Немой посол с неписаной грамотой



“НГ - Ex libris”, 2001, # 23 (273)

Рецензия на роман Л.Юзефовича, который, как считает автор рецензии, написан в жанре классического детектива.

“Роман Леонида Юзефовича “Костюм Арлекина” - классический образец жанра. Это очень сложно, искусно, виртуозно выстроенное детективное повествование…”

“Детектив как строго логический жанр интеллектуальной загадки предоставляет вместе с тем особенно широкие возможности для изображения неотменяемого житейского абсурда”.

“Путилин получился живым и убедительным: автор чрезвычайно успешно преодолел грозный риф всякого детективного повествования - опасность голой функциональности центрального персонажа, “машины по разгадыванию загадок””

http://www.russ.ru/ist_sovr/sumerki/20030915_ivan.html

Елена Иваницкая

“Стена несъедобных деревьев”,

Или Еще раз о падении грамотности абитуриентов

Об изобилии грамматических, стилистических и прочих ошибок в текстах “русских детективов”. Попутно сообщается, что детектив входит в число читательских предпочтений сегодняшних московских старшеклассников. Но поскольку различение между детективом и “современным детективом” не проводится, вопрос о том, нравятся ли детям детективы, остается открытым.

 

http://magazines.russ.ru/druzhba/2003/7/ivan-pr.html

Елена Иваницкая

“Все связано со всем”

“Дружба народов” 2003, №7

О романах Леонида Юзефовича, автора прекрасной книги “Самодержец пустыни”, который помимо прочего пишет и детективные романы. Попутно задеваются и “общедетективные” вопросы. Наиболее интересное в статье (с точки зрения поэтики детектива) - цитата из интервью с Л. Юзефовичем:

“Откуда берется интерес к детективу, кажется, понимаю. Это явление чисто европейское. То, в чем восточный человек видит Тайну, европеец считает всего лишь загадкой. А что такое загадка? Это временная тайна. ...Классический английский детектив — это история с прирученной тайной, попытка балансировать на грани между “рацио” и тьмой”.

http://magazines.russ.ru/druzhba/2004/1/ivan18.html

Елена Иваницкая

Литераторы “высшего эшелона”

“Дружба Народов”, 2004, № 1

Автор статьи возмущается идиотизмом и безграмотностью массовой отечественной “литературной продукции”, выпускаемой под маркой “детектива” и “фэнтези” и приводит множество цитат из произведений Д.Донцовой, Т.Устиновой, Ю.Шиловой и других авторов, которые обосновывают ее эмоциональную реакцию. Е.Иваницкая считает, что такая “квазилитература” представляет собой “очень любопытный, загадочный, проблемный, хотя и неприятный феномен”, но сама ограничивается лишь негодованием по поводу его существования.

“Василий Розанов был особенно резок: “Страна с равным числом читателей Толстого и Вербицкой ни к черту не годится”, “…если “читатель-студент” и “читательница-курсистка” <...> на самом деле суть только “бульварные читатели”, - то, конечно, могила стране, могила культуре и образованию”.

http://magazines.russ.ru/znamia/2004/6/ii12.html

Елена Иваницкая

Надежда Иваницкая

Контора кривых зеркал?

“Знамя”, 2004, № 6

Значительную часть статьи составляет обзор литературоведческих и других научных исследований, посвященных проблемам массовой литературы. 

 “Переходя от критико-публицистических страстей к области литературоведческой, убедимся, что и здесь отношение к масслиту изменилось в последние годы на одобрительное”.

“Если верна гипотеза, что именно масслит дает объективное представление о “состоянии национального духа”, отражает реальные, искренние, глубинные желания и настроения публики, то это кошмар и ужас”.

http://magazines.russ.ru/druzhba/2003/10/ivan.html

Елена Иваницкая

Надежда Иваницкая

Masslit

“Дружба Народов”, 2003, № 10

Авторы статьи анализируют (с чувством гадливости) образцы массовой печатной продукции, заполняющей прилавки под этикетками “детектив”, “боевик”, “фантастика”, и обнаруживают, что главным (родовым) признаком всей этой квази-литературы, признаком, отличающим ее от “нормальной, вменяемой, занимательно-развлекательной литературы” является ее принципиальная незапоминаемость.

“…у детективно-фантазийного масслита специфические отношения с механизмами памяти. … Автор, название, череда событий тут же испаряются из памяти, стоит только перевернуть последнюю страницу. Испаряется текст, и тем самым исчезает время, затраченное на чтение. Деньги, затраченные на покупку, исчезли из кошелька раньше. Собственно, деньги были потрачены именно на то, чтобы вычеркнуть время. Именно так получается. Значит, именно этого и хотелось?”

“Специалистами масслита каким-то образом запрограммировано в текстах мгновенное исчезновение написанного-прочитанного из памяти читавшего. Как это делается, в чем тут фокус, пока трудно сказать. …Зато понятно, почему неудачи преследуют тех “серьезных” авторов, которые пытаются “выдать” аналогичный продукт. …В их тексты, хорошие или плохие, встроен механизм сохранения и запоминания. А это масслиту не надо и даже противопоказано”.

“Что же остается в памяти, если ничего не запоминается, все забывается, текст испаряется? Запах! Запах испарившегося продукта остается”.

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg362002/Polosy/art7_3.htm

Надежда Иваницкая

“Мне наплевать на эти законы”

Массовая литература учит антидемократии и псевдоистории

На вопросы автора статьи относительно массовой литературы и ее идеологического влияния на общество отвечают Л.Юзефович, Н.Ним, А.Мелихов, Р.Арбитман, А.Буратаева, Г.Щетинина.

“Сегодняшний отечественный детектив, боевик, фэнтези… - это не увлекательное, приятное и забавное чтение для отдыха ума, а озлобленные, агрессивные пропагандистские поделки…”

Н.Ним: “Воздействовать на массовое сознание и заморочить его новыми мифами литературные негры просто не в состоянии. …популярность всех этих детективов и боевиков, названия и авторы которых забываются через минуту, вообще преувеличена. Они бездарны, а поэтому и не способны влиять на читателя”.

Ильин В.

Есть о чем подумать

“Литературное обозрение”, 1987, N 7, 41 - 43

Отклик на дискуссию читателя - любителя детективов. Автор, по профессии генетик-селекционер, считает, что в серии “Зарубежный детектив” сначала (1965 - 1975 гг.) действительно преобладали произведения детективного жанра, но с 1976 года книги этой серии не соответствуют своему названию - в них печатается всё что угодно, но почти нет детективов.

“...прежде, чем начинать действительно серьезную дискуссию, необходимо точно определить ее предмет. Понятие же “детективное произведение” в опубликованных в вашем журнале статьях настолько расплывчато, что включает в себя все - от шпионских поделок Яна Флеминга и ему подобных до чисто социальных “трудных” романов Сименона. А ведь ни то, ни другое к детективному жанру прямого отношения не имеет. Разве правомерно считать детективом любую книгу, где есть преступление? В последние годы входят в моду термины “политический детектив”, “социальный детектив”, “фантастический детектив” и т.д. Но ведь так можно дойти и до “шпионского детектива”, “детектива о разведчиках”, “военного детектива”. Почему бы и нет?”

 

http://www.auditorium.ru/books/301/IONIN_chapter26.html

Леонид Ионин


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!