БРАНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА СО САТАНОЮ 19 страница



241

месте), то поразительно, как все мы против него грешим. Ибо если бы мы, как говорит Теренций 224, учились на опыте других, извлекая из него нам полезное, и если бы мы всматривались в жизнь других, как в зеркало, то го­раздо менее к нам было бы применимо изречение: «опыт — наставник глупцов». Такое поведение, помимо того что оно очень полезно, доставляет нам также чрезвычайно приятное зрелище и составляет значительную долю умо­зрения тех мудрых людей, которые, как говорится, плавая в гавани, используя чужие несчастия, подобны гомеров­ским богам, которые ούρανόθεν 225 радуются не тому, что с другими что-либо произошло, а тому, что видят себя непри­частными к этим бедствиям, находящимися в безопасности. Ибо к чему нам эти великолепные θέατρα 226 язычников? Разве мир и народ не лучшее зрелище, к тому же бес­платное наподобие известного Пифагоровского торжи­ща 227. Ты увидишь, как один стенает под тяжестью долгов, другой мучается честолюбием, третий — скупостью, чет­вертый — нездоровым желанием изучить вздорные вещи. И кто их всех перечислит? Объясни понятие души, и ты убедишься. Я тем охотнее об этом сказал, что приближают­ся и скоро наступят каникулы, подстерегает скука. Если против пее ты не вооружишься, то берегись, чтобы эта скотина не столкнула тебя не с моста, как говорят, а с добродетели.

Будь здоров, дражайший! Теперь мы очень легко будем друг с другом видеться и при случае поговорим,

47

Драгоценнейший друг Михаил!

Чем занят теперь твой быстрый ум? Где он у тебя блуждает?

Чего он желает, к чему стремится, чего избегает?

Действует ли он уверенно или колеблется?

Если он действует уверенно и свято, ты блажен.

Если колеблется, то и ты колеблешься.

Где сердце вздымается колебаниями,

Там царят отвращение и скука.

Моряк не поет, но, теряя спокойствие, боится,

Когда беснуются морские волны,

Когда бешеный Австр 228 вздымает Адриатику,

242

И моряк теряет управление кораблем. Наш ум никогда не остается праздным; Он всегда любит чем-нибудь заниматься. Если не найдет хорошего занятия, Он обратится к дурному.

Снабжай его тем, чтоб он мог славно потрудиться,

Но прекрасным

И не слишкОхМ многим.

Так ты можешь избежать злейшей тоски

И достичь сладкой жизни.

Прекращаю писать стихи, ибо мне кажется, будто я из камня выжимаю воду. Лучше прозою что-нибудь.

Ты же нам пиши, если сам не придешь. Прежде чем я отправлюсь, имею намерение использовать время для бе­седы с тобою. Ты свободен, я тоже. Ты занимаешься наукой, я до некоторой степени тоже. Ты с удовольствием меня слушаешь, я охотно говорю. В чем же дело? Если ты не придаешь значения месту, где бы мы могли обычным образом болтать, пошли мальчика к нам — если он свободен — договориться. Ибо не всегда будет лето...

Будь здоров, мой дорогой!

Твой Григорий Саввич Толпа пьянствует, а мы не поговорим о порядочных предметах? Как это так? 1763 года, июля 7-го дня

48

[1763 г.]

Здравствуй, желание мое, Κήοος τε τερπολή τε της ψυχής έμου 229, Михаил драгоценнейший!

Подобно тому как τό μουσικόν όργανον 230, если мы его слушаем издали, кажется для нашего слуха приятнее, так беседа с отсутствующим другом обыкновенно бывает на­много приятнее, чем с присутствующим. Особенно с тобой у меня получается так,чтоятогда более люблютебяи стрем­люсь к твоей τήν δυστην προαηγορίαν 231, когда отсутствую и когда без участия тела душа с душою безмолвно и άσο)ματψ ομιλεί τε καί συνδιατρφει 232. Тогда никакое расстояние и ни­какое пресыщение не уменьшают сладости, а, напро­тив, ее увеличивают, наслаждение все более и более воз­

