Генерал-губернатор Оренбурга и его команда             19 страница



Наступил август. Батырша находился дома и просматривал привезенную из Оренбурга литературу и услышал: кто-то заходит. Оказывается зашел Сурагул-батыр, сын Миннибая. После взаимных приветствий Сурагул Миннибай углы сообщил, что у него под рукой имеется сто вооруженных вссадников и они готовы сегодня же поднять бунт. Нужен только клич к восстанию и верховный организатор. На вопрос Сурагула: “Как у вас дела, видимо, ваши люди уже готовы к выступлению?” не смея ответить, что нет никаких сил и никакой подготовки, Батырша сказал:

- Да, все идет по плану, но нельзя торопиться. Ждите от меня сигнала. В ближайшее время я сам пошлю к вам вооруженный отряд из мишарей, только после этого можете начинать.

Однако со стороны Батырши не было никакого сигнала, Сурагул ждал и ждал очень долго: полная тишина. Почему-то он, глава вооруженной группы, не смел перешагнуть через Батыршу и начать самостоятельное выступление. Все же решился батыр поразведать обстановку в ближайших селениях и потому, взяв с собой четырех мишар, проехал по деревням Солтанай, Танып, Акколош, Бардым, Сарыш и Тунгак. Оказывается, не зря затеяли это путешествие. Из деревни Бардым – 11, из Сарыша 6 всаднников изъявили желание быть в команде Сурагул батыра и присоединились тут же. Когда вошли в Солтанай Сурагула его сподвижников встретила группа конников в 30 человек. Может ли быть большая радость для Сурагул-батыра!

В это время сообщили неожиданную новость для Сурагула: Мустай и Акбаш, которые были в составе 30 конников, вошли в конфликт с о старшиной Абдуком, который обижал простых людей постоянно, и побили его кнутом. В результате этого битья тот оказался мертвым. Услышав об этом и желая обратно получить место старшины, бывший старшина Ишбулат собрал сотню и ударил по конникам. Из-за неожиданного нападения этим конникам пришлось убежать из Кизил Яра в Солтанай. После этого Ишбулат написал письмо генерал-губернаторыу, выпячивая свое геройство, и его после этого, оказывается, назначили старшиной. Так он быстро достиг свою затаенную мечту.

Как раз в это время Батырша получил письмо о том, что гайнинцы ведут сражение друг с другом. В письме была просьба: направить сильный отряд против Ишбулата и, если так не получится, скрыться в затаенном месте до выяснения обстоятельств.

Батырша выбрал последнее: зная, что односельчане готовы подниматься на бунт, не решился бросить клич, побоялся посоветоваться с людьми. Встав первого сентября рано утром, он запряг лошадь, посадил всю семью и четырех шакирдов в телегу и сбежал в лес от всех. На всякий случай каждый из мужчин взял с собой луки и стрелы.

Услышав о смерти Абдука старшина Яныш стал опасаться за свою жизнь, старался не выходить из дома без крайней надобности. Еще пуще испугался, когда Батырша с небольшой группой выехал куда-то, а люди молча проводили их взглядами. Может они направились на место сбора бунтовщиков? Понятно, что если в деревне вспыхнет бунт, первым делом придут к Янышу, чтобы отнять его драгоценную жизнь. Вот о чем думал старшина Яныш и носа не совал наружу. А когда узнал, что те убегли, то послал за ними группу из десяти человек на быстрых конях, чтобы арестовать Батыршу и его единомышленников. Конники догнали телегу Батырши и не спешили арестовать своего имам-хатипа, наоборот, ждали призыва или какого-нибудь слова от Батырши. Но тот молчал и ждал, когда на них накинутся. Батырша молчал, видимо, не доверял своим односельчанам. В сопровождении конной кавалькады проехали еще пару километров и те отстали там, где начался густой лес и доложили старшине, что не смогли найти беглецов. Хотя считается, что Карышбашевские леса имеют начало, но нет у них конца, Батырша хорошо знает где начало, где конец лесного массива, с ранних лет хорошо запомнил лесные тропы, каждую поляну, каждый куст.

