ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЙ, СОЗДАННЫХ КЛИЕНТАМИ НА ОСНОВЕ РИСУНКОВ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ



В ходе одного из занятий в тематической арт-терапевтической группе, работающей на базе дневного стационара психоневрологи­ческого диспансера, была использована техника акватипии. Участ­никам группы были розданы стекла, акварельные и гуашевые крас­ки, после чего их попросили выбрать один или несколько цветов, развести его большим количеством воды и нанести их на стекло. Когда они чувствовали, что количество цветов уже достаточно, а комбина­ция их удачна, она могли повернуть стекло краской вниз и быстро положить его на лист бумаги. Таким образом мог быть получен цве-


52

товой отпечаток на бумаге. После того как стекло убиралось, им было предложено внимательно рассмотреть цветное пятно и попытаться увидеть в нем фрагменты каких-либо образов или, по крайней мере, подумать, с чем это пятно ассоциируется. После этого участникам группы необходимо было, опираясь на возникшие ассоциации и вно­ся отдельные дорисовки, сделать из пятна целостную композицию и, взяв ее домой, попытаться описать ее в виде рассказа.

Александр, 34 года, назвал свою композицию «Пожар в лесу» и со­проводил ее следующим рассказом: «Это видение напоминает о не­избежности какого-то события, томительном ожидании какого-то действия с непредвиденным результатом. Если посмотреть на эту сце­ну "сверху", то она представляла бы собой абсолютно неподвижный, густо-зеленый, с редкими вкраплениями других оттенков, величе­ственный ковер. И всего несколько мгновений спустя какая-то неве­домая сила опускает внутрь этого зеленого мира первую искру созна­ния. Восприятие наблюдателя не успевает даже зафиксировать источник яркого всполоха, и картина умиротворенности внезапно сменяется совсем другой... Перед глазами разворачивается гамма раз­ных оттенков огня, завоевывающего обширную территорию у леса. Это напоминает, наверное, падение в бездну, от которого захватыва­ет дух и исчезает любая воля к сопротивлению. Принимаешь это па­дение как неизбежность и необходимость. Когда за одно мгновение на глазах происходит гибель могучего, живого дерева, которое, на­верное, очень много видело на своем веку, возникает ощущение брен­ности всего материального... В пламени виден черный остов сгорев­шего дома, который из последних сил поддерживает очертания того, что было убежищем, может быть, для нескольких поколений людей. Это картина настоящего торжества, буйства огня. Она не ассоцииру­ется с пессимизмом или агрессией. Ведь огонь — это символ очище­ния, изменения, того, что побуждает к действию. И поэтому возни­кает предощущение чего-то нового, что должно свершиться, когда закончится буйство огня. Может быть, именно благодаря этому кар­тина далека от темы катастрофы. А зарево над местом "действия" огня воспринимается как вполне реальное, и оно связано с чувством силы...»

Свой рисунок Анна назвала «Туман над болотом» и сопроводила его следующим описанием: «В мае рассвет наступает рано. Первые птицы подают свои голоса, и видно, как над болотом встает туман. Он напоминает белый, местами розоватый занавес. На влажной зем­ле растет мох, на нее трудно ступать, так как тут же проваливаешься,


53

и вода, булькая, выходит на поверхность. На кочках можно увидеть витиеватые стебельки и ягоды клюквы, а также листья морошки. Начинает вставать солнце, но оно очень слабо проглядывает сквозь болотный "занавес"тумана. Справа, на более сухом участке, растут елки. Своими фиолетовыми кронами они направлены далеко вверх. В их зеленых шапках прячутся птицы, одни поют с утра, а другие днем. Над самим же болотом слышно только бульканье воды в некоторых местах... По мере того как встает солнце, туман начинает менять свои оттенки: вот он становится коричневатым, вот— зеленовато-голу­бым, вот — оранжевым... Разные оттенки грусти расплавляются в теп­лых лучах грядущего дня...»

