Глава 7. Медицинская тайна 3 страница



Наибольшее значение с точки зрения практики сестринского дела, сестринского ухода за больными имеет следующая норма ст. 4 Этического кодекса: «Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения».

Во-первых, это этическое требование уважения автономии пациента. Во-вторых, среди профессиональных функций, по П. Беннер, выделяется функция, которая так и называется – «максимальное вовлечение пациента в лечебный процесс»: «Данный навык подразумевает наличие у медсестры по меньшей мере двух качеств: умение уловить в пациенте силу, желание, тягу к выздоровлению и способность использовать эти волевые качества пациента» [1, с. 47].

Здоровье – это не только гармония метаболических процессов, не только нормальные физиологические показатели жизнедеятельности организма, но и жизнестойкость личности, мера адаптации к окружающей среде, а значит – и степень свободы человека в этом мире. Для медсестры из этих философских посылок следует, что всемерное поощрение, стимулирование пациента к самостоятельности, независимости (разумеется, в рамках, допустимых его клиническим статусом) чрезвычайно важны с морально-этической точки зрения, а вслед за этим и с позиций современного сестринского дела как науки.

Даже прикованный к постели пациент в меру его физических и психических возможностей должен пользоваться максимальной свободой в пределах собственной кровати. Рискнем заметить, что если бы великий Г. Гейне, страдавший в конце жизни мучительной неизлечимой болезнью, был обеспечен современным сестринским уходом, он не сказал бы, что жизнь его в тот период – это «матрасная могила». Хотя с больными, перенесшими тяжелое расстройство мозгового кровообращения, со спинальными больными и т.д. лечебной физкультурой занимается, как правило, специалист ЛФК, стимулирование мотивации у пациента к этим занятиям – компетенция и профессиональная обязанность медсестры.

Даже в отделениях интенсивной терапии, где, казалось бы, пациент все более превращается в объект медицинских манипуляций, этическое требование вовлечения его в лечебный процесс может сохранять свое значение.

Казус 22. Пациент 17 лет с переломом шейного отдела позвоночника, в сознании, в состоянии шока. За сутки дыхание стало ослабевать, решено провести интубацию и подключить ИВЛ. Пациент очень чувствительно перенес интубацию, частота дыхания достигла 40, врачи принимают решение увеличить дозу седативного средства («выключить его»), чтобы восстановить дыхательную деятельность. Далее собственные слова медсестры: «Я-то знала, что такая мера может впоследствии привести к серьезным осложнениям... Я просто знала, что проблему с возбуждением и частотой дыхания можно разрешить без таких отчаянных мер. Я принялась с ним разговаривать, успокаивать... уверенным и спокойным тоном... Я говорила убежденно, по-профессиональному честно и в то же время искренне и по-дружески. Потом я вступилась за него перед врачами, уговорила их еще немного повременить... На то, чтобы заставить его расслабиться, у меня ушло три с половиной часа. Ему нужно было понять, что с ним произошло и что происходит сейчас... Ему было необходимо участвовать в происходящем, а не чувствовать себя беспомощным объектом. Вот и вся разгадка» [1, с. 44].

Право пациента на информацию. Уважение человеческого достоинства пациента в контексте современной биомедицинской этики – это также гарантии, реализация права пациента на информацию.

Этический кодекс гласит: «Медицинская сестра должна быть правдивой и честной. Моральный долг медицинской сестры – информировать пациента о его правах. Она обязана уважать право пациента на получение информации о состоянии его здоровья, о возможном риске и преимуществах предлагаемых методов лечения, о диагнозе и прогнозе, равно как и его право отказываться от информации вообще» (ст. 6). В соответствии с Лиссабонской декларацией ВМА (о правах пациента), Этический кодекс допускает иногда «святую ложь» в общении с пациентом: «В исключительных случаях медицинская сестра имеет право скрыть от пациента информацию, если она убеждена, что таковая причинит ему серьезный вред» (ст. 6).

