Человек, который отошёл от религии и покинул общину.



Этот случай учёные разъясняли по-разному:

Первое разъяснение: имеется в виду вероотступник, оставивший полностью всю религию.

Второе разъяснение: имеется в виду человек, оставивший некоторую часть религии, покинув общину.

Что значит «покинул общину»?

Во-первых, покинул общину, которая объединилась вокруг истинной религии, оставив религию путём совершения чего-то, выводящего из Ислама.

Во-вторых, покинул общину, выйдя против правителя мусульман и пытаясь совершить военный переворот.

Ученые разбирали множество вопросов, касающихся оставления религии. В разделах о вероотступничестве они разбирали множество вещей, совершая которые человек считается покинувшим религию. Если человек совершил то, что выводит его из Ислама, то кровь его становится дозволенной, но только в том случае, если присутствуют все необходимые условия и отсутствуют препятствия для убийства.

Также дозволена кровь того, кто покинул единую общину мусульман, выйдя против правителя мусульман. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если пришёл к вам тот, кто желает расколоть вашу единую общину в то время, как вы подчиняетесь одному правителю, то убейте того, (кто пришёл с такими намерениями)» [Муслим, 1852].

Источник шарх Сорок Хадисов Навиви шейхом Солихом Али Шейхом. 14 хадис.

[Конец примечания].

2 Который убил мусульманина намеренно. Если же мусульманин убил неверующего, который находится под защитой мусульман, если есть договор о неприкосновенности, то этот мусульманин не убивается за неверующего, а мусульманин обязан выплатить семье этого неверующего выкуп. Но он не казнится из-за слов Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам): «мусульманин не убивается, из-за неверующего». Передал Бухари от Али ибн абу Талиба.

[Примечание от редактора стенограммы]:

Говорит шейх Салих Али Шейх:

Человек, который убил другого человека.

 

Аллах Всевышний сказал об этом: «Мы предписали им (сынам Исраиля) в ней (в Торе): душа - за душу» [Сура аль-Маида, аят 45].

 

А также: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину» [Сура аль-Бакара, аят 178].

 

Эти аяты указывают на то, что человека убивают за убийство другого человека. Если человек преднамеренно убил того, кого запрещено было убивать, то его самого также следует убить.

Большинство обладателей знания говорят, что человека убивают только в том случае, если он убил человека, равного ему в правах, ибо на это указывает сунна.

 

А Аллах Всевышний сказал: «…свободный - за свободного, раб - за раба» [Сура аль-Бакара, аят 178].

 

Сунна указывает на то, что мусульманина не убивают за убийство неверующего, а свободного человека не убивают за убийство раба.

 

Однако известный имам Абу Ханифа [Факъих жителей Ирака и имам ханафитов. Один из имамов четырех мазхабов. Абу Ханифа, ан-Ну‘ман ибн Сабит ат-Тейми аль-Куфи. Родился в 80-ом г.х.], да помилует его Аллах, и его сторонники посчитали, что мусульманина следует убивать даже тогда, когда он убил неверующего. Ведь, Аллах Всевышний сказал:

«Мы предписали им (сынам Исраиля) в ней (в Торе): душа - за душу» [Сура аль-Маида, аят 45].

Этот аят является общим и хадис также является общим.

Также эти обладатели знания посчитали, что свободного человека следует убивать за убийство раба.

Однако большинство учёных придерживаются противоположного мнения, опираясь на другие хадисы на эту тему [См. «аль-Умм», 6/24; «Ахкам аль-Куран» (2/129) ибн аль-‘Араби аль-Малики; «аль-Мугъни», 8/222; «Тафсир ибн Касир», 1/210; «Тафсир аль-Куртуби», 2/246].

 Источник шарх Сорок Хадисов Навиви шейхом Солихом Али Шейхом. 14 хадис.

 

Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им» (Коран, 4:92).

 

Выкуп обязаны выплачивать ‘акъиля, т. е. родственники по отцовской линии: отец, деды со стороны отца, братья от обоих родителей, братья по отцу и их сыновья, дяди по отцу и их сыновья. Это – согласно мазхабам Абу Ханифы, Малика и Ахьмада.

 

Шейх Ибн Усеймин сказал: «’Акъиля – это родственники по отцовской линии, являются ли они наследниками или нет. Муж, брат по матери и отец матери не относятся к ‘акъиля». Конец цитаты из «аш-Шархь аль-Мумти’» (11/77).

 

Кади делит выкуп между родственниками по отцовской линии, согласно близости родства и богатству. Так, более близкий родственник приносит больше, чем дальний, более богатый приносит больше, чем менее богатый, а бедный ничего не должен. См. «аш-Шархь аль-Мумти’» (11/80).

 

Ибн Къудама сказал: «Нам не известно о каком-либо разногласии среди ученых насчет того, что выплата выкупа за убийство по неосторожности лежит на родственниках по отцовской линии.

Ибн Мунзир сказал: Все ученые, у которых мы учились, единогласны в этом вопросе. Достоверно передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что выплачивать выкуп за непреднамеренное убийство он обязывал родственников по отцовской линии (‘акъиля), и ученые единодушны в этом. (…)

 

Это означает, что преступления по неосторожности широко распространены, а выкуп за убийство человека причитается большой. Возложение выплаты этого выкупа на одного преступника может быть несправедливо, поэтому, мудрость подсказывает разделить его между родственниками (‘акъиля) в качестве утешения и помощи для непреднамеренного убийцы, и чтобы облегчить его бремя, если для него есть оправдание. Однако искупление он должен принести сам».

См. «аль-Мугни» (12/21).

 

В фетве Постоянного Комитета сказано: «Постановление о выплате выкупа родственниками (‘акъиля) действительно только в случае убийства по неосторожности или при наличии сомнений в умысле преступника. В случае преднамеренного убийства, выкуп не возлагается на родственников, и обязанность его выплаты лежит только на преступнике. Если же родственники (‘акъиля) договорились между собой разделить это бремя или помочь преступнику выплатить выкуп, то в этом нет проблемы». Конец цитаты из «Фатава аль-Леджна ад-Даима» (21/238).

 

Что касается искупления (кафара), то это обязанность убийцы, которая заключается в освобождении верующего раба. Если же нет такой возможности, то он постится два месяца подряд, о чем сказано в следующем аяте (перевод смысла): «Верующему не подобает убивать верующего, разве что по ошибке. Кто бы ни убил верующего по ошибке, он должен освободить верующего раба и вручить семье убитого выкуп, если только они не пожертвуют им. Если верующий был из враждебного вам племени, то надлежит освободить верующего раба. Если убитый принадлежал к народу, с которым у вас есть договор, то надлежит вручить его семье выкуп и освободить верующего раба. Кто не сможет совершить этого, тому надлежит поститься в течение двух месяцев непрерывно в качестве покаяния перед Аллахом. Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Женщины», 92 аят).

[Конец примечания].


Дата добавления: 2018-10-27; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!