Проблемы с интимными отношениями.



Бывшие члены культа, которые начинают жить в “реальном мире”, раньше или позже должны иметь дело с тем фактом, что их эмоциональная потребность в приносящих удовлетворение интимных взаимоотношениях с другим индивидом годами никогда не удовлетворялась. Но переживание того, что у вас отняли преимущество, пока вы были в группе, поистине делает для людей тяжкой попытку эмоционального риска формирования близких отношений с другими. Некоторые люди так долго отказывались от собственной сексуальности, что у них могут возникнуть трудности в преодолении препятствий к выражению ее даже вне группы.

Те, кто не жил в групповой окружающей среде в окружении членов, но был вовлечен в культы, позволяющие людям жить в нормальном обществе, также могут найти новые перспективы в личных взаимоотношениях после ухода из группы. Возможно, их принуждали к сексуальным отношениям с “инструктором” или лидером, которые манипулировали членами, обращая мало внимания на чувства. Иметь в прошлом подобные взаимоотношения трудно для любого человека, но огорчение от разрыва и разочарования можно преодолеть. В обоих случаях лучше всего искать лечения с помощью кого-нибудь, понимающего контроль сознания.

Пути к исцелению самого себя

Самая эффективная эмоциональная и информационная поддержка обеспечивается бывшими членами. В 1986 году я в течение года служил национальным координатором FOCUS, свободно соединившейся группы бывших членов, которые хотят помочь себе и другим. Это прямо-таки подвиг — координировать действия группы людей, которые были выжжены группой. Потребовался полный год после моего опыта у мунистов, прежде чем я осторожно позволил себе вновь втянуться в группу, в этом случае в консультационную организацию сверстников, когда в 1977 году вернулся в колледж.

FOCUS, некоммерческая организация, входящая на правах филиала в Сеть оповещения о культах, финансируется на уровне 500 долларов в год, что означает, что координатор получает возмещение некоторых расходов на телефон и почту, и это все. Эта организация занимается обеспечением того, чтобы конкретные бывшие члены в различных городах могли устраивать собрания, когда им это удобно. Здесь в Бостоне, благодаря настоятелю собора Торнбургу, мы встречаемся в цокольном этаже Марш Чепел в кампусе Бостонского университета. Каждый месяц бывает от десяти до двенадцати человек, тратящих по два часа на разговоры о соответствующих переживаниях, проблемах, которыми мы заняты и путях исцеления наших ран.

Одна из женщин, посещающая группу FOCUS в Бостоне, связалась со мной после того, как услышала меня по местному радио. Дебора участвовала в политически ориентированной группе. Насколько я могу сказать, это была группа социального действия, управлявшаяся как авторитарный культ. Она участвовала там около десяти лет. Однажды она нарушила одно из групповых правил. Она была на ленче наедине с не-членом, и чем столкнуться лицом к лицу с “поджариванием” лидером перед всей группой, предпочла позвонить родителям и попросила купить билет на самолет. Позднее она решила, что боится ехать домой, и перебивалась, живя на улицах Боулдера несколько месяцев до тех пор, пока не сумела медленно выработать свой путь обратно в общество. Когда я встретил ее в прошлом году, она была преуспевающей деловой женщиной.

Хотя она была вне группы восемь лет, она никогда не говорила о своем групповом опыте до тех пор, пока не стала посещать собрания FOCUS. “Я представляла себе, что все это — одна большая черная коробка, и боялась ее открывать, — объясняла она пятнадцати присутствовавшим однажды в среду вечером. — Однако, я знаю, что мне помешали в способности доверять другу и быть ему преданной. Я думаю, что это связано с тем, через что я прошла”.

Мы все были поражены, насколько успешно Дебора сумела разбивать на фрагменты свой опыт контроля сознания столь длительное время. Когда она начала говорить об этом, огромные пласты времени оказывались неподотчетными. Чем больше она говорила, тем больше мы задавали ей вопросов и подгоняли ее память. Месяц за месяцем она все больше и больше соприкасалась с тем, что с ней произошло. Она подвергалась необыкновенно высокой степени эмоционального и личного насилия, пока находилась в группе.

