров» [16, с. 30].

Роль Ф.Найтингейл в истории медицины следует рассматривать именно в свете философии сестринского дела. В 1860 г. Ф. Найтингейл создала в госпитале Святого Томаса в Лондоне первую в мире школу медсестер. Благодаря Ф. Найтингейл профессиональная подготовка медсестер преимущественно стала отождествляться с научной подготовкой – в ее школе делался упор на санитарно-гигиенические знания. И дело не только в том, что воспитанницы Ф. Найтингейл получали более основательную научную подготовку (чем все медсестры до этого), но в совершенно ином отношении к науке, в которой они видели не просто нечто полезное, но высшую ценность. Тем самым изменилась сама мотивация профессионального поведения медсестер: идеал помощи больному человеку стал осознаваться через преданность, служение науке. Ф. Найтингейл создала новую систему ценностей в сестринском деле, в корне изменила взгляд на сестринскую профессию, изменила само наше сознание.

Какой же была философия сестринского дела в представлении самой Ф. Найтингейл? Она подчеркивала, что «по своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных знаний» [7, с.7]. В то же время, она увидела, что фактически медсестры все больше превращаются всего лишь в помощников врача, и сетовала, что ее воспитанниц часто используют в больничной службе на подсобных, вспомогательных ролях [10, с. 32].

Данное противоречие стало разрешаться только в условиях современной реформы сестринского дела, которая в развитых странах началась еще в 1960-е гг. Сущность реформы заключается в стремлении медсестер обрести профессиональную самостоятельность (автономию), независимость и самодостаточность. Каков смысл понятия автономии, независимости сестринского дела?

Здесь необходимо еще раз сравнить сестринское и врачебное дело. По своей сути врачебное дело есть прежде всего распознавание, лечение и профилактика болезней. Как наука медицина во все времена основывалась на достижениях и методах естествознания, но при этом всегда важную роль в ней играла профессиональная этика. Дело не только в том, что перед врачом вынужденно обнажается частная жизнь пациента, но и в той потенциальной опасности, которой подвергается человек в результате многих медицинских вмешательств в сферу его здоровья. Стержневая заповедь этики Гиппократа «Прежде всего – не навреди!» как нельзя лучше подчеркивает интервенционистский характер врачебного дела. Не случайно сами врачи говорят, что «хирургическая агрессия» распространилась в последнее время и на диагностику, ведь, например, зондирование сердца и магистральных сосудов, биопсия поджелудочной железы или печени и т.д. «равносильны по стилю и опасности хорошей операции» [2, с.74].

Сестринское дело – это медицински компетентное выявление проблем человека (пациента), связанных с его здоровьем, и квалифицированная помощь в их разрешении или, по крайней мере, в смягчении их остроты. Разумеется, конечная цель и врачебного, и сестринского дела – помощь больному, однако важнейшими средствами медсестры являются забота, уход (выхаживание пациента). Медсестра призвана помочь пациенту в преодолении не только той дезадаптации, которая обусловлена его заболеванием, но и той, которая вызвана врачебным вмешательством (операционная травма, побочное действие лекарств и др.). Как писала В. Хендерсон, «медсестра – это ноги безногого, глаза ослепшего, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить». Приведенные слова В. Хендерсон можно считать классической метафорой, выразившей миссию, призвание медсестры.

Прогресс врачебного дела все в большей мере связан со специализацией, что, с одной стороны, несомненно повышает эффективность распознавания, лечения и профилактики отдельных болезней, а с другой – столь же несомненно является одной из причин дегуманизации клинической практики Пропорционально обилию применяемой в клинической медицине техники и сложных научных методик современный пациент ощущает дефицит внимания к своей личности, неповторимости своего духовного мира. Высокоспециализированная клиническая медицина как бы обречена на редукционистский подход к пациенту (как офтальмолог, врач сосредоточен преимущественно на органе зрения, а как уролог – на органах мочеполовой системы), в то же время современная философия и теория сестринского дела строится на холистическом (целостном) подходе к пациенту. Сестринское дело в современном понимании – это в некотором смысле альтернатива тенденции дегуманизации медицины, обусловленной специализацией врачебного дела. Отстаивая свое право на автономию, самостоятельность в ряду других медицинских профессий, сестринское дело призвано восстановить и приумножить гуманистический потенциал медицины в целом.

Кто-то назвал сестринское дело самым древним искусством и самой юной наукой. Вторая существенная особенность современной реформы сестринского дела, наряду с устремленностью медсестер к профессиональной автономии, заключается в превращении его в отдельную, самостоятельную науку – «уникальную структуру знаний» [13, с.58].

