МЕДИТАТИВНО-ТРАНСОВЫЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ



ТЕХНИКИ МЕДИТАТИВНОГО РИСУНКА

Техники медитативного рисунка разнообразны так же, как и фор­мы медитации. Одна часть этих техник предполагает состояние ста­тической медитации, другая —динамической или комбинированной медитации.

Если говорить о психотерапии, а не о духовных и ритуальных прак­тиках, то впервые подобные техники, по-видимому, стали применять­ся в рамках психоаналического подхода, главным образом, в связи с использованием метода активного воображения К. Юнга в качестве подготовительных, способствующих ослаблению контролирующей Функции сознания для того, чтобы обеспечить проявление материа­ла бессознательного. Известно также, что еще в 1920-1930-х гг. по­пытки применить элементы медитативного рисунка в качестве инст­румента мобилизации креативности в рамках инновационных программ художественного образования имели место в Великобри­тании. В дальнейшем техники медитативного рисунка были усовер­шенствованы в рамках трансперсонального подхода в психотерапии использованы в качестве средств достижения измененных состоя­ний сознания и интеграции опыта таких состояний, например, входе холотропной терапии.

Некоторые техники медитативного рисунка являются современ­ными аналогами тех или иных ритуальных приемов, используемых различными традициями Востока и Запада (например шаманизма,


80

буддизма, христианства, суфизма и т. д.). Однако их применение в процессе психотерапии не направлено на изменение мировоззрения клиента в соответствии с той или иной доктриной, с которой перво­начально была связана та или иная медитативная техника. Иногда, однако, с учетом запроса клиента, привлечение религиозных или ме­тафизических представлений, ассоциирующихся с такими техника­ми, бывает оправданным, поскольку предоставляет ему дополнитель­ные возможности для осмысления своего опыта. При этом очевидно, что арт-терапевт не должен навязывать клиенту того или иного ми­ровоззрения и должен уважать его выбор, верования и культурный опыт.

Из множества различных техник медитативного рисунка работы с цветом занимают важное место. В предыдущих главах уже упомина­лась техника акватипии, которая способствует развитию трансового состояния и способна вызывать поток ассоциаций, отражающих бес­сознательные процессы. Весьма близким к акватипии является ме­тод работы с цветом, описанный Г. Мейер (Mayer, 1980), Э. Кохом и Дж. Вагнером (Koch & Wagner, 1988). Для проведения медитации на цвете рекомендуется пользоваться влажной бумагой, акварельными красками и мягкими кистями. Следует выбрать какой-либо цвет, на­ложить его на влажную поверхность листа и наблюдать за распрост­ранением цветового пятна. Затем надо выбрать другой цвет и создать второе пятно. Изменяющаяся форма пятна и комбинация цветов вызывают различные чувства и ассоциации. В воображении могут появиться яркие образы, которые могут стать материалом для даль­нейшей работы.

Другой широко известной разновидностью медитативного рисун­ка является техника рисования каракулей. При ее выполнении ме­дитирующий, как правило, должен закрыть глаза для того, чтобы ос­лабить сознательный контроль над процессом рисования и достичь большей концентрации на телесных ощущениях и чувствах. Спустя несколько минут он открывает глаза и, рассматривая получившееся, может увидеть в причудливых линиях различные образы. Размеры ка­ракулей могут варьировать в широком диапазоне. В некоторых слу­чаях размер бумаги может быть весьма большим, обеспечивая воз­можность масштабных, экспрессивных движений (см. следующую главу).

Некоторые варианты техники медитативного рисунка связаны с фокусировкой внимания на ощущениях собственного тела. При бо-


81

лее-менее продолжительной фокусировке возникают образы, тесно связанные с этими ощущениями. Они и являются основным матери­алом для рисунка. Разновидность этой техники — фокусировка вни­мания на различных предметах с последующей передачей основных ощущений в виде изобразительных образов. Так, например, может использоваться фокусировка на следующих объектах:

□ на звуке, звукосочетании или слове;

□ на музыке;

□на том или ином предмете (цветке, камне, дереве и т. д.);

□ на другом человеке.

Очевидно, что такая техника, связанная с фокусировкой внима­ния на живых объектах, может не только стимулировать проекции и тем самым обеспечивать символическое самораскрытие, но и спо­собствовать развитию эмпатических качеств, творческого воображе­ния, а также помогать в исследовании и осознании переносов.

Большую ценность техники медитативного рисунка могут иметь для развития навыков саморегуляции. Учитывая то, что при их ис­пользовании достигается трансовое состояние, более эффективным становится применение внушения и аутогенной настройки. И нако­нец, такие техники позволяют развить способность к концентрации на телесных ощущениях и помогают в осознании телесных реакций на различные внешние и внутренние факторы (например на пережи­вание тревоги, страха, раздражения, гнева и т. д.).

Медитативный рисунок может быть связан с использованием раз-личных изобразительных материалов и средств работы. Можно пользоваться не только акварельными и гуашевыми красками, пас­телью или восковыми мелками, но и глиной, песком, пластикой, спе­циально приготовленным тестом и т. д. Одна из медитативных тех­ник в работе с глиной может предполагать создание кувшина или другого сосуда.

Техники медитативного рисунка могут включать применение спонтанного или направленного воображения: формирование опре­деленного образного представления и его удерживание в сознании медитирующего может являться дополнительным фактором саморе­гуляции и усиливать терапевтическую эффективность работы. В тех случаях, когда медитативный рисунок сопровождается формирова­нием ментальных образов, это создает большие возможности для его использования с целью креативного решения проблем и развития образного мышления.


82


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!