Генерал-губернатор Оренбурга и его команда             13 страница



Как бы там не было, он неожиданно появился с отрядом в 60 человек и убедил группу влиятельных башкир примкнуть к нему и объявить войну русским карателям. Власти спешно стали собирать силы против Карасакала. На подмогу Уразлину отправили казаков на лыжах, “верные” башкиры быстро собрали несколько отрядов против Карасакала. Саймонов выехал в Уфу и стал набирать войско из нескольких тысяч “верных” башкир, мещеряков, казаков и регулярных войск. Наконец, разведка русских сообщила, что силы Карасакала достигли численности примерно 600 человек. Карасакал потерпел несколько поражений от превосходящих сил противника, но ушел и скрылся. Через некоторое время он оправился и стал беспокоить русских.

Быстро росла численность повстанцев Зауралья.  Попавший в плен участник восстания некий Бурагул Емекеев показал, что в одном только отряде Карасакала имеется 3 000 повстанцев.

С середины мая власти повели решительное наступление на всех фронтах. В карательных операциях участвовали свыше 7 тысяч солдат, драгун, казаков, мобилизованных крестьян, “верных” башкир и мишарей. Остальные войска в составе более 11 тысяч расквартированы были по городам и крепостям.  

Под натиском русских отрядов Карасакал отступил в горы Зауралья, перешел реку Яик (Урал) в верховьях. За ними преследуя переплыли реку 1500 конных воинов Путятина и Павлуцкого, но они не смогли поймать Карасакала. В ходе продолжительных боев многие помощники Карасакала были убиты, ранены, пленены, а он сам скрылся в казахских степях.

Некоторые повстанцы остались на своей родине. Они не захотели идти в казахские степи. С середины июня царские войска занимались уничтожением повстанцев, укрывшихся в труднодоступных районах, горах и лесах Сибирской и Ногайской дорог. Истреблению подлежали не только повстанцы, но и члены их семей, независимо от возраста и пола. Скот и имущество отбиралось, а деревни и посевы сжигались. Особенно зверствовали команды полковника Арсеньева, подполковников Павлуцкого и Путятина, секунд-майора Языкова, капитана Кублицкого.

С целью оставить у башкир “потомственный страх” генерал Урусов собрал аод Оренбургом около 6 тысяч повстанцев и их семей. 25 августа 1740 года генерал организовал публичную экзекуцию и казнь башкир: 5 человек были посажены на кол, 11 – подвешены за ребра, 85 – повешены, 21 – обезглавлен. Затем всех свидетелей этой расправы погнали в Сакмарский городок и повторили публичную казнь. Здесь погибло 170 человек. Жен и детей казненных роздали в крепостное рабство участникам карательных экспедиций. Кроме того, у 301 человека отрезали уши и носы...

(см. Рычков П.И. История Оренбургская. Оренбург, 1896. Стр.50-55).

 

                                       * * *

Алдар-тархан не участвовал в этом восстании. Он достиг серьезного возраста, в начале 1740 года ему исполнилось 70 лет. Несмотря на солидный возраст интересуется со всеми новостями, знает их. В каждой волости у него имеются “глаза и уши”, поэтому все, что нужно – он знает. И на коне может находиться целый день, любит бывать на охоте, часто ездит по своей волости. С одной стороны посмотришь, вроде бы, жизнь идет нормально. Среди сородичей имеет авторитет, дети выросли, внуки и внучки – пруд пруди, и богатство достаточное и здоровье, слава Аллаху, есть. До сих пор еще тянет лямку старшины, каждый раз, когда подходит время перевыбора старшины, выбирают и выбирают его. Недавно с большой семьей отметили круглый юбилей, 70 лет - не шутка. Но что-то гложет сердце. Что не дает покоя? Что напрягает? Да, он не участвовал в последнем бунте, но помогал лошадьми, провиантом и оружием.

Сколько раз он уговаривал своих не поднимать восстание, но народ поднялся. Или он сделал неправильно, что успокаивал сородичей? Особенно он не взлюбил генерала Тевкелева, который проливая кровь невинных, живущих вне бунта, стал генералом русской армии. Если бы он заранее знал о будущих злодеяниях этого представителя татар, то еще в казахских степях его мог бы погубить. Будущее откуда узнаешь?