“Я действительно рада, что смогла встретиться и поговорить с другими бывшими членами, — сказала она мне однажды вечером. — Приятно видеть других смышленых и талантливых людей, которые прошли через нечто похожее на то, через что прошла я. Я просто не смогла бы никогда говорить с кем бы то ни было о группе, с тем, чтобы они не думали, что я сошла с ума или больна!”

В самом деле, пребывание в группе поддержки может показать людям, как действует контроль сознания в очень разных организациях. Это также дает возможность тем, которых все еще держат данные проблемы, надеяться, что они будут в состоянии продолжать жить и быть счастливыми, продуктивными людьми. Для большинства людей, покидающих деструктивные культы, первым шагом должна быть способность разобраться с групповым опытом. Затем, если имеются другие сложные вопросы или проблемы, существовавшие до их членства, они начинают разрешать также и их.

В поисках группы поддержки на вашей территории, возможно, лучше всего связаться с координатором FOCUS, чтобы узнать об оказывающих здесь помощь учреждениях. (Смотрите в приложении дополнительную информацию о FOCUS). Если в вашем городе нет группы FOCUS, откройте ее сами! Кроме того, вы можете найти центр групповой терапии на вашей территории и найти группу, в которой хотели бы принять участие. Если случай таков, я бы просто порекомендовал применить к этой группе те же самые вопросы, которые я предлагал вам применять к любой другой группе, как я это кратко выразил в главе 6. Будьте хорошим потребителем, особенно оценивая лидера группы.

В первый год после ухода для бывших членов культа становится понятно, что никакие докультовые проблемы никогда не разрешались в то время, когда они были членами деструктивного культа. Это может оказаться очень разочаровывающим для экс-члена, потому что иллюзия того, что ты становишься здоровее, была одним из факторов, подкреплявших продолжающееся членство иногда в течение многих лет.

Это понимание часто более трудное для членов с большим стажем. Вообразите, что вступили в группу в возрасте восемнадцати лет и вышли в возрасте тридцати. Индивид лишен огромной доли жизненного опыта. Период от двадцати до двадцати девяти, типично резервируемый для исследования самого себя и экспериментирования, а также для образования, получения рабочих навыков, строительства взаимоотношений, утрачен.

Некоторые бывшие члены с большим стажем сравнивают этот опыт с опытом военнопленных, возвращающихся после Вьетнамской войны. Фактически, похоже, что посттравматический стрессовый синдром вполне применим к некоторым ветеранам среди членов культа. Один человек, с которым я работал, никогда не слышал общения уотергейтском скандале, не знал, кто был Джеймс Тэйлор, и не представлял себе, что мы приземлились и ходили пешком по поверхности луны.

Хронологически данному человеку тридцать лет. Психологически он, возможно, чувствует себя восемнадцатилетним. Его друзья из средней школы имеют хорошее положение; многие состоят в браке; у некоторых есть дети; у некоторых есть дома и одна или две машины. В тридцать лет он неопытен в назначении свиданий и не соприкасался с текущими событиями и мировыми делами более десяти лет. На вечеринке ему почти не о чем говорить, если только он не захочет поговорить о культовом опыте, что может усилить ощущение пребывания в аквариуме.

Такой человек часто испытывает острое чувство необходимости возместить утраченное время. Давление может оказаться вызывающим стресс. Реальность заключается в том, что человек двенадцать лет был вне основного общества. Он должен узнать, что ему нужно время на то, чтобы вылечиться, вырасти и развиться. Он должен понять, что у него свой собственный путь, свое собственное время, и ему следует заботиться о своих нуждах и не сравнивать себя с другими людьми.

Один чувствительный родитель бывшего члена выразил положение бывшего члена культа, когда сказал: “Если вас сбил грузовик, естественно ожидать, что потребуется время на выздоровление. Не будете же вы рассчитывать, что человек встанет с постели, пойдет и начнет работать на следующей неделе, не так ли?”

