БРАНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА СО САТАНОЮ 15 страница



Твой Григорий Саввич

В воскресенье, около полуночи

13

[Октябрь 1762 г.]

Здравствуй, дражайший друг, мой Михаил!

Вчерашняя моя грубая шутка о свиньях и ослах, боюсь, показалась тебе оскорбительной (в этом возрасте мы все легкомысленны); она была слишком крепко приправлена уксусом, а тебе, серьезно погруженному теперь в эти вели­колепные пустяки, нет ни времени, ни охоты слушать

204

шутки. Это тревожит меня из-за любви. Почему я так грубо пошутил, отнеси к тому отвращению, которое я обыч­но в сильной степени чувствую к этим людям, к этим, так сказать, кипрским быкам (см. эту пословицу52). Подобно так родители, видя, что ребенок, ползая по земле и играя, неосторожно попал в нечистоты и в них движется и возится, обыкновенно со смехом ему делают замечания и, чтобы легче указать ему на нечистоты и отозвать от того места, говорят, на кого он теперь похож с руками, ногами и ртом, обмазанными этими желтыми нечистотами, а он, слыша насмешки и считая недостойным поступком, что те, для кого он должен быть всего дороже, обращают его в посмешище, плачет до тех пор, пока родитель, не вынося плача, поспешно подойдя, не освободит его от грязи и, обтерев тело, не осушит его слезы, — так и душа друга, видя, что душа твоя имеет дело с этими грязными и достой­ными свиней пустяками, и зная, что ты нашим общим роди­телем — богом создан для чистого и небесного, смеется и шутит не над тобою, но над местом, где ты находишься, тебя же самого любит более, чем родного άδελφόν 53. Ты нам пришли три слова, если для четырех нет времени. Ибо я κατ δναρ 54 видел, что получил от тебя присланные мне стихи, двустопные или анакреонтовские — не помню: все, что пришлешь, будет для меня нектаром. Будь здо­ров, мой дорогой!

Будь дома в первом часу дня.

Σος ό Σάββίν 5β

14

[Октябрь 1762 г.]

Φίλτατε φιλτάτων βροτέ, Κήδος τε τερπαλή τε μου, "Εφηβε των μουσών φίλε! 56

Здравствуй, товарищ, более дорогой, чем самые дорогие, Михаил, друг из Аттики! 57

Ты действительно расточителен: вместо трех слов, ты мне подарил в десять раз больше; я просил три, а получил тридцать. Ты подражаешь Юпитеру, а ό Ζευς άλλοκα jiev

205

πέλει άθριος άλλοκα δ υει 58. Часто в один день он проли­вает столько дождя, сколько было бы достаточно для оро­шения земли в течение целого месяца, делая землю των βροτων 59 то слишком сухою, то слишком влажною, очень похожею на губку, погруженную в воду. Я знаю портного, который в течение двух или трех месяцев свято хранил правило не касаться τήν σειβούχαν 60, но по истечении вре­мени поста, в один день столько поглощал του νέκταρο!> 61 «артемовского», сколько три пребольших мула или три аркадских осла, мучимые жаждой, выпивали воды. Ты говоришь, моя сила в осуждении. Правильно! Ибо если... Но я, κατά τήν παροιμίαν 62 оставляю тебя наподобие во-роны с открытым ртом и иду в греческую школу

Έρρωσο, φίλτατε!

Σος Γρηγώριος ό Σαββίν 63

Перед наступлением сумерек, ожидая нас дома, веди себя, как улитка: никогда не выползай... По-видимому, я не учел особенностей твоего возраста.