Лес живет своей жизнью, ему нипочем человеческие страсти- мордасти, их повседневная суета. Август есть август. Теплые и жаркие дни плавно переходят в месяц август, который более мягок, чем июль, потому что световые дни заметно сокращаются, а ночами становится прохладней, появляется туманная дымка. С начала месяца вода в озерах и прудах остывает, заканчивая купальный сезон. Сам по себе август - самый спокойный месяц в году. Редко случаются грозы, несколько реже жаркие сухие дни. Зачастую стоит ровная теплая погода, а кое-где на деревьях появляются первые пожелтевшие листочки, предвестники осени. Наступает самое приятное время года - сезон сбора урожая. Все, что сеяли, все, что жали, все, на что возлагали надежды, пора собирать и готовиться к нелегкому времени - зимовке. До холодов еще очень далеко, но пора делать первые приготовления к нелегкому периоду зимы. Итак, что даст нам земелюшка в этом году? Какими щедротами она нас одарит? Начинается жатва хлеба. Поспевают налитые огурцы. Краснеют на кустах помидоры. Цветет гречиха. Продолжают отцветать, наливаясь соком ягоды. После небольшого дождя в лесах появляются грибы. Щедр и благороден август. Но Батырша не видит эту красоту леса, его занимает думы о том, куда податься, кому голову склонить. Как бы быстрее доехать до лощины Сазлытамак, дальше начинается густой лес и непролазные кустарники, а там дальше густой лес. Проехали 7-8 верст, но спокойно доехать не удалось, сзади послышался глухой топот коней. Значит, преследуют! Как быть? С такой скоростью бегством от них не спасешься. Будет что будет и он решился противостоять преследователям. Самому молодому шакирду Муталлапу приказал спрятать семью в стороне от тропинки и ждать там, а остальным: Муслиму, Яхье, Марату повелел встать по обе стороны тропинки и, в случае необходимости, пустить стрелы в сторону преследователей, но только после соответствующей команды. Сам встал спереди всех там, где тропинка поварачивается в сторону болота.

«Надо попробовать договориться, может, послушают и не тронут», - подумал Батырша и в это же самое время увидел верховых. Всадников было шестеро. Все вооружены луками и стрелами, а идущий первым имеет ружье. Батырша подал голос первым:

- Братцы! Почему нас преследуете? Неужели нас не узнаете? Или у вас других дел нет? Возвращайтесь!

Всадники приостановили коней и стали слушать слова остаза, в это время первый верховой приставил ружье к плечу для нажатия на спуск, но не успел. Стрела пущенная Батыршой попал в голову и тот, некоторе время сидел на коне качаясь, и вскоре грохнулся мертвым. Видя такой оборот событий, остальные всадники сильно испугались и начали наперебой кричать:

- Хазрет! Ради Аллаха не убивайте нас. У нас есть дети, семья.

- Мы уже поворачиваемся назад, отпустите нас. – Один за другим стали они поварачивать коней.

- Почему не забираете соего товарища? Не гоже бросать мусульманина мусульманами. Заберите его!

- А вы нас не тронете?

- Нет.

- Возьмем, хазрет, возьмем. Нас заставили преследовать вас, сами не хотели. Ой-ой-ой! Глава нашей группы мертв! Какой ужас!

Забрав мертвого, всадники поскакали прочь. Вот так имам-хатип впервые пролил человечекую кровь, взяв на душу страшный грех. Да, любое убийство – тяжкий грех в исламе, но что свершилось, то и свершилось, в таких моментах у военных существует правило: кто успел, тот остался жив.

Решили остановиться на ночлег, нашли укромное место среди дальних деревьев, соорудили два шалаша: один – семейный, другой для шакирдов и в течении недели жили тут. Отдыхали, набирали сил, однако продукты питания таяли быстро. По ночам стало холоднее, у каждого летняя одежда, особенно страдали дети. Они не понимали, почему находятся в лесу и от кого-то прячутся. Только костер спасал от холода, но остерегались каждый раз его разжигать. Знали, что дым от огня пахнет и распространяется по всему лесу. Посему кто хочет, тот их быстро найдет.

На четвертый день один из шакирдов Муслим решился разведать ближайшее окружение и явился к своему шалашу с коровой.

