Генерал-губернатор Оренбурга и его команда             18 страница



Когда Габдулла стал шакирдом, то есть учеником в медресе, все время вспоминал разные разговоры с отцом и понял одно: оказывается отец был почти ученым человеком, много знал, по всем вопросам имел свою конкретную позицию. Самое главное, хорошо знал раннюю историю башкирских родов. Вот сейчас Габдулла – шакирд, их обучает хазрет Габдрахман, по мнению шакирдов, прекрасный остаз- учитель, имам-хатип деревни Тайтуйган, ученый-мударис. Шакирдов много, прибыли из разных деревень за знанием. Изучают суры и аяты из Корана усердно.

Остаз учил, что само слово ислам означает в арабском языке «мир», «покорность», «умиротворённость», «предание себя Богу». Верующий, называющий себя мусульманином, принимает на себя обязательство быть покорным воле Аллаха — единого и единственного Бога, вечного и вездесущего Творца, обладающего всемогуществом и всезнанием. Ислам был ниспослан на землю через Пророка Мухаммада в форме Откровения Всевышнего Аллаха — Священного Корана. История ислама началась с проповеди Мухаммада, обращённой к небольшой группе соплеменников в Мекке, а затем эта религия очень быстро распространилась на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Андалусии, Иране, на Кавказе, в Средней Азии, Индостане, Малайзии и Китае. Сегодня на земном шаре насчитывается более полутора миллиардов последователей этой религии и нет ни одного крупного государства, где не проживали бы мусульмане. Хотя в границах ислама существуют различные течения, все мусульмане объединены общей верой и чувством принадлежности к единому сообществу — умме. Для всякого мусульманина ислам является основой его мировоззрения, сутью его духовного мира, источником нравственных ценностей и традиций.

Будучи всеобъемлющей системой, ислам обладает развитой мировоззренческой доктриной. В её основе лежит вера в Аллаха, в Его ангелов, Священные Писания, ниспосланные на землю через посланников и пророков. Эта вера включает и эсхатологическую составляющую: мусульмане верят в Судный день и наступление жизни вечной и последней, в которой все люди после воскрешения окажутся либо в Раю, либо в Аду. К вопросам веры относится и то, что, согласно исламу, весь мир и человек созданы Аллахом и существуют по воле Творца — более того, всё, что происходит в мироздании, предопределено благодаря всеобъемлющему знанию Всевышнего.

Хазрет Габдрахман говорил, что обязанность людей по отношению к Богу заключается в вере в своего Творца, в признании того, что лишь Он — Господь, Властелин, Творец и Кормилец всего сущего, лишь Он обладает Божественными качествами и лишь Он достоин поклонения. Поклонение заключается в исполнении тех религиозных обязанностей, которые составляют пять главных столпов ислама: свидетельство о единобожии и пророческой миссии Мухаммада (шахада), молитва (намаз), пост ураза, обязательная милостыня (закят) и паломничество (хадж). Пророк ислама Мухаммад является для всех мусульман наилучшим примером добродетельного человека, образцом мусульманской нравственности и морали. Его жизнь, дела и высказывания составляют Сунну и представляют собой второй после Корана источник ислама. Однако развитие ислама не прекратилось после смерти Пророка. Наоборот, лишившись возможности обращаться за разъяснениями по тем или иным религиозным вопросам непосредственно к Посланнику Аллаха Мухаммаду и его ближайшим сподвижникам, мусульманские учёные стали развивать различные направления фундаментальных и прикладных религиозных наук. Это научное подвижничество приобрело форму иджтихада — «усердия на пути изучения ислама», и благодаря ему сформировались такие области знания, как тафсир — толкование текста Корана, хадисоведение — изучение Сунны Пророка, сира — фиксация биографии Посланника Аллаха, фикх — религиозное правоведение, акыда — теория вероучения и многие другие. Иджтихад дал возможность находить ответы на множество вопросов, которые возникли у мусульман по мере распространения ислама среди разных народов, проживающих в совершенно различных географических, климатических, экономических и социально-политических условиях.