15

[Конец октября — начало ноября 1762 г.] Εράσμιε φίλε Μιχαήλ! 64

Я не могу удержаться от того, чтобы, наконец, не сооб­щить тебе небольшую частицу того, чем меня вскоре после твоего ухода не терзал, как это обыкновенно делают софи­стические тернии, а исключительно радовал наш Плутарх. Бессмертный боже! Как он рисует дружбу! Как ярко он описывает ворону, украшенную чужими перьями, как лукавейшего льстеца, принимающего личину друга, ко­торого греки называют ό κόλαξ 65. Но приведу тебе под­линные слова нашего Плутарха:

«Как монету, так и друга следует испытывать ранее, чем в нем будет нужда, чтобы узнать его не после того, как мы пострадали, а иметь опыт в распознании льстеца, дабы не подвергнуться неприятностям. Иначе мы окажемся в положении тех, кто, испробовав наконец яд, почувство­вали, что он смертелен».

Ибо мы не одобряем как этих, так и тех, которые полагают,что самим делом разоблачают себя те льстецы, которые ведут себя ласково и приятно. Ибо друг не должен быть

206

неприятен или груб, серьезность и строгость дружбы не состоит в резкости поведения, но самая ее эта красота и серьезность должны быть приятны и милы... Не только тому, кто несчастен, приятно видеть лицо благожелатель­ного человека.

Но дружба, сопутствуя жизни, прибавляет удовольст­вие и прелесть ее светлым сторонам не меньше, чем отнимает страдания у ее отрицательных сторон. И бог, примешав к жизни дружбу, сделал так, чтобы все было радостно, приятно и мило другу, находящемуся здесь же и совместно наслаждающемуся. И как бы льстец ни строил козни, используя удовольствие и приятность, нужно знать, что он ничего радостного не вносит в дружбу (до сих пор).

Уже довольно, мой Михаил! Так как дружба — такая божественная, такая приятная вещь, что кажется, будто она солнце жизни, то следует всего более заботиться о том, чтобы не заключить нам в объятия волка вместо овцы, скорпиона вместо рака, змею вместо ящерицы. Нет ничего опаснее, чем коварный враг, но нет ничего ядовитее, чем притворный друг.

Разве я тебе не говорил уже ранее, что таких всего более надо остерегаться? Ни один дьявол никогда не навредит больше, чем такие мнимые друзья. Бесспорно, я говорил тебе о них, чтобы умудрить тебя своим опытом. Я, дражайший, от многих таких пострадал! В зеленеющей траве я находил змею. О, если бы у меня тогда был совет­чик! О книги, лучшие советчики! Вернейшие друзья! И в последующее время, мой Михаил, ожидай от меня таких же предостережений, как друг от друга. Будь здоров и к нам, если можешь, зайди!

Твой Григорий Саввич

16

Χαΐρε, τρις φίλε! 06

Этот день посвящен верховному στρατηγώ 67 Михаилу;

Он — вождь вождей и над ангелами ангел.

Если ты, о Михаил, родственен ему по имени,

То прошу тебя: по-ангельски отпразднуй этот день.

Ангел бога тот, кто презрел земное;

Кто взлетает к небесам, тот ангел божий;

Ангел божий тот, кто разрывает оковы плоти;

207

Кто чист от пороков, тот ангел божий.

О, если бы я увидел то время, когда бы ты сказал так:

«Что мне до земли? В ней нет ничего хорошего».

Σος γνήσιος φίλος

Γρηγώριος ό Σάββιν <

8 ноября 17(32

17

[13 ноября 1762 г.]

Григорий Саввич Молит о радости в господе для своего Михаила

Как сладостен путь жизни, когда совесть чиста! Аттический мед, превосходящий нектар и амброзию! Отсюда веселое лицо и живая надежда отражается на

челе.

Отсюда у благочестивых постоянно столько радостей!

Надежда их не оставляет в болезни и в самой смерти.

Даже у почивших лицо радостно.

О! Михаил, Михаил! Научись смолоду избегать греха,

Если хочешь быть дорог богу.

О, не ищи вне самого себя величайших благ:

Христос учит, что σκήπτρα 69 божий внутри нас.