Благодаря превращению сестринского дела в особую науку сестринская профессия действительно становится самостоятельной. В современной медицине методы и способы ухода за больными (где медсестра – «полновластная хозяйка») достигли качественно нового уровня и как своего рода технологии их можно теперь изучать, осваивать и при необходимости – «тиражировать». Сестринское дело окончательно освобождается от комплекса неполноценности – «профессии среднего звена» – между самой престижной врачебной профессией и профессиональной группой санитарок (санитаров), почти вообще не требующей специальной подготовки.

Наконец-то перед медсестрами открылась перспектива университетского (высшего) образования, самостоятельных научных исследований, которые так же, как у врачей, могут быть представлены в качестве магистерских, докторских диссертаций. В социальном плане этот момент можно считать решающим: раньше наиболее способные, имеющие наиболее высокие социальные притязания медсестры стремились, как только позволят житейские обстоятельства, получить врачебное образование и порывать с непрестижной сестринской профессией. Теперь же эта элитная часть сестринских кадров получила возможность, не изменяя своему первоначальному выбору, надеяться на столь же успешную медицинскую карьеру, как и во врачебном деле.

Итак, автономия сестринской профессии и обретение ею научного суверенитета означают также ее самодостаточность. Разумеется, и в наше время не исключается совпадение профессиональной сестринской деятельности и религиозного служения (прекрасный пример – возрождение традиции подготовки сестер милосердия: сначала в Московском медицинском училище №1, а позднее в Свято-Димитриевском училище при 1-й Градской больнице в Москве), но при этом совершенно ясно, что сегодня невозможно готовить достаточное количество квалифицированных сестер только таким образом. В современном обществе оправдание выбора профессии медсестры нужно искать по преимуществу в категориях духовного выбора, гуманности, служения обществу.

Один из главных, поистине «судьбоносных» для сестринской профессии вопросов – установление равнозначно-партнерских отношений сестер и врачей. По мере успеха реформы сестринского дела привлекательность этой профессии во все большей мере будет определяться присущими ей основательной научной подготовкой, высоким потенциалом творчества, особыми навыками и умениями, которые должны быть доведены до уровня подлинного искусства, необходимостью принимать оптимальные этические решения, находить выход из подчас уникальных житейских коллизий.

 

8.2. Кодексы профессиональной этики медицинских сестер.

Система ценностей сестринского дела как профессии, прежде всего, выражена в ее профессиональной этике. Не случайно по аналогии с врачебной Клятвой Гиппократа в одной из американских сестринских школ была создана Клятва Флоренс Найтингейл (см. Приложения). В 1950 г. Американская ассоциация медсестер разработала национальный Моральный кодекс медсестер. Для всех медсестер особенно важен Кодекс профессиональной этики медсестер, созданный Международным советом медицинских сестер (см. Приложения). В главе «Мораль. Этика. Прикладная этика. Профессиональная этика» мы приводили извлечения из Этического кодекса медсестер Великобритании.

В 1996 г. в нашей стране по инициативе Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России (которая в настоящее время стала Ассоциацией медсестер России) автором этих строк разработан «Этический кодекс медицинской сестры России» (см. Приложения), который был принят на 3-й Всероссийской конференции медицинских сестер, созванной под эгидой названной Ассоциации. Ссылаясь далее на этот документ, мы обозначаем его Этический кодекс.

Ранее отмечалось, что в первые десятилетия после октябрьской революции 1917 г. в нашей стране официально насаждалось нигилистическое отношение к медицинской этике, что ни в коем случае не исключало преданности профессиональному долгу тысяч отечественных медиков. Так, в 1920-1930-е гг. подвергалось нападкам само понятие «медицинская сестра», которое предлагалось заменить понятиями «помврача», «замврача», «медтехник» и т.п.: «Само слово «сестра», да еще «сестра милосердия», как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен...» [5, с.40].

Принятие Этического кодекса медицинской сестры России стало закономерным звеном реформы сестринского дела в нашей стране. Кодекс составлен в духе идей биоэтики, которые во многом определяли содержание профессиональной этики в медицине в течение последних десятилетий. Во главу угла содержания Кодекса положено развернутое представление о правах пациента, гарантиях, защите этих прав в современном обществе.