Габдулла понял, что ислам сформировал целостную систему моральных и нравственных ценностей, которые вошли в жизнь всех мусульманских народов. Взаимоотношения мусульман в семье, в обществе, в быту неразрывно связаны с их религиозными представлениями. При этом в каждом мусульманском регионе сохранились свои особенные традиции и обычаи, отражающие климатические, географические и этнические условия существования, и именно это разнообразие послужило толчком к развитию правовых школ и религиозных течений, которые позволили исламу в дальнейшем найти своё место в разных обществах и исторических эпохах. Благодаря такому разнообразию ислам получил статус мировой религии и активно распространяется на всех континентах, находя всё большее число последователей. Шакирды были горды тем, что изучают ислам, который создал богатейшую сокровищницу науки, культуры и искусства. Это произошло благодаря особому вниманию, которое уделяется в нём образованию. Вклад мусульман в развитие достижений мировой науки не получил должной оценки, но всему миру известны имена таких учёных, как: Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Хорезми, аль-Фараби, Улугбек, Ибн Халдун, ат-Табари. Они, шакирды, узнали, что мусульманская литература дала миру таких великих поэтов и писателей, как Омар Хайям, Алишер Навои, Низами Гянджеви, легендарные сказания о Лейли и Маджнуне, Ширин и Фархате, знаменитые сказки «Тысячи и одной ночи». Поняли, что культовая архитектура ислама не уступает по своей красоте и изысканности ни одной другой религиозной архитектурной традиции: Кааба с, ее строгим силуэтом, Мечеть Пророка Мухаммада в Медине, Купол Скалы в Иерусалиме, мечети Каира, Дамаска, Стамбула, Средней Азии, Индии и Малайзии являются настоящими шедеврами архитектурного творчества мусульманских народов.

Но иногда, когда отсутствует остаз, дают выход баловству. Бьют друг-друга подушками, гоняются друг за другом, а иногда начинается борьба. Каждый старается своего напарника ложить на лапатки. Тут порядки строгие,но остаз не любит наказывать провинившихся хворостом или палкой, посмотрит строго и все – сразу устанавливается порядок. Видя, что Габдулла очень смышленный мальчик, остаз занимался с ним дополнительно. Так прошли месяцы и годы и они не пропали зря. Главное, шакирды поняли основной смысл Коранаего роль в жизни. А прозвище Батырша сопровождал его всегда, после окончания медресе многие думали, что это его настоящее имя  и обращались так, а он не был против этого.

Услышав о том, что попы занялись тем, что насильно стали крестить отдельных мусульман загорелся желанием противостоять этому. Ему не нравилось политика русского государства разный подход по вопросу конфессий. Например, на основе решения Сената ведется работа по разрушению мечетей, под присмотром группы солдат. А в тоже время, если в деревне появился 2-3 русской семьи, начинают строить церковь. Кто проявил открытое недовольствие – не сдобровать, могут бить, могут на месте расстрелять и никто не понесет наказание за это черное дело. Его крепко возмутило та новость, как одного из башкир поимени Туйгилде под дулом ружей заставили принять христианство, а попозже, когд он задумал вернуться к мусульманству, его сожгли на костре. Воистину как в средние века.

Знатоки Корана везде нужны. Только закончил медресе и появился в родном ауле, пригласили в село Илишево и выбрали имам-хатибом мечети. Познакомил он себя под именем Батырша, так как сам полюбил это прозвище. Молодого человека полюбила местная молодежь, приняли в свой круг. За короткий срок при помощи населения Батырша смог отремонтировать мечеть и тут же открыл медресе с традиционной программой обучения.

В то время традиционная программа медресе включала в себя изучение таких предметов как сарф (этимология), наху (синтаксис арабского языка), мантык (логику), хикмат (философию), акаид (догматику), фикх (исламское право). Учебный процесс медресе стоял на строго чередующихся друг за другом общепризнанных книгах, написанных еще в XI-XVI вв. Показателями продвижения и ступенями образования были изучаемые книги. Изучение традиционной программы играло важную роль в религиозно-нравственном воспитании учащихся. В то же время от знакомства с лучшими образцами мусульманской назидательной литературы школьники выносили и некоторые сведения по истории, географии, эстетике, этике, что способствовало умственному развитию детей.