Реальное положение медсестер в современном отечественном здравоохранении, их компетенция и круг обязанностей пока таковы, что решение вопросов информирования пациентов почти целиком остается делом врача. Иное положение и соответственно гораздо шире профессиональные функции у медсестер в тех странах, где реформа сестринского дела (в ходе которой преодолевается взгляд на медсестру как всего лишь на технического исполнителя указаний врача) развивается уже несколько десятилетий. П. Беннер пишет: «Все более общепризнанным становится, что пациенту хочется и нужно знать, что, как и зачем с ним делают. Поэтому разъяснение смысла лечения и обоснование его необходимости становится одной из главных обязанностей медсестры. Тут требуется искусность и осторожность. Медсестра должна оценить, что можно говорить пациенту, а что ему знать не нужно и даже вредно; должна найти такие слова, чтобы пациент ее понял. А иногда медсестрам нелишне бывает признать, что и они не все понимают» [1, с. 63].

Исследование П. Беннер убеждает, как многообразны вопросы информирования пациентов в работе американских медсестер. Прежде всего, медсестра стационара сообщает вновь поступающим пациентам распорядок дня, основные больничные правила, чтобы ускорить их адаптацию к новой среде, ведь большинство сталкивается с больничной обстановкой впервые. Бывает, что симптом, свидетельствующий о положительной динамике заболевания, пациент истолковывает как признак ухудшения состояния. Врачи, как правило, очень заняты, и у пациентов обычно нет возможности обсудить с ними беспокоящие их вопросы, как только эти вопросы возникают. Сосредоточенный на подобных новых ощущениях пациент чаще всего попытается найти ответ у медсестры, которая всегда рядом. Часто вообще пациент сначала обсуждает интересующий его вопрос с медсестрой, а уж потом обращается к врачу [1, с. 58].

Среди профессиональных сестринских функций П. Беннер особо выделяет функцию, которую она назвала «Умение выяснить, как пациент интерпретирует свою болезнь, и понять его». В отечественной литературе это явление обозначается как «внутренняя картина болезни».

Приведем два примера.

Казус 23. Онкологическая больная связывает возникновение у нее болезни с рождением ребенка. Она рассказала медсестре, что никак не хотела заводить ребенка, но поддалась на уговоры мужа. Теперь она не может освободиться от навязчивой мысли, что если бы она не уступила тогда мужу, то была бы сейчас здорова. Медсестра этой пациентки сочувственно сказала, что понимает, как ей тяжело жить, видя причину своей болезни в своем ребенке [1, c. 62]. Вероятно, здесь можно было бы добавить, что с научной точки зрения нет достаточных оснований считать, что именно беременность стала причиной возникновения рака.

Казус 24. Пациентке, 40 лет, временно наложена илеостома в связи с язвенным колитом. Она хочет научиться грамотному уходу за собой, но испытывает небывалое чувство брезгливости. Слова медсестры: «Я научила ее менять пакеты, обрабатывать кожу вокруг отвода. Я не предпринимала никаких попыток, чтобы изменить ее отношение к своей илеостоме... По-моему, ее очень тронуло, что я принимаю ее отношение и учу ее соответственно, а не стараюсь ее убедить, что илеостома – вещь хорошая и нужная, что ничего противного в ней нет» [1, c. 63].

Необходимо подчеркнуть, что П. Беннер говорит не просто об информировании пациента, но об обучении его тому, как лучше соответствовать новым обстоятельствам жизни, детерминированным его болезнью (гл. 5 ее труда так и называется: «Наставничество и обучение»). Она пишет: «Медсестры стали настоящими специалистами во всем, что касается просвещения и обучения больных по ходу болезни» [1, с. 58]. Каждый преподаватель скажет, что функция учительства (необходимость изложить свои знания другому в диалоге с ним) есть самый верный путь самому систематизировать и организовать свои знания. Причем всякий раз на этом пути обнаруживаешь недостаток собственных знаний, что заставляет непрерывно учиться. Значит, взяв на себя функцию «наставничества и обучения», медсестра приобретает мощный стимул расширения профессиональной компетентности.