Недавно понял, что он переживает за сожженные башкирские деревни и летники, ненавидит злодеяния карателей, которые начали воевать с мирными людьми: стариками, женщинами, детьми, которые были вне бунта и сами жили в страхе от этих военных событий.

Наконец, не выдержал поехал в Уфу к воеводе. Цель: рассказать о злоключениях карателей, о бедствиях народа. Просить хотел у него, чтобы перестали изымать штрафных лошадей.

Уфимский воевода принял не сразу. Встретил недовольным видом и спросил:

- Зачем пришел сюда? Что за дело?

- Народ страдает. Очень обиженный. Надо бы как-то остановить все это.

- Кто обижает?

- Сами знаете ведь: каратели бесчинствуют. Сжигают деревни, убивают мирно живущих, изымают наши земли, отнимают наших лошадей и скот.

- А какое твое дело в этих процессах?

- Я – тархан, поэтому должен я...

- Тарханство не дано тебе для того, чтобы ты взбудорожил народ. Тарханство не дано, чтобы твои люди убивали русских. Тарханство дали тебе, чтобы ты верно служил Российской империи. Вот у меня на столе лежит бумажка, где написано о том, что системы тарханства дальше не будет. Все равно от этого статуса государство не получает ожидаемой помощи. Тут же дано указание, чтобы передать башкирские земли служилым мишарям, свободные земли продавать офицерам, дворянам. А кто прямо или косвенно помогал бунтовщикам – палагается штраф в виде одной лошади. Знай об этом! А теперь уходи! Нет у меня свободного времени, чтобы с тобой лясы точить. Иди! С глаз долой!

Алдар-тархан вернулся очень обиженным. Как быть? Понятно, что власти действуют только с позиции силы, считают, что весь народ это – враги государства. Это ведь не так. Может еще раз подниматься? Толку не будет, ныне власти имеют дстаточно военной силы, чтобы подавить бунт любой величины. После многих дней размышления решился ехать к Урусову, которого назначили вместо Кириллова. Его штаб находится в городке Самара. Если с Урусовым разговор не получится – дойдет до государыни. Если не выполнить задуманное – себя человеком считать не будет.

Несмотря на солидный возрасть, Алдар-тархан, видимо, оставался наивным человеком. Что такое наивность?

Это очень доверчивый человек, он не может оценивать ситуацию на несколько шагов вперед, он простодушен, верит в свои идеалы. Можно даже сказать, что он живет иллюзиями и думает, что все окружающие такие же хорошие, как он. Вот это и губит простодушных людей.

Задумано – сделано. В начале марта Алдар-тархан выехал в Самару. В качестве телохранителя взял с собой внука Сурагула. Вместе с ним в качестве послов башкирского народа выехали башкирские старшины: Кузай Буляшев, Каныкай Алляров, Сеит Алкалин, Якуп Аблаев, Искужа Карашев, Алдакай Меряков, Яныш Юнысов, Яммат Бикаев.

Алдарбай-тархан не знал, что каждое его движение находится под контролем местных властей. Сыщики докладывали вверх каждый его шаг ежедневно. Он не знал и о том, что уфимский воевода успел сообщить Урусову о том, что он, Алдар, готовит новый бунт, что он в настоящее время является самым опасным человеком для властей.

Февральский буран кружится каждый день, небо полностью в облаках. Да, законы природы не подчиняются законам общества. Аллах как соотворил ее, так и существует в течении тысячи и тысячи лет. Времена года меняются так, как и положено. Сурагул едет рядом со своим дедкшкой. Молодому человеку охота поговорить.

- Сколько верст до Самары, дудушка? – спросил он

- Примерно 900 верст с хвостиком. 

- Дедушка! Когда доедем до Самары? За сколько дней?

- Сам подсчитай: если каждый день преодолеем хотя бы сто верст, то за 10 дней доедем до городка. Доехать – доедем, но сможем ли обратно вернуться? Вот это вопрос постоянно мучает меня.

