Архитектоника детективного жанра



Автор, укрывшийся под псевдонимом Loft, рассуждает о детективном жанре, предполагая, что история детектива уже завершена и что как жанр он уже умер. Статья, как говорит автор, “написана под впечатлением Фуко, Бодрийяра и иже с ними - с их языковыми = знаковыми играми. Очень хотелось поиграть словами - и вот результат. Не слишком-то блестящий...”. Но прочитать ее можно, и даже не без интереса.

“...условимся понимать под детективным жанром то, что в литературоведении принято называть классическим детективом. Его история начинается в 40-е гг. XIX в. с имени Э. По, имеет в зените нескольких значительных авторов... и благополучно завершается к началу 40-х гг. XX века активным поиском неформальных лазеек и эффектов коктейля, приведших к изобретению триллера. Ни одна из современных вариаций на тему детектива... не может считаться детективом в первоначальном смысле...”

http://www.art.uralinfo.ru/LITERAT/Int_best/Index_ib5.htm#Akunin

Н. В. Логинова

Явление Бориса Акунина. Секретная миссия постмодерниста.

Небольшая заметка, рекомендующая книги Б.Акунина библиотекарям и читателям.

“Сага Акунина про суперсыщика Эраста Петровича Фандорина… и впрямь явление во многих отношениях выдающееся. Во-первых, это действительно детективы, т. е. произведения искусственные, головоломки. В то же время это, безусловно, литература, причем литература современная, постмодернистская”.

 

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/BIOGRAPHY.HTM

Ю.М. Лотман

Биография - живое лицо

“Человек”, 1985, № 2

В статье, посвященной жанру литературной биографии и конкретным книгам, выходившим в серии “ЖЗЛ”, Ю.М.Лотман любопытным образом касается жанра детектива. Он говорит о том, что в ставшем в последнее время весьма популярном жанре “детективного литературоведения”, то есть в произведениях, в которых автор биографии ведет “расследование по делу” своего героя, возникает неизбежное смещение точки зрения автора книги (и читателя) на предмет описания. Логика жанра, избранного писателем, независимо от намерений автора ведет к тому, что описываемый герой “литературной загадки” занимает положение “жертвы” и, следовательно, уходит на второй план повествования, а в центре внимания оказывается сам автор книги, ведущий расследование и композиционно занимающий место Великого Детектива.

“Жертва, как правило, в действии не участвует: ей суждено погибнуть, - и именно с этого момента начинается настоящее действие. Если же и участвует в сюжете, то несомненно она наименее интересная фигура: ее роль чисто страдательная - быть объектом преступного действия или намерения. Наибольший же интерес привлекает, бесспорно, детектив: ход его размышлений, самые детали его поведения подаются читателю как достойные пристального внимания.

Эту же расстановку амплуа усвоило и так называемое детективное литературоведение, часто говорящее с читателем от имени всей науки о литературе. Роль жертвы, как правило, отводится какому-либо писателю (например, “Тайна гибели писателя N” или “Кто убил писателя N?”) или литературному произведению (“Загадка таинственной рукописи”). Роль убийцы отводится друзьям, жене или высшему свету. Незадачливые следователи - все предшествующие авторы, занимавшиеся этим вопросом, а обнаруживающий преступление или раскрывающий тайну детектив - сам автор статьи”.

“Задача подлинно значительной детективной прозы (например, Честертона) близка к науке”.

 

www.relga.rsu.ru/n31/cult31_1.htm

Олег Лукьянченко, Александр Хавчин

Диалог о детективе

Авторы, сами грешащие писанием “криминального чтива”, обсуждают современную русскую литературную продукцию, попадающую в такие книгоиздательские рубрики, как “боевик”, “детектив”, “триллер” и т.п.

“То, что в нынешнем книжном потоке маркируется как детектив, чаще всего имеет лишь косвенное отношение к этому уважаемому жанру и заслуживает, на мой взгляд, самостоятельного жанрового определения... означенный жанр я определил бы не как детектив, а как уголовный порнобоевик либо боепорновик - в зависимости от преобладания того или иного компонента. Особенностью же нынешнего момента я бы назвал то, что этот жанр паралитературы не только вытеснил, но и заместил собой литературу в истинном смысле слова”.

 

Лев Лурье

Непредсказуемое прошлое: Борис Акунин как учитель истории

 О содержании статьи вполне точно говорит ее название. Проблем детективного жанра автор практически не касается.

“Наша классическая литература в отличие от английской не знала своего детектива. Полицейские романы в духе французов были, но герои типа патера Брауна или Огюста Дюпена российской традиции не свойственны”.

В. Львов

Да или нет?

“Литературное обозрение”, 1987, N 5, 34 - 38

Автор - литературный критик - обсуждает, главным образом, проблемы перевода зарубежных детективов. Теория детективного жанра практически не затрагивается.

“Сиюминутность детектива находит свое отражение и в обязательной точности бытовых реалий... То, что в произведениях иного содержания может быть заведомо известным для читателя фоном, в детективе несет самостоятельную сюжетную нагрузку...”

magister.msk.ru/library/sf/mazin209.htm

Александр Мазин

“Блеск и нищета” детективного жанра. Предмет для дискуссии.

“Эта статья - не исследование детективного жанра, как такого. Нижеизложенное - попытка разобраться в состоянии отечественного “детективного” рынка в России и проанализировать причины, которые к этому состоянию привели”.

http://www.magister.msk.ru/library/sf/mazin217.htm

Александр Мазин


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!