Важно выбрать момент, когда пациент «готов к обучению».

Казус 25. Пациенту наложена илеостома, он подавлен, раздражителен, чувствует себя беспомощным, ущербным, явно пребывает в состоянии стресса. Медсестра описывает свое поведение спустя несколько дней после операции: «У меня сегодня был очень приятный случай, связанный с обучением пациента. Мне удалось отложить все дела, и полтора часа я его учила, потому что он был готов меня слушать, как никогда... Он задавал много вопросов... У него появилась надежда научиться, как ему быть со всем этим дальше» [1, с. 59-60].

Приведенный пример иллюстрирует также функцию медсестры, которую П. Беннер назвала «Помощь пациенту в изменении образа жизни в соответствии с требованиями, которые накладывают последствия болезни». Еще один пример, поясняющий эту функцию.

Казус 26. Патронажная медсестра, работая с картотекой, обратила внимание на старшеклассника с прогрессирующей мышечной дистрофией, который перестал ходить в школу и обучался дома. Посетив пациента, она обнаружила, что у него дома почти ничего не приспособлено для жизни такого инвалида. К тому же пациент оказался истощенным из-за всякого рода диковинных диет. Сначала медсестра организовала его полноценное питание, и он окреп. Затем она обратилась в Ассоциацию помощи больным мышечной дистрофией, активисты которой бесплатно оборудовали квартиру, где жил пациент, и организовали ему помощь с транспортом. Уже через три недели подросток опять посещал школу [1, с. 61].

Раскрывая функции медсестры по информированию пациентов, П. Беннер выделяет и такой аспект: «Просвещение: разъяснение тех аспектов болезни, о которых не принято говорить в обществе». Речь идет о том, что медсестры должны овладевать искусством обсуждения с пациентами и их близкими вопросов, связанных с болью, уродствами, психическими расстройствами, смертью и т.д., что обычно не принято обсуждать по соображениям приличия. Автор также говорит, что в беседах с нею медсестры приводили многочисленные примеры, когда они рассматривали родственников пациентов как своих подопечных. Таким образом, необходимо выделить еще одну профессиональную функцию медсестры – «Эмоциональная и информационная поддержка близких больного» [1, с. 51,65].

Касаясь раздела Этического кодекса, отражающего право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него (ст. 7), необходимо отметить следующее. Постепенно и в отечественной медицине внедряются современные этические стандарты, которые становятся частью профессиональных стандартов вообще. Согласно приказу Минздрава РФ № 303 от 09.08.1999, в практику здравоохранения введен отраслевой стандарт «Протоколы ведения больных». Стандарт разработан для решения следующих задач: установление единых требований к порядку профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных с различными заболеваниями; унификация расчетов стоимости медицинской помощи; контроль объемов, доступности и качества медицинской помощи, оказанной пациенту в медицинском учреждении, в рамках государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью.

Например, в рамках «Протокола ведения больных» в разделе профилактики пролежней у пациентов разработана «Форма информированного согласия пациента при выполнении протокола и дополнительная информация для пациента и членов его семьи» (автор проекта этого документа – заведующая кафедрой сестринского дела Московского медицинского колледжа № 1 И.И. Тарновская): «План выполнения противопролежневых мероприятий обсуждается и согласовывается с пациентом, а при необходимости – с его близкими.

Пациент должен иметь информацию:

• о факторах риска развития пролежней;

• о целях всех профилактических мероприятий;

• о необходимости выполнения всей программы профилактики, в том числе манипуляций, выполняемых пациентом и/или его близкими;

• о последствиях несоблюдения всей программы профилактики, в том числе снижении уровня качества жизни.

Пациент должен быть обучен: технике изменения положения тела на плоскости с помощью вспомогательных средств (поручней кровати, подлокотников кресла, устройства для приподнимания больного), технике дыхательных упражнений.

