Пример 1. Повествование, предложенное ведущим.



На одном из занятий участникам арт-терапевтической группы было зачитано традиционное кельтское пре­дание «Лосось знания» (см. Приложение). Им было предложено расслабиться и, слушая текст, читаемый ведущим группы, не пытаться его анализировать, но позволить повествованию порождать образы. Было ре­комендовано как можно более ярко и чувственно представить описываемые ситуации.

Когда чтение текста было завершено, группа пе­решла к обсуждению смысловых «посланий» пове­ствования — тех ассоциаций и значений текста, ко­торые они в нем увидели. При этом было подчеркнуто, что текст может иметь множество разнообразных зна­чений, и что реакция каждого на повествование мо­жет быть оригинальной и отражать особенности его восприятия. В некоторых случаях чтение текста мог­ло вызывать у участников воспоминания и пробуж­дать чувства, связанные с их прошлыми или текущи­ми жизненными ситуациями. В то же время текст мог


42


вызывать и такие фантазии и чувства, которые не име­ли отношения к жизненному опыту участников.

После этого группа перешла к изобразительной ра­боте — созданию рисунков и коллажей. При этом было подчеркнуто, что вовсе не обязательно своими рисунками «иллюстрировать» историю и достоверно отражать описываемые в ней события. Работы могли являться свободной авторской интерпретацией тек­ста и основных тем повествования, отражать игру во­ображения и широкий спектр ассоциаций. Изобрази­тельная продукция могла включать изображения персонажей и ситуаций, но могла иметь и абстракт­но-экспрессивный или символический характер, вы­ражая те чувства и представления, который вызвал текст (рис. 1).                                                                   


43



44


Рис. 1. Рисунки, созданные участниками группы на основе повествования о «лососе знания»


И наконец, по окончании изобразительной рабо­ты участники группы использовали иные способы творческой проработки глубинных смыслов и тем ис­тории посредством создания художественно-поэти­ческих текстов, проговаривания диалогов между пер­сонажами истории и т. д. Они также могли создать арт-объекты наподобие талисманов, выражающие те качества и энергии, которые они могли ощутить в себе благодаря активному восприятию повествования.

Одна из участниц группы создала рисунок, изоб­ражающий жизненный цикл «лосося знания» — его появление на свет в окруженном орешником пруду, путешествие в открытое море, где происходит его рост и созревание, затем движение в период нереста вверх по горным ручьям вплоть до пруда. В свой рисунок она также включила изображение костра, на котором, согласно повествованию, Фионн жарил «лосося зна­ния». Позже эта участница группы создала художест­венный объект в виде пояса или ожерелья, используя для его изготовления нить, крашеные перья, фольгу и цветную бумагу


 


46


Представляя затем свой рисунок и «талисман» в группе, она сказала, что в определенный момент изоб­разительной работы ассоциировала повествование с историей своей жизни и личными отношениями. Жизненный цикл лосося она связала с представлени­ем о разных периодах жизни женщины, а в образе Фионна она увидела не только обобщенное выраже­ние качеств мужчины, но и черты конкретного чело­века. Она призналась, что поедание «лосося знания» в повествовании при таком личностно-окрашенном восприятии истории выражает физическое и духовное соединение с мужчиной. Как поедание «лосося зна­ния» стало поворотным моментом в судьбе Фионна, позволившим исполниться пророчеству о его особой миссии, так и встреча мужчины с этой участницей группы оказалась очень важной для его самореали­зации.

Описывая наиболее яркие чувства и образы, свя­занные с восприятием текста, она сказала, что пер­воначально это были те, которые касались ситуации приготовления лосося на костре. Образ запекающе­гося на огне лосося был ярким и чувственным. Она видела, как герой протягивает руку к лососю для того, чтобы, как он выразился, «придавить поднявшуюся корочку на боку лосося» и, поднеся затем палец ко рту, ощутить удивительный вкус приготовленной рыбы.

Комментируя свой «талисман», участница группы сказала, что он представляется ей и венцом, и поясом, и ожерельем. Он может располагаться на голове, на шее, на поясе и на бедрах, облекая, таким образом, все тело. Когда, демонстрируя свое изделие, она рас­положила его на своем рисунке, стало очевидно его внешнее сходство с маршрутом жизненного цикла лосося. Будучи расположенным на теле автора, талис­ман формирует замкнутый круг, он словно повторяет циркулярные перемещения лосося, путешествующе­го из пруда в море и обратно. Развиваясь, лосось пре­одолевает этот маршрут на протяжении своей жизни многократно, и, словно повторяя эти микроциклы


47

развития лосося (женщины), «оберег» прочерчивает свой хранительный круг то вокруг талии, то вокруг бедер, то вокруг головы, то вокруг шеи хозяйки.