Случай к написанию этого стихотворения дал сегодняш­ний день του έν άγίοις πατρός ημών 70 Иоанна Златоуста, настоящее его золотое изречение посылаю тебе в подаро­чек: Ουδέν ήμας ούτως ευφραίνει ν οίωί>εν ώς το συνειδός καθαρόν και ελπίδες άγα&αί 71.

Прощай, дражайший!

18

[1762 г.]

Μихаил! Брат во Христе желаннейший!

Если ты здоров, радуюсь; если ты также весел, еще более радуюсь: ибо веселье есть здоровье хорошо органи­зованной души; но душа не может быть радостной, если она проникнута каким-либо пороком. Знаю, как скользок путь юности, как неумеренно вчера веселился простой христианский люд. Очень боюсь, уж не присоединился ли

208

ты вчера к какой-нибудь компании и не попал ли в непри­стойное общество. Если нет ничего предосудительного, то радуюсь твоему великому счастию. Если же не так, то не сокрушайся напрасно; достаточно, если ты ненавидишь порок. Христос уже простил, лишь только у нас явится решение не грешить впредь. Я знаю, что тебе тяжело слы­шать такие слова. Мне известен нрав юношей; но не все то яд, что неприятно на вкус. Одно только скажу: если эти мои опасения ты не истолкуешь как выражение моей высшей любви к тебе, ты будеЩь глубоко несправедлив ко мне. Да сохранит наилучшим образом Христос твой возраст в безопасности от всяких пороков и Да направит тебя ко всему лучшему!

Весьма любящий тебя Григорий Саввич

На рассвете, ноября 15.

То, о чем ты просишь в своем последнем письме, все будет, лишь бы Христу было угодно и ты сам был тверд в начатом деле. Пиши мне покороче, ибо я знаю, что у тебя не хватает времени, и здоровье береги, как глаза.

19

[1762 г.]

Здравствуй, друг!

Ты спрашиваешь мое мнение о планах твоей жизни, твоего будущего положения, особенно о том, с какими друзьями поддерживать тебе общение. Ты благоразумно поступаешь, заблаговременно заботясь о своем будущем. Но о твоем положении в жизни поговорим в другое время, когда внушит Христос. Теперь же немного об общении. С кем тебе поддерживать отношения, спрашиваешь ты. Фи! С хорошими, отвечаю я кратко. А из хороших лишь с теми, к кому в тайниках сердца ты по натуре склонен. Ибо это лучшая норма дружбы. Пища хороша, но что по­делаешь, если она не нравится твоему желудку?.. Неуди­вительно, что она вредит. Однако, если бы у нас, мой Михаил, было так много хороших людей, как хороших яств! Но этого можно только желать, иметь же — другое дело. Истинно добрый человек, то есть христианин, реже белого ворона. Чтобы найти такого человека, тебе потре­буется много фонарей Диогена 72. Что же делать? Следует

209

поддерживать общение с теми, которые менее дурны, чем другие, которые обычно считаются просто добрыми. Вы­бирать следует спокойных, постоянных и простых. О спо­койной душе говорится, что она совершенно лишена за­висти, или недоброжелательства, то есть злобы. Простые — не глупые, но открытые, не лживые, не притворщики и пус­тые, ибо этот род людей я пуще Тартара ненавижу. О, если бы у нас было таких поменьше! Но что делать, если этот мир, то есть большинство людей, состоит из таких?