Дополнительная информация для родственников:

• места образования пролежней;

• техника перемещения;

• особенности размещения в различных положениях;

• диетический и питьевой режим;

• техника гигиенических процедур;

• наблюдение и поддержание умеренной влажности кожи;

• стимулирование пациента к самостоятельному перемещению каждые 2 часа;

• стимулирование пациента к выполнению дыхательных упражнений.

Примечание. Обучение пациента и/или его близких нужно сопровождать демонстрацией рисунков и комментариями. Данные об информированном согласии пациента регистрируются в специальном бланке».

Медицинская тайна отражена в ст. 8 Этического кодекса: «Медицинская сестра обязана неукоснительно выполнять свои функции по защите конфиденциальной информации о пациентах, в каком бы виде она ни хранилась». Как считает американский специалист в области медицинской этики Р. Эдвардс, социальное, морально-этическое значение конфиденциальности взаимоотношений врача, медсестры и т.д. с пациентом заключается в следующем.

1. Конфиденциальность является подтверждением и защитой более фундаментальной ценности – неприкосновенности частной жизни (добавим от себя: это закреплено и в международном праве – Хартии прав человека, и в Конституции РФ).

2. Конфиденциальность защищает социальный статус и экономические интересы пациента. Наша иллюстрация этого положения: допустим, главная медицинская сестра какого-то ЛПУ имеет ВИЧ-позитивный статус. Ее работа, по сути дела, есть работа менеджера. Однако она может быть подвергнута, при обнародовании факта заражения, дискриминации со стороны окружающих, хотя никакой опасности для пациентов она не представляет.

3. Конфиденциальность важна как условие откровенности общения с пациентом.

4. Конфиденциальность призвана обеспечить доверие между пациентом и медиками. Понятие доверия шире понятия откровенности. Больной, допустим, должен быть уверен, что, если он окажется в бессознательном состоянии медики будут принимать касающиеся его решения только в его высших интересах.

5. Строгость медика в отношении правила конфиденциальности так или иначе влияет на имидж медицинских профессий, репутацию их отдельных представителей; значение этого фактора возрастает в связи с утверждением права пациента на выбор врача, медсестры, медицинского учреждения и т.д.

6. Конфиденциальность есть условие реализации права пациента на автономию, свободу, самоопределение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Если посторонние узнают что-то из обстоятельств жизни пациента, который не хотел бы такой огласки, то это стесняет свободу пациента [14, с. 35-38].

 

8.5. Primum – nоn nосеrе! (Прежде всего – не навреди!)

Казус 27. В Саранске медсестра делала клизму 6-летнему ребенку, но по небрежности ввела ему раствор хлора – больной погиб.

Казус 28. Медсестра одной из медсанчастей Нижнего Новгорода не прекратила процедуру, несмотря на жалобы ребенка на невыносимую боль и лишь уговаривала пациента потерпеть.

Казус 29. Медсестра одной из районных больниц Калужской области занималась частной практикой, в том числе принимая больных у себя дома. После инъекции димедрола состояние одного из пациентов резко ухудшилось и он умер. Медсестра расчленила тело и спрятала его, вскоре она была арестована.

Казус 30. В череповецкой городской больнице медсестра перепутала очередность пациентов, идущих на операцию. В результате хирург удалил крайнюю плоть ребенку, которого следовало оперировать по поводу грыжи, а другого ребенка с гипертрофическим фимозом прооперировал по поводу отсутствующей у него грыжи. Оба пациента впоследствии были прооперированы повторно (Примеры 27-30 приведены по: 16, с. 76-77).

Ст. 5 Этического кодекса гласит: «Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины «Прежде всего – не навредить!». Актуальность данного этического требования в современных условиях велика, как никогда ранее в истории медицины. Причина в инвазивности, «агрессивности» многих современных медицинских вмешательств, в многообразии побочных действий таких вмешательств. Этический принцип непричинения вреда является ключевым в современной медицине хотя бы потому, что здесь пересекаются, перекликаются многие вопросы медицинской этики и медицинского права: моральная и юридическая ответственность медсестры; ятрогении и профессиональные ошибки; границы и критерии профессиональной компетенции медсестры; взаимоотношения медсестры с врачами и т.д.