Все люди, бывшие в культе, разные и имеют разные потребности. Некоторые люди в состоянии приспособиться быстрее. Другие, сильнее травмированные, нуждаются в более длительном времени. В случае с этим родителем, его дочь жила дома первые пять с половиной лет. Он не оказывал на нее давления, чтобы она переехала или искала работу в течение этого времени. Он понимал, что она делает все, что может.

Бывшим членам нужно научиться, как снова доверять самим себе. Они должны стать своими лучшими друзьями, а также лучшими собственными терапевтами. Они должны осознавать, что не выбирали, чтобы им лгали и применяли к ним насилие. Они не виноваты. Со временем, когда они научатся доверять самим себе и собственной внутренней мудрости и инстинктам, они узнают, что доверять другим — нормально. Они должны понимать, что не все группы являются вредными. Фактически, хорошая сторона участия в здоровой группе, будь она религиозной, социальной или политической, заключается в том, что вы можете осуществлять контроль над своим участием. Вы не должны оставаться там ни на минуту дольше, чем вы этого хотите. Вам также не нужно молча сидеть и обвинять себя, когда вы не понимаете, что говорится или делается. Вы можете задавать вопросы и задавать их побольше. Это все не только правильно — это ваше конституционное право!

Обучение тому, как вступать в контакт с эмоциями и эффективно их направлять — другой важный процесс для любого экс-члена. Часто после того, как человек выходит из культа, многие его эмоции остаются подавленными. Но по мере того, как человек приспосабливается, он начинает ощущать стыд и замешательство, затем часто гнев и негодование. Человек двигается от “Что со мной не так?” к “Как они посмели сделать это со мной!”

В какой-то момент человек может начать ненасытную исследовательскую работу, чтобы выяснить все, что может, о своей группе и ответить на все свои вопросы к собственному удовлетворению. Это очень положительный терапевтический шаг. Часто приоритетом номер один для того, кто только что ушел из культа, является спасение оставленных там друзей. Для членов культа обычно главным сожалением при уходе обычно является потеря контакта с людьми, которых они узнали и которые стали для них небезразличными в группе. Это становится особенно трудно, когда бывший член осознает, что дружба, о которой он думал как о такой прекрасной, на самом деле была обусловлена длительностью членства. Бывший член может быстро увидеть силу уз контроля сознания, когда ближайший друг в группе отказывается встретиться с ним, если только не приведет с собой другого члена.

В конечном счете, когда на все вопросы получены ответы и проработаны все сложные культовые проблемы, экс-член достигает точки насыщения. Он доходит до этого пункта, говоря: “Они не отнимут оставшуюся у меня жизнь!” и начинает составлять планы на будущее.

Иногда существуют дополнительные сложные вопросы, которые нуждаются в более расширенном индивидуальном консультировании. Сара, бывший член Всемирной и Торжествующей Церкви с десятилетним стажем, была насильственно депрограммирована более пяти лет тому назад, однако все еще испытывала созданные культом проблемы. Я согласился поработать с ней в течение десяти занятий. Первым ее домашним заданием было изложить письменно весь культовый опыт. Это то, что я рекомендую каждому экс-члену в качестве упражнения для получения полной перспективы данного опыта. Разумеется, это было то, что необходимо было сделать Саре, чтобы действительно вернуть контроль над собой.

Поскольку она была вовлечена в культ длительное время, я предложил, чтобы она начала с составления конспекта. Я велел ей взять десять папок и пронумеровать их от 1973 до 1983 гг., вставить в каждую папку двенадцать листов бумаги и озаглавить их с января по декабрь. Используя это в качестве отправной точки, я предложил ей начать записывать все, что она могла вспомнить из имевшего для нее особенное значение — положительное и отрицательное. Я велел ей не беспокоиться, если там будут громадные провалы — со временем они заполнятся.

Чтобы помочь ей вспомнить, я предложил подумать о конкретных местах, где она жила или гостила. Например, во время своего членства она жила в нескольких различных штатах и несколько раз ездила в гости домой. Я также порекомендовал ей подумать о важных для нее друзьях или людях. Наконец, я велел ей вспомнить о специфической деятельности или событиях, которые имели значение.