«Мир — клетка глупцов и лавочка пороков», как поет наш Палингений 73. Поэтому всего правильнее я считаю приобретать друзей мертвых, то есть священные книги. В числе живых имеются до того хитрые, ловкие и бесчест­ные пройдохи, что юношу явно обманывают, вливая свой яд невинной простоте и особенно нападая на простых, потому что около них у этих змей имеется надежда на до­бычу. Ибо и собака не ест собачины. О, берегись таких! Какой ущерб в добрых нравах я сам потерпел, обманут этими посланцами дьявола. Как хитро они вкрадываются в доверие, так что только по истечении пятилетия ты это почувствуешь. Ах! Воспользуйся хоть моим опытом! Я тот моряк, который, будучи выброшен на берег кораб­лекрушением, других своих братьев, готовящихся сделать тот же путь., робким голосом предупреждает, каких сирен, каких чудовищ им следует остерегаться и куда держать путь. Ибо другие потонули и отошли в вечность. «Но, — скажешь ты, — я могу и сам стать благоразумным под ударами судьбы». О мой дражайший друг! Разве ты не знаешь, что многие терпят кораблекрушение, спасаются же очень немногие — трое из ста. Можешь ли ты поручиться, что ты спасешься? Если у тебя есть лекарство, то неужели ты по собственной воле должен принять яд? Достаточно бе­ды, если ты по неосторожности его попробуешь.

Но колокол зовет меня в греческий класс Поэтому если будет тебе угодно в другое время поговорить о той же материи, ты мне вскоре напиши. Так мы будем вести бе­седу о святых предметах, а тем временем и стиль будет вы­рабатываться. Будь здоров!

Безмерно тебя любящий Григорий Саввич

23 ноября, из музея

210

20

[29 ноября 1762 г.]

Φίλτατε φιλτάτων, Μιχαήλ γλύκιστε! 74

Почему не был ты έν ταΐς έσπεριναΤς 75. Читалась прекрасная στιχηρά о святом — Άκακίψ76, из которой ελαβον 77 следующее: «Дух не смущен и ум чист» — — Ό άτάραςας θυμόςκαι νόος κα&αρός. О, более счастлив, чем само счастье, тот, кто обеспечил себе это! Что сладост­нее души, не тревожимой нечистотами и низменными же­ланиями? Что блаженнее, чем ум, очищенный от земных помышлений и видящий самого бога? Твоего болтуна Палингения я без труда для тебя получил. Читай его, терпи, выжимай и насыщайся. Питай божественной и при­ятнейшей пищей твоего малютку Яшу, чтобы и он когда-нибудь овладел скипетром. Радуйся в боге, пой под музы­ку, гуляй, как я делаю («Житейское море»), и прочее. Έγώ προσώπω μεν απών, τή δε καρδία 78 всегда С тобою. Будь здоров и весел.

Более всего любящий тебя Григорий Саввич

Записки твои мне очень неприятны, поэтому не пиши ничего.

21

[1 декабря 1762 г.]

Γμών δέ μακάριοι ot όφταλμοί δτι βλέπουσι καί τά ώτα υμών δτι ακούει (Матфей, гл. 13) 79.

Всякий рожденный, который всем сердцем ищет, не­сомненно, найдет и увидит то, что увидеть могут глаза не каких угодно людей, а лишь блаженных. Это значит: божественную истину всего труднее найти, но зато узрев­шим ее она всего приятнее. Увидеть истину — завершение всего«развебосего (духа святого) ни деяние, ни слово»,/, как сегодня говорится в антифонах, сегодня ни начинается, ни завершается. Так искал Авраам, оставив свою землю; этим путем пошел Исаак, которому землю указал господь. Иаков и его сыновья сделали то же самое. Иметь в себе святой дух есть не что иное, как видеть истину божию, которая является единственной истиной. Если ее видели и Аристотель и его последователи, они блаженны; если нет,

