Генерал-губернатор Оренбурга и его команда             17 страница



Настала ночь. Везде установилась тишина, даже часовые, находящие на посту близ телег один за другим заснули.

Рано утром, когда начали запрягать лошадей, вдруг возник шум, крик и перебранка. Оказалось, что семья Баймурата, конкретно он, его мать и двое братьев Эткусем и Илимбет сумели сбежать из-под караула, захватив по одной лошади. Самое удивительное было то, что их никто и не стал преследовать и других не обидели. Пойманных повели к Исакову, тот приказал всем вернуться в свои дома, а двоих молодых людей из этой группы отправил в Оренбург.

Байбулат, когда оторвался от команды Моисеева, сперва спрятал свою семью вглубь леса, затем со своим братом Илимбетом направился к старшинеАзнакаю, другу деда Аликаса. Тот встретил их радостно и повелел им установить связи с о всеми башкирскими старшинами. Подготовку к восстаниюи организацию всех других дел старшина Азнакай добровольно взял на себя, под свою ответственность. Ведь кто-то этим делом должен заниматься! В горах начал работать кузня. Несколько групп молодых стали заготавливать стрелы и их наконечники.

В середине лета случилось странное событие, на место старшины Бикбулата назначили какого-то мещеряка. В свое время Бикбулат работал советуясь с народом, со всеми находил общий язык, не грубил, относился ко всем с уважением. Этот мишар оказался со скверным характером, нелюдимым и грубым человеком. Жил без семьи. С народом не общается , если приходится с кем-то иметь дело, то свысока. С первых же дней начал копить богатство. Если у кого увидит, скажем, цветной ковер, балас или другую вещь – отбирает без слов. Слово поперек скажешь – попадаешься в местный зиндан-тюрьму. За недочеты любит бить розгами. Имя его не успели запомнить: не то Габдулхак, не то Абдулшах. Пытались с ним найти общий язык – не получилось, именитые люди приглашали в гости – не ходил, общие собрания проводить не хотел, держал себя высокомерно. “Живете очень бедно, не умеете жить, как мишари, потому, что лентяи”, – любил повторять он, хотя сам работать не любил, в народном доме, т.е. в канторе волости сидя спал и там же распивал водку со своими помощниками. Откуда ему знать традицию местного народа, который жил по законам природы, к богатству не стремился, имел столько, сколько надобно, был с окружающей средой на “ты”, старался жить никому не мешая. Одним словом, дитя природы.

Попозже случилось второе странное событие, связанное с новым старшиной. Тулькусура, еще не женатый молодой человек, охотник, вернулся из леса в свой дом и удивился: какие-то люди находились у него в доме, рядом – привязанные лошади. “Неужели воры”, - подумал он, хотя среди своих воров вообще не было, никто никогда чужое не трогал. В чулане столкнулся с Габдулхаком и его двумя помощниками. Они втроем выносили большой палас, главное украшение дома молодого человека.

- Что вы делаете, отдайте палас”, - воскликнул Тулькусура и пытался отнять эту вещь обратно.