Вот по этой программе занимался Батырша и вскоре преобрел авторитет и признание среди населения. Дети учились прилежно, а иногда забывали уходить домой. После уроков Батырша устраивал различные развлекательные игры для детей. Может быть, поэтому все время увеличивалось количество детей, ходящих в медресе. А по вечерам имам-хатип вместе с молодежью гуляет по селу, играет в молодежные игры.

Однажды, услышав о его успехах, позвали его в деревню Муслим Исетской провинции на эти же должности. Подумав некоторое время согласился, так как эта деревня большая, чем Илишево в несколько раз. Здесь же проживает старшина Муслим, который в одночасье решил все бытовые вопросы для нового имам-хатиба села. Для проживания выделили большой по размерам дом. По вопросу питания нет ниеаеих вопросов, тут люди живут богато и размеренно – они приносят все, что надо. Здешное население занимается полеводством и скотоводством. Летом сеют хлеб, косят траву, собирают лесные ягоды и фрукты, а зимой занимаются скотом. Живут дружно и спокойно. Только иногда доходят тревожные вести о том, где-то при собирании ясака произошли потасовки, а в деревне Малякас типтяри избили своих начальников и так далее. Имам-хатип все время находился среди людей и поэтому он узнавал всякие новости первым. Люди более стаошего поколения при разговорах нажимают на тему женитьбы, говоря, что семьянин имеет более высший вес в обществе. Он сам не раз думал об этом и через некоторое время забывал в круговороте всяких мельких дел. Видимо, Аллаху было так угодно, однажды ему сосватали девушку из мишарской семьи из села Ологыуыш. Поехал, посмотрел, видно, что хорошая и ухоженная девушка и решил жениться. Когда услышали о решении Батырши, родители сразу и согласились и вскоре закатали свадьбу, предварительно выплатив положенный калым. После свадьбы решил с молодой женой побывать в своем родном ауле Карыш. Многочисленные родственники гостям были рады и в течении недели молодая пара гостила у своих. Ученые люди нужны везде, в одном из дней встретив молодого Батыршу старшина родной деревни предложил ему вернуться и работать в родной деревне. Или родная сторона тянула, или слова старшины Яныша были убедительными, как бы то не было Батырша быстро согласился. В начале лета съездил за своими пожитками и вернулся в родное село. Здесь он почувствовал себя более раскованным и свободным. При помощи родственников построил себе прекрасный дом, поставил баню, сарай. За короткое время обзавелся скотиной и домашними птицами. Односельчане помогли капитально отремонтировать здание мечети. Шакирдов достаточно, авторитет имеется, как говорится, живи да радуйся.

В первое время со старшиной Янышом жили душа в душу. Праздничные дни проводили вместе, часто были в гостях друг у друга. Через год прекрасные отношения испортились. Причина банальная: старшина хотел имам-хатиба держать под рукой и под контролем, а тот не любил вмешательство старшины в дела Аллаха.

В день пятничного намаза деревенский начальник Яныш позвал в гости Батыршу, но он не смог быть в гостях. В тот день он был очень занят: проводил свои уроки, совершил пятничный намаз, а потом пришли аксакалы, с которыми беседа шла дольше обычного.  

На следующий день старшина ждал Батыршу на дороге в мечеть. Встретив имам-хатиба тот сразу начал разговор с проявления недовольствия:

-Уважаемый хазрет! Ты в последнее время почему-то убегаешь от меня и теплые отношения куда-то пропали. Почтенных людей как я ни во что не ставишь, в гости приглашаешь – не идешь. Что это такое и как понять тебя?

- Почтенный старшина! Иногда не хватает времени ходить в гости. Вчера день был очень нагруженным, поэтому заранее послал к вам шакирда с извинениями.

- Мы, уважаемый остаз, друг друга знаем с малых лет, росли вместе. Помнишь, наверное, в совместных играх мы, мальчики, были равны, были простыми детишками. Это время прошло. Сейчас мы уже не мальчики без штанов, а почтенные люди. Здесь, в ауле, я – самый старший из начальников. Поэтому хочешь-не хочешь ты должен подчиниться мне, поскольку живешь на территории, где я хозяин.

- Многоуважаемый туря! Я хорошо понял все то, что ты сказал. Но у меня есть свой туря, свой хозяин. Это –Аллах. Я полностью подчиняюсь воле Аллаха и аккуратно исполняю его каноны. Ты мусульманин, поэтому должен ежедневно читать все намазы, чтобы уменьшить свои грехи и быть человечным ко всем.