- Корова заблудилась, не знала куда идти, поэтому привел сюда, - оправдывался он. Все слушали молча, никто претензии не предьявил. Каждый понимал, что когда мало продуктов, молоко - ценнейший напиток. Но не суждено было пить молоко долго, случилось непредвиденное. Когда Яхья с Маратом пошли поискать продукты питания, но далекео не ушли. Услышав далекий топот коней, они сразу вернулись обратно и доложили об этом. Батырша приказал Муслиму укрыть жену и детей в более укромное время, а сам вышел на тропинку с остальными шакирдами. То, что увидели повергло в шок. Появилась группа вооруженных людей в количестве двадцати человек. Подойдя ближе, они направили свои стрелы беглецам, а один из них начал говорить на татарском языке:

- Эй, мишари! Мы, черемисы, знали, что вы находитесь в нашем лесу, но не доводили об этом до сведения начальников, не напали на вас, хотя за это предлагали солидные деньги. Но вы обнаглели, украли корову и коня. До этого в этих лесах не пропадало ничего потому, что никто ничего, никого не трогал. Вы, воры, посему придется вас арестовать и сдать властям. Другого выхода не видим.

 Как быть? Батырша слушал эти слова и не знал,как поступить. Понятно, что четверо против двадцати не могут противостоять. Поймают – смерть. Или попытаться убегать? Чтобы тянуть время ответил:

- Корову возвращаем – берите, а вашего коня у нас нет.

- Ага! Понятно! Коня зарезали и откушали, небось. Ну-к, кто это? С кем я веду разговор? Посмотрю-ка.

- Не подходи! Будем стрелять!

Черемисы не обратили внимания на слова Батырши и тронулись вперед. Он и шакирды успели пустить по одной стреле, с той стороны полетели многочисенные стрелы. Кроме как убегать другого выхода не было. Все беглецы бросились в лес врассыпную. Сзади что-то кричали, пытались догонять, но густой лес прикрыл бегущих. Они бежали во всю прыть. Вместе с остазом оказался только Яхья, остальные шакирды пропали в лесном массиве. Крики становились тише и тише, вскоре установилась полная тишина. Батырша понял, что ему нельзя возвратиться к семье, видимо, они обнаружили и детей и жену и обратившись к своему шакирду сказал:

- Яхья! Делу хана! Если хочешь ты можешь идти без меня куда глаза глядят. Мое будущее туманное, что будет неизвестно. Я сам за себя ответчик, ты не мучайся со мной, выбери свой путь. Даю тебе полную свободу.

Яхья очень удивился этим словам и ответил:

-Хазрет! О чем ты говоришь? Я тебя не брошу никогда, Видит Аллах, буду с тобой до конца своих дней. Одинокому всегда труднее, а вдвоем как-нибудь, думаю, сдюжем. Бросив тебя в самый трудный момент, не хочу брать грех на душу перед Аллахом.

- Ладно, не обижайся! Просто хотел сказать, что ты полностью свободный человек. Вот дойдем до Агидели, дальше - простор, никто нас не  поймает.

Только через несколько суток голодные и оборванные путники еле живым дошли до реки Агидель. На берегу много привязанных лодок, но людей нет. Значит, нет и перевозчика. Посидели, отдохнули, обмозговали и решили овладеть какой-нибудь лодкой. К счастью, одна из лодок была привязана слабой веревкой и путники, разрезав ее камнем, спустили лодку в воду и поплыли, гребя руками вместе весел. Без каких-то преключений переплыли реку и потопали дальше. А внутри «волки воют», нет возможности дальше терпеть. Хочешь-не хочешь, придется пообщаться с людьми, чтобы наполнить желудок. Однако ни деревни, ни летника в пути нет. Идут изо всех сил, больше отдыхают. Наконец, Аллах помог. В лесной полянке стоял одинокая добротная и жилая избушка. Радости не было предела. Залаяла собака, на порог вышел хозяин дома и после взаимных приветствий позвал в дом. Спрашивать очем-либо не стал, и так видно, что путники прощли длинный и трудный путь. Надо будет, сами же все расскажут, самое главное, на грабителей не похожи. Хозяин стал что-то варить, в теплом доме путников разморило окончательно, после похлебки и выпитого чая они стали кимарить сидя. Хотя и рановато, пришлось им приготовить постель и уложить спать.  