243

растает, ибо совсем иное положение и состояние невиди­мого, чем телесного и тленного. Эти соображения не послед­нее место занимают среди тех, которыми я обычно смягчаю житейские невзгоды. Ибо что приятнее, слаще и живитель­нее, чем любовь? Разве мне не представляются подлинно лишенными солнца и даже мертвыми те, кто лишен любви, и я нисколько не удивляюсь, если αυτό; 6 θεό| άγαπή 233. Далее, хорошая любовь та, которая является истинной, прочной и вечной. Любовь никоим образом не может быть вечной и прочной, если рождается из тленных предметов, то есть из богатства и прочего в том же роде. Прочная и вечная любовь возникает из родства вечных душ, укреп­ляемых их добродетелью и не подверженных разрушению. Ибо, как гнилое дерево не склеивается с другим гнилым деревом, так и между негодными людьми не возникает дружбы. Поэтому если наша любовь тебе дорога, то не бойся, что она прекратится. Ибо, поколь ты почитаешь добродетель, дотоль и любовь растет, подобно тому как дерево незаметно с годами растет и само становится силь­нее, чем смерть. Постоянно находишься перед глазами души моей, и, о чем бы хорошем я ни думал и чем бы я ни зани­мался, мне кажется, тебя я вижу лицом к лицу. Ты мне являешься, когда я удаляюсь в уединение; ты мой спутник и товарищ, когда я нахожусь в толпе. Когда я скорблю, ты тотчас же берешь на себя часть скорби; если я чему-нибудь радуюсь, ты тоже являешься участником радости, так что я не могу умереть без того, чтобы образ твоей души я не унес с собою, так тень уносит тень, если только это разделение может произвести смерть, которая разрушает тело, душу же делает еще более свободной. Так, свободный от тела, я буду с тобою в памяти, в мысли, в молчаливой беседе: до такой степени любовь сильнее самой смерти. Эта наша любовь к тебе, постоянно помышляющая о твоем благе, пусть теперь также скажет тебе о чем-либо таком, что послужило бы на пользу твоей душе и твоему телу. Но что же мне сказать тебе? Рассказывают, когда знамени­тый мудрец Катон 234 понял, что временно подавленный Карфаген снова помышляет о войне против Рима, то сове­товал римлянам начать новую войну против карфагенян; когда же римляне его совету не последовали, он, однако, не переставал советовать. И когда в сенате ему нужно было высказать какое-нибудь мнение, он говорил: «Я думаю так», — (прибавлял): — «Все-таки нужно начать войну

244

против Карфагена». И он так поступал до тех пор, пока не убедил римлян, и Карфаген был сравнен с землей; таким образом Рим был освобожден от страха. О дра­жайший! Избегай общества дурных людей! Избегай их! Беги от них далеко! Помни это! Освободи меня от страха! Лх, как я боюсь! Удали от меня, если меня любишь, страх и заботу, которые меня терзают, которые меня теперь жгут и преследуют, скопившись в моем сердце.

Я не успокоюсь, пока не услышу, что ты избегаешь их (злых людей) более, чем ядовитых змей. Помни, что ты храм божий. Сохрани тело в чистоте! А прежде всего сохра­ни душу! Сохрани не для мира, а для Христа, лучшего господа твоего и моего. Ты сохранишь, если будешь бодр­ствовать. Будешь бодрствовать, если будешь трезв. Будешь трезв, если будешь молиться, лить слезы и избегать празд­ности. Пусть не трогают тебя дворцы, замки и храмы рукотворные, но, преклонив колени, возноси постоян­ные мольбы к единственному тело и душу хранящему, нерукотворному Соломонову храму. /«Да будут очи твои открыты на храм сей... день и ночь»,/ и проч. О, если бы можно было писать так же много, как мыслить! Ό Χριο-τός23δ, да просветит своим светом эти лучшие твои задатки, и руками чистоты, непреодолимыми для дьявола и его слуг, да сохранит твое тело в добром здравии, аминь!

Весьма тебе преданный Григорий Саввич

12 июля /из Белгорода/

Желаннейших твоих писем жду. Напиши, что ты хочешь, чтобы я для тебя сделал. Ты получишь от меня все, что в твою пользу и в моей возможности. Но и ты желаешь только самого лучшего, да и я, кажется, свободен для все­го святого. Об этом письме, кроме твоего хозяина, почтен­нейшего о. Бориса 236, никому не сообщай. Ибо ты знаешь, как безмерно завистлива и лжива человеческая чернь. Прощай! Будь здоров!

49

[1763 г.]

Желаннейший Михаил — радуйся в господе!

