О романе Бориса Акунина “Смерть Ахиллеса”.
“Роман Бориса Акунина “Смерть Ахиллеса” - это добротный детектив, приятный для не
обременяющего мозги чтения, и не раздражающий, в отличие от большинства его
современных собратьев, глупостью или пошлостью. Что само по себе уже немало. Но,
заметим, явно недостаточно для того, чтобы быть выдающимся произведением.
…Резюме: ничего выдающегося, но читать можно, особенно от нечего делать”.
http://www.uni-potsdam.de/u/slavistik/zarchiv/1197wk/kk019-81.htm
Борис Дубин
Массовая литература
“Ex Libris НГ”, 1997, № 19 (20 ноября)
Перепечатанная приложением к “Независимой газете” статья из “Словаря юного литературоведа”. Возможно, она и представляет собой ценное пособие для “юного литературоведа” (который предполагается, судя по стилю изложения, уже закончившим аспирантуру), но, к сожалению, из нее не удается понять, чем “массовая литература” отличается от “обычной” литературы (и есть ли между ними различие вообще?). Автор склонен считать, что Стендаль с Чеховым (и их читатели) появились на свет раньше Кинга и Пикуля и в силу этого им удалось захватить ключевые позиции на литературном рынке. Но представители “массовой литературы” не сдались, и в последнее время, используя современные маркетинговые стратегии, они сильно потеснили “истинную” литературу в сознании “массового читателя”, а тем самым сравнялись с ней в “истинности”.
“Массовая литература не только жизнеподобная, но и жизнеутверждающая”.
|
|
“Измеряемая идеализированными критериями литературной классики, массовая литература обвинялась в художественной низкопробности и шаблонности, порче читательского вкуса. … Во всех подобных позициях для социолога литературы слишком хорошо различимы признаки групповой оценки и межгрупповой идейной борьбы, конкуренции за власть, черты определенной и хронологически-ограниченной идеологии литературы. (К середине ХХ в. противопоставление авангарда и классики, гения и рынка, элитарного и массового в Европе и США окончательно теряет принципиальную остроту и культуротворческий смысл: массовое искусство и литература обладают пантеоном признанных и изучаемых классиков…”
http://www.russ.ru/krug/20010911.html
Борис Дубин
Средняя литература для среднего человека
Текст интервью, которое социолог, сотрудник ВЦИОМ Б.Дубин дал “Русскому журналу” в сентябре 2001 года. Темой интервью была литературная ситуация в России, и в тексте есть несколько интересных высказываний Б.Дубина о массовой литературе.
“В начале 90-х вкусы читателей отчетливо массовизировались - в том числе и многих из тех, кто причислял себя к интеллигенции, подтягивался к интеллигентским стандартам. Теперь они легко и быстро сбросили с себя интеллигентский налет, перейдя на чтение боевиков, детективов, любовных романов”.
|
|
“В социологическом плане очень важно, что из культурного поля исчезла фигура так называемого первого читателя. Это тот, кто по собственному наитию читает первым и говорит другим, что стоит читать. Это не литературный критик, это отчасти знаток, отчасти библиофил, отчасти “чайник” и неофит, интересующийся литературой больше всего на свете…”
“…ситуация, когда типичная “покетбуковая” литература, которая уместна в киосках на вокзалах, продается в крупных книжных магазинах, а зачастую даже в маленьких магазинах “трудной книги”, с точки зрения развитой культуры абсурдна… Это значит, что одни группы используют для своих целей символы других групп, постоянно их передергивают, перемешивают, переозначивают”.
http://www.nlo.magazine.ru/archive/61.html
Сергей Дубин
Детектив, который не боится быть чтивом
Автор статьи рассуждает о причинах популярности романов Б.Акунина. По его мнению, секрет успеха в том, что Акунин сделал детектив морально приемлемым для “образованной публики”, которая любила (как и все) жанр детектива, но не позволяла себе опускаться на уровень “большинства”.
|
|
“…Акунин берет прежде всего именно свежестью письма и стиля, не затасканного по сотням книжечек на лотках в метро…”
“…успех Акунина можно прежде всего объяснить его четким осознанием того, что профессионально сделанное чтиво ничуть не проще и на условной шкале ценностей ничуть не ниже эстетского письма… Акунин… абсолютно не стесняется массовости и не бежит ярлыка “чтива”. При этом он не рядится в тогу интеллектуального фрондерства и не играет в “литературу класса Б”, чрезвычайно модный в узких кругах “трэш”, мусор”.
“Кому-то он наверняка покажется слишком скучным или чрезмерно претенциозным, а через год-другой, возможно, о нем вообще уже никто не вспомнит. Это не важно - такова судьба всякой массовой, модной, а потому сиюминутной литературы, что не делает ее менее качественной или интересной”.
http://detec.itgo.com/report.htm
Дуплык А.Н.
Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 276; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!