ВАРИАНТЫ ТАЛИСМАНИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ СОЗДАВАТЬСЯ КЛИЕНТАМИ В ХОДЕ АРТ-ТЕРАПИИ СПОНТАННО ИЛИ ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТА



Рассмотрим варианты талисманических объектов.

1. Циркулярные или сферические объекты, как правило, служат за­щите и контейнированию проявляющихся в клиенте новых качеств, которые еще недостаточно развиты. Такой объект может быть пред­ставлен в образах сосуда или чаши (они представляют собой разре-


65

занную надвое или открытую сверху сферу). Сосуд или чаша могут быть как открытыми, так и закрытыми. В последнем случае сосуд выступает символом трансформации, перемешивания и соединения различных внутренних качеств и появления из них чего-то нового. Такие образы могут ассоциироваться с процессом приготовления пиши, эликсира или настоя. В чашу также может наливаться целеб­ная или волшебная жидкость. В то же время, в состоянии болезни у человека может возникать ощущение того, что его «жизненный со­суд» пуст либо что он выпил отравленный напиток. Во многом схо­жее с сосудом значение имеет образ гнезда, защищающего птенцов до того, как они не подрастут и не окрепнут. Подобием сосуда, но перевернутого, выступает арка. Клиент может представлять или изоб­разить себя находящимся под ее защитой.

2. Яйца, семена представляют собой миниатюрные контейнеры, заключающие в себе программу будущего развития. Создавая образы яйца или семени в ходе арт-терапии, клиенты могут помещать в их внутреннее пространство то, что служит символическим посланием себе или напутствием на будущее. Если такие художественные объек­ты создаются из природных материалов (например, из глины), их за­тем можно поместить на природе. Они постепенно будут растворять­ся или распадаться, а их содержимое — погружаться в почву, подобно тому, как это происходит с настоящими семенами или зернами пло­дов и овощей. Иногда, когда клиент помещает созданные им подо­бия плодов или семян в природную среду, у него появляется более или менее ясное ощущение того, когда именно «семена» должны про­расти и, соответственно, когда то, что он символически поместил в них как свою цель или программу будущего развития, сможет быть Достигнуто или реализовано. Создание талисманических объектов в форме яиц или семян больше характерно для тех клиентов, которые начинают ощущать в себе зарождение новых качеств или импульсы некой скрытой энергии, однако они еще не готовы проявить эти ка­чества и энергию открыто. Им, как правило, требуется время для того, чтобы это новое содержание смогло в них созреть и раскрыться.

3. Коробки, квадратные и прямоугольные объекты. Эти объекты можно представить как последствия преобразования круга или сфе­ры выступающих в качестве первичных форм. Эти преобразования предполагали определенные усилия и целенаправленную, сознатель­ную обработку. Такие формы могут изображаться с крышками либо

без них. Наличие крышки или дверцы подчеркивает то, что внутрен­нее пространство погружено во мрак, и что в нем может что-то скры-


66

ваться. Во многих традиционных историях описывается помещение объектов внутрь таких форм. Коробка также может представлять со­бой музыкальную шкатулку или иной музыкальный инструмент и предполагать наличие ключа для ее открывания. Коробки крупного размера могут рассматриваться как жилища, тюремные камеры, печи и т. д., в которых может находиться персонаж, входящий туда дoбpо­вольно или помещаемый по принуждению.

4. Куклы, человеческие фигуры. Человеческую фигуру может изоб­ражать сочетание вертикальной и горизонтальной линий, либо круга и вертикальной линии. В некоторых историях встречаются образы волшебных кукол или людей маленького роста. Иногда кукла симво­лизирует сущность героя либо то начало в нем, которое должно быть впоследствии раскрыто. Клиент может создать для себя «исцеляю­щую куклу», выступающую в качестве метафоры тех качеств, кото­рые ему необходимо культивировать для того, чтобы стать здоровым и гармоничным. Стилизованным изображением человеческой фигу­ры могут выступать амулеты в виде треугольников. Они могут исполь­зоваться в единственном числе или в форме гирлянд. Такие амулеты распространены в Центральной Азии. Они, как правило, выкраше­ны в красный, белый и черный цвета, могут быть украшены растени­ями, вышивкой или бисером; они вывешиваются в жилищах или слу­жат элементом одежды. Считается, что такие формы обеспечивают защиту человека и его жилища, способствуют плодородию и процве­танию. Нередко такие треугольные формы символизируют женское божество, иногда также — женщину с ребенком.

