Ключ 4: Заставить человека войти в соприкосновение с его докультовой личностью.



Когда человек начинает вспоминать, кем он был до того, как стал членом культа, я могу заново закрепить его личную ориентировку в реальности на времени, когда не существовало культовой личности и, следовательно, контроля сознания. Я даю человеку возможность заново взглянуть на то, что он думал и чувствовал на каждой стадии процесса вербовки. Почти всегда у человека в то время были значительные сомнения или вопросы, которые с тех пор длительное время подавлялись. Как я говорил раньше, довольно обычным является то, что под давлением идеологической обработки люди заглушают свой внутренний голос, который пытается их предупредить о необходимости уйти.

Именно у этой докультовой личности я могу узнать точно, что нужно человеку увидеть, услышать или почувствовать, чтобы выйти из группы. Для некоторых людей критерием может служить демонстрация того, как их лидер неверно истолковывает Библию. Для других это заключается в знании общения преступном прошлом и преступных сделках лидера. Третьим нужно показать специфические противоречия внутри доктрины. Вопрос “Как вы узнаете, что для вас наступило время покинуть группу?” может раскрыть итоговый критерий данного индивида. Уйдет ли он, если это ему прикажет Бог? Уйдет ли он, если откроет, что ему лгали? Как только член может определенно сказать мне, что ему нужно, чтобы решить покинуть группу, я могу стараться делать все, что в моих силах, чтобы добыть доказательство, которого он требует.

В случае с Филом, до присоединения он был подавленным, склонным к самоубийству человеком, разбитым чувством вины, потому что ощущал себя ответственным за смерть брата. Если бы я не сумел помочь ему посмотреть в лицо своим чувствам и “заново воссоздать” несчастный случай, он никогда бы не смог покинуть группу. Можно сделать предположение, что на некоем подсознательном уровне он наказывал себя за “преступление” путем участия в группе. До тех пор, пока он не сумел заново обдумать обстоятельства смерти брата и выразить то, что чувствовал, словесно, он никогда бы не смог предпринять новый шаг вперед.

В этом и других подобных случаях, если индивид не был счастлив или здоров как раз накануне присоединения к группе, настоятельно необходимо найти какой-нибудь положительный ориентир, чтобы человек мог его использовать как якорь спасения личности. Если сильного положительного опыта, которым можно было бы воспользоваться с этой целью, нет, тогда таковой слеует создать или развить. Можно использовать воображение, чтобы создать какие-то положительные переживания. Например, можно задать такие вопросы: “Если бы у тебя была сердечная, любящая семья, как бы это ощущалось?” или “Если бы твой отец был всем, что тебе нужно, когда ты рос, какие качества он должен был бы иметь и что бы ты хотел делать с ним вместе?”

Чтобы Фил даже просто задумался общения уходе от кришнаитов, ему необходимо было вспомнить свое прежнее “я” и воскресить в памяти, как здорово было играть на гитаре, писать песни и наслаждаться обществом друзей и семьи. Его неразрешенное горе и иррациональное чувство вины следовало извлечь наружу и проработать. Ему нужно было помнить Тома как человека, полного жизни, а не просто как жертву. Фил сумел воскресить Тома в его внутренней жизни — его желание быть журналистом, проводящим расследования, его неприязнь к организованной религии, его агрессивную позицию в отношении жизни. Поскольку близнецы почти всегда чрезвычайно близки, было настоятельно необходимо, чтобы он восстановил свою позитивную эмоциональную связь с Томом.

Ключ 5: Как заставить члена культа взглянуть на реальность со многих различных точек зрения.

Во время воздействия на Фила я просил его посмотреть на себя с самых разных точек зрения. Когда я попросил Фила переключить перспективу и думать, как Том, все, казалось, претерпело для него бросающийся в глаза сдвиг. Я спросил у него: “Что бы делал Том, если бы это ты умер? Он присоединился бы к кришнаитам?” Фил настолько был заморожен в своем горе, что он никогда не был в состоянии посмотреть на это со стороны. Когда я спросил его: “Что сказал бы Том, если бы узнал, что ты у кришнаитов?”, — назад пришел ответ: “Он смеялся бы надо мной и предложил бы вернуться к реальному миру”.

Другая важная перспектива, которую я желал бы иметь Филу, была точка зрения родителей. Ему необходимо было установить связь с их горем и ощущением потери. Фил был так погружен в собственную боль, что не осознавал, насколько глубоко это повлияло на всех других. В самом деле, родители чувствовали, что должны держаться, чтобы помочь детям. Они никогда не были в состоянии пройти все стадии скорби.

Оказание Филу помощи в воспоминаниях и обработке опыта вербовки в культ было другой важной перспективой для него. Когда его попросили выразить словесно, что он думал и чувствовал, когда впервые встретился с членом группы, долго подавлявшееся чувство вины, связанное с просьбой к Тому купить гитарную струну в тот фатальный день, впервые за многие годы всплыло на поверхность. Помимо этого, вспоминая свою вербовку, Фил сумел вспомнить некоторые из вопросов и сомнений, которые у него тогда были. Он вспомнил, насколько важным было для него объяснение кармы приверженцем. Оно помогло ему установить идеологическую упаковку вокруг смерти брата и сказать самому себе, что Том на один шаг был ближе к просвещенности. Он вспомнил, что когда впервые начал монотонно петь, это заставляло боль уйти. Он помнил, что в то время думал про себя: “Это гораздо лучше, чем чувствовать себя готовым к самоубийству”.

В других воздействиях важно вводить разные точки зрения и перспективы. Каждый раз, когда член культа встает на новую точку зрения, хватка культа немного ослабевает. Помимо просьбы к данному человеку вспомнить, кем он был до группы, также бывает очень полезно предложить ему вообразить будущее. Каким он будет через год, два года, пять лет или даже десять лет? Реалистически тогда чем занимающимся он себя видит — продающим цветы на углах улиц? Если нет, то как бы он себя чувствовал, если бы через десять лет все еще был не в состоянии делать что-либо, кроме продажи цветов на улице?

Другой ценной перспективой может быть точка зрения культового лидера. Я спросил одну женщину: “Если бы вы были Мессией, вы бы жили так, как преподобный Мун — в великолепном дворце, с двумя 250000 долларовыми яхтами, лимузинами и так далее?” Она ответила: “Определенно, нет. Я бы отдала все свои деньги на помощь бедным. Я жила бы очень просто”. При этом я мог спросить у нее, как она думает, почему он так поступает. Она мне сказала: “Это тревожит меня. Это всегда меня тревожило!”

Когда я рассказал Филу, каково быть мунистом, я особенно старался передать, каково было ощущать себя в окружении Муна — возбуждение, почтение, благоговение. Я мог его попросить вообразить, каково быть мунистом, который верит, что Мун в десять раз более велик, чем Иисус Христос, ощущать невероятную честь жить на земле и лично видеть Мессию. Когда Фил поставил себя на место муниста, его опыт в качестве приверженца Кришны навсегда изменился.

Каждый раз, когда член может отойти от своей позиции и поставить себя на место другого — члена ли другой группы, или родителей, или лидера — он ослабляет свою психологическую жесткость. В самом деле, поощрение члена культа к тому, чтобы психологически принять другую точку зрения, дает ему возможность проверять свою реальность. В этом процессе информация, с помощью которой он был запрограммирован, предстает в ином свете.

Способ уничтожить слепую веру заключается в введении новых точек зрения и перспектив.


Дата добавления: 2018-10-25; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!