Далее мы приводим изложение конкретных вопросов профессиональной этики медицинских сестер в виде краткого комментария к Этическому кодексу. Учитывая практически полное отсутствие работ в нашей стране, посвященных именно профессиональной сестринской этике, мы были вынуждены при решении этой задачи в основном опираться на зарубежную (прежде всего – американскую) литературу [1; 13; 15].

Разумеется, необходимо отдавать себе отчет в огромном различии организации, уровней развития сестринского дела в России, с одной стороны, и в США и других западных странах, с другой. В начале 1990-х гг. 30% медсестер в США имели степень бакалавра, 7-8% – магистра, 2-3% – доктора [13, с. 45]. В то же время никто не будет возражать, что у сестринской профессии как таковой есть универсальные черты. Реформа сестринского дела в нашей стране, направленная на утверждение автономии, самодостаточности и целостности сестринской профессии, на повышение ее социального статуса, все больше в этом убеждает.

 

8.3. Гуманность сестринской профессии

Профессиональная компетентность медицинской сестры

Этический кодекс начинается с определения миссии сестринской профессии: «Этической основой профессиональной деятельности медсестер является гуманность и милосердие. Важнейшими задачами профессиональной деятельности медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий; восстановление здоровья и реабилитация; содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний».

Комментарий к американскому Моральному кодексу медсестер излагает цели сестринской профессии предельно широко – как защиту и восстановление здоровья, «включая отдельных людей, семьи, социальные группы и общество в целом» [13, с. 13]. Распространение круга профессиональных обязанностей медсестры на семью, близких пациента представляется нам очень важным.

На первый взгляд, этическое требование гуманности, милосердия в повседневной профессиональной деятельности медсестры кажется само собой разумеющимся. Что же конкретно означает это требование? У ответа на этот вопрос есть два аспекта: общий для всех медицинских профессий, в равной степени касающийся и медсестры, и врача, и фармацевта и т.д.; специальный, выделяющий профессию медсестры из других медицинских профессий.

Рассмотрим первый аспект. В Лиссабонской декларации о правах пациента говорится, что все работники здравоохранения несут коллективную ответственность за признание и осуществление основополагающих прав пациента. В качестве первого из таких прав указывается право пациента на высококачественную медицинскую помощь. Соответственно, ст. 1 Этического кодекса гласит: «Медицинская сестра должна уважать неотъемлемые права каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья и на получение адекватной медицинской помощи». Для медсестры (как и для врача, акушерки и т.д.) главным условием достижения общей цели в сложной, многопрофильной медицинской деятельности является необходимая профессиональная подготовка, соответствующая профессиональная компетентность (ст. 2 Этического кодекса).

Очевидно, что основной вопрос реформы сестринского дела, начавшейся в нашей стране на четверть века позднее, чем в других развитых странах, касается компетентности, уровня профессионализма, строгого определения профессиональных обязанностей, а вслед за этим – повышения престижа, авторитета и социального статуса отечественных медсестер.

В этой главе мы широко используем материалы книги Патриции Беннер «По пути обретения опыта. В чем сила и совершенство медсестры» [1][20]. В порядке отступления скажем несколько слов о ней и ее труде.

П. Беннер – зарегистрированная медсестра, доктор философии и профессор сестринского дела Калифорнийского университета. Исполнительный директор Американской ассоциации медсестер Миртл К. Айделотт назвал ее труд «книгой, внесшей выдающийся вклад в развитие сестринского дела» [1, с. 2]. Главные ее достоинства – документальный характер и высокий научный уровень. Профессор П. Беннер с помощью анкетирования, интервью и развернутых бесед опросила 1200 американских медсестер, предприняв опыт описания «анатомии сестринского дела» (не забываем, что речь идет об американских медсестрах в начале 80-х гг. ХХ в.).

В своем исследовании она выделяет семь областей компетенции медсестры: 1) оказание помощи; 2) просвещение и обучение; 3) диагностика и наблюдение; 4) эффективная работа в стремительно меняющейся обстановке; 5) терапевтические процедуры и режим; 6) соблюдение и обеспечение безопасности лечебного процесса; 7) организационные вопросы.

В пределах каждой из этих областей компетенции медсестра должна владеть особыми профессиональными навыками (можно также сказать, что это ее профессиональные функции). Например, в пределах такой области компетенции, как «диагностика и наблюдение», опытные медсестры владеют навыками: 1) выявления и фиксирования важных изменений; 2) распознавания первых тревожных сигналов: предвосхищение приступа и ухудшения до появления явных симптомов; 3) предвидения проблем: умение думать о будущем; 4) понимания требований, накладываемых конкретной болезнью: предвосхищение запросов пациента; 5) оценки нацеленности пациента на выздоровление и его потенциальных возможностей [1, с. 69].