- Не мучайся, дедушка, я всегда буду тебя защищать не жалея сил и даже жизни.

Алдарбаю стало интересенее:

- За эти твои слова спасибо, внук. Я в тебя верю, как верю в себя. Но ты всегда должен слушать меня, выполнять мои команды. В пути с нами ничего не случится потому, что в этих краях нет человека, который не знал бы меня. Я – пожилой человек, вернее – старец, аксакал. Поэтому размышляю глубже. Еду и думаю: правильно ли мы сделали, что поехали к Урусову? Сейчас они очень злы к башкирам, могут нас арестовать и бросить в тюрьму. А оттуда до веселицы – один шаг. Сурагул! Если со мной что-нибудь случится – не пытайся защитить меня, а гони лошадку домой. Пусть народ знает где я нахожусь. А так потеряют и будут искать попусту.

- Неужели дело до этого дойдет?

- Может и не дойдет, но я должен тебя, внук Сурагул, предупредить.

                              10 февраля 1740 года.

Путники достигли Самару, въехали на кривую улицу и двинулись дальше, ища место работы генерала Урусова. Двухэтажный дом с железными воротами стоял в середине городка и его нашли быстро. Только достигли ворота появился офицер, видимо, следили за ними.

- Кто такие? Откуда прибыли? По какому поводу? – начал задавать впросы офицер.

- Я – Алдар-тархан Исекеев. Прибыл с Урала, из Башкортостана. Хотели поговорить с генералом.

- Кто сюда пригласил?

- Никто не приглашал, сами пришли поговорить.

- Слезай с коня! Снимай оружие! Оставь сопровождающих здесь и проходи!

- Сопровождающий у меня только один человек. Остальные старшины.

- Сколько их?

- Восемь.

- Подождите!

Офицер пропал за воротами. Через некоторе время ворота открылись и их пропустили вовнутрь. Что это такое? Их встретила сотни вооруженных солдат. Как только переместились за ворота на них накинулись военные, заломили руки и стали связывать.

- Что вы делаете? – Алдар был в недоумении и злой. – Мы пришли с миром, а вы тут по другому встречаете нас...

Сопротивление путников прекратилось быстро. Алдар крикнул:

- Сурагул! Быстро уходи! Слышишь меня! Не убежишь – и тебя арестуют. Бери лошадей, уходи!

- Слышу, дедушка! Все понял! Я еще появлюсь тут, чтобы тебя спасти...

Ударили чем-то тупым и он потеря сознание. Когда пришел в сознание увидел: лежит в темной камере. Избит, руки и ноги не чувствуют ничего. В камере стоят три офицера.

- Ага! Проснулся? Тогда пойдем к полковнику в гости как вы хотели. У генерала нет времени, а вот полковник с нетерпеньем ждет тебя!

- Гда остальные? Где старшины?

- Не беспокойся за них, они сидят в другой камере. Живо шагай! Здесь вопросов задаем только мы.

Его поволокли по залу и поставили перед полковником, который сидел за большим столом. Он начал задавать вопросы:

- Ну, Исекеев, зачем появился тут? Кто был нужен?

- Я прибыл к генералу Урусову, чтобы поговорить. Ведите меня к нему.

- Может тебя надо вести прямо к царю, зачем мелочиться с генералами?

- Хорошо было бы. Я царей знаю, однажды с царем Петром жили вместе, обнимались не раз.

- Твой любимый царь Петр давно уже на том свете, поэтому не сможет более тебя защитить. А у генерала Урусова нет времени, чтобы с тобой о чем-нибудь беседовать. Я слышал, что башкиры под ьвоим началом готовятся к бунту. Скажи: это правла? На какое число наметили начало бунта?

Зная, что нет никакого бунта Алдар-тархан все же молвил:

- Если нас не отпустите – бунт начнется сегодня.

- Отпустим тебя, отпустим. Под караулом направим тебя в твою Башкирию. Уведите его!