Пример 2. Повествование, выбранное участницей группы. Во время работы с тематической группой на базе дневного стационара психоневрологического диспансера ведущий предложил тему «Воспоминания детства». Одна из участниц группы по имени Юлия (23 года, диагноз «органическое заболевание головно­го мозга с изменением личности») нарисовала боль­шую кошку и стоящую перед ней маленькую девочку. Девочка протягивает руки, умоляя кошку остаться с ней. Больная пояснила, что ее рисунок является ил­люстрацией к самой любимой сказке ее детства («Кошка, которая гуляла сама по себе»). Эта сказка была записана на пластинке, и больная часто ее слу­шала. После этой сессии Юлия дома подробно опи­сала свои впечатления, связанные со сказкой про кош­ку, и передала затем свои записи арт-терапевту. Она написала: «Слушая сказку „Кошка, которая гуляла сама по себе", я представляла себя одиноким ребен­ком, сидящим у домашнего очага в темной хижине. Ребенок плакал и хотел ласки, тепла и немного радо­сти. Мать была занята делами о доме и муже и не уде­ляла ребенку внимания. Тогда пришла кошка, кото­рая играла с ребенком, рассказывала ему сказки, а ночью, когда он засыпал, уходила. Родителям это по­нравилось, и они все заботы о ребенке взвалили на кошку, которая за блюдце с молоком и место у очага согласилась помогать им. Ласковым голосом она пела песни, была такой мягкой и нежной, умной и краси­вой, что ребенок привязался к ней. Когда ребенок по­взрослел и стал подростком, кошка ушла в лес, пото­му что любила свободу. Девушка захотела пойти с ней, но родители не пустили ее. Столкнувшись с пробле­мами, которые приготовила ей судьба, девушка стала делать ошибки и наделала их слишком много — ей не хватало поддержки и мудрости кошки. Мать растеря­лась от горя и перестала бороться за судьбу дочери. Отец отрекся от нее. Девушка отправилась на поиски


48


кошки, но в пути ей никто не помог. Оставшись одна, девушка заболела. За время путешествия она видела много разных людей, похожих на кошку, но все они были чужие и недоступные для нее».

В качестве основы для создания рисунка Юлия ис­пользовала известную сказку, изменив ее таким обра­зом, что повествование стало отражением ее представ­ления о своем жизненном пути и отношениях с близкими людьми. Она воспользовалась предложен­ной темой для того, чтобы поделиться с арт-терапев­том своими чувствами неуверенности и одиночества, заявить о своей потребности в поддержке. Рисунок и созданная Юлией версия истории отражают ее пред­ставление о себе и передают свойственные ей харак­терологические особенности, в том числе ее эмоцио­нальную зависимость от окружающих, склонность уходить от самостоятельного решения проблем.

Юлия высказала предположение, что кошка — это, наверное, ее лечащий врач (женщина) в дневном ста­ционаре, которая, по мнению больной, «не понима­ет» и «отвергает» ее, отстраняясь при ее попытках «ис­поведаться» ей или проявить неформальный жест симпатии и привязанности (так, например, Юлия од­нажды принесла врачу кассеты с любимыми музы­кальными записями, но врач не приняла кассеты).

Очевидно также, что рисунок и история отражают те чувства девушки, которые связаны с ее общением с родителями, и позволяют понять возможные механиз­мы возникновения и характер переносов, связанных с ее отношениями с врачом.


ГЛАВА 5. ПОВЕСТВОВАНИЯ КАК ТВОРЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ НА РИСУНОК

Большинство арт-терапевтов обычно задают клиентам следующие вопросы: «Что бы ты мог сказать про свой рисунок?», «Что происхо­дит на твоем рисунке?» и т. д. Такие вопросы можно рассматривать как косвенное приглашение клиента создать на основе рисунка ис­торию. Существуют клиенты, для которых рассказ о себе и своих ри­сунках является естественным. Они не требуют какой-либо стиму­ляции со стороны арт-терапевта или группы и иногда сами сочиняют истории, «подсказанные» их рисунками.