Эмпирическим путем П. Беннер выделила пять уровней профессиональной квалификации, профессионального мастерства медсестер: 1) новичок (уровень начинающего специалиста); 2) уровень освоения навыков; 3) компетентный специалист; 4) умелый специалист; 5) опытный специалист [1, с. 23-34]. Большинство примеров-казусов из работы П. Беннер, которые мы будем приводить ниже, иллюстрируют работу опытных медсестер, в которой особую роль играет профессиональная интуиция, отражающая их специфический, уникальный опыт по наблюдению, уходу за пациентами, предвосхищению кризисных ситуаций при оказании медицинской помощи и т.д.

Характерно, что большая часть комментария к Моральному кодексу медсестер Американской ассоциации медсестер посвящена именно вопросам профессиональной компетенции и ответственности. То есть содержательные моменты решения проблемы профессиональной квалификации медсестер здесь в основном определяет само профессиональное сестринское сообщество: «Индивидуальная профессиональная лицензия – защитный механизм, узаконенный в обществе, для обеспечения основной и минимальной компетентности профессиональной сестры. Исходя из этого, общество наделило профессию медсестры правом регулировать свою собственную практику...».

Обязанности медсестры в США изложены в изданиях Национальной ассамблеи медсестер «Сестринское дело – социальная политика» и «Стандарты сестринской практики». Определяя права пациентов, эти стандарты описывают отношения сотрудничества между сестрой и пациентом через сестринский процесс. Сестринское сообщество несет ответственность за принятие в свои ряды только тех лиц, которые продемонстрировали знания, навыки и убеждения, считающиеся основными для профессиональной практики. Преподаватели сестринского дела должны быть убеждены, что компетентность и продемонстрированные убеждения достигнуты до того, как человек начал заниматься сестринским делом профессионально [13, с. 18-22].

П. Беннер подчеркивает, что уровень квалификации медсестры ни в коем случае не может измеряться только стажем ее работы. Она пишет: «Очень мало известно о том, как измерить способность человека узнавать проблемы и отыскивать проблемы, требующие решения, как оценить его умение правильно выбирать методы и способы их решения» [1, с. 38, курсив П. Беннер]. Правда, отдельные профессиональные качества медсестер все-таки поддаются очевидным объективным оценкам. Автор, в частности, называет такие качества: «способность справляться с критическими ситуациями; психологическая устойчивость; сострадание и надежность при уходе за новорожденными, коматозными больными и другими пациентами, находящимися в совершенно беспомощном состоянии, а потому требующими особого ухода; умение быстро обнаружить и быстро решить «горящую» проблему (т.е. возникшую в кризисной ситуации или в условиях дефицита времени); умение унять боль; забота об умирающем пациенте» [1, с.38].

Таким образом, как ни тривиально это звучит, этическое требование гуманности, милосердия в повседневной профессиональной деятельности медсестры (врача, фармацевта и т.д.) означает прежде всего требование их высокого профессионализма.

Рассмотрим теперь специальный аспект гуманного, милосердного отношения к пациенту, характерный именно для профессии медицинской сестры. Пациент обращен к медсестре, как правило, своей болью, своими страданиями. Тот факт, что болью как симптомом или синдромом заняты врачи и что существует особая врачебная дисциплина «анестезиология», совсем не исключает справедливости тонкого замечания П. Беннер: «Определение причины возникновения боли и выбор адекватного средства для ее облегчения или устранения попадают в область компетенции медсестры» [1, с. 49].

Тема отношения человека к страданию – старейшая в истории религии, философии и этики. Ф.М. Достоевский видел в добровольном принятии личностью на себя страдания высший нравственный акт человеческого бытия. В 1936 г. Т. Манн в своей речи в честь 80-летия З. Фрейда восславил его любовь к истине и именно то, как З. Фрейд использовал опыт болезни для познания.

О том же говорит М. Фаулер, но, как специалист по философии и этике сестринского дела она видит здесь две стороны: «Я считаю, что человек учится в страданиях; с другой стороны, мне кажется, чтобы учиться, человеку совсем не обязательно страдать». Далее она приводит пример: у ее подруги родился внук с многочисленными пороками развития, друзья и знакомые бесконечно ее утешали и успокаивали. В итоге: «Участливые утешения истощили ее желание осмысливать ситуацию и невольно превратились в источник еще более сильной боли» [15, с. 5].