Утром путники проснулись рано. После омовения совершили утренний намаз. Увидев все эти действия путников, хозяин успокоился окончательно. Он с малых лет хорошо усвоил то, что  люди, регулярно молящиеся Аллаху до восхода солнца, показывают глубокое терпение и истинную веру. Ведь ради совершения фаджра необходимо подниматься до рассвета каждый день, а не спать сладким сном, поддаваясь на уговоры шайтана. Это первое испытание, которое уготовило человеку утро, и его надо пройти достойно. Людей, не поддающихся шайтану, читающих намаз вовремя, Всевышний будет защищать от невзгод и проблем вплоть до наступления следующего дня. Кроме того, они преуспеют в вечной жизни, ведь соблюдение намаза всем зачтётся в Судный день. Эта молитва в исламе имеет огромную силу, поскольку в преддверии рассвета рядом с человеком находятся ангелы уходящей ночи и грядущего дня, которые внимательно за ним наблюдают. Аллах потом спросит у них, чем занимался раб его. Ангелы ночи ответят, что, уходя, видели его молящимся, а ангелы грядущего дня скажут, что также застали его за намазом.

Догадавшись, что путники глубоко верующие люди, хозяин дома решил немедленно познакомиться с ними и начал разговор так:

- Люди добрые! Меня зовут Нурлыгаян. В деревне кличут более кратко - пчеловод Нури. Недавно исполнилось 50 лет. Дети мои живут в деревне, у них свои семьи. После смерти жены, не найдя себе места, построил здесь, на красивой лесной полянке, небольшой домик и живу тут. Ухаживаю за пчелиными ульями. Как вас зовут, откуда и куда направляетесь – все эти вопросы меня не интересуют. А интересует меня другое: какова жизнь в ваших краях? Спокойная или бурлит? В народе ходят разные слухи, будто бы на стороне готовятся к восстанию. Правда или ложь – не знаю.

Он посмотрел на путников, ожидая ответа. Нельзя было промолчать после этих слов хозяина. Поэтому Батырша включился в разговор, начал издалека:

- Моего отца зовут Миннигали, а меня – Габдулла. Мой молодой товарищ и спутник носит имя Султангул. Мы из Исетской провинции. Скажу прямо: в нащих краях спокойства нет, бурлят как в муравейнике.

- Я краем уха слышал, - продолжил разговор Нурлыгаян, - что бунтуют гайнинцы и бурзянцы и другие горные башкиры.

- Я тоже хотел сказать об этом, уважаемый Нулыгаян агай, - подхватил беседу Батырша, - если правду рубить, я с моим спутником Султангулом ушли от бунтующих, и появились тут, чтобы выполнить свой долг муллы, являясь проповедником и служителем Аллаха. К бунтам касания не имеем, иншалла.

- Раз вы служители Аллаха, то, наверное, знаете или видели хазрета Батыршу? Какой он человек? Где может он находиться в настоящее время?

- Конечно, хазрет Батырша нам хорошо знаком. В наших краях все его знают, почитают и уважают. В настоящее время он может быть среди бурзянцев. Там, в Зауралье, бунт все еще продолжается. Такие слухи до нас дошли. Впрочем, кто, где ходит, откуда нам простым смертным знать!

 - Раз начал говорить об этом надо закончить: недавно со своими помощниками сюда приходил старшина. Он говорил, что ищут Батыршу и велел довести до его сведения, если появятся чужие люди.

- Мы сегодня же уйдем отсюда, Нурлыгаян агай, не будем вам чинить неудобства. За прием, за хлеб да соль большое спасибо. Отдохнули, окрепли, слава Аллаху.

Хозяин дома повел беседу более откровенно:

- Говорят, и у деревьев есть глаза, поэтому будет лучше, если вы не будете мельтешить в лесу. Никто отсюда вас не гонит. Живите спокойно, не торпитесь уходить. Тут продукты питания хватает, надо будет – схожу в деревню и принесу. Проходят недели, месяцы и не видишь живых людей, приходится разговаривать с собакой. Когда вы прищли стало мне веселее. Оставайтесь тут. Никто сюда с проверкой не придет. И работа для вас имеется, надо построить новый подвал для улей. Есть и другие работы: дрова заготовить, за пчелами присматривать и так далее. Если хотите, то тут можете спокойно зимовать. Буду только рад!

- А если придут с проверкой, то тогда как быть? – Вопрос задал молодой мулла, который до сих пор сидел молча.