Через пару дней выехали из города Самара  в дорогу. В телеге - двое охранников, один управляет вожжами, другой сидит сзади с ружьем. Пленников привязали еще к телеге, везли в наручниках.

Началась весенняя распутица. В течении недели были в дороге. Охранники оказались хорошими людьми: пленников не мучали, давали хлеб и чай, беседовали, как равные люди, относились с уважением.

Въехали в какой-то пригород. Мы где? Что-то знакомое почудилось Алдару. Да, ведь это же Мензелинск! Вот знакомыу улицы, вот знакомые дома! Во время восстания здесь ведь он побывал!

Бросили в тюрьму.

Три дня – полная тишина, дают только воду и все. Что хотят предпринимать – ничего не известно. На четвертый день поставили перед генерал-майором Саймоновым.

- Ну, бунтовщик, рассказывай как вел антицарские дела? Ничего не утаивай!

- Я против царя не пошел, я борюсь за справедливость. Безвинные люди в тюрьме, хотел их вызволить.

- Стой! Эту сказку мы знаем. Говори, как готовил новый бунт, кто помощники?

- Нет никакого бунта и подготовки к бунту...

- Молчать! Неужели жить не хочешь?

Алдар-тархан промолчал. Подумал: “А кто не хочет жить? Все хотят. Вопрос глупый и не к месту”.

- Этот бунтовщик не хочет разговаривать. Выведите его и бейте кнутом!

Палач начал свое дело, на каком-то ударе кнута тархан потерял сознание.

16 марта 1740 года.

Из тюрьмы вывели пленных. Двор окружен вооруженными солдатами. Избитые пленники еле передвигают ноги. В стороне от всех стоят генерал Саймонов и генерал-полковник Тевкелев. Построив перед плахой зачитали список несчастных:

Алдар Исекеев, Кузяк Буляшев, Илекей Усянов, Каныкай Аллаяров, Сеит Алкалин, Якуп Аблаев, Искужа Карашев, Алдакай Мураков.

Приговор – повесить!

Приговор тут же был приведен в действие. Умершего до этого от побоев Яммата Бикеева повесили тоже.

 

Таким образом, восстание было подавлено жестокостью. Только за последние два года восстания погило в боях, было казнено, сослано на каторжные работы, роздано офицерам и солдатам 16 тысяч башкир обоего пола. С июня по сентябрь в волостях Сибирской и Ногайской дорог каратели сожгли 725 деревень.

Со своей стороны правительство вынуждено было отказаться от своих планов обложения башкир подушной податью и лишения их вотчинных прав на землю.

                  

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Бунт..........................................................................................................

2. Даурбек....................................................................................................8

3. Останусь на Таналыке.........................................................................26

4. Царь Федор Алексеевич.....................................................................32     

5. Азовский поход.............................………...........................................42

6. Реформатор........................................................................................ ..57

7. Алдар-тархан.........................................................................................67

8. Долгая дорога в барханах...................................................................82

9. Оренбургская экпедиция.................................................................. 94

10. Карасакал.............................................................................................99             

 

10.05.17

 

                        Башкирские племена. На краю гибели

Книга 3.

 

События на озере Талкас

Об Уральских горах, которые делят Азию и Европу по всему контененту Евразии с севера на юг знают все. О его собрате, горе Ирандыке, что тянется параллельно Южному Уралу не всем известно. Башкирские племена, живущие в горах, любят эти горы, слагают песни и стихи, считают горы своей родиней. На Южном Урале параллельно с Уральскими горами лежат хребты Ирандыка. Гора Ирандык – один из отрогов Уральских гор, пролегающий с севера на юг на 110 км.  

У западного склона хребта Ирендык располагается одно из самых красивых озёр Башкортостана Талкас. Озеро очень древнее, образовалось в результате вулканических процессов на Урале. На хребте Ирандык в нескольких километрах от озера находится гора - остатки потухшего вулкана. На вершине горы имеется кратер. То, что в этом районе когда-то бурно протекали тектонические явления, подтверждает и то, что по берегам озера на поверхность выходят вулканические породы - порфириты. Кроме того, на озере ближе к западному берегу возвышается небольшой скалистый островок, сложенный порфиритовой породой, а на дне озера имеются скалистые выступы порфирита. Донные отложения Талкаса – биогенные, т.е. в нем накоплен сапропель массой несколько десятков миллионов тонн.