Уже три дня, как готова ода, обещанная мною. Что каса­ется меня, то я не проводил бы ни одного дня без беседы с тобою. Никогда не спит этот лев — дьявол, поэтому нам

245

всегда надо бодрствовать. Как нежданным ударом поража­ет тело враг, так и этот духовный враг никогда не пере­стает бросать в нашу душу огненные стрелы страстей и ими поражать. Ты погасишь их, если подумаешь о том, что у тебя есть все, в силу чего ты можешь сделаться великим, т. е. святым, мужем. Из-за чего ты мог бы мучиться, стра­дать? Из-за того, что ты не участвуешь в попойках с обжо­рами? Что в дворцах князей не играешь в кости? Что ты не танцуешь? Что не находишься на военной службе? Если все эти жалкие вещи составляют предмет твоего восхи­щения, то ты еще не мудр и являешься одним из многих. Ты еще не блажен, если вне себя ищешь какие-то блага. Со­бери внутри себя свои мысли и в себе самом ищи истинные блага. Копай внутри себя колодец той воды, которая оро­сит и твой дом, и дома соседей. Внутри тебя находится то основание, как говорит Плутарх, источник спокойствия; старайся этот источник очистить, черпая не из свиных луж, а из священных книг святых людей. Пусть не увлекает тебя толпа, гоняющаяся по морям и сушам за непостоян­ным, но, пребывая в своем доме, смотри, что делается худо или хорошо. Что тебе поможет скипетр, или дворец, или золото, если ты потеряешь и убьешь ценнейшую душу свою, то есть самого себя? Разве не из болезней души рождаются и телесные болезни? Лишь только греховная страсть воспламенит твою душу, знай, что она поражена и даже мертва. Почему не заботишься ты о том, чтобы извергнуть страсть — смерть драгоценнейшей части самого тебя? Зачем ты блуждаешь умом? Зачем вожделеешь, когда внутри себя имеешь все блага, если будешь благоразумен? Зачем стремишься к пирам и к толпе, к собраниям недо­стойных? Что видишь там доброго? Подави и обуздай τας ορμάς 237 души своей и уже теперь привыкай быть ца­рем. О, если бы у меня был η τοο πνεύματος μάχαιρα 238! Я бы отрубил у тебя скупость и уничтожил бы роскошь и дух нетрезвости, поразил бы честолюбие, сокрушил бы ν.ενοδοξίαν 239, пронзил бы страх смерти и бедности. О святейшая трезвость! О благая бедность! О спокойствие ду­шевное! Как мало людей вас знает! Если ты еще не видишь, что в грехе заключаются все виды зла, ты еще не мудр, не обладаешь богословскою верою. Однако верь, не видя. Если ты еще не видишь, что весь рай заключается в твер­дом сохранении и соблюдении заповедей божиих, ты еще не имеешь божией благодати; верь, однако, и возглашай

246

с Давидом: /у «Открой очи мои и уразумею»/ и проч., пока, уразумев несказанную, заложенную в них пользу, ты не скажешь: /«Наследовал откровения твои век за воздаяния»/ Это ищи, это... призывает Вергилий. Если ты это будешь всем сердцем искать, найдешь... Постараешь­ся? Какая это неправда? Не вводи себя в заблуждение. Христос господь да убережет душу твою и тело твое от ядовитых сотоварищей, от всякой нечистоты, от огненных стрел! Будь здоров, дражайший, и нам пиши! Жажду знать, как ты поживаешь.

Твой христианский друг Григорий Саввич

Июля 18, из Белгорода

50

[29 августа 1763 г.]

Μείζων έν γενητοΤς γυναιχών προφήτης Ιωάννου τοο Βαπτιστοΰ ουδείς έστι ν (Лука, 7) 240

Сегодня мы празднуем кончину того, кто, как говорит Христос, был самым великим из всех рожденных женами. Остановим же очи ума и поразмыслим немного, каков он был, что творил, пока был в живых, и за что был богом при­знан столь великим. Он был пророк божий, воспевал боже­ственное, исправлял грешников, возвращал их на правиль­ный путь, всем говорил, кто такой Христос, что вот уже близко и должно наступить пришествие Христа; пусть украсят себя, дабы он, как жених, нашел их готовы­ми, иначе говоря, секира извлечена и готова. Итак, вели­кое дело быть ученым евангельским? Да, мой дражайший Михаил, не только великое, но и величайшее. Нечестивейшпй человек был Ирод, до последпей степени испорчен­ный по своим нравам и воспитанию, привыкший к роскоши в такой же мере, в какой мы видим теперь большинство магнатов, однако и он /«в сладость послушал его»/; в такой степени верно то, что сказал Платон: «Нет ничего приятнее для слуха, чем истина». Я не высоко чту и не от­ношусь с благоговением к таким царям, каким был Ирод; у меня нет этих чувств даже и к хорошим царям; но я чту небесного ученого, пророка, жреца. Если великое дело повелевать телами, то еще большее дело управлять душа­ми. Великое дело одарить золотом, что цари обычно делают, но разве пе великое дело привести к золоту мудрости? Ка­кую индийскую жемчужину можно сравнить с таким дра­