211

они μωρόσοφοι 80. Если МЫ οί απόγονοι του  Αβραάμ 8i, если мы того же с ним духа, мы это подтвердим подобными же делами; ибо откуда, если не из плодов наших, станет известно, что в нас имеется дух τών προγόνων 82. Что про­чие делают, к чему стремятся, они и сами увидят; я же точно знаю, что я всецело посвятил себя одной только бо­жественной истине. Я не успею в этом? Однако же в конце концов успех будет. Сегодня я слышал в евангелии: /«Очи бо ею держалися, да его не познают»/. И они его, однако, познали, хотя глаза их и плохо им служили. Какой честный труд не победит? И какая работа не будет прият­ной, когда мы рождены для этого, когда мы проникнуты духом Авраама? Ибо естественное движение со временем становится стремительнее. Поэтому хочется кричать с Пав­лом: «Буду стремиться, может, достигну» (гл. 3, К филип­пинцам) 83. /«Гоню же, если и постигну, то есть особливо постигну»/. Братья и проч. Если во мне ничего нет, кроме жара сердца, или, говоря словами евангелиста, ή καρδία ημών καιομένη 84, то я доволен этим, ибо τό παντελώς θέλει ν 8δ, исходит от св. духа, который как начал, так, наверное, и завершит, дабы мы могли сказать: /«Мы же открытым лицом взираем на славу божию»./ В этом живу, в этом хочется действовать дни и ночи, в нем я ре­шил, мой драгоценнейший Михаил, умереть, хотя я уже ранее умер для мира, чтобы когда-нибудь подняться во славу со Христом. Тебя же я считаю Авраамовым потом­ком и стремлюсь и желаю, чтобы ты был моим союзником и спутником в жизни, так избегаемой всеми. Если у тебя ή καρδία ή καιομένη 86, а оно, несомненно, должно гореть, если ты тот, кем я тебя считаю, извергни из груди всякую смертную заботу, вымой нечистоту из сердца. Нечистота — это то, что земное, а что видимо, то земное. Если огонь в твоей груди подлинный и истинный, то сгорит все, что в ней есть земного, чтобы ты когда-либо стал чистый серд­цем и узрел бога, τον θεό ν καί την αλήθεια ν 87, делающую блаженными те очи, которые ее видят. Кто хорошо заго­релся, тот хорошо начал, а хорошо начать — это наполо­вину завершить. Приучи себя к тому, чтобы ежедневно через чувства зрения и слуха попадало в твою душу не только что-нибудь из Священного писания и других книг, но и то, что увидишь и услышишь из текущих событий, пе­режевывай, размалывай и, насколько можешь, превращай в питательный и спасительный сок, как животное, которое

212

Должно быть принесено в жертву богу. У тех, кто душою низки, самое лучшее из написанного и сказанного перехо­дит в самое худое и сам Христос есть нечто неприятное. Но те, кто проникнут Авраамовым духом, для тех бог даже из бесплодных скал производит божественную и прек­раснейшую поросль. Если мимо тебя, например, проходит пьяный, ты так мысли: бог представил тебе зрелище, дабы ты на чужом опыте узнал, какое великое зло — пьянст­во, — беги от него. Проходишь мимо лежащего нищего, у которого ноги сгнили или нос с труповидным лицом внушает ужас зрителю, ты так рассуждай: этот или эта, несомненно, вели развратную жизнь, это плоды разврата. О, счастливы те, кто может быть свободен от этого зла; о, как велико значение здоровья и целомудрия! Как вы­сока добродетель! Как немногим опа свойственна! Ты стоишь в храме, слышишь, как воздают почести поясу блаженнейшей девы, слышишь, что ее опоясанию прида­ется божественная сила, блаженнейшим называется го­род, в котором был положен этот пояс, защищающий от всех несчастий, то так об этом думай: здесь должна быть какая-то тайна. Если плоть не приносит никакой пользы, то как же помогает пояс, служащий плоти? Манна? 88 Что такое? Толпа это воспринимает, как осел звуки лиры. Но ты, если хочешь по-авраамски слушать и воспринимать, копай здесь с отроками Исаака и, может быть, удалив землю, найдешь некоторую живую воду. Или так: родила, однако, дева? Должна быть и здесь некоторая тайна. Итак, рождают и девы. Фи! И притом в большом количест­ве. В человеческих делах это невозможно. Но удали, гово­рю я, землю. Ибо и дух имеет свое рождение, и где так царит дух, как не там, где ему противостоит плоть, эта опоясанная поясом девственной чистоты (возвеселися, неплодная, нерождающая), и проч. Будь здоров, потомок Исаака!


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!