БРАНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА СО САТАНОЮ 18 страница



38

[Первая половина марта 1763 г.]

Εύθύμει186, мой Михаил!

Δήμος 6 χριστιανός δαπανάει σώμα καί αίμα Χρίστου, αλλά άεί έστι κακοστόμαχος 187.

Народ, почитающий Христа, ест тело богочеловека, Упивается кровью, но худо переваривает, неразумный.

Τά λοιπά αναβάλλομαι εις ύστερον χρόνον...188

Григорий Саввич

39

[Первая половина марта 1763 г.]

Здравствуй, христианская любовь, любимейший Михаил!

Тщетно вкушает плоть тот, кто заключен во плоти, Кто вкушает не для того, чтобы дойти до смысла.

232

Нечестивая толпа может коснуться тела Христова, Но дурная толпа пе способна постичь промысл

божий.

Есть тело животное, но есть и духовное тело: Первое не приносит пользы, второе спасительно. Первое не помогает, если им ограничиваешься; Если ж не ограничиваешься, помогает достичь

разума.

Зачем сажаешь маслину, которая не принесет

плодов?

Зачем садишь в землю, когда не даст нового

побега?

Зачем вкушаешь Христово тело, оставаясь

тем же?

Зачем принимаешь семя, когда у тебя нет плода? Если семя, брошенное в землю, от тепла сгниет, То новый дух породит от него новые плоды. Если животное тепло не будет у тебя взято смертью, То ты не будешь иметь духовного и нового. Оставь старого человека с его дурным ученьем, Прими новые мнения и новые дела божий. Зачем принимаешь тело, отвергая его разум? Разве душа не лучше тела и не больше значит? Телом твоим ты касаешься тела, Но сердцем ты избегаешь сердца. Скажи мне, это дружба? Ты целуешь уста, но являешься врагом его

нравов.

Тебе неприятен тот дух, с которым важно общаться.

Христос — простота, ты же роскошествуешь в

одежде, жилье и пище. Чем же поможет тебе святое тело?

Христос — девственность, я же взираю в лицо

блудницы.

Чем мне поможет святое тело? Прими, дорогой

мой,

Вместе с плотию дух Христов,

Тогда с господом будешь один дух.

 Будь здоров, мой любимейший!

Твой во господе Григорий Сковорода

233

40

234

[Последняя неделя марта 1763 г.]

Здравствуй, утешение в заботах моих, Михаил сладчайший/

Я хочу, чтобы в эти весенние дни ты пользовался менее продолжительным сном и более холодной пищей. Учиты­вай жар своей юности, теплоту весны, сидячий образ жиз­ни и свое чрезвычайное прилежание. Недавно (вчера) мы случайно прочитали у Мюре, что Гален 189, второй, после Гиппократа 19°, отец врачей, рассуждая περί ύγιειών 191, выразил мнение, что мальчикам и юношам подходит более холодная, а старикам — более теплая пища. Несомненно, достоин доверия такой автор. Ибо из горячей нищи развивается излишняя влага, а отсюда 6 κατάρρος 192, который все врачи признают отцом всех болезней. Катар— это насморк (нежидь), а насморк —не что иное, как гной, уплотненный очень большим жаром, развившимся из чрезмерной и горячей пищи, или влага, сгущенная жаром, откуда у греков даже жар в теле, или гной, называется φλέγμα 193. Поэтому лечение состоит в том, чтобы быть весе­лым и бодрым. Но мать этого есть трезвость, которая состоит не только в умеренном и холодном питье, но и в такой же пище. Не будет трезвым тот, кто перегружается пищей, хотя бы он и άοινος194. О, как я был глуп, нанеся уроп своему здоровью, поддавшись в молодом возрасте влиянию весьма испорченных товарищей: а ты должен ненавидеть и избегать их пуще ядовитой змеи и бешеной собаки. Но что же я? Как будто не знаю твоей свободной и целомуд­ренной натуры. Прощай, дражайший.

Твой Григорий Сковорода

41

[Последняя неделя марта — начало апреля 1763 г.]