- Был твой, стал моим, - ответил тогда новоявленный старшина и велел своим побить Тулькусуру и бросить в зиндан –подвал конторы волости. Вездесущие мальчишки, играющие рядом видели все это и рассказали своим родителям. Каким-то образом эта ноовость быстро достигла джяйляу. Друзья Тулькусуры Яубасар и Яугилде, такие же молодые люди как он, в тот час пелетели в дом старшины и потребовали, чтобы выпустили. Начался скандал, закрнчивший с мордобоем, но парни добились освобождения своего друга. Новый старшина, получивший во время скандала пару тумаков грозит довести об этом беспорядке в Оренбург. Тогда волости хана, придут военные команды и будут мстить. Трое парней, испугавшись, что жалоба полетит в центр губернии, пришли к Атангулу и Азнакаю, имеющих авторитет среди насления, за советом. Решили так: наблюдать за домом Габдулхака, если кто-то с письмом отправится в центр – перехватить. Ждали недолго. К вечеру верхом на лошади писарь старшины полетел в сторону Сапсала. Его догнали, обшарили и нашли письмо новоявленной старшины на имя герерал-губернатора о том, что “здесь начался бунт, скорее посылайте отряд военных”. Пока рассматривали письмо, писарь вырвался и утек. Пришлось Тулькусуре стрельнуть, стрела попала в цель. Так появилась еще одна жертва. Габдулхак ждал возвращения своего писаря, в тот все еще не возвратился. Тогда он, почуяв неладное, решил убежать со своими двумя помощниками и тайком выехали в сторону Оренбурга. Но молодые люди их поймали, возвратили и закрыли, поставив караул. Согласно традиции на следующий день утром обьявили о проведении общего народного собрания. Народ собрался быстро. Организаторы собрания поставили только один вопрос: как быть со старшиной и его помощниками. После долгих дебатов решили повесить Габдулхака за его злодеяния, а помощников закрыть в подвал до последующего решения. Приговор был приведен в действие. Но мести нет конца, если мстит одна сторона, то другая продолжает. Так может повторяться много раз. Человек - не муха, убийство его караетсяи законом, и Кораном. Бурзянцы поняли, что рано или поздно появится карательная команда, чтобы мстить. Это яснее ясного. Поэтому мужчины договорились провести курултай мужчин, чтобы обсудить положенин дел. Повод для собрания нашелся: родился сын у Кучукбая, поэтому собрались в его доме, чтобы “обмыть” кумысом рождение нового человек. Тут обсуждался и другой более серьезный вопрос: если каратели придут и начнут убивать налево, направо и поджигать дома – как быть? Было много предложений, но большинство было за то, чтобы защитить свою землю от мщения карателей путем вооружения и противостояния. Решили немедленно начать подготовку. Другой вопрос: когда начать противо стояние? Ответ простой: как только каратели начнут действовать. Третий вопрос: кто будет во главе восставших? Этот вопрос не вызвал споров, единогласно на этот пост был избран аксакал Атангул. Он в свое время участвовал в бунте под руководством Карасакала, как говорится,имеет боевой опыт, умеет руководить людьми. Дальше курултай повел он. Взяв бразды управления людьми, он высказал свою точку зрения:

- Друзья! Братцы! Карательные отряды назодятся на территориях заводов, готовые выступить против нас по первому же зову. Зачем сидеть и ждать их. Нам самим надо начинать военные действия, притом внезапно. Только тогда мы добьемся каких-то успехов. Примите мое выступление как приказ. Сперва вопрос: ответьте каждый за себя в отдельности - вы готовы выступить немедленно?

Каждый подтвердил словом “да”.

- Тогда слушайте меня, - голос аксакала был твердым, - Первым делом отряд старшины Баймурата совместно с группой Азнакая окружают Вознесенский завод, подпаливают и поджигают. Под руководством Баймурата будут группы из бурзян, карагай-кипсакцев, тунгаурцы. Затем отряд Яубасара нападает на Преображенский завод, а отряд Кучукбая идет на Покровский завод, проникает в него и поджигает. Задача: рсстроить их работу, а если можно остановить. Они - главное зло. Огромными порциями “едят” наши леса и загрязняют природу. С солдатами, которые охраняют заводы должны быть внезапные и короткие бои. Не ввязываясь в долгое сражение необходимо уйти по сигналу. Штаб движения будет налетнике Кучукбая. Гонцы постоянно, один-дав раза в день, должны сообщать в штаб о новостях. Второе, после нашего выступления к нам на помощь придут родовые подразделения кипчаков: Санкем-Кипчаки, Карагай Кипчаки, Герей-Кипчаки, а также наши соседы катайцы и тамъянцы и тангаурцы. Вопросы есть? Нет. Кто хочет выступить?

- Дайте мне слово – Слово взял старшина Тангаурского рода-племени Азнакай. – Спасибо, Атангул агай, за твое выступление, которое получилось как у генералов армии. Дело не в этом, а дело в том, что наше движение должно быть направлено в первую очередь против заводов. Сколько земли отняли заводы никто не подсчитывал. За последние время в юго-восточной части нашей земли выросли 14 металлургических и медных заводов с разрешения царицы нами уважаемой Елизаветы Петровны. Эти заводы заняли по 200-300 верст во все стороны земли. Слово поперек скажешь – тюрьма, побои. Нет возможности жить нормально на своей земле.