- Откуда у меня грехи могут быть? Я исправно служу царям. В моем подчинении 15 аулов. Ясак государству платим своевременно. Слава Аллаху, и другие дела выполняются в срок. Верховные чиновники всегда меня хвалят. Что еще надо тебе?  

- Со стороны посмотришь, быть может, твои дела идут ладно. Когда ыезжаешь в села, ты ведь держишь себя разнузданно. Бьешь кнутом безвинных людей, за одно неосторожное слово бросаешь их в тюрьму-зиндан. Сам любишь гостить за счет других, пьешь брагу, ведешь себя непотребно и поешь уличные песни. Это по-твоему не грех? Когда зовешь в гости ставишь брагу, пьешь и употребляешь матершинные слова. Как может спокойно сидеть мулла в таких условиях?   

- Я – из рода знатных мурз. – Яныш повысил голос. – Во время Казанского ханства мои прадеды служили белому царю – Ивану Грозному. Поэтому им был пожалован Касимский городок. И мой отец был предан властям, в свое время за хорошую службу получил медаль.

- Не хотел бы дальше продолжить наш разговор, но все же скажу: твой отец во время восстаний потопил в крови своих соплеменников. Народ об этом знает и помнит. У меня нет времени лясы точить. До свиданья. 

Разошлись как враги. Ныне, если встречаются, здороваются кивком головы, молча и проходят.

К этому времени подкатилась непонятная новость: отныне все должны покупать соль из казенного склада за 35 копеек за пуд. Добывание бесплатной соли запрещается. В места, где население добвало соль поставлены караулы и никого не пускают. Начнешь спорить – избивают, могут и застрелить. Распространились всякие байки и сплетни, будто бы пришли мишари за солью, а их там встретили с ружьями и стали стрелять.

В последнее время Батырша не смог посетить дом тестя. Поэтому с начала весны твердо решил съездить. Тесть проживает за Уральскими горами в деревни Ологыуыш Исетской волости. Путь, конечно, долгий. Но это обстоятельство не задержало молодого имам-хатиба. Усадив рядом жену Зулайху и двух детей: сына Тажетдина и дочку Зулайху в одном из ясных дней мая месяца Батырша выехал в путь-дорогу, запрягав пару лошадей. В пути вдоволь общались с природой, дети тоже был довольны и не плакали по пустякам.

Доехали благополучно без приключений. Семью Батырши приняли чинно, не раз выезжали на природу дышать свежим воздухом. Часто бывали в гостях у родственником. Когда делегация из деревни Муслим прибыла и позвала в гости, Батырша не отказал и там побывал в гостях у нескольких человек. В гостях читал суры и аяты из Корана, обмнивался с новостями. Со старшиной Муслимом нашел общий язык. Оказывается, они мыслили одинаково. Вместе были на сабантуе башкирского рода Сальзигут (Халйот). Везде, оказывается, люди недовольны своим нынешним положением. По пути домой заехал к бурзянам, там тоже такое же положение. Они готовы признать Батыршу духовным предводителем. Вернулся домой и тут люди взбудоражены. Зимой 1754 года побывал в соседних территориях и волостях как Гарей и Уран  - его принимают как почетного гостя, делятся со своими мыслями и думами. Удивительно, что  везде народ недовольный и даже просят, чтобы он возглавил оппозиционное движение народа. После долгих раздумий решил написать воззвание. Ведь кто-то должен начинать! Хотя и без воззвания народ готовится к бунту. Причин недовольства много: от увеличения суммы ясака и покупки соли до сохранения мусульманства. Несколько дней корпел над воззванием, встречался с некоторыми сотниками и старшинами, советовался. Двор Батырши не пустовал: кто-то приходил, кто-то уходил, кто-то пил ароматный чай, приготовленый хозяйкой. Никто не обращал внимания на то, что двор имам-хатиба полон людьми, как в Мекке. Так и должно выглядеть дом у настоящего муллы и известного остаза. Как раз в это время родилась дочка, назвали ее Назлыгуль, что значает нежный цветочек. Так назвать ее настояла сама Зульбохар, которая очень любила выращивать цветы и на дворе и в комнатах дома.