Рассмотрев отдельные аспекты профессиональной деятельности медсестры (оказание помощи, обучение пациентов и т.д.), П. Беннер задает вопрос: что же в целом должно быть присуще опытной медсестре – участие или отстраненность? В медицинской среде широко распространено мнение, что в профессиональном отношении медиков к пациентам необходимо «отстранение», желательно устанавливать «дистанцию». Однако исследование П. Беннер выявило нечто иное: в своих анкетах и устных ответах многие опытные медсестры подчеркивали, что «им очень важно лично прочувствовать, что испытывают их пациенты, страдающие различными недугами» [1, с. 110]. П. Беннер отмечает особый язык, которым пользуются опытные медсестры при общении со своими пациентами, например, перенесшими илеостомию или колостомию (когда с полуслова ясно, о каких моментах ухода за собой, особенностях образа жизни таких людей идет речь). В свою очередь, М. Фаулер пишет, что с пациентом надо разговаривать не на своем, а на его языке [13, с. 6]. Высшим признанием профессионализма медсестры, которая проводила инструктаж пациентки перед операцией мастэктомии, стал вопрос этой пациентки: «А вам что, тоже мастэктомию делали?» [1, с. 67].

Среди выделенных П. Беннер нескольких десятков профессиональных функций (навыков) медсестры необходимо обратить внимание на функцию, которую она назвала – «Присутствие: умение побыть с пациентом». Вот слова одной из медсестер-респондентов: «Это же очень по-человечески – просто посидеть с кем-то, поговорить по-настоящему... Мне не всегда есть, что им ответить, но даже если я просто сижу и молчу, то иногда даже лучше все получается, чем когда говорю» [1, с. 46].

Интересно, что аналогичный совет дает и митрополит Антоний (по первоначальному образованию – врач), возглавлявший епархию Русской Православной Церкви в Великобритании. Владыка Антоний вспоминает, как в начале войны он был хирургом и в его отделении умирал молодой солдат и как он облегчил ему минуты умирания именно присутствием, сначала разговаривая с ним, а когда пациент уже перестал реагировать на речь, взяв его за руку, продолжая так быть с ним до самого конца [4].

Приведенное воспоминание митрополита Антония совпадает с результатами исследования П. Беннер еще в одном пункте, когда она выделяет такую профессиональную функцию медсестры, как «умение прикосновением успокоить пациента, наладить с ним связь». Вот слова опытной медсестры (у ее пациента метастазы рака прямой кишки, колостома, он мрачен и неразговорчив): «Мне нравится делать ему растирание спины, поскольку это дает возможность лишний раз поговорить с ним и само по себе служит неким средством общения».

Далее П. Беннер отмечает, что медсестры традиционно используют прикосновения в терапевтических целях: «Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента» [1, с. 50-51]. Однако нельзя оставить без внимания и заключительное замечание П. Беннер; «Но физические прикосновения, как и другие формы общения, несут в себе слишком многое, чтобы пользоваться ими бездумно»[21] [1, с. 51].

Наиболее полно специфика этических требований гуманности и милосердия в сестринском деле выражена в понятии «забота о пациентах». Раскрывая содержание этого понятия, П. Беннер пишет: «Из примеров прекрасной работы медсестер можно сделать и более общие выводы. Практически в каждом из них подчеркивается важность заботливого, человеческого отношения к пациентам... Можно даже ввести понятие «степень заботы», поскольку она поддается количественной оценке» [1, с. 74].

Когда в природе сестринского дела выделяются «инструментальная» и «эмоциональная» составляющие, необходимо отдавать себе отчет, что это искусственное разделение. Приведя пример с искусно проведенной перевязкой у больной с длительно незаживающими ранами и абдоминальными фистулами (после чего пациентка воскликнула: «Надо же! Настоящее искусство!»), П. Беннер заключает: «Перевязка несла одновременно техническую, эмоциональную и информационную нагрузку» [1, с. 114].

Конечно, и отечественные медсестры могут привести немало примеров, подтверждающих их верность гуманным идеалам сестринской профессии, демонстрирующих высокий профессионализм.

