Теория и практика детективного дела



Текст, опубликованный в сетевом журнале “Самиздат”, представляет собой большой детективный рассказ, значительную часть которого составляет вмонтированный в сюжет трактат о теории детектива. Излагаемая здесь теория не слишком оригинальна, но довольно подробно описывает некоторые правила построения детективного сюжета. Правда, на практике автор рассказа изложенным правилам вовсе не следует. И напрасно.

“…при написании детективной истории все должно быть перевернуто с ног на голову. Именно это и отличает детективную прозу от обычной. Придумав схему преступления (этап К1), вы обязательно должны тотчас придумать для него и красивую развязку, финал, в котором преступник будет эффектно изобличен и пойман. Преступление и его развязка составляют такую же неразделимую пару, как замок с ключом. …И ключ и замок имеют смысл только тогда, когда они в паре, никому не нужен замок без ключа и ключ неизвестно от какого замка”.

 

http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt

Говард Ф. Лавкрафт

Сверхъестественный ужас в литературе

Широко известная статья 1927 года, посвященная описанию теории и (главным образом) истории “литературы ужасов” - жанра, тесно соприкасающегося с классическим детективом. Создание атмосферы мрачной тайны, которая не поддается рациональному объяснению и склоняет к мысли о вмешательстве потусторонних сил, - прием, часто используемый для построения детективного сюжета. Непосредственно проблемы теории детективного жанра в статье не затрагиваются.

“В настоящей истории о сверхъестественном… должна быть ощутимая атмосфера беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами; в ней должен быть намек… на самую ужасную мысль человека -- о страшной и реальной приостановке или полной остановке действия тех непреложных законов Природы, которые являются нашей единственной защитой против хаоса и демонов запредельного пространства”.

“Важнее всего атмосфера, ибо конечный критерий достоверности - не подогнанный сюжет, а создание определенного настроения”.

 

http://old.polit.ru/documents/382924.html

Роман Лейбов

Данетки, детки и черные метки, или Химия и жизнь

В своей колонке на сайте Полит.ру Р.Лейбов вспоминает об интересном жанре, который очень близок к детективу. Вот как он его описывает:

“Я вот вспомнил… о чудном жанре, который во времена нашего детства был периферийным в юношеско-подростковом фольклоре, а теперь, кажется, выдвигается вперед. Даже название для него придумали специальное - “данетка”.

Данетка - это описание некоторой ситуации, скрывающее загадку. Загадку предлагается разгадать слушателю (или слушателям), при этом можно задавать любые вопросы, на которые можно дать ответы “да”, “нет” или “не знаю”.

На берегу реки лежит труп лысого человека. Рядом - зеркало и три куска хлеба. Что произошло?

Есть классический фольклорный жанр - загадка. Фольклорная загадка, как известно, не предполагает угадывания, а предполагает знание ответа.

…Данетка отличается от классической загадки так же, как детектив - от волшебной сказки. Испытываются не познания угадывающего, а его способности к логическому мышлению. Связь с детективом (в классическом его виде) здесь очевидна. Данетка - маленькая детективная новелла, разыгранная в лицах (загадывающий идентичен автору детектива, разгадывающий - герою/читателю)”.

“задачи данеток и загадок прямо противоположны - загадка заставляет увидеть сложное там, где профану видится простое, данетка утверждает с честертоновским пафосом тезис о конечной познаваемости мира, утверждая одновременно отгадавшего в собственной интеллектуальной полноценности”.

 

 

http://exlibris.ng.ru/massolit/2004-02-05/7_riddles.html

Евгений Лесин

Убивать должен критик, а не писака

Литературные загадки, поэтические триллеры, веселые детективы

“НГ-Ex libris”, # 18 (268), 20 мая 2004 г.

О четырех переводных книгах (Р.Стаута, П.Хайсмит, Э.Макклой и А.Кросс), вышедших в 2003 году в серии “Сочинитель убийств”, в которую включаются “детективы про писателей и издателей, поэтов и эссеистов, литературных критиков и литературных агентов, убийства и преступления, так или иначе связанные с литературой и искусством”.

 

proza.ru:8004/texts/2001/07/23-66.html

Loft


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 217; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!