Десятки раз читал и перечитывал написанное воззвание, наконец, самому понравилось. Закончил он воззвание так:

 

… Мир вам, мусульманские народы! Знайте и ведайте, что мы, разузнав и расследовав положение и намерения мусульман четырех дорог вышеупомянутым путем и посоветовавшись с некоторыми ревностными алимами (учеными) из мусульман, а также с другими равными им людьми, пришли к единодушному согласию и дали взаимное обещание в текущем 1168 году по хиджре, после праздника ийди-фитр (Ураза-Байрам) 4-го дня месяца шаууаля (3 июля 1755г.), повинуясь и следуя заповеди Аллаха:
«Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами» (9:41), и, вооружившись оружиями войны, — перебить и уничтожить русских кафиров.
Да поможет нам Господь Миров, как Он помог своему Посланнику Мухаммаду (с.а.с.). По окрестностям мы разослали воззвания и сообщения о том, чтобы в этот упомянутый заветный день быть наготове и садиться на боевых коней. И поэтому всем старым и малым, исповедующим мусульманскую религию Ислам, необходимо, чтобы они не противились данному нами взаимному обещанию и чтобы ни на один день, и ни на один час не опаздывали к означенному сроку: ведь сопротивление обету и опоздание к обещанному сроку явится причиной разгрома, гибели для мусульман. А также явится причиной усиления неверных и укрепления их власти. Довольно! О, правоверные! Радуйтесь, радуйтесь, радуйтесь! Считайте удобным случаем и счастьем, что мусульмане после стольких тайных совещаний объединились и дали обещание друг другу.
Мусульмане, которые столько лет не могли объединиться и поведать друг другу свои намерения, теперь объединились. Не упускайте этого удобного случая и счастья и не теряйте его! Ибо пока сговоримся и назначим сроки вторично, будет много раздоров! Но если до того, как наступит вышеупомянутый наш срок, то есть 4-ый день шаууаля, после праздника ийди-фитр, русские кафиры, узнав происходящее у нас, вздумают устроить какую-нибудь мерзость или смуту, например отправку против нас военных полков или какие-нибудь другие интриги, мы не должны бросать и оставлять в беде ни одного мусульманина.
И тогда, не ожидая назначенного нами срока, сразу же, уповая на Всеславного и Всевышнего Аллаха, сядем на своих боевых коней и начнем Джихад — Священную Войну против кафиров! И, если угодно будет Аллаху, выйдем победителями. В чьи бы руки ни попало это настоящее воззвание, не мешкая носите его по аулам, чтобы мусульмане не сидели без дела из-за одной только неосведомленности. И пусть мусульмане укрывают это воззвание и эти тайны от лицемеров с убеждениями кафиров.

Да сохранит Аллах всех правоверных, и да исполнит Он их желание. Он — Помогающий, Он — Сохраняющий в здравии, Он — Милосердный из милосердных!
                                                                                                                         Батырша.

                   1168 год по Хиджре (1755 год по григорианскому календарю)

 

Вроде бы получилось конкретно и кратко, иншалла. В Воззвании Батырша призвал 3-го числа июля подниматься на священную войну, чтобы защитить свою веру. Вызвал четверых преданных шакирдов и велел им переписать текст столько экземпляров, сколько могут. Сам выехал в сторону Оренбурга, цель одна: встретиться с ахуном Ибрагимом и поговорить по всем этим делам. По пути заехал в деревушку Каргалы, там проживал давний знакомый ровесник и сотрапезник мулла Габдрауф. Он оказался дома, встретил радостно, угостил от всей души. Говорили и говорили без умолку, сходили в местный мечеть, где совершили намаз, исполняя один из столбов исламского канона . Вот здесь Батырша услышал о том, что бурзянцы поднялись на борьбу и о том, что главные их организаторы ушли за Яик, чтобы спасти себя и семьи от карателей. Затем съездил в Оренбург, встречался с духовными людьми, беседовал с ними по различным вопросам бытия и получил множество книг и литературы исламского толка. Эта была большая радость для него. Возвратился с воодушовлением, во-первых потому, что его воззвания расспространились быстро и его считают главным идеологом масс. Во-вторых, выступление бурзянцев шокировало и его и других.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!