В работе П. Беннер имеется специальная глава (гл. 9) «Соблюдение и обеспечение безопасности лечебного процесса», которая соответствует одной из семи областей компетенции медсестры. П. Беннер пишет: «Поскольку медсестры всегда присутствуют в отделении и координируют все взаимодействия пациента с медицинским коллективом, именно они оказываются теми, кто в состоянии выявить и предотвратить ошибки; особую бдительность им приходится проявлять по отношению к ординаторам, делающим первые шаги на врачебном поприще. Во время бесед медсестры жаловались, сколько времени отнимает у них предотвращение и выявление ошибок» [1, с. 91].

Опыт общения с больным, который есть только у медсестры, то, как она «знает больного», помогает ей как бы опережать события и выявлять потенциально возможные ошибки. «Незаинтересованная, безразличная медсестра не уловит того необычного в поведении, что, как правило, и является сигналом тревоги» [1, с. 92]. Назначение современных лекарственных препаратов предполагает тщательность медсестринского наблюдения, надежную регистрацию медсестрой терапевтических эффектов, изменений в состоянии больного, что зачастую является гарантией его безопасности и даже выздоровления.

П. Беннер выделяет особую профессиональную функцию медсестры - »Систематическая подстраховка, обеспечивающая безопасное лечение и уход». Наиболее трудный вопрос – какой должна быть тактика медсестры, если она уверена, что назначения врача нерациональны (например, противоречат изменившемуся состоянию больного), а то и просто ошибочны с самого начала. Поскольку этот вопрос тесно связан с вопросами, которые мы обсуждаем ниже (моральная ответственность медсестры за свою профессиональную компетентность и этические аспекты ее взаимоотношений с врачами), то здесь лишь приведем соответствующую позицию П. Беннер: «Иногда медсестре приказывают произвести вмешательство, которое противоречит безопасности конкретного пациента... Именно медсестра отвечает за то, чтобы вовремя уловить недопустимость того или другого вмешательства или необходимость изменения лечебного плана» [1, с. 92].

Вот слова опытной медсестры неонатологического отделения: «В нашей работе часто приходится сталкиваться с неопытными врачами, которые хуже нас знают, какие, например, изменения дыхательного режима необходимы недоношенному младенцу. Так что я считаю составной частью своей работы защиту в критических ситуациях пациентов от неопытных врачей, хуже меня разбирающихся в респираторных функциях» [1, с. 91].

Другая медсестра рассказывает, как она взяла на себя ответственность, внеся изменения в медицинские предписания пациенту.

Казус 31. У больного раком поджелудочной железы (между прочим – молодого врача) после диагностической лапаротомии отмечалась высокая температура. Три ночи медсестра будила его каждые четыре часа, заставляла делать дыхательные упражнения. На четвертую ночь температура несколько снизилась, но больной выглядел утомленным и невыспавшимся. Медсестра решила его не будить и дать ему выспаться. Утром температура не изменилась. Слова медсестры: «...Я твердо знала: этому пациенту лучше дать выспаться, а другого надо обязательно разбудить и проделать с ним дыхательные упражнения... От меня требуется в каждом конкретном случае самой решать, что лучше» [1, с.94]. Надо полагать, что с профессиональной и моральной точек зрения медсестра в данной ситуации права. Однако остается еще юридический вопрос: в нашей стране медсестра не имеет права вносить изменения во врачебные назначения.

Впрочем, и в других странах, где реформа сестринского дела гораздо более продвинута, чем в России, проблема взаимоотношений медсестер с врачами является, быть может, самой напряженной. В своем исследовании П. Беннер выделяет профессиональную функцию медсестры – «Умение добиться своевременной и адекватной реакции врача на происходящее» [1, c.95]. Речь идет о своеобразной дипломатии медсестры как ее особом профессиональном качестве. Это качество определяется, прежде всего, профессиональной грамотностью медсестры, ее способностью убедительно и аргументированно изложить причины своего беспокойства за пациента.