ПРИМЕРЫ СПОНТАННЫХ ПОВЕСТВОВАНИЙ НА ОСНОВЕ РИСУНКОВ

Пример 1. Клиентка, страдающая язвенной болез­нью, во время арт-терапевтического занятия создала живописное полотно на очень длинном листе бума­ги. Затем она легла рядом с ним на пол и начала рас­сказывать сказку, подсказанную созданным ею про­изведением. Сюжет сказки разворачивался по мере того, как ее внимание переходило от одной части по­лотна к другой. Оказалось, что созданное в состоянии глубокой релаксации повествование, имея метафори­ческий характер, определенным образом связано с историей жизни клиентки. В определенный момент обсуждения истории клиентка смогла осознать глу­бинный смысл того, что с ней происходит в настоя­щий период жизни. Интересно, что форма и структу­ра ее живописного полотна в определенный момент занятия были ассоциированы ею с имеющимся у нее заболеванием желудочно-кишечного тракта и его сим­птомами.

Пример 2. Мужчина тридцати с лишним лет пришел на арт-терапию, находясь в депрессивном состоянии и испытывая потребность в ревизии своей жизни. Он жа­ловался на то, что испытывает глубокую фрустрацию и


54


сожаление из-за того, что в его жизни недостаточно риска, и что он никогда не мог решиться совершить какой-либо смелый поступок, покинуть привычное бе­зопасное окружение и отступить от стереотипных пред­ставлений о себе и своих возможностях. Он также жа­ловался на одиночество и неумение радоваться жизни.

В ходе арт-терапии он смог, однако, получить боль­шое удовольствие, создавая очень масштабные, экс­прессивные полотна в технике «жестового рисова­ния». Создавая их, он был физически очень активен, практически «танцевал» на полотне, постепенно рас­ширяя границы своего тела на рисунке.

Затем он сочинил на основе своего рисунка исто­рию, в которой фигурировал молодой мужчина — по­добие его двойника (он предпочел дать ему другое имя). Этот персонаж представлялся как более актив­ный, готовый идти на риск и проявлять сильные черты характера. В конце концов клиент осознал, что дан­ный персонаж отражает скрытые в нем самом каче­ства. Закончив арт-терапию, мужчина поменял имя, нашел новую работу и, в целом, занял более актив­ную жизненную позицию.

Пример 3. В некоторых случаях рисунок подсказы­вает автору известное ему литературно-художественное повествование, которое он может по-своему интерпре­тировать и соединить с личным материалом. Приме­ром этого может быть повествование, которое родилось у участницы арт-терапевтической группы в результате обсуждения ее рисунка, созданного в технике аквати­пии. Женщине 35 лет, она посещала арт-терапевтиче­скую группу, проходя лечение в дневном стационаре с диагнозом «эндореактивная депрессия». Замужем, име­ет троих детей. Причиной депрессивного состояния женщина считала эмоциональное потрясение — встре­чу во время летнего отдыха с интересным для нее чело­веком, сильной влюбленностью и последующим пере­живанием глубокой вины перед мужем и детьми.

Рисунок назван ею «Подземное озеро капитана Немо». Выбирая название для своего рисунка, она ни­как не связывала его со своими переживаниями и жиз-


55

ненной ситуацией. Работала интуитивно. В процессе обсуждения рисунка женщину внезапно «осенило», и она заявила, что ее рисунок как раз отражает исто­рию ее встречи с этим человеком и то сложное состо­яние, которая она в результате этого пережила.

На рисунке видно, что изображенная пещера пред­ставляет собой замкнутое пространство, окруженное со всех сторон сводами коричневого цвета. Наверху же своды пещеры переливаются всеми цветами раду­ги, из-за того, что в нее проникает свет.

Продолжая развивать воображаемую ситуацию, женщина предположила, что в пещере может быть выход. Один из них можно найти, лишь блуждая по подземному лабиринту, он ведет на поверхность зем­ли—в привычный для нее мир. Другой выход связан с погружением в озеро на корабле капитана Немо. При этом место всплытия корабля может быть самым неожиданным.

Таким образом, пытаясь проникнуть в скрытое со­держание рисунка, опираясь при этом на ассоциации с известным литературным произведением и вживаясь в его образы, клиентка признала связь рисунка с теку­щей жизненной ситуацией. Более того, в результате такой работы она смогла прояснить перспективы сво­ей жизни и внутренне «проиграть» альтернативные «сценарии» развития событий, связанные с ее выбором.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!