Κήδιστέ μου ώ Μιχαήλ, Χάριν εΰχομαί σοι έν τω κυρίω ημών!195

Дни и ночи, оставив все, будем стремиться направлять всякое рассуждение, мой дорогой, к тому превышающему всякий ум миру, который есть «мир, всяк ум преиму-щий»/; что представляет собою перевод греческих слов;

την ειρήνην υπερέχουσαν πάντα νόον 196. Чем более стихает жар низменных страстей, тем ближе подходим мы к этому божественному оплоту. Обрати внимание на море сердца твоего, твоих помышлений и взвесь, какой ветер поднимает волнение, подвергающее опасности кораблик души твоей. Не ветер ли честолюбия?.. Старайся умолить, чтобы поспе-шпл тебе на помощь тот, //«которого ветры послушают»/7. Что это такое, чем злой дух нас привлекает к подкрашенным красотам мира сего? Блеск дворцов, или πορφύρας197. Ах, ты не видишь, сколько зла скрывается внутри, иод кра­сивой внешностью: змея таится в траве. Δφαφος την χοιράδα κρύπτει198. Прекрасно ты это понимаешь, душа моя, а чтобы в совершенстве понял и познал, это совершит Христос, если ты будешь тверд в любви к нему (Христу) и правильно употребишь данный тебе талант; пока мы свободны, постарайся, дражайший, чтобы мы чаще и ус­пешно беседовали лицом к лицу έν τη λέσ/η 199, письменную беседу отложим на то время, когда будет невозможно и не будет времени непосредственно лично όμιλειν 200, а это время уже скоро наступит. А ежедневно посылай ко мне но утрам нашего Максимочку, чтобы и ему я мог сказать что-нибудь доброе и тебе дать что-нибудь мое, не входящее в круг обыденного. Будь здоров, ώ κήδιστε, και ήμας άντιφίλει.

Σος Γρηγώριος ό Σαββίν 201

42

[1703 г.]

Желаннейший товарищ, мой Михаил!

Сегодня я поднялся так рано, что на целый час с третью предупредил восход солнца. Бессмертный боже, как весела, бодра, свободна, подвижнее молнии и быстрее Эвра202 та паша часть, которая именуется божественной и которая у Марона названа огнем простого дуновения! Итак, по пословице «где у кого болит, там он и руку держит» скупой непрерывно думает о деньгах, купец — о товарах, пахарь— о быках, воин — об оружии, короче, где у кого болит или имеется источник удовольствия, там каждый рад иметь и ум, и язык. Мое же сердце, лишь только я пробудился, устремляется к собственному сокровищу. Я начал размы­шлять с самим собою так: мы, глупые и несчастные, пего­

235

дуем, если кто из нас по обычному представлению живет в бедности или скромно, не имея никакой должности, тогда как одна добродетель делает счастливым и сохраняет сча­стье. Что же, достиг ли ты наконец добродетели? Достиг ли наконец того, что и к тебе могут иметь отношение слова: ύμΊν δέδοται γνώμαι τά μυστήρια της βασιλείας των ουρανών 203? Если нет, то где цена затраченного времени? Обра­щаясь к самому себе с подобными речами, я начал под­водить итог времени: когда, для скольких, на какие пустые предметы я расходовал вещь, превосходящую все по цене. Как и теперь, я не умею пользоваться временем, но то,что имеется в настоящем и что единственно находится в нашем распоряжении, идет на пустяки или, что еще хуже, на сожаления, или, что хуже всего, на грехи. На будущее мы надеемся, настоящее презираем: мы стремимся к тому, чего нет, пренебрегаем тем, что имеется, как будто может текущее вернуться вспять или будущее наверняка будет достигнуто. Когда я об этом раздумывал, припомнилось греческое двустишие, которое я перевел на латинский и заучил, когда был в лавре святого Сергея 204. Так как это двустишие не лишено изящества, мы приведем его здесь:

Τής ώρας απόλαυε, διέρχεται πάντα τάχιστα; "Εν θέρος έξ έρίφου τραχύν εθηκε τράγον —

Пользуйся временем, ибо все быстро старится; Одно лето превращает козленка в косматого козла 205.

О, если бы, мой Михаил, мы так пользовались временем, чтобы, смущенные духом, потом не молили напрасно о том, о чем глупцы обычно тщетно вопят: о, если бы Юпитер вернул мне прошедшие годы!

Счастливо использовал время тот, кто познал, чего нужно избегать и чего домогаться. Ибо невозможно (мы читали сегодня с одним приятелем в руководстве), как говорит Платон в своей книге о государстве, «постоянно следовать добродетели тому, у кого нет твердых убежде­ний в том, к чему следует стремиться и чего избегать; ибо, кто полезное считает бесполезным и наоборот, тот белое считает черным». «И горе таким!» — восклицает пророк.

Напиши самым кратким образом, в трех словах, как твое здоровье, особенно душевное. Прыщ, появившийся на лице, умоляю, не трогай и не ковыряй. Вчера я пришел

236

в ужас, случайно услыхав, что для многих такие прыщи, признаваемые за нечто незначительное, были смертельными именно потому, что их терли.

Будь здоров, дражайший, с Гришей 206 и прочими ма­лютками!