Повествования, создаваемые клиентами по своей инициативе как реакция на рисунок, могут иметь разный характер. В одних случаях они представляют собой поэтический, в других — прозаический текст, в третьих — напоминают свободные ассоциации. Так, можно вспом­нить одного клиента, который просил арт-терапевта записывать его ассоциации с рисунком, перечисляемые им во время обсуждения, а затем предлагал арт-терапевту прочесть их ему вслух. Другой кли­ент имел склонность писать стихи на основе своих рисунков, третий даже напевал истории в качестве текста песен, сочиненных им по ходу рисования, для того, чтобы передать чувства и ассоциации, связан­ные с рисунками.

Существует немало и таких клиентов, которым трудно говорить что-либо о своих рисунках. Некоторые клиенты, испытывая потреб­ность в самовыражении, затрудняются начать рассказ, и им может потребоваться мягкая или более активная стимуляция со стороны арт-терапевта для того, чтобы она начали говорить. Следует учесть, что письменное высказывание оказывается для некоторых людей более безопасной и комфортной формой выражения своих представлений и фантазий, нежели устная речь, поскольку позволяет им создать большую межличностную дистанцию, защитить свои личные грани­цы в случае недостаточного доверия к арт-терапевту или группе, а


50

также достичь более высокой концентрации на чувствах и контроля над ними в момент создания повествования. Кроме того, это позво­ляет им чувствовать, что они могут высказываться таким образом наедине с самими собой и сами решать, когда и в какой мере доно­сить свой опыт до арт-терапевта или группы, зачитывая сочиненное ими в общении с ними.

Нами замечено, что это может быть свойственно подросткам, кли­ентам с определенными характерологическими особенностями, свя­занными с понятием «дефензивности» (шизоиды, психастеники и др.), а также некоторым психически больным, отличающимся хруп­кими личными границами. Примерами описаний, выполненных та­кими клиентами на основе рисунков в процессе групповых занятий и глубоко раскрывающих посредством вербальных метафор их внут­ренний мир, могут служить приводимые ниже несколько текстов.

Сочетание визуальной экспрессии, связанной с использованием изобразительных средств, фотографии и видеозаписей, с созданием повествований иногда называют визуально-нарративным подходом. Он может быть реализован в разных формах, включая как устные, так и письменные повествования. В одних случаях такие повествования представляют собой развернутый комментарий автора к рисунку или фотографии; в других случаях повествование представляет собой со­зданный и записанный клиентом литературно-художественный текст. Достоинства визуально-нарративного подхода заключаются в воз­можности глубокой, всесторонней, опирающейся на активность са­мого клиента проработки психологического материала. Такой под­ход позволяет клиенту самому раскрыть значение визуальных образов, найти логические связи между элементами образа или несколькими рисунками, организовать свой опыт и т. д. Визуально-нарративный подход иногда может быть использован в качестве дополнительного к арт-терапии средства психологической самопомощи. Ведение меж­ду арт-терапевтическими занятиями дневника, включающего фото­графии, рисунки и описания разных событий или размышления автора, можно рассматривать в качестве примера подобной психоло­гической самопомощи.

Применяя визуально-нарративный подход, арт-терапевт стимули­рует клиента к созданию таких описаний, которые опираются на при­сущие клиенту способы и стили языкового дискурса. В отличие от традиционного клинического или психотерапевтического интервью, при использовании визуально-нарративного подхода клиент актив­но говорит и размышляет в присутствии специалиста, фактически


51

«ведет» беседу, а специалист помогает клиенту создать связное пове­ствование, присоединяясь к его дискурсу и не навязывая ему своих способов описания и смыслов.

Визуально-нарративный подход тесно связан с постмодернист­ским пониманием дискурса как такого способа визуальной и вербаль­ной коммуникации с соответствующей ему системой значений, ко­торая тесно связана с культурными и социальными условиями жизни людей. Создание историй с опорой на дискурс клиента часто помо­гает ему укрепить личные границы, повышает самоуважение и само­принятие и создает ощущение осмысленности и преемственности опыта. Арт-терапевту же такой подход позволяет проникнуть в ми­роощущение клиента и сориентироваться в тех смыслах, через кото­рые можно вести с клиентом психотерапевтический диалог.

Большое значение в рамках визуально-нарративного подхода при­дается возможности рефрейминга и изменения системы значений ви­зуальных образов, то есть своеобразному «переписыванию» отражен­ной в визуальном материале личной истории клиента. Использование приемов визуально-нарративного подхода поддерживает психологи­ческую целостность клиента и, в то же время, обеспечивает измене­ние и развитие его образа «Я» и формирование новой системы значе­ний его личного опыта.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!