Шаг за шагом она сумела восполнить весь свой опыт, записать, как была завербована, и определить свои привязанности и антипатии. Она сумела составить диаграмму своих взлетов и падений в качестве члена и увидеть, что во многие различные моменты была очень несчастлива и разочарована, но у нее не было выхода. В один момент она на самом деле приехала домой к родителям, жалуясь на свои несчастья, и они отвели ее к психологу, который, к несчастью, не признал, что ее проблемы были связаны с культом. Пробыв два месяца дома, Сара вернулась назад в группу.

Записав весь свой опыт, Сара смогла его обработать и получить гораздо более четкую его перспективу. Она больше не должна была носить в голове массу вызывающих головокружение и кажущихся противоречащими друг другу ощущений. Все это теперь было на бумаге.

В качестве части лечения я объяснил ей, что человек, чья история заполняет эти десять папок, больше не существует. Я предложил ей думать об этом человеке, как о более молодой Саре, которая делала все, что могла. В то время, когда ее завербовали, она не знала о культах и контроле сознания. Если бы она знала, она, конечно же, никогда не дала бы себя в это втянуть.

Я заставил ее вообразить себя путешественницей во времени и велел вернуться в то время и рассказать молодой Саре о контроле сознания, чтобы она смогла уклониться от вербовщиков группы. Я попросил ее вообразить, насколько по-иному могла бы обернуться ее жизнь, если бы она никогда не попадала в группу. Это дало ей возможность увидеть, что при наличии большей информации у нее был бы больший выбор и она могла бы избежать опасности. Эта часть работы стала очень важной для нее позднее в лечении.

Я попросил ее заново испытать травматические культовые переживания, по одному за раз. На этот раз, однако, она могла исправлять свои реакции. Она словесно отделала одного из лидеров перед членами и гневно ушла из культа добровольно. Хотя она знала, что мы просто делаем упражнения, это обеспечивало ее благоприятной возможностью конструктивно направлять эмоции и возвратить себе личную силу и достоинство.

Отстаивая себя и говоря лидеру: “Спихни это!”, она могла бы добровольно выйти из группы и обойтись без травмы насильственного депрограммирования. Сара знает, что в реальности ее родители вынуждены были ее спасать. Однако, посредством этого процесса она смогла вернуть личный контроль над этим опытом. Это было чрезвычайно важно, чтобы дать Саре возможность продолжать свою жизнь.

Как и любому другому в ее положении, ей нужно было взять все, чему она научилась, и всех людей, с которыми она встречалась и для которых она стала небезразлична, и интегрировать их в новое чувство личности. Интегрирование старого с новым позволяет бывшим членам быть необыкновенно сильными. Они — выжившие. Они испытывали трудности и насилие и посредством информации и размышления о себе сумели преодолеть несчастья.

Как все бывшие члены, которых я консультировал, Сара страдала от недостатка доверия к себе и другим и от страха перед принятием на себя обязательств в отношении работы или взаимоотношений. Помогая ей заново обработать культовый опыт, я смог показать ей, что теперь у нее есть ресурсы, которых не имела более молодая Сара, и что она уже не тот же самый человек, которого заманили в культ и идеологически обработали там.

Теперь она старше, находчивей и мудрее. Она знает на очень глубоком личном уровне, что может определить и уклониться от любой ситуации, в которой ею манипулируют и ее используют. Она полностью может положиться на себя, а если ей нужна помощь, она сумеет получить то, в чем нуждается. Точно так же ей не следует бояться принимать на себя обязательства. Она знает, как задавать вопросы и как продолжать их задавать, и как не доверять любой работе или взаимоотношениям, которые требуют чего-либо такого, что нарушает ее чувство этики или ценностей.

Как любой, кому досаждали или оскорбляли, бывшие члены нуждаются в знании того, как шаг за шагом заново построить доверие к себе и другим. В свое время они могут научиться предпринимать небольшой риск и пробовать воду. Им не нужно прыгать быстрее, чем это для них удобно.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!