8.6. Уважение к профессии

Приступая к комментарию раздела Этического кодекса «Медицинская сестра и ее профессия» (ст. 11-13), необходимо сказать следующее. Одной из важнейших функций профессиональной этики является функция консолидации профессии. Профессиональная этика определяет моральные цели («сверхзадачи») функционирования профессии. Средства же в значительной степени зависят от социальных обстоятельств, окружающих конкретных медсестер. Реформа сестринского дела во многом заключается в изменении этих самых социальных обстоятельств.

Первое положение данного раздела Этического кодекса гласит: «Медицинская сестра должна поддерживать авторитет и репутацию своей профессии. Опрятность и соблюдение правил личной гигиены – неотъемлемое качество личности медицинской сестры». Работа медсестры такова, что физический контакт (перевязка ран и т.д.) с пациентом неизбежен. Из этого следует, что создание комнат личной гигиены – важное условие следования цитированной выше норме Этического кодекса.

Медицинская сестра и подарки пациентов. Более подробно рассмотрим следующие положения ст. 11 Этического кодекса: «Право и долг медицинской сестры отстаивать свою моральную, экономическую и профессиональную независимость. Медицинская сестра должна отказываться от подарков и лестных предложений со стороны пациента, если в основе лежит его желание добиться привилегированного положения по сравнению с другими пациентами. Медицинская сестра вправе принять благодарность от пациента, если она выражается в форме, не унижающей человеческого достоинства обоих, не противоречит принципам справедливости и порядочности и не нарушает правовых норм».

В непростом вопросе о подарках пациентов медицинским работникам следует различать исторические, социально-экономические, правовые и морально-этические аспекты. Сразу же подчеркнем: чувство благодарности пациента как его естественная реакция, естественный ответ на оказанную ему высокопрофессиональную медицинскую помощь – это давняя традиция, коренящаяся в глубинных нравственных законах, определяющих взаимоотношения людей.

В то же время все наши нравственные чувства осознаются всегда в определенном социальном контексте. Частнопрактикующий врач за свои визиты к пациенту (или за прием последнего в своем частном кабинете) получает от пациента гонорар. Гонорар – это и оплата профессиональных услуг, и оценка профессионального авторитета, известности специалиста, и в определенной степени – отражение материальных возможностей пациента.

В советской системе здравоохранения почти все врачи и медсестры оказались наемными работниками государственных медицинских учреждений, в которых все средства труда, естественно, принадлежали государству. Как госслужащие, все они получали зарплату. Тем самым пациенты как бы совершенно освобождались от заботы вознаграждать медиков за оказываемую им медицинскую помощь. Парадокс заключается в том, что именно в этой системе здравоохранения (не только в СССР, но и в других соцстранах) традиция дополнительно вознаграждать труд медицинских работников получила особенно большое распространение. Причин тому было несколько: 1) чувство, сознание благодарности у пациента в его взаимоотношениях с медицинскими работниками естественно и, так сказать, неискоренимо; 2) явно заниженный стандарт оплаты труда медицинских работников в соцстранах порождал стремление самих пациентов устранять эту социальную несправедливость; 3) дефицит тех или иных медицинских услуг (как часть общего дефицита услуг в социальной сфере) принуждал пациентов к подобным «правилам игры».

Юридическое понятие «взятка» относится только к должностным лицам (главным, старшим медсестрам, заведующим ФАП и т.д.) и подразумевает: «Получение должностным лицом... денег... или выгод имущественного характера за действия... в пользу взяткодателя..., если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица...» (ст. 290). Например, старшая сестра выдает назначенные пациенту лекарства только «за подарок». Подчеркнем, это преступление входит в раздел УК РФ «Преступления против государства».