Казус 21 (Случай старшей медсестры И.А. Степановой).В отделении реанимации девочка 11 лет, пятые сутки после операции по поводу перитонита (родителей в отделение не пускают). Девочка страдает от боли, плачет, хочет к маме. Слова медсестры: «Я долго с ней разговаривала, успокаивала, читала сказки, стихи, объясняла, какие для выздоровления ей будут делать манипуляции. В конце моего суточного дежурства я ей сказала, что все у нее хорошо и завтра ее переведут в общую палату. Однако пациентка неожиданно сказала, что не хочет, чтобы ее переводили. На вопрос, почему, ответила – “Там тебя не будет!”»

Понятие «забота о пациентах» – синтетическое, интегративное, причем в его содержании более важны коммуникативный и этический аспекты, чем манипулятивный и технический. «Заботу о пациентах нельзя проконтролировать, к ней невозможно принудить. Забота проистекает из личных и культурных представлений и пристрастий» [1, с. 114]. Как здесь не повторить: нравственная регуляция поведения личности – это всегда «самопринуждение к добру» (гл. 1).

Конкретный смысл норм Этического кодекса таков: «Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний» (ст. З).

Однако следование этому этическому идеалу сопряжено с постоянными стрессами, с огромными эмоциональными затратами самой медсестры. Не случайно в отделениях интенсивной терапии, паллиативной медицинской помощи, в хосписах и т.д. у медперсонала как следствие физической и душевной усталости нередко развивается «синдром выгорания». Возражая своим оппонентам, считающим, что защитой от «выгорания» как раз является стратегия поддержания дистанции с пациентом, П. Беннер пишет: «Лучшим противоядием от сгорания на работе являются участие и неравнодушие, позволяющие при необходимости черпать силы из источников, которые открываются самой ситуацией. Я называю это силой участия и поддержки» [1, с. 142]. Иными словами, главный ресурс компенсации при таких душевных затратах, как у медсестер, преимущественно духовного свойства.

История сестринского дела убеждает, что верность тяжкому сестринскому призванию всегда означала сочетание высокой моральной мотивации и конкретных социальных целей, которые преследовали отдельные медсестры. Подвиг сестер милосердия Крестовоздвиженской общины во время Крымской войны – их религиозное служение и одновременно начало широкого патриотического движения русских женщин в дореформенной (до 1861 г.) России. В настоящее время перед отечественными медсестрами стоит иная историческая задача – продвинуть на самом деле реформу сестринского дела в России, в ходе которой сестринская профессия обретет такой же высокий социальный статус, как и во всех развитых странах. Когда общество требует от представителей сестринской профессии огромных человеческих затрат, у самих медсестер нет иного выхода, как наращивать свой профессиональный потенциал – потенциал образования, квалификации, профессиональной солидарности, духовности и т.д.

8.4. Уважение человеческого достоинства пациента

Ст. 4 Этического кодекса («Уважение к человеческому достоинству пациента») предписывает: «Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациенту, независимо от его возраста, пола, характера заболевания, расовой и национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий».

Во-первых, этический запрет на дискриминацию пациентов при оказании медицинской помощи, осуществлении сестринского ухода есть конкретизация важнейшей нормы международного права, начиная со Всеобщей декларации прав человека ООН (1948). Однако еще раньше значение данного требования профессиональной медицинской этики показал Ф.-Й. Гааз (о чем говорилось в гл. 2).

Во-вторых, медицинские работники, к сожалению, очень часто не отдают себе отчета, как широко распространена дискриминация пациентов в медицинских учреждениях в зависимости от возраста («Ну чего вы хотите, ему же 80 лет»); от характера заболевания (когда это пациенты с венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированные, гомосексуалисты, душевнобольные, наркоманы, алкоголики и т.д.); от национальной принадлежности (информация из газет в начале 1990-х гг.: врач скорой помощи в эстонском городе упрекает пациента за то, что тот не выучил эстонский язык); от политических убеждений (информация из газет: во время избирательной кампании в одном из подмосковных городов врач поликлиники, симпатизирующий КПРФ, отказывает в приеме пожилой пациентке, голосовавшей за кандидата в президенты некоммунистической ориентации) и т.д.

Однако эти отдельные примеры теряются в огромной массе других, когда на бессознательном уровне, в силу, так сказать, социального инстинкта многие медсестры (равно как и врачи) отдают предпочтение пациентам с определенным материальным или социальным положением – ведь «заботу о пациентах нельзя проконтролировать» (П. Беннер). В связи с этим следует напомнить такую норму из той же ст. 4 Этического кодекса: «При установлении очередности оказания медицинской помощи нескольким пациентам медицинская сестра должна руководствоваться только медицинскими критериями, исключая какую-либо дискриминацию».


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 27; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!