ПРИНЦИПЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ



Завершая эту главу, перечислим основные принципы интерпре­тации изобразительной продукции в аналитической арт-терапии, с учетом символического характера образов.

1. Принцип детализации требует учета не только общей структуры, но и деталей образа, включая его цветовые, связанные с использова­нием конкретных оттенков и их сочетаний, а также фактурные ха­рактеристики. Требуется учесть расположение элементов изображе­ния на листе, размер изображения, особенности линии, используемые изобразительные материалы и их физические и символические свой­ства, отсутствующие детали образа и т. д. Полезно также принять во


29

внимание характеристики ментального образа, который автор мог себе представлять прежде, чем начать его изображение, и который мог также сопровождать изобразительную деятельность. Некоторые клиенты не обладают достаточно развитыми изобразительными на­выками для того, чтобы передать в рисунке то, что они представляют, а потому важные для понимания содержательной нагрузки образа летали могут на рисунке отсутствовать.

2. Необходимость учета контекста, в котором происходит форми­рование образов и их воплощение в продуктах изобразительной дея­тельности. На формирование образов и их передачу в изобразитель­ной продукции могут влиять различные внутренние и внешние факторы, в том числе степень психологической защищенности сре­ды арт-терапевтической работы, физическое состояние клиента, от­ношение к арт-терапевту и другим участникам группы (если работа протекает в группе) и связанные с психотерапевтическими и группо­выми отношениями чувства и фантазии (в том числе отражающие реакции переноса), стадии психотерапевтического процесса и др. И конечно же, изобразительная деятельность и ее результаты не дол­жны рассматриваться в отрыве от личностных особенностей клиен­та, в том числе характерологического радикала, особенностей про­цесса развития психического развития клиента и системы его внешних отношений. Также следует учесть, в какой степени рисунок по своей тематике и характеру исполнения отличается от ранее со­зданных, продолжает ли он или развивает ли ранее проявлявшиеся в изобразительной продукции темы, и что в нем особенного и непо­вторимого. Контекст анализа также может быть расширен за счет при­нятия во внимание того, какие сны снились клиенту в последнее вре­мя, фантазировал ли он, занимался ли какой-либо творческой деятельностью и каково было ее содержание.

3. Важность феноменологического исследования, которое может проявляться в чувственном «проникновении» в образ, созерцании ра­боты, при котором внимание также направлено на телесные ощуще­ния, эмоциональные и ассоциативные реакции на работу. Феноме­нологическое исследование по возможности должно быть достаточно глубоким и всесторонним и предполагать концентрацию на деталях Работы, а также отслеживание динамики телесных ощущений, чувств и ассоциаций по мере продолжения созерцательного контакта с твор­ческой продукцией. Необходимо учесть, что автор будет делать в про­цессе феноменологического исследования, поскольку возможен его тактильный контакт с работой, ее рассматривание под разными уг­лами зрения и с разного расстояния, а также с разных сторон (в осо-


30

бенности, если работа объемная). Также возможны различные мани­пуляции с работой после того, как она будет создана. Любые действия клиента при этом могут приводить к новому восприятию работы и вызывать новые эмоциональные и ассоциативные отклики. Можно обратить особое внимание на соматические и энергетические фено­мены, связанные с воздействием работы на автора.

4. Признание многозначности (содержательной поливалентности) об­ разов, в особенности, если они имеют символический характер. Дан­ный принцип предполагает исследовательскую позицию арт-терапев­та в процессе совместного с клиентом раскрытия возможных значений образов и использования целого набора гипотез, позволя­ющего рассмотреть разные, подчас альтернативные варианты психо­логического толкования изобразительной продукции. Следует допу­стить, что один и тот же образ может включать несколько «слоев» значений — некоторые значения будут «лежать на поверхности» и отражать осознаваемый или частично осознаваемый психологичес­кий материал клиента. Другие же значения могут оказаться для авто­ра работы неожиданными и их раскрытие в процессе интерпретации, возможно, будет сопровождаться проявлением защит и усиливать со­противление анализу. Некоторые значения образа будут связаны с биографическим материалом, то есть с прошлыми или текущими со­бытиями в жизни клиента, и отражать связанные с актуальными для него отношениями проблемы и возможные способы их разрешения. Другие же значения могут раскрывать более глубокий слой психи­ческого, в том числе, перинатальный и трансперсональный опыт и проявления архетипов коллективного бессознательного.

5. Вскрытие проблемного психологического материала с одновремен­ным вниманием к проявленным в работе внутренним ресурсам автора. Как уже было отмечено в этом параграфе, символические образы вы­ступают завуалированным выражением не только внутренних конф­ликтов и травматичного опыта прошлого и настоящего, но и тех внут­ренних факторов и процессов, которые связаны с возможным разрешением конфликтов и достижением клиентом более целостно­го, гармоничного состояния, а также реализацией его потребностей в росте и развитии. Следуя данному принципу, к работам клиента сле­дует отнестись как к символическому выражению того «лекарства», которое поможет ему исцелиться и достичь большей жизнестойкос­ти; это лекарство не привносится в его психику извне, но создается ею же самой как результат ее реагирования на сложности и противо­речия процесса развития и перенесенные психические травмы.


ЧАСТЬ ВТОРАЯ.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 481; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!