ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ С ПОВЕСТВОВАНИЯМИ?
Арт-терапевты часто помогают клиентам увидеть смысл в том, что с ними происходит. Используя готовые истории, они помогают им постичь этот смысл и признать ценность собственного опыта. Кроме того, повествование позволяет создать «творческое пространство» для нахождения новых значений и исследования жизненных альтернатив. Повествование может быть использовано для того, чтобы осво-бодить клиента от привычных, стереотипных значений и поведенческих программ.
«Создатели образов
Затаились в нас,
И нам необходимо лишь прислушаться
36
К их словам.
Услышать их песни,
Наполнить новым смыслом
Зияющие пустоты века,
Либо продолжать путь в глухоте
И слепоте —
Без старых песен.
Разлученными с великими снами
Волшебной и бесстрашной Вселенной»
(«Жалобная песнь образов», Бен Окри)
Во многих культурах существует представление о жизни как путешествии, пути героя (героини), пролегающем в пространстве и времени. В традиционных историях может описываться путешествие с определенными «узловыми моментами», связанными с ответственным выбором, конфликтом и его разрешением, конфронтацией с препятствием и его преодолением, встречей с врагом или помощником. В подобных историях также могут содержаться описания неких средств, которые помогают герою обрести мудрость и счастье. Традиционные истории обеспечивают «укоренение» в реальности и нахождение решений для фундаментальных вопросов существования.
|
|
Традиционные истории могут рассматриваться как «культурные объекты». Размышляя над ними, вступая в творческие диалоги с их персонажами и осмысляя их содержание, мы можем осознать наше культурное наследие и те связанные с ним поведенческие программы, которые были нами усвоены. В традиционных историях также отражаются те способы мышления, которые могут выступать альтернативой или дополнением мышлению современного человека.
Язык традиционных историй прост и лаконичен, хотя рассказчик может включать в них творческие элементы. У нас всегда есть возможность наполнить канву повествования новыми деталями, отражающими работу нашего воображения. Такие истории стимулируют «активное слушание», активизируют фантазию и память, обеспечивают выражение сокровенных желаний и глубинных страхов, а также фантазий и сновидений, характерных для слушателей и рассказчиков.
Занимаясь изобразительной деятельностью, клиент может входить в особое творческое состояние, когда один образ сменяет другой наподобие того, как это происходит в сновидениях и фантазиях, и кли-
37
енту не нужно сознательно управлять этим процессом. Он словно совершает некое путешествие, и повествование при этом служит ему тем «руслом», которые придает общее направление его фантазиям и помогает контейнировать чувства.
|
|
Повествования часто служат постижению смысла опыта или его переосмыслению. Мы испытываем потребность в том, чтобы описывать жизненные события в форме «историй», которые могут быть рассказаны другим. Нередко использование заимствованных историй представляется клиенту более безопасной или удобной формой рассказа о себе, нежели создание собственного биографического повествования. Повествование может выступать одной из форм синтетической познавательной деятельности, позволяющей охватить разные уровни психического опыта, внутренние и внешние процессы, личное и социальное, реальность и фантазию.
Повествования, как правило, имеют определенную структуру, которая включает такие части, как пролог, начало, среднюю часть, кульминацию и завершение. Кульминация повествования обычно связана с переживанием наиболее сильных чувств, когда действующий персонаж получает новый опыт, переживает катастрофу или сталкивается с серьезным препятствием, по мере преодоления которых повествование переходит в фазу разрешения.
|
|
Традиционные повествования часто обеспечивают возможность драматической дистанции, которая способствует рефлексии и осмыслению опыта. Они служат оформлению и организации сложных, малопонятных чувств и представлений. Обращаясь к традиционным историям, человек, претерпевающий внутренний кризис и чувства вины, страха или отчаяния, может получить необходимую для него поддержку.
Мы склонны идентифицироваться с протагонистами, то есть героями историй, и вместе с ними переживать сложную динамику их отношений с другими персонажами. Это обеспечивает дистанцирование от «слишком личных» тем и переживаний и, в то же время, концентрацию на наиболее значимых или проблемных аспектах опыта. Благодаря историям, личное может стать общественным и быть принятым в качестве общечеловеческого и характерного для других, либо осмыслено с иных точек зрения.
Создаваемая в ходе арт-терапевтических занятий изобразительная продукция напоминает традиционные истории, поскольку и то, и другое основано на символической экспрессии и заключает в себе парадоксы. Участники арт-терапевтических занятий нередко отражают в
38
своей продукции противоречивые и, на первый взгляд, несовместимые вещи, и лишь исследуя скрытый в них глубинный смысл, им постепенно удается прийти к целостному восприятию работы и ее значения.
|
|
Традиционные истории предполагают множество смысловых уровней, а потому очень важно не ограничиваться одной-единственной интерпретацией. Можно говорить о поверхностном слое значений истории, так же, как и о более глубоком, мистериальном слое. Во многих из них содержится «закодированная» информация экологического, медицинского, психологического или иного характера.
Мы располагаем богатым набором традиционных историй, которые можно использовать для того, чтобы помочь клиентам, опираясь на их метафоры, преодолеть внутренний хаос и двигаться дальше. Многие истории содержат метафоры изменений и служат трансформации. Возникающие на пути героя препятствия способствуют мобилизации и развитию в нем новых умений и качеств, связанных с состоянием зрелости и мудрости. Это нередко передается в повествовании, описывающем, как «дурак» превратился в мудреца, либо как из заколдованного и превращенного в лягушку героя появился благородный принц. В этих случаях в повествовании могут использоваться образы с «закодированными» значениями, и для того, чтобы их постичь, необходимо уделить порой длительное время созерцаний образов и «следованию» за ними так же, как мы можем следовать за образами сновидений для того, чтобы понять их смысл. Этому способствует изобразительная деятельность на основе историй. В процессе рисования можно достичь такого состояния, когда скрытые смысловые нагрузки образов «раскрываются» сами собой, без каких-либо интеллектуальных усилий. Человек начинает видеть то, что находится за пределами обыденного и знакомого.
С КЕМ АРТ-ТЕРАПЕВТЫ
Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 205; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!