По берегам этого озера и по Ирандыку живут башкиры Бурзянского рода. Несмотря на богатство природных ресурсов, живут бедно, разводят домашний скот и птиц, на лето выезжают на летовку, тоесть на джяйлау.

Озеро Талкас обдюбовали не только люди, а и лесные обитатели и птицы. До восхода солнца сюда на озеро приходят на водопой такие обитатели леса и гор как лось, косуля. Вода озера лечебная, об этом знают люди, звери и птицы.

Весна 1755 года пришла своевременно, как и предыдущие годы. После мартовских буранов прошла Зауральская метель «Акман-Токман». В апреле снег присел и, превратившись в воду под лучами весеннего солнца, побежала по склонам вниз, в сторону озера Талкас. Вскоре склоны гор позеленели и поблестели от молодого побега разнотравья и цветов. Домашний скот вышел на выпас в природу.

Ныне зима была холодная и долгая. В конце марта пурга под названьем «Акман-Токман» разыгралась не на шутку и вместо одной недели продолжалась в течение десяти дней. Эта пурга бывает только в Зауралье, и она имеет свою легенду.

Однажды со стороны Алтая пришли монголы-татары и напали на местные племена. Башкирские племена, сколько хватило сил, отражали эти атаки, но превосходящие силы врага погнали их вглубь страны. Не имея возможности дальнейшего сопротивления, большинство народа подчинилось Чингисхану.  Но некоторые племена продолжали сопротивление. Сураман, вождь одного из башкирских племен, со своими сыновьями Акманом и Токманом продолжал воевать против сего сильного врага. Война шла с переменным успехом, то возгорая, то затихая в течение десятилетий. В одном из боев Сураман был смертельно ранен и, зная, что ему осталось недолго жить, позвал сыновей и сказал:

- Сыновья мои! Пришло время и мне уйти за своим отцом, вашим дедом. Дед ваш оставил мне завещание и я передаю эти слова вам. Вот они: “Лучше погобнуть в бою, чем жить в неволе”. Не забудьте эти слова, продолжайте борьбу до последнего.

После смерти отца братья Акман и Токман повели борьбу в горах Зауралья. В конце марта последнем бою их отряд братьев был почти  полностью уничтожен, осталась лишь небольшая группа бойцов. Чтобы их спасти, два отважных брата увлекли большой отряд врага за собой и завели их в густой лес. Начался буран, где не было не видно ни зги. В таком буране в течение недели враги преследовали двух братьев, но не смогли их окружить и поймать. Так команда врагов заблудилась. Вскоре от холода и голода братья погибли, а за ними погиб весь тысячный отряд монголо-татаров.

После этого случая башкиры Зауралья начали называть последний мартовский буран по имени отважных братьев «Акман-Токман».

Бикбулат, старшина деревни Исянбет, почему-то вспомнил эту легенду об отважных братьях. Вспомнил, быть может, потому, что в конце марта здесь началась настоящая метель со вьюгой… Пурга замела всё вокруг, не видно ничего. Замела метель дорожки, запорошила, кружева развесила вокруг. Ни зги не видать. В деревне под снегом остались дома, сараи и другие построения. В эту пургу даже пропала молодая женщина, налегке одетая вышла к соседям, чтобы попрость живые угли, а обратно не возвратилась. Трое детей остались полусиротами и муж при них.

«У природы свои каноны, то бушует, то стихает, на то – воля Аллаха- подумал старшина, - а вот среди людей нет душевного спокойствия. С этим как быть? Народ недоволен, готов снова бурлить. Да, конечно, на это есть свои причины. Старшина в этих условиях остается между наковальней и молотом: хочет честно послужить властям, старается угодить чиновникам, в то же время не забыть о чаяниях и бедах простого народа, который тебя избрал старшиной, верит в тебя, ждет от тебя всякой помощи.


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!