Весьма вас любящий Григорий Саввич

Апрель

43

[11 мая 1763 г.]

Κατ ώς γέγραπται 207

Как поет Давид: в тебе Вся наша жизнь. Ежедневно смерть угрожает нам. Вот такова невинная овечка, Которую жестокий мясник Готовится зарезать, Пролить ее темную кровь. Ведомая без всякого принуждения, Она сама ему помогает И подставляет горло под острие ножа. Но все это побеждает возросшее милосердие

Одной своей силой,

Которая окружает нас вечной любовью. Ибо тверда мысль...

Εις τήν πεντηκοστήν 208

О, если бы к нам в сердце вливался тот дух, Который учитель вложил в своих детей! Тот новый дух, что сердца обновляет своим

огнем,

Этот дух творит новые языки и новые дела. Этот новый дух нежнее дуновения зефиров, Лишь он подует, тотчас образуется новая земля, Обновляются времена, движения небес и жизнь. Ветхий час убегает, обновленный час приходит. Люди уже совершают новые дела, произносят

новые слова.

237

У них появляется новое зрение, сердца и ноги

новые.

Так дерево, мертвое зимой, лишь только весеннее

 Солнце с высоты его согреет, вскоре оживает.

Посмотри теперь на языки, руки и ноги глупой

толпы.

Чего она хочет? Что делает и о чем говорит?

Всюду говорится о честолюбии, о скупости.

Думаешь, это новые речи? Это старый язык.

Всюду царят преступление, роскошь и грязная

похоть.

Ты думаешь, это новые дела? Нет, это старые дела.

 Люди стремятся лишь угождать чреву и тленной

плоти.

Думаешь, это новые сердца? Это старые сердца.

 О, сжалься надо мною, милостивый заступник!

Приди!

Дай мне новое сердце, слова новые и руку новую!

 Освободи меня из пещеры, где находится эта

жалкая толпа! Приобщи меня к небожителям, которым спяет новая

земля!

 

Дражайший Михаил!

Эти стишки мне показались не лишенными приятности. Когда я в этот священный день, который является целью и σκοπός 209 всех праздников, размышлял о священных предметах, относящихся к φιλαυτίαν 210 или к благочести­вым изречениям, эти стихи на меня подействовали, то есть побудили душу к благочестию. Поэтому я решил их со­общить и тебе, моему другу и ревнителю науки, а еще более — благочестия, которое одно делает человека счаст­ливым. Если моряк своими морскими речами обменивается с моряком, купец — с купцом, солдат — с солдатом охотно ομιλίας 211, то неужели тот, кто отдается благочестию и полезным наукам, будет нем с тем, кто занимается тем же и является его другом? О, так не может быть! Однако обра­ти внимание не на изящество слов, почти ничтожное, а на то, мыслим ли мы достаточно благочестиво, на силу высказанных мыслей, — определяй вкус не по скорлупе, а по ядру. Αγιώτατος ό παράκλητος 212 совершит в свое время то, что, отвергнув древнее и глубокое, оставшись с

238

одним молоком благочестия, будешь стремиться к новой пище, достойной христианского мужа, дабы к тебе могло быть применено пророчество об Иуде: зубы его белее молока.

К тебе весьма расположенный Григорий Саввич

44

[Вторая половина мая — начало июня 1763 г.]

Более всех любимый друг Михаил!

После вечерней молитвы я имею большое желание возоб­новить вчерашнюю прогулку. По выходе из храма направ­ляйся ко мне или следуй прямо вчерашней живописной долиной по тем низменным местам, по каким мы вчера возвращались, идя так медленно, чтобы я мог за тобою следовать. Я приведу с собою и большую часть хора, то есть моих певчих — мальчиков. Возьму и того автора, дарование которого мне доставляет величайшее удоволь­ствие . Действительно, он так мудр и вдобавок так остроумно срывает маску с этой прелестнейшей и презреннейшей блуд­ницы, то есть этого мира. Но допустим, что он, [мир] такой, за которого его обычно принимают. Однако мудрец должен и из навоза выбирать золото. Разве Христос для грешных падение,/, а не άνάστασις 213? Разве чистым не все чисто? Но что я его тебе хвалю? Не будем походить на того напыщенного и напитанного глупой философией схоласта, который смеялся над επίγραμμα214, известной надписью... Я скажу только вот что: никто остроумнее, полнее и полезнее не показывал скрытую от глаз нечистоту мира. Таких, как ты, сов он наделяет зрением: / «Дажд премудрому вину»/5, и проч. Следующие слова Теренция, по-видимому, на то же указывают: извлекай из опыта дру­гих то, что тебе будет полезно. Против воли кончаю. Об этих предметах следует рассуждать ночью и днем. Написал стихи и для Николая: в них мы достаточно показываем обманчивые прелести мира.