5. Волшебная одежда и украшения. Можно вспомнить немало ми­фов и сказок, в которых герой или героиня, встречаясь со своими сверхъестественными помощниками и покровителями, получают от них в дар платье или какой-либо иной элемент одежды. Эти предме­ты разнообразны и включают следующие.

Головной убор. Во многих историях корона, шляпа или диадема на голове героя или героини подчеркивают их особый статус, права или роль. Следует также учесть, что головной убор может символизировать приоритет духовного или разумного начала и значимость авторитета. Соответственно, создание головного убора служит знаком самоутверждения и принятия духовной миссии или лидерской позиции. Создавая для себя и примеряя головной убор, клиент может испытать себя в роли ответствен­ного, наделенного особыми полномочиями человека, а также почувствовать, что значит быть на виду и заявить о своих взгля-


67

дах и ценностях. Примером может служить случай, когда моло­дая женщина в ходе арт-терапии создала для себя «невидимую корону принцессы», символизирующую богатое культурное на­следие и помогающую ей почувствовать уверенность в своих творческих возможностях, которые активно проявлялись в ней в детстве.

Пояс. Этот элемент одежды «соединяет» верхнюю и нижнюю по­ловины тела и может символизировать защиту его целостности. К поясу могут прикрепляться различные важные предметы, ко­торыми человек может, в случае необходимости, быстро вос­пользоваться — такие как ключи, нож, фляжка и т. д. В каче­стве примера можно привести клиентку, которая изготовила для себя в ходе арт-терапии пояс для того, чтобы «соединить» верх­нюю и нижнюю половины тела. Она ощущала их недостаточно связанными друг с другом. Пояс также делал более выразитель­ной ее женскую фигуру и привлекал внимание ее самой и дру­гих к тазу и бедрам. Это ее несколько пугало и смущало и, в то же время, возбуждало. Надевая пояс во время занятий в группе, она имела возможность более глубоко почувствовать связанное с этим эмоциональное напряжение и лучше разобраться в при­чинах своего противоречивого отношения к сексуальности.

Сапоги, туфли. Этот элемент одежды может подчеркивать то, как герой двигается по своему жизненному пути, насколько он связан с землей или способен отрываться от нее и перемешать­ся благодаря этому более стремительно, если, например, он обут в крылатые сандалии. Человек может почувствовать себя более уверенным и решиться ступить на незнакомую территорию, представив себя обутым в волшебные туфли.

6. Животные. Изображения животных тоже могут являться одной из разновидностей талисманических объектов. Такие изображения могут создаваться людьми и затем сопровождать их, символизируя их связь с ценными животными качествами. Они могут подчерки­вать качества ловкости, стремительности, силы, свободолюбия и спо­собности к выживанию. В качестве примера использования талис­манического объекта такого рода можно привести случай, когда участница тренинга создала для себя длинный, волочащийся по полу тяжелый хвост. Она сказала, что хвост помогает ей лучше почувство­вать связь с землей. Ей доставляло большое удовольствие двигаться с этим хвостом. Благодаря ему она почувствовала себя более устойчи­вой и уверенной и менее «ветреной». Другим примером талисмана в


68

виде животного могут служить изображения «красной птицы», со­здававшиеся одной из участниц арт-терапевтической группы. В те­чение нескольких недель она увлеченно работала над созданием це­лой серии таких изображений (рисунков, скульптур) и много фантазировала, представляя себя «красной птицей». Эта птица слу­жила для клиентки символом «огненного, творческого начала» и жен­ственности. В процессе создания изображений она чувствовала, как ее наполняют энергия и сила. Образ «красной птицы» впервые пред­ставился ей, когда она читала сказку.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 195; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!