Массовая культура: за и против



Опубликовано в журнале: “Нева”, 2003, № 9

Интересное обсуждение проблем “массовой культуры”, в котором участвовали А.Машевский, А.Мелихов, Е.Чижова, Д.Датешидзе, А.Фролов, В.Ковалев.

Чижова: “Опасность начинается лишь на той узкой полосе, где массовая культура начинает мимикрировать, подделываться под высокую. Для меня ярчайшим примером подобной мимикрии является наш отечественный постмодернизм”.

Мелихов: “сама по себе массовая культура инертна, она никаких враждебных действий против Гомера, Шекспира, Толстого не предпринимает. Но она как вата, которая облепляет любые “твердые” частички “подлинности”. Вот как, например, борются против вредителей-насекомых, знаете? …с самолета сбрасывается большое количество стерильных особей, и они, конкурируя с нормальными, в итоге резко снижают численность популяции. “Вата” массовой культуры создает хаотическое пространство, в котором найти что-либо настоящее практически невозможно”.

 

http://www.oxpaha.ru/view.asp?1922

М. Мачнев

Литературно-художественные герои как зеркало общественного мнения о сфере негосударственной безопасности

В статье обсуждаются результаты социологических опросов на тему, указанную в названии. В одном из вопросов анкеты спрашивалось, с каким художественным образом ассоциируется частный детектив.

“Что касается конкретных результатов, то “частный детектив” Шерлок Холмса был упомянут в 27% анкет профессионалов-экспертов и 58% анкет “широких масс”. Вторым по частоте упоминания как среди экспертов, так и среди респондентов второй анкеты стал Эркюль Пуаро - 17% и 26% соответственно”.

http://eressea.ru/tavern7/019-0006.shtml

Я.Г. Мельников

Массовая литература

““Классический детектив”—один из самых “строгих” жанрово-тематических канонов.

Недаром уже в двадцатых годах нашего века были сделаны попытки зафиксировать его

родовые признаки”.

“К структуре порноромана близка формула боевиков и криминальных романов. Авторское внимание сосредоточено в них не на головоломном процессе разгадывания остроумно запутанного преступления, как в классическом детективе а 1а Конан Дойл, а на наиболее захватывающих, “ударных” моментах следствия — сценах насилия, погонях, перестрелках, драках”.

 

http://filologija.vukhf.lt/102/melnikova.htm

Ирина Мельникова

“Загадка” Джона Фаулза: к проблеме континуальности

“Respectus philologicus”, N 1(6), 2002

Научная (литературоведческая) статья, автор которой стремится “представить проблему континуальности в постмодернистском тексте” на примере повести Д.Фаулза, начинающейся как типичный детектив, а заканчивающейся как любовный роман. Ключевые слова к статье: континуальность, архитекстуальность, интертекстуальность, семиотический анализ, детективное повествование, даосизм. Проблема решается автором со ссылками на У.Эко, Г.Филдинга, Чжуан-цзы, В.Малявина и “Дао Дэ цзин”, но попутно затрагивается и вопрос о структуре детективных произведений. 

“Таким образом, древнекитайская “картина мира”, ее принципы - текст, лежащий за пределами рассматриваемого, текст, прямой отсылкой к которому является эпиграф, - оказывается одним из средств, которые позволяют связать внешне избыточные по отношению друг к другу фрагменты в единый смысловой континуум”.

http://www.libertarium.ru/libertarium/l_lib_buero3_04

Людвиг фон Мизес

Литература при капитализме

Из книги “Антикапиталистическая ментальность” (1949)

В разделе своей книги, названном “Заметки о детективных историях”, автор - “выдающийся социолог и экономист ХХ века” (как сказано в аннотации) - рассматривает детективный жанр в качестве составной части “антикапиталистической” литературы, прямо противореча в этом большинству литературоведов. Детективы фон Мизес явно не любит, но свой взгляд на них он излагает решительно и без тени каких-либо сомнений. После прочтения этого отрывка невольно возникает вопрос: а, может быть, фон Мизес такой же специалист в социологии и экономике, как и в области детектива?

“Век, в котором радикальное антикапиталистическое движение достигло невиданной, казалось бы, силы, породил новый литературный жанр, - детектив”.

“Обычный ход событий в детективе следующий: человек, считающийся респектабельным и, казалось бы, неспособным на неприглядный поступок, совершает страшное преступление. …Детектив снижает сюжет и вводит в него опошленный образ самодовольного сыщика, который находит удовольствие в том, что унижает человека, которого все считали безупречным гражданином. Побудительный мотив действий сыщика - подсознательная ненависть к удачливому “буржуа””.

“Вот почему детективы столь популярны у людей, страдающих от неудовлетворенного честолюбия … Их тайная мечта - взять реванш над своим более удачливым соперником. …Это удовольствие доставляет читателю кульминация истории, в которой он отождествляет себя самого с детективом, а своего более удачливого соперника - с разоблаченным преступником”.

 

http://vgershov.lib.ru/ARCHIVES/M/MITIN_Yuriy_Konstantinovich/_Mitin_Yu._K..shtml

Ю. К. Митин


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 418; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!