Шерлок Холмс и (псевдо)дедуктивный метод



Глава из книги “Социология культуры”

Пользуясь детективной схемой как общеизвестным примером, автор утверждает, что в своих повседневных умозаключениях мы практически не пользуемся дедукцией и умозаключаем на основании псевдологического суждения того типа, который Чарльз Пирс обозначил как абдуктивный вывод. Не очень ясно, что из этого следует.

“...любой самый мудрый и знаменитый сыщик в ходе следствия мыслит так же, как героиня “Пигмалиона” Б. Шоу: “Кто шляпку спер, тот и тетку пришил”, и пользуется дедукцией только для проверки гипотез”.

http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=1041

Евгений Иz

Моделисты сегодня

Рецензия на книгу “Борхес Х.Л., Касарес А.Б. Модель убийства, СПб. 2002”

“Стиль, избранный Борхесом и Касаресом в данном случае, благодаря своей неутомимой витиеватости, словесно-пародийному изобилию и беспримерной латинской напыщенности можно было бы назвать рококо-детективом”.

http://vgershov.lib.ru/ARCHIVES/K/KAGARLICKIY_Yu/_Kagarlickiy_Yu..shtml

Ю. И. Кагарлицкий

Шерлок Холмс, которого придумал Конан Дойль

Об образе Шерлока Холмса, каким его видит автор эссе. Довольно подробно о предшественниках Конан Дойля: Коллинзе, Габорио, Диккенсе, Де Квинси.

“...жизнь изобретательнее всяких, самых искусных выдумок. Собственно говоря, Шерлок Холмс каждым своим расследованием словно бы специально подтверждает эту идею, ибо ход его мысли не просто логичен, но и парадоксален, а потому сопоставим с парадоксальностью жизни”.

 

http://www.diaghilev.perm.ru/confirence/s3/newpage9.htm

В. Е. Кайгородова

Литературный проект: Борис Акунин “Приключения Эраста Фандорина”. Развитие и контекст

Романы Б.Акунина рассматриваются автором статьи с “производственной” точки зрения: насколько хорош был план завоевания публики и насколько грамотно он был выполнен.

““Приключения Эраста Фандорина” рассчитаны прежде всего на человека, имеющего представление о главных книгах русской литературы в объеме средней эрудиции выпускника вуза, не обязательно гуманитарного (Н. Лесков, Чехов, Достоевский, Л. Н. Толстой)”.

В. Кардин

Секрет успеха

“Вопросы литературы”, 1986, № 4, 102 - 150

Первая половина статьи известного советского литературного критика - пространное и скучное рассуждение о детективе вообще, предпринятое, вероятно, для придания статье теоретического статуса. Вторая - и, по-видимому, главная - часть статьи посвящена подробнейшему критическому (довольно жесткому, но с вежливыми реверансами) разбору “идейного содержания” и “художественных особенностей” романов Ю.Семенова . Романы эти совершенно беспомощны в литературном отношении и к детективам никакого отношения не имеют, но в то время Ю.Семенов числился “олигархом” детективно-приключенческой литературы в нашей стране.

“Заметки эти не о жанре как таковом, но о примечательных его образцах и некоторых секретах успеха. Потому жанровые границы меня сейчас не слишком занимают (точно так же не слишком занимают они сегодняшних авторов и читателей)”.

 

http://www.topos.ru/cgi-bin/article.pl?id=1577

И. В. Касаткин

Русский детектив,

Или Особенности национального зла

Очень импрессионистично. По прихотливости изложения и выводов приближается к текстам Г.Гачева.

“Детектив так устроен, что от читателя ускользает - не обществу этому противостоит улавливаемый ментами тать, член оргпреступности, а другой организованной группировке - группировке начальников, олигархов, или чиновников, без разницы”.

http://magazines.russ.ru/nlo/2002/56/kasp.html

Ирина Каспэ

Соединенные с успехом

(Биографии “массовых” писателей)

 Опубликовано в журнале: “НЛО”, 2002, № 56

Автор статьи анализирует переведенные на русский язык биографии зарубежных писателей, столкнувшихся в своей жизни “с феноменом “массового” литературного успеха”. Среди прочих книг в разделе “Успех как интеллектуальная загадка” рассматриваются книга Дж.Д.Карра о Конан Дойле и две биографии Агаты Кристи, написанные Д.Морган и Ю.Бушардо.

“… “Миры” Конан Дойла и Агаты Кристи - это загадка, которую герои одновременно и разгадывают, и загадывают своим исследователям. Литературный успех в данном случае - результат того, что задача решена правильно, и биографы, в свою очередь, должны подобрать к ней ключ, восстановив необходимую формулу. Карр более бегло, Бушардо более тщательно препарируют произведения Конан Дойла и Кристи, отмечают удачные ходы, оба подробно анализируют специфику “метода”, предлагаемого для раскрытия преступлений. Особое внимание привлекает все, что могло бы маркировать структурную сложность, неоднозначность - будь то характерный для классического детектива сплав “рационального” с “иррациональным”, “здравого смысла” с “суеверием” или приемы, фактически позволяющие увеличить дистанцию между автором и его текстом и тем самым оправдать постоянное оперирование жанровыми клише (от “научного подхода” Конан Дойла до “иронии” Агаты Кристи)”.

 

http://www.geocities.com/crimstories/detectivs/2ry_lit.html

Геодим Касьянов


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 267; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!