Морально-этические аспекты проблемы подарков пациентов медикам, к сожалению, недооцениваются последними. С одной стороны, подарок как выражение чувства благодарности пациента – нормальное явление. С другой стороны, в нем может быть угроза профессиональной независимости медсестры (фельдшера, врача и т.д.), а также опасность отступления от норм социальной справедливости при оказании медицинской помощи.

Русское слово «подарок» предполагает, что вы получаете нечто (приятное, ценное для вас) даром, т.е. со стороны дарителя в этом нет ничего корыстного. Если медсестра ни в коей мере не попала в зависимость от «пациента с подарком», если она одинаково внимательно и старательно, используя одни и те же профессиональные стандарты, относится ко всем своим пациентам, то «подарок» кого-то из них оправдывается медицинской этикой, что и зафиксировано в Этическом кодексе.

Если же с помощью «подарка» пациент или его близкие хотят направлять какие-то профессиональные действия медсестры, т.е. в некотором смысле манипулируют ею как личностью, то такой «подарок» не соответствует своему понятию бескорыстного дара, но есть средство психологического давления на медсестру. О какой профессиональной независимости медицинского специалиста можно здесь говорить?! Одновременно подвергается оскорблению чувство справедливости у всех людей (прежде всего, у других пациентов) – свидетелей такого явления.

Вопрос о подарках медикам однако еще сложнее. Дело в том, что большинством населения и многими медицинскими работниками все эти подарки интерпретируются как дополнительное вознаграждение за дополнительный труд. Если это индивидуальный пост медсестры у постели тяжелобольного после ее дежурства в этом же отделении, то полученное ею вознаграждение является зарплатой, а не подарком. Если же это вознаграждение ей за особую старательность во время ее дежурства, то такая старательность не может быть оправданна ни общечеловеческой моралью, ни тем более профессиональной медицинской этикой. Моральный и профессиональный долг медсестры – относиться одинаково профессионально ответственно ко всем своим пациентам.

Таким образом, подарок пациента медику просто как знак благодарности – явление, оправдываемое и если угодно, санкционируемое моралью. В то же время «подарок пациента» как посягательство на профессиональную независимость медицинского специалиста, как фактор, усугубляющий общественную несправедливость в нашей жизни, аморальное явление, осуждаемое медицинской этикой. При таких условиях речь идет о социальном зле, которое в конечном счете деформирует психологию и пациентов, и медицинских работников. Медсестра обязана понимать, сознавать, что у «подарков пациентов» есть и лицо, и изнанка. Принять подарок или отказаться от него – значит совершить моральный выбор, учитывая все аспекты этого социального явления.

Отношение медсестры к своему здоровью и медицинская этика. Заключительное положение ст. 11 Этического кодекса гласит: «Поведение медицинской сестры не должно быть примером отрицательного отношения к здоровью». Еще Гиппократ учил, что отношение медика к собственному здоровью имеет особый смысл. Например, современные эпидемиологические данные о пагубном влиянии курения табака на здоровье убедительны, как никогда ранее (как фактор риска табакокурение изучено едва ли не лучше всех других). Значит, пример курящей медсестры обладает огромным потенциалом «негативной педагогики». Вот почему курение в среде медицинских работников – это не только «вредная для здоровья привычка», но и неэтичное с позиций профессиональной медицинской этики поведение.

Профессиональная солидарность медицинских сестер. Первая часть ст.12 Этического кодекса («Медицинская сестра и коллеги») гласит: «Медицинская сестра должна отдавать дань заслуженного уважения своим учителям. Во взаимоотношениях с коллегами медицинская сестра должна быть честной, справедливой и порядочной, признавать и уважать их знания и опыт, их вклад в лечебный процесс. Медицинская сестра обязана в меру своих знаний и опыта помогать коллегам по профессии, рассчитывая на такую же помощь с их стороны, а также оказывать содействие другим участникам лечебного процесса, включая добровольных помощников. Медицинская сестра обязана уважать давнюю традицию своей профессии – оказывать медицинскую помощь коллеге безвозмездно. Попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег неэтичны».


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!