Далее выступил Баймурат:

- Не разобравшись власти арестовали всех наших лучших людей. Все они, кроме старшины Бурзянского рода, знать не знали об убийстве уруса. На всякий случай всех арестовали. Как мы знаем оттуда возврата нет. Может отпустят наших, если мы выступим?

- Вряд ли отпустят, - крикнул кто-то, - вы до сих пор остаетесь в плену грез. 

Совещание продолжалось до глубокой ночи. Были затронуты все вопросы, которых надо было решать быстро. Было подчеркнуто, что необходимо иметь достаточное количество лошадей, вооружения, одежды, продуктов питания. Конкретно знать каждому места сбора, резервные места ночлега, условные сигналы и так далее.  

Когда все разошлись старшина Атангул не смог заснуть. Мысли опять потекли по заводам, находящихся на башкирской земле. Например, Вознесенский завод появился в землях бурзян стараниями графа Карла Сиверста. Пока еще не достроен, но свое дело уже начал. Возле завода образовалось село, состоящих из более ста семей с цереовью. Они все – русские крепостные крестьяне. Простые бурзянцы сами помогали строить это завод, так как платили регулярно и платили в натуральном варианте: за труд расплачивались различной тканью для одежды, чаем, сахаром и всякой всячиной. Никто в глаза не видел здесь графа Сиверста, говорят, что он живет и постоянно находится в Петербурге. Граф - выходец из немцев, из рода знаменитых гонштейных. Прибыв в Россию при Петре Первом, начал свою служебную деятельность лакеем Елизаветы, дочери царя. За какие-то темные дела был отправлен в Сибирь. Когда Елизавета Петровна стала царицей фортуна ему улыбнулась, его возвратили из Сибири и он стал служить во дворце мельким служащим. Вскоре получил титул графа, стал богатым чиновником, заложил заводы Петровский, Преображенский заводы.

Здесь главный начальник и организатор всех дел – управляющий. Он решает все бытовые, заводские, социальные дела.   

9 августа 1755 года. Утро.

50 всадников, под руководством Баймурата, поднялись в гору Иргизлы, которая славилась своей красотой и богатым природным даром. Внизу как на ладони виден завод и его хозяйство: там, за заводским прудом, в ряд построились  большие печи и стоят как исполины древней цивилизации. Территория завода окружена мощным валом и ограждением из дерева. А кругом полная тишина, потому, что рабочий народ еще не проснулся. Возле больших ворот долже быть караул и они вооружены ружьями-пищалами и крепостными аркебузами. Иожно ли противстоять долго против огнестрельного оружия с луком и стрелами? Конечно, нет. Так думал глава всадников. По мнению Бамурата, чтобы захватить завод необходимо сотня всадников, вооруженные пушками и ружьями. “Наших сил недостаточно, чтобы вести долгую войну”, -подумал он и отдал короткий приказ начинать.

В главные и задние ворота были направлены группы из 5-6 человек, которые должны поджечь ворота, держать караул, не выпуская их и поднимать шум насколько можно. Остальные в это время с нескольких точек поджигают деревяное ограждение заводской территории. Цель одна: узнать сколько военных охраняют это промышленное предприятие. Узнать и после этого всадникам надо быстро раствориться. Урусы – народ шумливый, то, что здесь произошло будет распространяться по всей России в несколько раз увеличенном и страшном виде.

Когда подожгли ворота, за их стенами начался шум, гам, стрельба из ружей. В это время появился дым и в других местах ограждения. Видно было, что заводской народ стал просыпаться. Над забором появились головы солдат, они стали стрелять в нападавших из-за стены. С этой стороны полетели многочисленые стрелы, как рой пчел. Поджигатели вернулись в гору. Один из них по имени Рамазан подошел к Баймурату и шепнул:

- Только что заметил, на поле, вне территории завода, коней, видимо, заводские.

- Сколько их?

- Не считал, но думаю не меньше 50 голов.

- Возьми, Рамазан, еще двоих и угони их подальше отсюда. Куда гнать знаешь?

-Знаю, Баймурат агай, знаю. Эй, вы двое, подойдите сюда и, ай-да за мной. Быстрее погоним тех увиденных лошадей.