247

гоценным камешком, как похвальное целомудрие? Если великое дело лечить тело, то не величайшее ли дело Вместе с телом сохранять и душу человека целой, здоровой, невре­димой? Но это бывает, когда кому-нибудь предлагается и внушается умеренность, мать целомудрия. Эти две добро­детели делают то, что глаза человека становятся чрезвы­чайно острыми и совсем орлиными, ноги — исключительно легкими и оленьими, память — крепкой и ангельской, суждение — божественным, а не человеческим, все тело, наконец, — чистым и свободным, достойным τη έχδοχη 241 божественной мудрости, которая избегает порочного тела, как пчела дыма. А что мне сказать о невидимых благах души? Это знает только тот, у кого есть опыт. Иначе [это] не проникнет в сердце. Такие и столь великие блага дарил Ιωάννης 243 покорным, давая им науку о Христе. Не справедливо ли Христос называет его величайшим среди рожденных женами? Но обрати внимание, какими путями он достиг этого, какими παρασκευαις 243. Он не искал двор­цов, не уходил, будучи юношей, в многолюдные и роскош­ные города, не предавался чревоугодию, но ушел в пусты­ню, ища единственно царствия божия, не заботясь ни об одежде, ни о пище, зная, что их не будут лишены рабы божий, зная, что роскошь есть главный враг целомудрия, которое единственно любит Христос и без которого никто не допускается к таинствам царствия божия. Поэтому он был опоясан τη ζωνη 244 кожаным, строго исправляя рас­пущенность плоти. Так укрепленный, он был таким вели­ким ученым в столь великом дворце божием. О дражай­ший, будем подражать таким мужам! Возьмем вершину, дабы наверное овладеть серединой. Прочти όμιλίαν 245 нашего Гедеона, которую он имел в день его Иоанна кон­чины. Под конец последняя или предпоследняя страница так начинается: /«Голос слова...»,/ — какой, не знаю. Прощай, дражайший.

Твой Григорий Сковорода

51

[Сентябрь — октябрь 1763 г.]

 Здравствуй, моя радость, дражайший Михаил!

Когда я читал τά μοναχικά 246 Евагрия 247, мне больше всего понравились следующие места, о которых сообщаю и тебе, счастливейшему кандидату христианской филосо­

248

фин. Ты ведь знаешь, дражайший, что я часто восхвалял τήν σχολήν και τήν ήσυχίαν, τήν του Χρίστου σοφία ένδιατρί-βουσαν 248 и называл самого Христа главою схоластов.

Но послушай совет нашего Евагрня:

Βουλή τοιγαρουν αγαπητέ τον μονήρη βίον ώς έστιν άναλαβεΐν και έπί τά της ησυχίας άποτρέχειν τρόπαια άφες έκεΐ του κόσμου τάς φροντίδας — τουτέστι αυλός εσο, απαθής, — ίνα της εκ τούτων περιστάσεως αλλότριος γενόμενος δυνηθή| ήσυχασαι καλώς 249. И немного далее: Μή αγαπήσεις ούκήσαι μετά ανθρώπων υλικών — ή μονοσοίκει, ή μετά αδελφών τών αΰλων και όμοφρόνων σου 250. Но ты мне скажешь: мои мысли не лежат к монашеству и потому, к чему мне это? Пусть так, но почему не послу­шать ангельских слов? Тем более, что простой христиан­ский народ плохо понимает τόν μοναχόν251. К тому же суще­ствует древнее изречение: «Бери вершину и будешь иметь середину». Что касается меня, то я считаю монаха высшим учеником Христа, во всем совершенно подобным своему наставнику. Ты скажешь: но апостол выше монаха. Со­гласен, но сам апостол становится таковым лишь из мона­ха; пока он управляет самим собой, он монах, когда же он начинает управлять и другими, тогда становится апостолом. Христос, когда он был в пустыне μοναχός ήν 252, то есть совершенно нематериальным, или, как говорят греки, αΰλος (невещественным). Этим объясняется, почему монахи называются ангелами; это не потому, что они вне тела, а потому, что они во всем простились с телом, даже почки выжгли, как повелевает Мойсей, потому, что их уделом (ό κλήρος) является только господь (в его лице причину видят). Однако это происходит лишь после смерти, то есть тогда, когда кто-либо, совершенно оставив все земное, умирает, так чтобы о нем можно было сказать: /«Енох же не обретется среди живых»,/ и проч. Но будь здоров, сладчайший, /ш ревнуй духом высшим!»,/

Твой συμμαθητής Γρηγώριος Σ[κουοροδά] 253


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!