Будь здоров, дражайший!

Твой Григорий Саввич

239

45

240

[Вторая половина июня 1763 г.]

Тезис: Мудрец скромен

Если кто-либо, будучи допущен к святыням изящных муз, не вполне к ним приобщился, но лишь, как говорится, краями губ вкусил от этой подлинной мудрости, такой человек, по крайней мере по моему мнению, не может не быть скромен.

И это не удивительно. Как глупость есть мать всех поро­ков, в том числе и высокомерия,которому свойственно домо­гаться и бремени сверх силы, и почести сверх достоинства, и славы сверх заслуги, так мудрость есть подлинная роди­тельница как прочих добродетелей, так и скромности, которая, меряя себя, как говорится, своей собственной меркой скорее спускается вниз, чем возносится вверх.

Прекрасно у Плутарха в его нравоучительных сочине­ниях 215 наряду со многим другим написано следующее: «Земледельцы, — говорит он, —с удовольствием видят ко­лосья, наклоненные к земле; те же колосья, которые по своей легкости поднимаются вверх, считают пустыми и вымоло­ченными. Ибо подобно тому как пшеничные колосья без зерен легко поднимаются среди других, полные же и тяже­лые, прячась, опускаются вниз, — так и среди людей, кто наиболее пуст и лишен серьезности, тот более всего стре­мится к почестям и отличается дерзостью, имеет лицо и походку, исполненную надменности и презрения, не щадя­щего никого».

Ввиду этого я никак не могу допустить, будто благора­зумен тот, кто лишен скромности, и что не обладает доб­рым и здравым разумом тот, спутницей которого является эта любезная и приятная добродетель.

Счастливейший φιλόλογε 216 Михаил, здравствуй!

Итак, целых три дня мы молчали. Но возместим молча­ние. Экзаменуя юношей, я вынужден был сам омолодиться и писать по правилам то, что называют τήν χρείαν 217, Посылаю ее тебе в качестве лидийского камня. Если не понравится, то прими во внимание, что я никогда не зани­мался правилами ρητόρων 218, если же ты ее найдешь не совсем нелепой, то отнеси это на счет старых книг, которые, как ты знаешь, я усердно изучаю. Что касается твоей по­словицы: /«абы ся курыло»/, то она меня замучила: почти все три дня я ею занимаюсь. Но прежде всего прими во внимание следующее: не обязательно у греков или рим­лян вошло в пословицу то, что вошло у нас. Поэтому не в форме пословицы, я полагаю, ты так вполне удовлетво­рительно можешь сказать по-латыни: mihi шпЬга suffiat — мне довольно тени, названия и подобия. Греки παροιμιαστί219 выражают словом ώς τύπφ 220. Наша пословица в данном случае говорит, что достаточно дыма, хотя бы до пламени дело не дошло. Таким образом, и здесь тень вместо тела, знак вместо вещи. Но вот тебе и пословица: dicis gratia, как ты сказал бы: dicationis gratia, как говорится, для виду, когда что-нибудь делается на скорую руку, — спо­соб выражения у плохих исполнителей религиозных об­рядов, которые часто в храме жертвуют богу не то, что его достойно, но лишь бы иметь знак, что они пожертво­вали. Переводи так: /«абы то для славы»/5, и подобное. По-латыни можно сказать: crasso filo — «грубою нитью». Несомненно, есть пословица: tenui filo — «тонкою нитью». Будь здоров, мой дорогой!

Твой Григорий Саввич

46

[Конец июня 1763 г.]

Драгоценнейший друг мой Михаил!

Кто такой был этот Демонакс 221, для меня еще не ясно. Предполагаю только, что он был спартанец, каковой род людей не столько отличался красноречием, сколько остро­умием и преданностью добродетели. Но что он был за чело­век, я вижу уже по его изречению, которое мне очень нра­вится. Вот оно: Έν αλλότριας παραδείγμασι παίδευε σεαυτόν καί απαθής τών κακών εση 222. Это изречение ради учеб­ных целей мы дословно передадим так: «На чужих примерах учи самого себя и будешь не чувствителен к бе­дам», то есть не потерпишь бедствий. Ибо первое его изре­чение, я полагаю, ты знаешь: в нем он порицает τους πολυπραγμονέοντας μεν περί του κόσμου, περί δε τής εαυτών άκοσμίας ού φροντίζοντας 223. Что касается ранее приведен­ного изречения (о последнем мы будем говорить в другом


Дата добавления: 2018-10-26; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!