Пламя катилось по сухой траве, лизало заборы и, выбравшись к пригорку, где стоял храм, длинной огненной дугой начало подниматься вверх. Люди бежали спасать церковь и всеобщими усилиями выбили огонь с нее. Два десятка солдат вышли за пределы территории завода и приблизившись к горе стали кучно стрелять по нападавшим. “Пора уходить”, - подумал Баймурат и отдал соответствующий приказ. В мгновение ока всадники растворились в утренном тумане, как будто их и не было до этого. Этот инцидент означал первую искру бунта.

Иван Гордиевский, управляющий Вознесенского завода вообще не ожидал нападения башкир. Жил он тут со своей семьей как сыр в масле. Главное с утра проконтролировать начало  работы, наладить где надо, а дальше процесс идет своим ходом. Проснулся он сегодня от шума-гама, вышел из дома и все понял. Дело – хана. Башкиры-антихристы испортили не только начатое им дело, но и его биографию. Было бы лучше, если на этом свете не осталось бы ни одного башкира. Народ разнузданный, им подавай только какие-то военные действия. Себя не жалеют и других не жалеют. Говорят, что тут наша земля. Ошибаются. Эта земля давно государственная, при получении земли платим только из-за того, чтобы бунта нового не было. Но плохо то, что хозяин завода всю вину за этот инцидент повесит него, спросит: куда смотрел? Почему заранее не принял мер? Почему солдаты плохо охраняли территорию и так далее. Слабое его сердце не выдержало, он обиссилел и медленно сполз к земле. Его увидели, донесли до дома и положили в деревяный кровать. Весь день в больном бреду он сражался с басурманами и затих. К вечеру его не стало, больное сердце его перестало биться насегда.

В тот день, когда группа Баймурата занялись Вознесенским заводом, конный отряд Рыскула Кулумбата совершил набег на Преображенский завод. Это была вторая искра бунта. Почему-то главные ворота этого завод в день нападения были открыты и, что удивительно, там не было часовых. Нападающие рванули вовнутрь. Услышав шум и гам солдаты проснувшие солдаты стали стрелять в нападающих из окон казармы. Против обороняющих полетели стрелы. С обеих сторон появились первые раненые и убитые. Солдаты и часть населения побежали в сторону церкви, забежали и закрылись. Перед церковью завязался сабельное сражение с солдатами, кто не успел войти в божий храм. Они сражались до последнего, тем самым подтвердив верность к Отечеству.

В церковь невозможно войти с ходу, она закрыта с внутри и двери крепки. И солдаты стреляют метко всем, кто подходит к дверям. Всадники подожгли церковь со всех сторон. Дым от огня постепенно заполонило воздух в самой церкви. В этих условиях солдаты и люди в церкви, чтобы не сгореть заживо перешли в контратаку, открыли двери церкви и вышли с криками “смерть басурманам”. Шквальный огонь в упор из ружей косило всадников подряд и они под напором противостоящих сил вынуждены были отступать и, забрав убитых и раненых, они покинули территорию завода.

О нападении башкир на Преображенский завод хозяевам Ивану Мясникову и Ивану Твердышову стало известно все по письму управляющего. Он писал о том, что во время противостояния погибли и были ранены солдаты, но они отстояли территорию и завод, после небольшого перерыва, работает в прежнем режиме. Третьем шагом бунта можно считать нападение и полное расстройство Ташлинского рудника. Четвертым шагом является штурм Покровского завода. Основатель и хозяин этого завода Александр Иванович Шувалов начал строить Покровский завод весной 1753 года. К счастью его, управляющий Михайло Петров оказазался очень расторопным человеком и прекрасным организатором. Со всеми находит общий язык, в начале строительства нашел и привел более 300 крестьян, обучил их к новому делу и заставил работать на благо завода под неусыпным контролем. Благодаря Петрову завод вскоре “задышал”.  В строительстве эавода участвовали и башкиры за определенную плату.

15 августа. Всадники старшины Азнакая и Кучукбая в количестве 200 напали на Покровский завод. Около двух десятка солдат, которые охраняли этот завод, не смогли из-за малочисленности долго противостоять жолго. В короткой схватке все они, простые крестьянские сыновья погибли, защищая завод. Штурмующие достигли территорию завода, вошли вовнутрь. Осматривая цехи завода обнаружили подвал. Когда вошли туда, удивлению не было предела: там хранились много медных денег, всякого богатства. В дальнем углу в бочках было обнаружено много пороха. Сколько хватило сил, столько его утащили и, поджигая административный дом, всадники пропали из поля зрения.