- Собака у меня отличная. На людей лает по-особому. В случае внезапной прверки можно спрятаться в подвале домика, там у меня хранятся одни ульи. За ними имеется пространство, где можно спрятаться от чужих глаз. Визуально посмотришь – ничего не видно.

Путники сразу согласились остаться тут и стали активно помогать хозяину дома: вырыли новый подвал для улей, поставили сруб над ним и накрыли крышу. Дальше занялись заготовкой дров. Собаку привязал немножко дальше туда, где была тропа, по которой приходили люди.

Зима пришла, как обычно, к утру сиял белый снег. Он шел и шел не переставая. Если у тебя есть теплое помещение и зимняя одежда, то и холода нипочем. Живи и не тужи.

В последнее время Батырша не мог спокойно заснуть. Ему казалось, что вот-вот зайдут и их арестуют. Опасения эти он довел до Яхьи, тот предложил:

- Еще пару дней побудем тут и тронемся в путь. – Батырша, конечно, согласился.

На следующий день как только сели за утреннее чаепитие залаяла собака. Все бросились к окну. Там появились три всадника.

- Братцы, в подвал! Быстро! Захватите все свои шмотки. Я приберусь тут сам, если успею.

Все был выполнено молнионосно, Нурлыгаян сам открыл и за ними закрыл подвал, убрал лишние чашки за чувал и поспешил открыть дверь самому. Не успел, те уже заходили. Все лица знакомые: зашел сотник с двумя помощниками.

- Почему собаку привязял на тропинку, по которой проходят люди? Не прячешь ли беглецов в своем доме? Ну-ка, скажи! Иначе сейчас будем обыскивать. – Сотник вел себя грубо.

- Братец Мурзагали! Что это ты в моем доме кричишь? Где уважение к старшим? Почему без разрешения врываешься в дом? Сперва постучи, после разрешения заходи и здоровайся! Так делали наши предки. А ты поступаешь как бандит, ни во что не ставишь традиции наших дедови прадедов. – Нурлыгаян очень волновался, поэтому все слова выходили крикливо.

- Ладно, старикашка, не шуми и не воспитывай нас! Мы тут находимся с государственной миссией. Открой подвал. Может там вместо улей лежат беглецы, которых мы ищем!

- Если тебе надо – открой. Это не место для беглецов, понял. Ты хочешь будоражить моих пчел? Если умрешь от их укусов – не обижацся на меня. – От большого напряжения Нурлыгаян вспотел. Мурзагали с трудом открыл люк подвала и повел носом. «Только бы не спустился туда, тогда делу хана, может, тогда придется умертвить всех зашедших, чтобы самому остаться в живых», - подумал хозяин дома и сам ужаснулся от этих мыслей. Установилась гнетущая тишина. Наконец, Нурлыгаян встал, отряхнулся.- и промолвил:  

- Ладно, старик, не обижайся, посылают ведь нас то туда, то сюда, велят обыскивать дома, сараи, бани и другие строения. Люди видели, как два беглеца украли лодку и переплыли Агидель, затем быстро пропали. Они не могли далеко уходить. А ты, старик, будь осторожен и наблюдай за окружением. Если появятся чужие люди, быстренько сообщи нам. Слышишь меня?

- Слышу, конечно, слышу, как не слышать! – Нурлыгаян был рад тому, что эти помощники старшины не обнаружили беглецов, тем самым не пролилась новая кровь. – Пригласил бы откушать – ничего не готово, сам перебиваюсь в сухомятку.

Хозяин дома обрадовался еще пуще, когда проводил этих незваных гостей  с порога своего дома, от радости стал он словоохотливым и приветливым. Когда те пропали за поворотом, зашел в дом и стал безудержно хихикать, посматривая на крышку подвала. Затем пригласил наверх беглецов. Служители Аллаха хвалили хозяина дома, тот хвалил беглецов, за то, что они выдержали напряженные минуты и не пикнули. Прерванное чаепитие возобновилось. К концу дня старший по возрасту путник сообщил, что на следующее утро они решили идти  дальше.

На следующий день Нурлыгаян проводил своих гостей. Обеспечил их продуктами питания на несколько дней, обратился к Аллаху с просьбой, чтобы он послал здоровья этим людям.

- Я сразу понял, что у меня сам хазрет Батырша со своим шакирдом, - заявил он напоследок, - я рад тому, что смог помочь и поддержать ученых мужей, служителей Аллаха.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!