Таким образом, южную часть Башкортостана охватил бунт. Кровопролитные бои шли в лесах, на поле, возле заводов и деревень. Пока у заводских хозяев е было сил подавить бунт, поэтому он разгорался еще пуще.

 

                                 4.  Батырша      

 

Среди башкирских племен Гайна считается самым древним родом, так считают сами гайнинцы. Много деревень основал этот род. Вместе с ними в деревнях живут татары, мещеряки, кипчаки и предствители других родов и народов. Живут они в Перьмской губернии, в Сибирской и Усинской дорогах. Преобладают в деревнях: Карыш, Сыуаш, Кудаш, Хараш, Муслим, Мамат, Тундук, Айлуш, Танып. Пьют воду Агидели, Уршака, Таныпа.

Рождение мальчика в деревне Карыш в 1717 году в семье старца Гали стало событием только в семейном кругу и среди родственников. Назвали его Габдуллой.

Старик Гали, отец Габдуллы, среди своих односельчан считался грамотным человеком. Был он из семьи, как говорится, среднего достатка. В детстве была большая тяга к учебе, учился в местной медресе прилежно, но дальше не пошел. Мать Габдуллы – мишарка по имени Чачакбика (цветок) дочь богача Мязгилде, вышла замуж за Гали против его воли. Поэтому тот обиделся на свою дочь и не посещал их дом. Габдулла вообще не помнит своего деда Мязгилде, деда по отцу Хусаина помнит хорошо  потому, что не раз с отцом бывал у них в доме.

Мать  шутя называл Габдуллу Батыршой и вское это прозвище прилипилось основательно.

Да, в деревне живут представители разных народов: башкиры, татары, мишари, марийцы, мордва, даже булгары. Видно было, что последние на глазах растворялись среди татар и башкир, их становились все меньше и меньше.

Природа вокруг деревни Карыш сказочная, состоит из лесов, гор, лощинок и равнин. Народ занимается хлебопашеством и скотоводством. Держат лошадей, коров, овец, коз и домашнюю птицу. Безлошадных хозяйств почти нет, лошадей не держит только одирокая старушка, у кого в семье больше нет никого. Отец Габдуллы не раз рассказывал ему:

- Мы, сынок, башкиры из рода Гайна. В стародавние времена наши далекие прадеды прибыли сюда из Алтая. Тогда здесь жили разные племена как Юрматы, Янай и другие. Жили дружно, помогая друг-другу во всем. Земли много, сенокосных угодий достаточно –одним словом, нет причин для распри.

Как-то он спросил у отца:

- Атей (папа)! А мишари откуда прибыли? – Тот ответил так:

- Мой отец, то есть твой дед рассказывал, что мишари, их некоторые называют мещеряками, прибыли из Тюмени, Булгарской области, Алатыра, и города Мещера. По имени этого города, живущее там татарское население названо мещеряками. Мишари издавна служили царю, то есть были служилыми людьми, обслуживали кардоны, ямы. Когда не стало ямской службы некоторые мишари оказались в нашей деревне. Их у нас целая улица, говорят по-татарски, но имеют свой диалект. Сами утверждают, что они не татары, а отдельный народ. По одежде, по говору действительно они отличаются от татар, но их язык для нас понятный.

- Еще есть вопрос: ты, атей – башкир, мать наша – мишарка, а мы дети к какому народу принадлежим?

- Скажу так: принадлежность к какому-то народу определяется по отцовской линии. Раз я башкир из тарханско-гайнинского рода, ты тоже башкир. Мой дед говорил, что много было тарханов в нашем роду, поэтому наше родовое подразделение  называют тарханским. Встретишься с людьми Бурзянского рода, они хвалятся, будто бы они “чистые, настоящие” башкиры. А мы кто? Ненастоящие что ли? Нет, мы тоже настоящие башкиры, но у нас замешана булгарская кровь, не татарская, а булгарская. Татары пришлое население, а булгары тут жили испокон веков и, смешавшись с многочисленными татарами, сами постепенно пропали. Наши прадеды жили рядом с кипчаками. Кипчаков ныне становится меньше, все больше отатариваются. Если так пойдет и дальше, вскоре и кипчаков как народность не будет...


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!